- Судебная практика

Порядок представления результатов ОРД следователю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок представления результатов ОРД следователю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не открою Америки, если скажу, что в настоящее время исключительно следственным путем преступления почти не раскрываются. Как правило, так или иначе, следователи вынуждены использовать и в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, и в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности. О такой возможности, в частности, прямо говорится в ст. 89 УПК РФ и ст.11 Закона об ОРД.

Оформление необходимых для передачи следователю документов

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Согласно ст. 8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..

Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.

Копии таких постановлений подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

К вышеуказанным документам прилагаются (при их наличии) полученные или выполненные при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также различные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом нужно обращать внимание на то, чтобы органом, осуществляющим ОРД, были приняты все необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).

Если следователю передается фонограмма, к ней должен прилагаться бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, в копиях или выписках, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае их оригиналы, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, должны храниться в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

Таким образом, к рапорту об обнаружении признаков преступления либо сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть следующие документы:

  • постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД о передаче результатов ОРД следователю;
  • постановлении о рассекречивании результатов ОРД, утвержденное руководителе органа, который осуществлял эту деятельность;
  • постановления о проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение (если следователю представляются материалы, полученные в результате их проведения);
  • копии судебных решений о проведении ОРМ, если такое решение требовалось по закону.
Читайте также:  Пенсионный фонд разъяснил спорные вопросы по льготам для предпенсионеров

Теперь о том, какие сведения должны быть указаны в документах, о которых шла речь.

В сообщении о результатах оперативно розыскной деятельности должно быть указано:

  • для какой цели направляются материалы (для подготовки и осуществления следственных или судебных действий, для использования в доказывании по уголовным делам;
  • когда, где, какое именно ОРМ проводилось и какие получены результаты;
  • когда и кем санкционировалось ОРМ;
  • имеется ли судебного решения о его проведении;
  • какие материалы прилагаются к сообщению. При этом должна быть приведена информация об этих материалах с описанием их индивидуальных признаков, времени, места и обстоятельств их изъятия (получения).

Предоставление результатов ОРД для подготовки и проведения процессуальных действий

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п. 19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Результаты ОРД представляются Результаты в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД в соответствии по форме имеющийся в Приложении №1 к Инструкции.

Этот рапорт (сообщение) составляет лицо, проводившее ОРМ. Рапорт (сообщение) регистрируется.

Оформление необходимых для передачи следователю документов

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.

Процедура предоставления результатов ОРД

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.

В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.

Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Соблюдение порядка оформления и передачи результатов ОРД имеет важное практическое значение… Нарушение процедуры предоставление результатов ОРД может повлечь признание полученных в ходе ОРД доказательств недопустимыми. На практике оперативные сотрудники правоохранительных органов крайне небрежно относятся к соблюдению описанной процедуры, чем пользуется защиты в суде. Оперативные сотрудники нередко отказываются предоставлять материалы ОРД в суд ссылаясь на государственную тайну, что как уже разъяснял ВС РФ является незаконным.

Читайте также:  ФНС рассказала, в какие сроки предстоит платить удержанный НДФЛ с нового года

Значимость результатов ОРД

Осуществление оперативно-розыскной деятельности проводится органами правопорядка с целью выявления фактов преступления и сбора информации для обеспечения последующего понесения наказания виновными в совершенном злодеянии. Так или иначе, их труд, как деятельность по защите прав и охраны жизнедеятельности общества, направлен на обеспечение условий, при которых впоследствии в судопроизводстве вершится справедливость. При этом результаты ОРД являются стержневым звеном в процессе информативного обеспечения следственного процесса. Они позволяют выявить в условиях определенного места и времени конкретные объекты розыска, определить реальную потребность и целесообразность предметной направленности оперативного воздействия на них, прогнозировать результаты данного воздействия, выбирать соответствующие меры, средства, методики, направления деятельности и тому подобное.

На сегодняшний день идея активного применения результатов ОРД при доказывании находит свое отражение на практике, где зачастую этим результатам придается значение судебных доказательств. Они способствуют формированию такой законодательной базы, которая способна удовлетворять потребность судопроизводства в качественной, достоверной, полноценной и правдивой информации в соответствии с установленными законодательством нормами. Благодаря деятельности сотрудников оперативного отдела и результатам их работы полученные ими в ходе труда сведения дают возможность следствию в максимально быстрые сроки провести следственно-оперативные мероприятия по раскрытию уголовных преступлений с последующим доказательством вины преступников в суде и вынесением им соответствующего приговора.

Всё об уголовных делах

«О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (утверждена Приказом МВД от 27.03.13г.)

Раздел II . Представление результатов ОРД

— п. 6 Инструкции результаты ОРМ передаются рапортом или сообщением

— п. 7 Инструкции рапорт об обнаружении преступления

— п. 9 Инструкции постановление начальника о передаче результатов ОРМ

— п. 10 Инструкции прилагается постановление (ст. 8 N 144-ФЗ) о проведении ОРМ

— п. 11 Инструкции результаты неудачной попытки приобщаются к повторным материалам

— п. 14 Инструкции постановление о рассекречивании

Передача вещественных доказательств

— п. 16 Инструкции указываются обстоятельства получения и описание

— п. 17 Инструкции копии и оригиналы материалов

Раздел III . Требования, предъявляемые к результатам ОРД

— п. 18 Инструкции результаты ОРД — для возбуждения дела

— п. 19 Инструкции результаты ОРД — для процессуальных действий

— п. 20 Инструкции результаты ОРД — для использования в доказывании

Применяемые сокращения: ОРД — «оперативно-розыскная деятельность», ОРМ — «оперативно-розыскные мероприятия».

I). Общие положения

1) Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

— выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

2) Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3) Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс (прим. — прежде всего 89 УПК ), Закон об ОРД от 05.07.1995г. N 144-ФЗ , иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4) Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

Читайте также:  Материнский капитал проиндексируют в 2023 году на 12,4%

— служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

— быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом .

— использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5) В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

В судебной системе Российской Федерации в настоящее время окончательно утвердились требования, предъявляемые к порядку, а также условиям осуществления и надлежащей фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), формированию которых в значительной степени способствовала практика рассмотрения жалоб по уголовным делам Европейским Судом по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Вместе с тем данный вопрос все еще остается актуальным в правоприменительной практике оперативных подразделений, в том числе при проведении ФСКН России и МВД России проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ (далее — проверочная закупка).

Так, с учетом негласного характера проведения названного оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ), а также использования конфиденциальных источников информации существуют различные трактовки понятия достаточности оснований для проверочной закупки, допустимости и пределов использования ее результатов. Это обстоятельство зачастую влечет признание недопустимыми доказательств на стадии досудебного производства и при рассмотрении уголовного дела в суде.

Указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии единой методики и должной эффективности прокурорского надзора за законностью осуществления ОРД. В этой связи следует обратить особое внимание надзирающих прокуроров на соблюдение требований и условий подготовки и проведения оперативными подразделениями ФСКН России и МВД России проверочной закупки.

Законодательная база Российской Федерации

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина. В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *