- Жилищное право

Заявление об уменьшении размера госпошлины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об уменьшении размера госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.

Возврат и зачет уплаченной государственной пошлины

Уплаченная государственная пошлина может быть полностью или частично возвращена, а также допускается ее зачет. Основания и порядок возврата или зачета пошлины устанавливаются ст. 333.40 НК РФ.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законом;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления судом заявления без рассмотрения.

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении судом мирового соглашения.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, которое подается в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Зачет производится по заявлению плательщика, подаваемому в суд, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Образец заявления (ходатайства) о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины.

Примерная форма заявления об отсрочке или рассрочке госпошлины была предложена в Приказе ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-8/683@. Она не является строго обязательной, документ можно составить и в иной форме. Ниже приведен образец заявлени о рассрочке или отсрочке уплаты госпошлины, составленный с учетом пожеланий ФНС.

В (указать суд или другой госорган)

От (Ф.И.О. истца, заявителя, данные его представителя)

Адрес для обратной связи.

Заявление(ходатайство) о предоставлении рассрочки (отсрочки) по оплате госпошлины

Я, (Ф.И.О. заявителя – физического лица или ИП, наименование юридического лица), обратился в (указать название суда или другого государственного органа) с исковым заявлением (заявлением) о (указать суть обращения, в случае судебного дела – указать, кто является ответчиком).

В соответствии с (указать применимую статью Налогового кодекса РФ, например – 333.19 НК РФ при обращении в суд общей юрисдикции) при подаче указанного заявления я обязан уплатить госпошлину в сумме (указать сумму).

Указанную сумму госпошлины я оплатить не в состоянии в связи со следующим: (указать, почему не может быть проведена оплата госпошлины – отсутствие денег, тяжелое материальное положение.

На основании статьи 333.41 Налогового кодекса РФ

ПРОШУ:

предоставить отсрочку (рассрочку) уплаты госпошлины на срок до (указать срок).

К заявлению (ходатайству) необходимо приложить документы, подтверждающие основания для ее предоставления. Его необходимо передать в суд при подаче иска – в противном случае суд оставит его без движения. При обращении в другой госорган заявление также нужно предоставить при подаче обращения.

Оценка имущественного положения не зависит от отнесения истца к коммерческой организации или к некоммерческой организации, поскольку налоговым законодательством не установлен особый порядок рассмотрения ходатайств об отсрочке уплаты госпошлины юрлиц различной организационно-правовой формы. Общественные организации или финансируемые публичным собственником учреждения не могут обосновывать обязательность предоставления им отсрочки уплаты госпошлины лишь выпиской из учредительного документа о некоммерческих целях их деятельности.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего заявления об отсрочке уплаты госпошлины надлежащими доказательствами. Приложение к ходатайству одного решения учредителей о добровольной ликвидации, решения арбитражного суда о принудительной ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или судебного акта по делу о банкротстве юрлица без документов о денежных средствах на банковском счете позволяет арбитражному суду отказать в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

Длительность отсрочки

В соответствии с п. 1 ст. 333.41 и п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок от одного месяца до одного года.

Законом не предусмотрено обязательное вынесение отдельного определения об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины. Поэтому результаты его разрешения могут отражаться самостоятельным пунктом в тексте определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

Читайте также:  Права и обязанности несовершеннолетних родителей

Поскольку законодательство о госпошлине связывает длительность предоставления отсрочки с конкретным временным периодом, то такой срок не может ставиться в зависимость от неопределенного момента вынесения по делу судебного акта или наступления иного события, связанного с процессом разбирательства дела. Поэтому не подлежит применению п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине», позволявший предоставлять отсрочку уплаты госпошлины до дня заседания арбитражного суда или дня вынесения решения по делу.

Арбитражный суд вправе установить длительность отсрочки указанием на конкретное количество месяцев от одного до шести. Однако, чтобы избежать возникновения дополнительных вопросов о правилах исчисления начала и окончания срока, выраженного в нескольких месяцах, в определении суда должна указываться точная календарная дата, до наступления которой предоставляется отсрочка и по прошествии которой истец обязан представить в суд документ о ее уплате.

Как получить отсрочку уплаты госпошлины в арбитраж

Воспользоваться правом на получение отсрочки по уплате госпошлины, не так-то просто. Начинать следует с изучения условий, наличие которых, может стать основанием для принятия судом положительного решения.

И так, вы должны знать, что заявить о просьбе, связанной с отсрочкой уплаты госпошлины, можно уже в исковом заявлении.

Так же, закон допускает обращение в суд и посредством отдельного документа – заявление об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность, не только отсрочить уплату госпошлины, но и уменьшить её размер. Вместе с тем, вы можете воспользоваться и таким инструментом, как рассрочка.

Одним из основных обстоятельств, служащих для обоснования необходимости отсрочки, это – тяжёлое материальное положение. Как правило, оно имеет временный характер.

Тогда нужно постараться убедить суд в скором изменении ситуации в лучшую сторону.

Например, хорошим аргументом, будет наличие подписанного договора, из которого следует, что деньги будут получены после его выполнения.

Отсрочка уплаты госпошлины в арбитражный суд

Госпошлина рассчитывается и уплачивается с итоговой суммы заявленных исковых требований (сумма иска), а так же по фиксированной законом сумме пошлины в случае искового требования неимущественного характера и исков направленных на защиту прав и свобод граждан, к примеру:

  1. о признании сделки недействительной – 6 000,00 руб.
  2. о выдаче исполнительных листов на исполнение решения третейского суда – 3 000,00 руб.
  3. об установлении фактов, имеющих юридическое значение – 3 000,00 руб.
  4. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок для организаций – 6 000,00 руб.
  5. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок для физических лиц — 300,00 руб.
  6. выдача судебного приказа – 1 000,00 руб. Подробнее можно посмотреть на сайте суда, к примеру на сайте арбитражного суда г. Москвы

Законодательством предусмотрена обязательная корректировка госпошлины в случае увеличения цены иска, а так же при иных описанных кодексом случаях.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Читайте также:  Права родителей ребенка-инвалида

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

Об отсрочке уплаты госпошлины в суды общей юрисдикции: заявление на рассрочку

Отсрочка уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции дается только в той ситуации, если истец, на день предъявления прошения в судебную инстанцию, не может в полном объеме оплатить всю необходимую сумму. Написав соответствующую просьбу, гражданин подает ее совместно с основным прошением в суд. Заявление попадает к судье и уже на его усмотрение идет, удовлетворять прошение или нет.

Если приведены достаточно веские доводы, суд может сократить размер госпошлины, отложить ее оплату или, в последующем, взыскать с другой стороны. Последнее происходит при тех обстоятельствах, если принятое решение было положительным для истца. Как подавать заявление об отсрочке оплаты госпошлины при подаче иска, какие документы следует приложить, все это и будет описано в статье.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины

Итак, финансовое положение плательщика не позволяет ему уплатить госпошлину единовременным платежом по причине одного из перечисленных выше оснований. В таком случае, чтобы получить отсрочку, необходимо подать ходатайство в тот государственный орган, который оказывает соответствующие действия.

Ходатайство о рассрочке уплаты госпошлины не имеет единой унифицированной формы. За основу для разработки собственного документа можно взять, например, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (приложение №1 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

Так, в шапке документа целесообразно указать государственный орган, куда подается ходатайство о рассрочке уплаты госпошлины. Допустим, речь идет об уплате госпошлины в суд общей юрисдикции. Тогда в шапке документа стоит указать ФИО или наименование истца, его адрес, телефон, электронную почту, указать реквизиты ответчика. В основной части ходатайства целесообразно указать, на каком основании необходимо уплатить госпошлину. То есть стоит указать, в какой суд было предъявлено исковое заявление, предмет иска, цену иска цифрами и прописью, далее указать сумму госпошлины, которая должна быть уплачена и переходить к самой сути заявления – указать, по какой причине пошлина не может быть уплачена полностью и в срок. В ходатайстве стоит указать срок, на который плательщик просит отсрочить уплату и указать в качестве приложений документы, подтверждающие его затруднительное финансовое положение в данный момент. Под основной частью ходатайства проставляется дата заполнения и подпись с расшифровкой.

Правила предоставления отсрочки

Право граждан на отсрочку уплаты госпошлины регламентируется ст. 90 ГПК РФ и ст. 102 АПК, а также ст. 333.20 ч. 2 НК РФ и ст. 333.22 ч. 2 НК РФ для гражданских и арбитражных процессов соответственно. В ст. 333.41 ч. 1 НК РФ указывается, что отложить уплату пошлины можно только по ходатайству заинтересованного лица. Срок уплаты госпошлины установлен ст. 64 ч. 1 НК РФ и не может превышать двенадцати месяцев с момента подачи искового заявления. Процентного увеличения суммы не положено в течение всего периода отсрочки.

ВНИМАНИЕ! В ч. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 6 значится, что ходатайствовать об отсрочке допускается в тексте самого искового заявления, либо в кассационной или апелляционной жалобе.

Этот вид налогового отчисления не является оплатой судебных услуг, а выступает федеральным сбором. Право на отсрочку предоставляется лицам, для которых уплата налога полностью или частично окажется тяжелым бременем для их семейного бюджета, или же если они стали жертвами обстоятельств непреодолимой силы, вроде стихийного бедствия или техногенной катастрофы. Разрешить отсрочку уплаты госпошлины может только суд – это его право, а не обязанность, так что судья будет исходить из имущественного положения заявителя и из тех доказательств, которые ему предоставят.

Читайте также:  Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц

По ст. 64 ч. 5 НК РФ все факты, препятствующие уплате госпошлины, должны подтверждаться документальными доказательствами.

Отсрочить оплату государственной пошлины можно по следующим основаниям:

  • Гражданин стал жертвой стихийного бедствия, техногенной катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
  • Он не получил положенное ему социальное обеспечение, которое помогло бы ему оплатить налог;
  • Заявитель рискует остаться банкротом и лишиться средств к существованию;
  • Его неплатежеспособность подтвердила прошедшая налоговая проверка.

Гражданин, рассчитывающий на отсрочку госпошлины, должен подготовить ходатайство и доказательства своего материального положения. В их число входят:

  • Справка из центра занятности с информацией, что заявитель состоит там на учете;
  • Справка из органа социальной защиты о том, что семья признана малоимущей и получает пособие;
  • Подтверждение, что другие члены семьи не имеют доходов;
  • Сведения о пенсиях и пособиях на детей;
  • Справка 2 НДФЛ;
  • Документ о владении движимым или недвижимым имуществом;
  • Сведения об отсутствии статуса ИП и главы фермерского хозяйства;
  • Информация о наличии или отсутствии подсобного хозяйственного участка;
  • Подтвержденная налоговыми органами справка из банка о вкладах или кредитных обязательствах и об отсутствии на них денежных средств в размере достаточном для оплаты госпошлины.

Пояснительная записка к Ходатайству по отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины

Ходатайство по отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении размера государственной пошлины предоставляется в суд заинтересованной стороной, причем оно должно быть представлено в письменной форме. Данное ходатайство может быть изложено как в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе, так и в отдельном заявлении, которое прилагается к соответствующему заявлению, либо жалобе. Если ходатайство подано до обращения в суд с исковым заявлением, либо жалобой, то суд возвращает его без рассмотрения (ст. 333.22 НК РФ, ст. 65 АПК РФ).

В ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении ее размера должны быть указаны обоснования и приложения документов, которые свидетельствуют, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, либо апелляционной или кассационной жалобы (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»):

В сегодняшней статье мы рассмотрим порядок получения отсрочки оплаты госпошлины.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст.

260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.

Возможность получения отсрочки госпошлины при обращении в арбитражный суд установлена ст. 102 АПК РФ, которая отсылает нас к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ), устанавливающему порядок предоставления отсрочки уплаты госпошлины.

К слову, данный порядок практически одинаков при обращении в любые суды на территории Российской Федерации.

Как получить отсрочку уплаты госпошлины в арбитраж

Воспользоваться правом на получение отсрочки по уплате госпошлины, не так-то просто. Начинать следует с изучения условий, наличие которых, может стать основанием для принятия судом положительного решения.

Это интересно: Ежемесячное пособие на ребенка в 2020 году

И так, вы должны знать, что заявить о просьбе, связанной с отсрочкой уплаты госпошлины, можно уже в исковом заявлении.

Так же, закон допускает обращение в суд и посредством отдельного документа – заявление об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность, не только отсрочить уплату госпошлины, но и уменьшить её размер. Вместе с тем, вы можете воспользоваться и таким инструментом, как рассрочка.

Одним из основных обстоятельств, служащих для обоснования необходимости отсрочки, это – тяжёлое материальное положение. Как правило, оно имеет временный характер.

Тогда нужно постараться убедить суд в скором изменении ситуации в лучшую сторону.

Например, хорошим аргументом, будет наличие подписанного договора, из которого следует, что деньги будут получены после его выполнения.

Основания для заявления ходатайства

Как мы уже сказали, единственной уважительной причиной для предоставления отсрочки уплаты госпошлины суд может счесть только тяжелое материальное положение истца, подтвержденное документально.

Это означает, что ходатайство должно быть обосновано именно этой причиной. В качестве документального подтверждения тяжелого материального положения могут быть использованы:

  • справка о заработной плате или о размере пенсии;
  • справки о доходах членов семьи;
  • справка о составе семьи;
  • справка о болезни истца или члена его семьи, которая требует дорогостоящего лечения;
  • справка из центра занятости населения (биржи труда) о регистрации в качестве безработного;
  • справка о признании гражданина малоимущим;
  • справка об имевшем место несчастном случае, например о пожаре в квартире истца и т.д.

Как рассматривается заявление об отсрочке госпошлины

При определении возможности предоставления истцу отсрочки госпошлины, освобождении от госпошлины и др., суд руководствуется внутренним убеждением при оценке доводов истца и выносит определение, на которое в случае несогласия можно подать частную жалобу. Правовой основной для суда служит ст. 64 Налогового кодекса РФ.

Если суд откажет, а истец не оплатит госпошлину и не предоставит в суд квитанцию, исковое заявление по гражданскому делу будет возвращено истцу. Что не препятствует повторному обращению.

В таких ситуациях можно дополнительно изучить возможность альтернативной подсудности. Но в принципе заявление об отсрочке госпошлины можно подать и несколько раз, если изменятся основания для отсрочки.

Главная » Документы » Заявления » Заявление об отсрочке уплаты государственной пошлины (образец)

При подаче иска обязательно приложение к нему документа, подтверждающего оплату госпошлины, как это предусмотрено законодательством. Отсутствие такого подтверждения ведет к отказу в приеме заявления.

В случае, когда гражданину необходимо обратиться в судебные органы, однако по причине тяжелого финансового положения он не может произвести оплату госпошлины, он должен внести в резолютивную часть иска просьбу к суду об отсрочке оплаты.

Прошение может быть подано и отдельным ходатайством, которое прилагается к заявлению. Иначе говоря, просьба рассрочить оплату должна быть подана одновременно с иском.

Посмотрите видео. Предоставление отсрочки в оплате государственной пошлины:

Мнение эксперта

Степанов Максим Анатольевич

Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — гражданское право. Большой опыт в составлении договоров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *