- Жилищное право

Как организовать совместную закупку по 44 ФЗ 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организовать совместную закупку по 44 ФЗ 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заказчики объединяются для проведения совместного аукциона в том случае, если у каждого из них есть потребность в определенном товаре. При этом у каждого такая потребность может быть по объему невелика, но объединив объемы, они получают в совокупности более привлекательный для потенциальных участников закупки аукцион.

Проблема совместных конкурсов и аукционов

Существует проблема, которая не связана непосредственно с финансами участника либо с какими-то условиями закупки, которые выставляют заказчики. Она заключается в том, что в статье 25 присутствует достаточно общая формулировка, в отношении каких товаров, работ и услуг может осуществляться совместная закупка, совместные конкурсы и аукционы — в отношении «одних и тех же».

Проблема в том, что нигде нет определения, что такое «одни и те же» товары, работы и услуги. Должны ли они быть абсолютно одинаковыми, то есть закупается один и тот же товар, который совпадает у всех заказчиков, или же нет. Или достаточно, чтобы это было общее функциональное назначение. Допустим, закупается партия мебели, например, столы. При этом есть некоторое отличие в цветовых решениях и в размерах. Вопрос остается открытым, потому что соответствующего определения ни в законе, ни в подзаконных НПА нет.

Единственное на что можно ориентироваться — обзор судебной практики.

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:

  • информация об участниках договора;
  • код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
  • материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
  • права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
  • детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
  • приблизительный период проведения закупки;
  • принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
  • сроки действия соглашения;
  • регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
  • иные положения.

Что такое закрытый аукцион по 44-ФЗ

Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.

По статистике Минфина за три квартала 2020 года провели 10 330 закупок в форме закрытого аукциона. Это 1 % от всех закупок за этот период и 97 % — от закупок, которые провели закрытым способом. 3 % из них составляют закрытые конкурсы.

Закрытым способом проводят:

  • закупки, сведения о которых составляют гостайну;
  • торги по страхованию, перевозке и охране драгметаллов и камней, музейных предметов, которые имеют историческую и культурную ценность;
  • закупки клининга и услуг водителей для судей и приставов;
  • закупки органов власти, которые обеспечивают оборону и безопасность России.

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Читайте также:  Многофункциональныe центры Омской области

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Аукцион по 44-ФЗ. Внесудебная и судебная формы защиты

Порядок заключения договоров аренды федерального имущества

Согласно ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

При этом размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2008 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

[1]

Проведение конкурсов и аукционов регламентирует приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Вроде самое простое дело – выложил аукцион и сиди жди, когда пойдут косяком участники с заявками, но заказчики допускают массу ошибок и не получают отклика на, казалось бы, заманчивый тендер. Почему?

Во-первых, неудачный выбор ЭТП. Выше я рассказала, сколько есть видов, в цифрах это сотни и тысячи площадок, которые делятся на секции, порталы и прочие подсистемы. Возможно, попадется неудачная платформа, предложившая супервыгодные условия подключения, но не привлекающая контингент нужных поставщиков.

Участники присылают заявки (анонимные, для исключения сговора), вы проверяете их на соответствие требованиям и условиям и допускаете или не допускаете до торгов. В день «Х» участники заходят на ЭТП, на страницу торгов, и делают ставки. Предложивший меньшую цену объявляется победителем.

После этого участник-победитель представляет вторую часть заявки (обычно она уже загружена в систему ЭТП и заказчик просто получает к ней доступ) с более подробными сведениями. Если и здесь все в порядке, то заключаете контракт.

Если окажется, что участник-победитель в чем-то не дотянул (нет нужного количества персонала, не указаны точные характеристики продукции), то право на заключение договора, как правило, переходит к участнику, занявшему второе место.

Обратите внимание! Если второй, следующий за победителем, участник соответствует требованиям, то с ним заключается контракт, если нет – торги признаются несостоявшимися. Но это зависит от положений о закупках заказчика.

Схема аукциона: Анонсирование закупки (по желанию или регламенту заказчика) – Появление извещения о закупке на ЭТП – Подача заявок (первые части) – Отклонение и принятие заявок – Проведение аукциона – Получение вторых частей заявок – Рассмотрение документов – Определение победителя и заключение контракта или признание торгов несостоявшимися.

Коммерческие закупки хороши тем, что не ограничены в выборе формы и площадок для проведения. Другие положительные стороны:

  1. Экономия. Собственно, для этого все затевается – найти поставщика или подрядчика, предлагающего самую низкую цену. Признаю, в этом отношении конкурс объективнее, по его результатам побеждает не столько участник с наименьшей ценой, сколько тот, кто указал самые выгодные условия в целом.
  2. Долгосрочность. С удачным исполнителем компания может продолжить работу в дальнейшем без проведения аукциона, заключая обычный договор (конечно, если устав и другие внутренние положения позволяют так поступать).
  3. Широкий круг участников. Вы, как организаторы и будущие заказчики, способны проявить лояльность к будущим партнерам, ими могут стать не только юридические лица или ИП, но и физлица и самозанятые.
Читайте также:  Как сравнить доходность инвестирования средств пенсионных накоплений

Даже крупные корпорации не брезгуют контрактом с частниками. Предметом такого договора может выступить покупка недвижимости, автомобиля, выкуп земельного участка, оказание редких или специфических услуг (реставрация, например).

Работа по 44 и 223 федеральным законам закаляет и готовит к любым другим торгам. Если вы уже побывали участником госзакупок, пора переходить на другую сторону и регистрироваться в качестве заказчика. Совет дня: для первого раза выбирайте крупного игрока на рынке ЭТП, у таких все отработано и устроено максимально комфортно для пользователя, да и линейка тарифов привлекательнее и шире.

Случаи, в которых Государственный заказчик, имеет законное право провести закупку с помощью электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 59 44 ФЗ, Заказчик обязан проводить закупку в виде открытого электронного аукциона, в случаях, если он осуществляет закупку товаров, работ, услуг включенных в перечень установленный Правительством Российской Федерации, своим распоряжением от 21 марта 2016г., за №471-р в редакции от 12 февраля 2018г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион или аукцион в электронной форме)». Данный перечень осуществлен в виде таблицы, в которой установлены коды по ОКПД2, наименования товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан закупать через процедуру электронного аукциона. В распоряжении указаны случаи исключений из вышеозначенного списка.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Документы со стороны заказчика

В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.

Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:

  1. Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
  2. Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
  3. Инструкция по заполнению заявки.
  4. Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
  5. Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
  6. Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.

Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.

В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • условия контракта;
  • дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения электронного аукциона;
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.

Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Порядок участия в электронном аукционе поставщиков

Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.

Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.

Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.

Читайте также:  Взыскание задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги в суде

Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).

Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.

После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:

  1. Осуществляется поиск сведений о проводимом электронном аукционе в ЕИС.
  2. Анализируется закупочная документация , и принимается решение о дальнейшем участии в закупке.
  3. На спецсчет в банке вносится необходимая сумма обеспечения, либо оформляется банковская гарантия(право на использование банковской гарантии для обеспечения заявок появилось у участников в июле 2019 года). Сумма обеспечения исполнения контракта зависит от НМЦК: если последняя не превышает 20 млн р., то величина обеспечения составляет 0,5-1% НМЦК; при НМЦК более 20 млн р. размер обеспечения заявки составляет 0,5-5%. Если закупка проводится среди учреждений или предприятий УИС, а также организаций инвалидов, то величина обеспечения находится в пределах 0,5-2%.
  4. Готовится и направляется заявка на участие в электронном аукционе. Заявка на участие состоит из двух частей, обе они подписываются и передаются оператору ЭТП (заявка подается сразу в двух частях, а доступ к ней заказчику предоставляется постепенно).
  5. Участие в электронном аукционе, если первая часть заявки была признана соответствующей установленным требованиям.
  6. Заключается контракт с заказчиком, если участник был признан победителем.

Как рассматривают первые части заявок

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие всем установленным требованиям в такие сроки:

  • не дольше 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах > 3 млн руб.
  • не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах

По результатам рассмотрения участника допускают к аукциону или отказывают в доступе. Отказать в доступе могут только в этих случаях:

  1. Не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию.
  2. Неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.

Итоги рассмотрения комиссия оформляет в протокол рассмотрения заявок, который подписывают все члены комиссии. Протокол содержит:

  1. Идентификационные номера заявок.
  2. Информацию о допуске или отказе в допуске участников закупки (с обоснованием этого решения и указанием положений документации, которым не соответствует заявка).
  3. Информацию о стране проихождения товара, если в закупке действует нацрежим.

Заказчик отправляет протокол оператору ЭТП и публикуют в ЕИС не позднее окончания срока рассмотрения заявок. В течение часа после получения протокола оператор ЭТП отправляет каждому участнику уведомление о том, что его заявку допустили или не допустили к аукциону. Если в допуске отказали, уведомление содержит причины и ссылки на положения документации, которым не соответствует заявка.

Если по результатам рассмотрения первых частей комиссия не допустила никого из участников к аукциону или допустила только одного, аукцион признается несостоявшимся.

Закупка на крупную сумму.

В январе 2020 года ГБУ здравоохранения «Городская больница № 1 города Октябрьский» (Республика Башкортостан) провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства[10]. Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы из различных областей республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов упомянутого лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 тыс. до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1,32 млн руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе подали заявки три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1,141 млн руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Стремясь снизить расход бюджетных средств и сократить собственные затраты, заказчики объединяются для покупки одинаковых ТРУ и проведения совместной процедуры. В таком случае обязательно учитываются нормы 44-ФЗ, ГК РФ и заключается двустороннее или многостороннее соглашение (в соответствии с числом заказчиков).

Отличия проведения совместных закупок по 44-ФЗ от других форматов тендеров состоят в следующем:

  • Каждый заказчик самостоятельно выводит НМЦК, рассчитывает количество и объемы ТРУ, подготавливает необходимые для торгов технические характеристики, конкурсную документацию, обосновывает объект закупки. Все перечисленные действия осуществляются до того, как будет подписано многостороннее соглашение.
  • Покупатели делят все расходы на данное мероприятие, отталкиваясь от пропорционального долевого соотношения их НМЦК к совокупному объему данного показателя.
  • Все заказчики самостоятельно подписывают договоры с исполнителем, выявленным по результатам торгов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *