- Наследование

Налог на колодцы должны платить не все

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на колодцы должны платить не все». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Обязанность по оформлению лицензии несут председатели СНТ, которые оформляют пакет документов и обращаются в Министерство природных ресурсов и экологии. Также можно направить документы в уполномоченные органы через МФЦ.

К необходимым документам относятся следующие:

  • протокол собрания садоводов о выборе председателя СНТ и членов правления;
  • паспорт заявителя;
  • ксерокопия устава СНТ с корректировками и отметкой ФНС о регистрации товарищества;
  • письмо с обязательством оформить договор на бурение скважины;
  • предложения по особенностям использования источника воды;
  • карта-схема местоположения участка недр;
  • расчет потребности в водных ресурсах;
  • паспорта имеющихся скважин;
  • документы о режиме их использования;
  • план сетей водоснабжения при объединении скважин.
Читайте также:  Новая форма заявления на получение патента: образец 2022

Если документы направляет курьер или юрист, а не председатель СНТ, заявителю потребуется иметь при себе нотариально заверенную доверенность.

К документам прикладывается квитанция об оплате госпошлины в 7500 рублей. Сумма госпошлины делится на всех собственников участков в садоводстве.

Таким образом, закон о лицензировании скважин относится к тем источникам воды, которые служат для коллективных целей участников товарищества. Для оформления лицензии потребуется обращаться в Министерство природных ресурсов и экологии с определенными документами и квитанцией об оплате госпошлины. За отсутствие лицензии предусмотрены штрафные санкции.

Если скважина или колодец с неартезианской водой располагаются на личном участке, глубина – до 20 метров, а владелец участка использует воду для некоммерческой деятельности, то оформлять лицензию ему не нужно.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2021 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,31
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,31
Итого: 3049,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году»).
Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.
Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.

Читайте также:  Новые налоговые правила при продаже новостройки

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

Кто освобождается от налога

Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.

Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:

  • эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
  • расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
  • добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
  • орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
  • водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.

Упрощенный порядок получения

Законом о недрах и новым законом о садоводстве установлен упрощенный порядок получения лицензии СНТ и ОНТ.

На основании ст. 19.2 закона №2395-1 нет необходимости предоставлять обязательную для других заявителей документацию:

  • результат проведения госэкспертизы по наличию запасов полезных ископаемых;
  • результаты проведения геологических исследований;
  • общие данные о геологических, экологических и экономических характеристиках участка;
  • проектную документацию;
  • доказательство наличия квалифицированного персонала, финансовых и технических средств для осуществления работ.
Читайте также:  Отразится ли на учете расходов отсрочка по уплате страховых взносов?

Почему он вообще возник сейчас? Для понимания этого нужно вспомнить, что недра земли (в том числе и вода) — это государственная собственность. А поскольку эти недра ограничены, а их дальнейшая разведка требует постоянного финансирования, то государство устанавливает конкретные платежи за пользование природными ресурсами. Детали регламентирует Закон «О недрах». Нас в этом законе интересует регулятор деятельности с использованием подземных вод. Потому что в общем случае все водные объекты Российской Федерации делятся Водным кодексом на наземные и подземные.

Возьмем простейший пример — дачный колодец частного дома. Он будет отнесен к участку водной подземной среды регионального значения. Ибо он использует водоносный горизонт с водой питьевого и бытового назначения, а забор воды частником в данном случае не превышает значения 500 кубометров воды в сутки.

До конца 2020 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:

  • уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
  • необходимость в заказе геологоразведочных работ;
  • необходимость проведения экспертизы подземной скважины.

Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2020 это займет всего 6 месяцев.

Для получения лицензии физическому лицу потребуется обратиться в отдел лицензирования местного ответственного органа. Это может быть Департамент, Министерство области или иное.

Перед обращением необходимо подготовить пакет документов, в который будут входить:

  • заявление на лицензирование;
  • паспорт;
  • свидетельство о собственности, аренде или о праве пользования земельным участком;
  • ситуационный и генеральный планы земли;
  • кадастровый план недвижимости;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • банковские реквизиты;
  • проект зоны санитарной охраны — его требуется согласовать в Роспотребнадзоре;
  • проект бурения скважины: для составления нужно обратиться к гидрологу, а для согласования — в Роснедр.

Вышеперечисленные пункты актуальны только для тех граждан, которые планируют создание новой скважины. Если она есть, достаточно просто ее зарегистрировать. Для этого представители Роспотребнадзора возьмут пробы жидкости на экспертизу и вынесут решение о ее пригодности для эксплуатации. Сразу после получения на руки результатов проверки можно регистрировать скважину в Государственном водном реестре.

Любая предпринимательская деятельность регулируется налоговым законодательством. В 2018 году правительством России принят ряд мер, которые помогут пополнить бюджет страны и вывести из тени предпринимателей, ведущих деятельность в обход законов, всеми способами пытаясь уйти от налогообложения. Одной из приоритетных задач является контроль за использованием природных ресурсов, которые являются общим достоянием и в то же время зачастую находятся в частных владениях. Вопросам, связанным с налогами за использование скважин для добычи воды, в последнее время уделяют много внимания. Люди пытаются понять, кому придется платить в казну за добычу ценного ресурса, а кого налогообложение обойдет стороной. Юридический аспект в знании этого вопроса стоит на первом месте.

Когда необходима лицензия?

Новый закон о скважинах в частном доме был принят в 2018 году. По закону, хозяин участка имеет право добывать природные ресурсы, однако они не переходят в его собственность. Единственным собственником земных недр остается государство, которое устанавливает порядок добычи воды.

Лицензирование позволяет контролировать эксплуатацию недр, беречь ресурсы от исчерпания. Владельцы участков могут добывать воду без лицензии, если выполняются условия:

  • Уровень водоотдачи не превышает 100 кубометров за сутки.
  • Водоносный горизонт не используется для центрального водоснабжения.
  • Вода применяется для бытовых целей, не для продажи или производства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *