- Торговое право

Определение Верховного Суда РФ № 2-КГ19-10 от 21 января 2020 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение Верховного Суда РФ № 2-КГ19-10 от 21 января 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вопросы, касающиеся исковой давности по спорам, связанным с ОСАГО, оставлены судом практически без изменения, однако, судом внесен интересный абзац (пункт 5 Постановления № 58). Буквально он звучит так «Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком».

Страховое возмещение можно получить в кассе страховщика или на банковский счёт, либо в виде оплаты ремонта в согласованном со страховщиком автосервисе. Способ возмещения выбирает потерпевший. Исключение составляют личные авто граждан РФ, зарегистрированные в России – в этом случае возможен только ремонт и его последующая оплата, если только потерпевший не погиб (погибло авто, потерпевший является инвалидом или получил тяжкий или средний вред здоровью, а также ряд иных обстоятельств, указанных в ст. 61.1 закона об ОСАГО).

Когда страхового возмещения не достаточно, виновник – причинитель вреда оплачивает разницу. Доплата может быть осуществлена страховщиком и в том случае, если возмещения не хватило на восстановление здоровья или утраченного заработка.

Суд в очередной раз отметил, что если страховщик и потерпевший согласны с размером страховой выплаты, то независимую экспертизу можно не проводить, о чем страховщик и потерпевший заключают соответствующее соглашение. Заключив такое соглашение, потерпевший не вправе потом что-либо довзыскивать, но может оспорить в суде само соглашение.

В обновленном Постановлении появился пункт о том, что, если причинителей вреда несколько и их ответственность застрахована разными страховщиками, то последние возмещают вред солидарно.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа

5/5 (1)

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Можно ли и как избежать выплаты?

Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.

Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.

Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!

Почему именно «удается убедить суд«, а не иначе?

Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.

Читайте также:  Уведомление о расторжении трудового договора с иностранцем

Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.

Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.

В 2020 году действует схема возмещения убытков после происшествия на дороге, которая была введена совершенно недавно. Она позволяет по-новому рассчитать причинённые убытки хозяину машины.

Введённая в 2015 году методика, объединившая ранее установленные законом правила, была прокомментирована уже в 2016 году юристами, практикующими в Верховном суде. Основным моментом, на который был поставлен акцент, является схема расчёта убытков, основывающаяся на данных по автомобилю с учётом его износа.

Очень часто водители встречаются с проблемой отсутствия данных по необходимым запчастям, так как стоимость их продажи-покупки изменяется с каждым месяцем, данные с такой частотой, конечно же, не обновляются. Поэтому произвести расчёт правильно практически невозможно по причине отсутствия актуальных данных по деталям. В этом случае пострадавший из собственного кошелька доплачивает за разницу в стоимости новых деталей на восстановление машины. Даже судебный иск не помогает правильно установить необходимую сумму.

Получение выплаты по ОСАГО с учётом износа

Износ распространяется лишь на заменяемые детали и запчасти автомобиля. Как указывалось выше, степень износа определяется специалистом во время экспертизы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия, а не в момент оценки ТС для заключения страхового договора.

Рассчитывать на получение выплат по полису могут лишь те граждане, с которыми договор страхования был заключён до 28.04.2017 года.

Нововведения в законодательстве отменили предоставление выплат в большинстве случаев, заменив их на направление ТС в выбранную страховщиком станцию техобслуживания для осуществления бесплатного ремонта.

Предоставление финансового возмещения в ситуации, если договор был заключён позднее указанной даты, возможно лишь в перечисленных ниже случаях:

  • гибель участника ДТП;
  • наличие у ТС повреждений, не подлежащих восстановлению;
  • причинение пострадавшей стороне среднего либо тяжкого вреда здоровью;
  • стоимость ремонтных работ превышает размеры установленного российским законодательством лимита страхового возмещения;
  • наличие у пострадавшей стороны группы инвалидности.

Судебная практика при взыскании ущерба со страховой компании

Правоприменительная практика по отношению к страховым компаниям неоднозначна. Так, в п. 59 Постановлении Пленума ВС от 26.12.2017 г. прямо указывается запрет учитывать износ при ремонте автомобиля гражданина, если транспортное средство зарегистрировано в России. Пытаясь обойти предписание страховые компании, если им невыгодно чинить машину, выплачивали потерпевшему страхователю сумму, которая меньше реальной стоимости деталей и ремонта. Остаток доплаты взыскивается непосредственно с виновника ДТП.

Закон об ОСАГО предусматривает ограниченный перечень случаев, когда восстановительный ремонт может быть заменен выплатой. Это возможно при полной гибели транспортного средства, или если автомобиль принадлежал инвалиду, которому машину положена по медицинским показаниям.

Изменились и позиции КС РФ, Верховного суда относительно необходимости доплаты за ремонт. Единая методика ЦБР по расчету страховых убытков позволяет выплатить владельцу потерпевшего автомобиля максимальную сумму, которая будет меньше 400 тысяч рублей. Учитывается износ каждой детали, а также затрата нормо-часов на восстановительные работы. При недостаточности средств на полный ремонт машины и покупку запасных частей, оставшуюся сумму владелец транспортного средства вправе взыскать непосредственно с виновника ДТП.

Даже при наличии полиса ОСАГО и выплаты (ремонта) гражданин, который повредил чужую машину, может быть обязан возмещать недостающую сумму, затраченную на восстановление машины из собственных денег.

Обязанность страховщика возместить стоимость ремонта без учета износа машины может быть установлена судом, если СК не организовала своевременный восстановительный ремонт, а выплатила деньги на свое усмотрение.

Читайте также:  Оформление диссертации по ГОСТу 2021

С какими вопросами можно обращаться в суд в качестве истца по ОСАГО?

  1. Компенсация, назначенная СК, не соответствует понесенным убыткам. Если размер ущерба превышает назначенную сумму выплаты, следует провести независимую экспертизу и с ее результатами обратиться в суд.
  2. СК оттягивает принятие решения, не выплачивает причитающуюся сумму в срок или погашает убытки лишь частично.
  3. Страховщик ответил отказом на претензию, например, не счел аварию страховым случаем. Неправомерные действия компании являются нарушением прав потребителя.
  4. Сумма ущерба намного выше той, которая допустима по страховке. В этом случае разница взимается с виновника происшествия в судебном порядке.

Помимо этого страхователи обращаются в суд и по другим поводам:

  • возмещение затрат на лечение;
  • возмещение морального ущерба, если будет доказано, что пострадавший получил неврологическое заболевание или психологическую травму;
  • оплата услуг нотариуса и автоюриста;
  • возврат денежных средств за экспертизу и госпошлину;
  • возмещение расходов, возникших при эвакуации и хранении поврежденного автомобиля;
  • прочие издержки, связанные с судом.

В том случае, если потерпевший не подал заявление в СК в установленный срок, он также может обратиться в судебную инстанцию. Согласно законодательству, сроки давности по исковым заявлениям о причитающейся компенсации составляют 3 года. Однако юристы советуют подавать документы как можно раньше. В противном случае страховщик может отказаться от выплат, мотивируя это нарушением сроков со стороны истца.

Откуда берется судебная практика

Ежедневно множество дел по гражданским делам, касающимся автострахования, решается судами по всей нашей стране и с разнообразными, часто противоречивыми результатами. Всех их невозможно свести в единую систему. Но по наиболее часто возникающим вопросам делается обобщение по решениям, которые признаются высшими судами наиболее правильными.

По ОСАГО оно закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 29.01.2015, а также в обзоре практики судом, утвержденной Президиумом 22 июня 2016 года. В них указаны все основные возникающие ранее вопросы. И суды сейчас в делах по «автогражданке» руководствуются и этим Постановлением.

Но не все ситуации освещены в указанных документах, поэтому необходимо интересоваться и результатами разбирательств дел в местных судах. Только так можно составить наиболее полное мнение о работе судебной системы по вопросам автострахования в настоящее время.

Направление на ремонт: какие подводные камни могут быть

Так как это достаточно новое направление в обязательном страховании, судебных разбирательств по нему мало. В основном процессы с упоминанием натурального возмещения шли по обоснованности применения других норм страхования, таких как взыскание неустойки и учет износа.

Примечание. Для договоров страхования, заключённых после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО в 2017 году (конец апреля 2017), при направлении на ремонт износ вычитаться не будет.

На основании вынесенных решений, закрепленных в обзоре судебной практике, проведенном Верховным Судом РФ, можно утверждать, что ремонт на станции техобслуживания (СТОА) с этой стороны не отличается от выплаты деньгами: также рассчитывается неустойка, размер причиненного ущерба.

Особняком стоят случаи с затягиванием срока по выплатам. В таких ситуациях взыскивается то же, что и при затягивании с выплатами. А также иногда требуют замену ремонта на выплату. Как правило, решение будет в пользу страхователя, плюс взыскивается штраф и неустойка.

Также бывают случаи отказа в направлении автотехстанцию. Один из таких случаев был в Вологодской области. Страховая затягивала в направлении на СТОА, объясняя это тем, что требуемая к окраске деталь уже была ремонтирована. Потерпевший обратился в суд и выиграл его. Страховая отправила автомашину на ремонт.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Согласно положений ГК РФ причиненный пострадавшей стороне ущерб возмещается в полном объеме. Из смысла статьи 1072 ГК РФ следует, что при недостаточности суммы, выплаченной страховой компанией по заключенным ею договорам, разницу между суммой реального ущерба и страховым возмещением можно получить с виновника аварии.

Читайте также:  Маткапитал на первого ребенка в 2023 году вырастет до 589,5 тыс. рублей

При наличии таких обстоятельств примите меры к получению с него сумм, которые позволят вам полностью восстановить свое здоровье и отремонтировать поврежденный автомобиль.

Законодательство устанавливает пределы выплат при наступлении страховых случаев. Вследствие чего ситуации, когда возникает необходимость взыскания дополнительных сумм с виновника аварии, встречаются часто. К примеру, по полису ОСАГО вами была получена максимальная сумма 400 000 рублей. В то время как на полное восстановление автомобиля требуется 535 000 рублей.

Нюансы взыскания материального ущерба

Наиболее часто при ДТП наносится урон автомобилям или другому имуществу граждан, поэтому требуется взыскание материального ущерба. Если виновник не обладает действующим страховым полисом ОСАГО, то ему придется самостоятельно выплачивать компенсацию другому участнику аварии. Взыскание ущерба с виновника ДТП может осуществляться двумя способами:

  • мирное решение вопроса, для чего виновник аварии соглашается выплатить другой стороне компенсацию в оптимальном размере, причем нередко для ее расчета обращаются участники аварии в автомастерские для оценки нанесенного урона;
  • если не желает автовладелец покрывать нанесенный ущерб, то пострадавшая сторона может обратиться в суд для принудительного взыскания средств.

Если используется судебный порядок, то это приводит к увеличению размера суммы, которую придется в итоге перечислить виновнику. Это обусловлено тем, что прибавляются судебные расходы и оплата услуг оценщика.

Возмещение морального вреда

В ГК содержится информация о возможности взыскания с виновника аварии даже морального вреда. Для этого должны соблюдаться определенные условия:

  • точно установлен виновник аварии;
  • происшествие оформляется с участием работников ГИБДД, поэтому потерпевший получает справку о ДТП;
  • вызывается медицинская помощь гражданином;
  • берутся свидетельские показания и контактные данные очевидцев;
  • если человеку требуется лечение, то он должен сохранять все платежные документы, подтверждающие оплату услуг медицинских учреждений;
  • при составлении иска в суд указывается, какой именно моральный вред был получен гражданином, на основании чего выдвигается требование по его возмещению.

Взыскание морального ущерба с виновника ДТП осуществляется только через суд. Судья рассматривает все доказательства и требования истца, после чего принимает объективное решение. Потерпевший действительно обладает полным правом потребовать возмещение расходов за лечение, причем даже за получение психологической помощи.

Размер компенсации в этом случае определяется судом, причем нередко сумма им значительно снижается, так как граждане требуют действительно крупную сумму, не соответствующую понесенным расходам.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *