- Торговое право

Федеральные округа: история возникновения, функции, институт управления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные округа: история возникновения, функции, институт управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.

Для чего созданы федеральные округа

Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:

  • координации работы органов административной власти в регионах с органами власти на высшем уровне;
  • контроля исполнения федерального законодательства гарантом конституции — президентом;
  • анализа результативности деятельности правоохранительных структур;
  • реализации проектов развития социальной сферы в регионах высшими органами исполнительной власти;
  • взаимодействия регионов с президентом по вопросам культурного развития;
  • совместной работы всех территориальных образований России в направлении безопасности и обороны.

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Цель деления территории на федеральные округа

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:

Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.

Центры федеральных округов

Как уже говорилось, у всех ФО существуют города-центры, внутри которых располагаются определенные органы власти, контролирующие деятельность всего округа. Они не всегда совпадают с самым крупным населенным пунктом административно-территориальной единицы. Всю информацию можно увидеть в таблице.

Наименование ФО Центр
ЦФО Город федерального значения – Москва
СЗФО Город федерального значения – Санкт-Петербург
ПФО Нижний Новгород
ЮФО Ростов-на-Дону
СКФО Пятигорск
УФО Екатеринбург
СФО Новосибирск
ДФО Владивосток

Изменение центра возможно только в случае, если определенный субъект переходит из ведомства одной территориально-административной единицы нового типа в другой. Из вышеперечисленных населенных пунктов не самыми крупными в своем ФО являются – Пятигорск и Нижний Новгород.

Федеральные округа Российской Федерации

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. [2] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.

По предложению президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам). [источник не указан 1044 дня]

Характеристика федеральных округов: Центральный ФО

Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство — высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО — наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, — Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.

Читайте также:  Заключение брака в другом городе в 2022 году

В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность — особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.

Экономические районы Российской Федерации


Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов

Район

Субъекты РФ

Площадь,
тыс. км²

1. Центральный

1. Брянская область

2. Владимирская область

3. Ивановская область

4. Калужская область

5. Костромская область

6. Московская область

7. Орловская область

8. Рязанская область

9. Смоленская область

10. Тверская область

11. Тульская область

12. Ярославская область

13. Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1. Белгородская область

2. Воронежская область

3. Курская область

4. Липецкая область

5. Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1. Республика Бурятия

2. Республика Тыва

3. Республика Хакасия

4. Забайкальский край

5. Красноярский край

6. Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Мурманская область

6. Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1. Республика Адыгея

2. Республика Дагестан

3. Республика Ингушетия

4. Кабардино-Балкарская Республика

5. Карачаево-Черкесская Республика

6. Республика Крым

7. Республика Северная Осетия — Алания

8. Чеченская Республика

9. Краснодарский край

10. Ставропольский край

11. Ростовская область

12. Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1. Ленинградская область

2. Новгородская область

3. Псковская область

4. Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1. Республика Калмыкия

2. Республика Татарстан

3. Астраханская область

4. Волгоградская область

5. Пензенская область

6. Самарская область

7. Саратовская область

8. Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1. Республика Башкортостан

2. Республика Удмуртия

3. Пермский край

4. Курганская область

5. Оренбургская область

6. Свердловская область

7. Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1. Республика Марий Эл

2. Республика Мордовия

3. Чувашская Республика

4. Кировская область

5. Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1. Республика Алтай

2. Алтайский край

3. Кемеровская область

4. Новосибирская область

5. Омская область

6. Томская область

7. Тюменская область

8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9. Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1. Калининградская область

15,1

Федеральные округа Российской Федерации

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.
Читайте также:  Какие долги ИП простит государство

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.

Федеральные округа (ФО) являются самостоятельными административными единицами, позволяющими с одной стороны интенсифицировать процессы самоуправления, а с другой — активизировать государственные программы общественного и социального характера. В России подобная система администрирования была законодательно утверждена относительно недавно, на основании предварительно проведенного анализа опыта других развитых стран со значительными территориями.

Основные особенности федерального деления в Российской Федерации заключаются в следующем:

  • Организация федеративного деления была осуществлена на основании Указа президента, № 849, то есть деление произведено директивным, искусственным путем. Все вопросы администрирования регламентированы документом “О полномочном представителе Президента …”, принятом 13.05. 2000 года.
  • Округ – не относ��тся к субъектам власти и не является частью конституционного управления государства на территории России.
  • Деление по данному типу производилось по территориальному принципу, аналогично тому, как создавались военные округа и экономические районы, входящие в РФ.
  • Начало делению территории государства было положено в 2000 году, первыми были семь федеральных округов.

    По своей сути и принадлежности федеральные округа являются региональными единицами, но более масштабными по территории, промышленному и трудовому потенциалу. Контролирующие органы округа расположены в городе, являющемся по сложившейся традиции центром. Здесь размещаются службы представителя Президента – руководителя ФО, его административный аппарат, руководящие и контролирующие органы.

    Необходимость подобного деления была тесно связана с многообразием и рядом особенностей, присущих нашей стране, а именно:

    • Исторические традиции и уклад жизни населения. Например, город Череповец отличается от Нижегородской области, Алтайский край от Новгородской области, московские обычаи от уклада в Новгороде, Уфе, Иркутске или Ижевске, других городах и районах.
    • Природные ресурсы, запасы недр, плодородные почвы, пригодные для возделывания, климат, способствующий эффективному высокопроизводительному фермерству в промышленных масштабах.
    • Особенности регионального характера, обычаи, вера и характер народов и народностей, населяющих конкретную территорию или регион.

    Исходя из этого, роль централизации РФ трудно переоценить. Пограничная линия и центр – далеко не все, чтобы успешно управлять страной. Значительное количество областей и региональных делений, где народ стремится всемерно расширять суверенитет, в значительной мере ослабляет влияние руководящих органов. На президентском уровне была спущена директива о создании самостоятельных центров, управление которых осуществляется непосредственно из столицы Российской Федерации.

    Федеральные округа, принципы их выделения, цели и задачи.

    В состав федеральных округов России входит Северо-Западный. Полномочное представительство СЗФО располагается в Санкт-Петербурге. В экономическом аспекте Северо-Западный ФО можно отнести к самым развитым в России. Здесь развиты как обрабатывающие, так и сырьевые отрасли. Северо-Западный ФО характеризуется также высокой степенью развитости транспортной инфраструктуры. Сколько в России федеральных округов с сопоставимым уровнем развития дорог? Сказать сложно, поскольку опыт СЗФО в этом смысле совершенно уникален.

    Список федеральных округов России включает Южный ФО. Его специфика в уникальном, во многом не характерном для остальной территории России, теплом климате. Южный федеральный округ России — национальная здравница. В регионе располагаются совершенно уникальные термальные источники, горные родники и артезианские скважины. Здесь есть крупнейшие запасы вольфрама, цветных металлов, угля.

    Сколько федеральных округов в России расположено в Европейской части? В данный момент — 7. В числе таковых — Уральский ФО. Полномочное представительство УФО располагается в Екатеринбурге. Рассматриваемый регион характеризуется уникальной географией. Он расположен на границе между Европой и Азией, обладает значительными природными ресурсами и климатом.

    Ведущие отрасли экономики региона — добыча нефти, газа, а также горнодобывающая промышленность. Здесь есть значительные запасы железа, цветных и благородных металлов. Уральский ФО многими экспертами характеризуется как один из самодостаточных в аспекте обеспеченности ресурсами и необходимыми технологиями.

    Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых — Сибирский ФО.

    Сибирь — огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь — один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.

    В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.

    • Субъекты Российской Федерации
    • Экономические районы России
    • Геостратегические регионы России
    • Макрорегионы России

    Юридическая природа и перспективы развития (трансформации) федеральных округов в структуре государственного; устройства современной России

    Прежде чем говорить о перспективах развития; (трансформации) федеральных округов в структуре; государственного устройства необходимо і определить юридическую природу рассматриваемого образования..

    Решение этой познавательной; задачи осложняется тем, что действующее российское; законодательство до появления Указа Президента РФ от 13 мая 2000 года не знало института федеральных округов. Это обстоятельство: предопределяет необходимость обращения: к оценочным; суждениям, опубликованным в средствах массовой \ информации и различных научных изданиях..

    Читайте также:  Предоставление земельных участков многодетным семьям

    Заметим, что спектр, высказанных на сегодняшний день оценок весьма широк. Были затронуты самые различные аспекты анализируемого феномена. Среди них:, собственно правовые, государствоведческие, политологические, экономические, географические, национальные шцелый ряд других. В этой: связи І для? того, чтобы не: выйти за рамки предмета настоящего диссертационного исследования мы будем абстрагироваться от отдельных оценочных суждений в той их части, которая не имеет непосредственного отношения и принципиального значения для; определения; государственно-правовой; природы округов,, их места, в государственном устройстве Российской Федерации и перспектив возможной их трансформации..

    Для удобства; научного анализа, предпримем попытку синтезировать. различные суждения, по анализируемой- проблеме w сгруппировать их по определенным направлениям.

    Во-первых, образование федеральных округов было квалифицировано как начало коренных изменений в федеративном устройстве России. Именно таким: образом; в первую очередь, было активно и достаточно эмоционально прокомментировано средствами массовой информации; издание : Президентом

    РФ- Указа от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». При этом появились высказывания авторитетных ученых о том, что создание федеральных округов существенно изменяет характер федеративных отношений в России1. Обратив внимание на различие между юридическим ш фактическим статусом; федеральных округов В.Н; Лысенко пришел к выводу, что фактически принятие данного указа означало создание принципиально нового административно-политического института, по многим» параметрам радикально меняющего существующую систему управления?.. По мнению О. Кузнецова, М: Шестакова, А. Шеховцева, «Указами Президента РФ № 8491 от 13.05.00 «О полномочном представителе Президента Российской; Федерации в федеральном; округе» и № 1149 от 21.06.00 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей, Президента Российской) Федерации:в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов»?.

    Во-вторых, некоторые ученые в федеральных округах увидели прообраз будущего федеративного устройства России. Так, А. С. Макарычев рассматривая проблемы федерализма в эпоху глобализации, пришел к выводу,. что одна из стратегий, находящихся в арсенале Президента России В. В; Путина; состоит в том, чтобы постепенно ослабить, значение субъектов Российской Федерации- в жизни государства. Такой гипотетический, вариант в долгосрочнойшерспективе может означать.переход к новому федеративному устройству наоснове семи округов .Аналогичную позицию занимает П.М. Кандалов, полагающий, что «в будущем на базе федеральных округов может начаться процесс объединения субъектов, учитывая, что подобные прецеденты уже имеют место в российской практике»1.

    В-третьих, отдельные представители политологической — науки в. факте появления федеральных округов рассмотрели тенденцию к переходу от федерализма к унитаризму. К такому выводу пришли участники историко-политологического семинара,; на котором было подчеркнуто, что «реализация ; данной; реформы в совокупности- с другими- инициативами; Президента призваны; создать новый — централизованный тип федерации, имеющей устойчивую тенденцию к унитарной модели власти»?.

    В-четвертых,- федеральные: округа были оценены как средство (инструмент) для повышения эффективности государственной региональной . политики, укреплению процессов; межрегиональной; интеграции; консолидации страны. Аргументируя свою позицию; Н: JL Добрецов;и В. Е. Селиверстов отметили, что создание семи федеральных округов на- крупных территориях России, ареалы которых фактически повторяют ареалы межрегиональных ассоциаций (за исключением Центрального округа, расположенного на территории двух ассоциаций: «Черноземье» и «Центральная Россия»), будет способствовать усилению действенности государственной региональной политики на основе перенесения ряда ее задач на межрегиональный уровень, более тесной работы центра.с. регионами и укреплению процессов межрегиональной интеграции3. По мнению Е. Строева, создание округов будет способствовать консолидации страны4.

    В-пятых, федеральные округа оцениваются, не как элемент административно-территориальной реформы,, а как элемент реформы управления. А.А. Саурин, посвятивший« свое диссертационное исследование анализу проблем института полномочного представителя Президента в федеральном округе, критикует мнение, что федеральные округа явили собой начало административно-территориальной реформы. Аргументирует свою позицию автор тем, что, по его мнению, федеральные округа не отвечают критериям» административно-территориального деления и не соответствуют формальным признакам административно-территориальных единиц. Территориальное, пространство округов не очерчивается внутренними границами государства, которые бы имели административный і статус. Федеральные округа были созданы указом главы государства, что не свойственно административно-территориальным единицам, которые традиционно утверждаются основным или обычным законом!. При этом ош отмечает, что, «не обладая; признаками административно-территориальной реформы, создание федеральных округов обладало в то же время признаками реформы административной, то есть реформы управления. Возникновение федеральных округов внесло принципиальные изменения в структуру государственного управления, которая в федеративном государстве включает два: уровня — федеральный и региональный. Федеральные округа создают принципиально новый,, т.н. средний уровень, управления, связывающий Федерацию и субъекты» . Такой подход в целом разделяет и П:М. Кандалов, по мнению которого, «федеральный округ является; административным образованием, охватывающим территорию нескольких субъектов Федерации»3.

    В связи; с приведенными» суждениями возникает ряд вопросов, без ответов на которые вряд ли удастся- выявить государственно-правовую природу федеральных округов.

    Прежде всего необходимо , выяснить, в чем суть феномена федеральных округов в контексте формы государственного устройства?

    Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в трех смыслах: как понятие, охватывающее круг вопросов; касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового- статуса; его граждан территориального устройства государства, системы государственных органов); как понятие, описывающее устройство не территории государства, а самого государства, его механизма; как понятие, характеризующее территориальную (национально-территориальную) организацию государственной власти (вопросы внутреннего? деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения . между государством в целом и его составными г частями).

    При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду третье значение этого термина:

    Таким образом, форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и их взаимоотношения между собой.

    В отличие от формы правления здесь организация; государства-рассматривается с точки зрения- распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и;на местах, их «разделения» между частями государства-.

    В теории государства и права и конституционном праве по форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федерации.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *