- Трудовое право

Что нужно знать о стандартных налоговых вычетах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о стандартных налоговых вычетах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Да, благодаря налоговым вычетам. Налоговый вычет – это сумма, которую можно отнять от начисленной заработной платы. И тогда подоходный налог будет рассчитываться и удерживаться из полученной разницы, которая называется “налоговая база”. Чем меньше налоговая база, тем меньше сумма платежа.

Обязательные отчисления / удержания

Подоходный налог

Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.

Страховые взносы

Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.

Профсоюзные взносы

Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.

Вычет может предоставляться и за получение образования вами самими или вашими детьми. Но только если соблюдается несколько условий: это ваше (или вашего ребенка) первое обучение после школы и обязательно на дневном отделении. Если обучение бесплатное, вы получите фиксированный налоговый вычет — 37 рублей, если платное — вычет в размере оплаты обучения (без пересдачи зачетов и других трат).

— Когда я учился в университете и платил за учебу, ничего не знал про налоговый вычет, — рассказывает Артем. — Потом захотел получить вычет, но меня долго отправляли из кабинета в кабинет и требовали справку об окончании учебы. Но я университет бросил после третьего курса. Хотя это вроде как не должно мешать мне получить налоговый вычет. В итоге вычета мне так и не дали.

«По объему налогов мы близки к уровню Швеции»

— Многие жалуются на уровень медицины, образования, качество дорог. Может, нам нужно платить еще больше налогов, чтобы все это улучшить?

— Белорусы и так платят очень много налогов, около верхнего порога допустимого, — отмечает Владимир Ковалкин. — Есть такой показатель — количество собранных налогов и пошлин по отношению к ВВП. Нормальным считается показатель от 20 до 40%. Меньше 20% — мало, так как государство не сможет нормально финансироваться, больше 40% — много, потому что люди перестают платить налоги. Белорусы платят порядка 37-39% ВВП, а иногда доходило и до 42%. Поэтому платить больше налогов однозначно не нужно. Скорее, нужно более эффективно тратить эти деньги, оптимизировать каждый сектор, проводить реформы.

— Если мы откажемся от государственных субсидий на ту же коммуналку или транспорт, бюджету станет проще?

— Стоимость коммуналки однозначно можно и нужно поднимать, но при этом необходимо вводить механизмы социальной защиты. Человек, потерявший работу и не имеющий дохода, не сможет оплачивать полную коммуналку. Соответственно, нужно увеличивать и пособие по безработице, чтобы на него можно было оплатить коммуналку и купить что-нибудь поесть. С другими дотируемыми отраслями ситуация не такая однозначная. Например, в Таллинне весь общественный транспорт сделали бесплатным, чтобы убрать автомобили из города и улучшить экологию. Нужно понимать, к каким целям мы движемся, и строить политику исходя из этих целей, а не наоборот.

Какие сроки и штрафым

30 апреля — крайний срок для подачи декларации по налогу на доходы физических лиц. Сдать документ нужно в ФНС.

Обычно этим тоже занимается работодатель. Но если доход получен не с работы, то декларацию придется подать самостоятельно. Это касается:

  • индивидуальных предпринимателей;

  • нотариусов, адвокатов, и тех, кто занимается частной практикой;

  • физических лиц, кто получил вознаграждения не от налоговых агентов;

  • физических лиц, которые получили доход от продажи имущества;

  • резидентов РФ, которые получили доход от источников, находящихся за пределами РФ;

  • физических лиц, получивших выигрыши;

  • физических лиц, получающих доход в виде вознаграждения как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;

  • физических лиц, получающие доходы в порядке дарения.

Вычет может предоставляться и за получение образования вами самими или вашими детьми. Но только если соблюдается несколько условий: это ваше (или вашего ребенка) первое обучение после школы и обязательно на дневном отделении. Если обучение бесплатное, вы получите фиксированный налоговый вычет — 37 рублей, если платное — вычет в размере оплаты обучения (без пересдачи зачетов и других трат).

Читайте также:  Кому точно повысят зарплату уже в январе 2023 года

— Когда я учился в университете и платил за учебу, ничего не знал про налоговый вычет, — рассказывает Артем. — Потом захотел получить вычет, но меня долго отправляли из кабинета в кабинет и требовали справку об окончании учебы. Но я университет бросил после третьего курса. Хотя это вроде как не должно мешать мне получить налоговый вычет. В итоге вычета мне так и не дали.

  1. Если сотрудник уехал из РФ, для работодателя важны две вещи: когда он станет нерезидентом и какое место работы написано в трудовом договоре.
  2. Если место работы в России, бухгалтер удерживает НДФЛ сначала по ставке 13% с резидента, а потом 30% как с нерезидента. Когда сотрудник становится нерезидентом, сумму налога надо пересчитать по ставке 30% за весь год, а потом насчитать и удержать долг.
  3. Если в качестве нового места работы указывается не РФ, с момента переезда начисление налога прекращается независимо от налогового статуса. Когда работник станет нерезидентом, НДФЛ снова надо будет пересчитать по ставке 30%, но только за месяцы, пока место работы было в России.
  4. Если удерживать налог с нерезидента как с резидента, налоговая может придумать проблем: взыскать недостающий налог с работодателя, начислить пеню и оштрафовать. Вернуть эти деньги в порядке регресса с работника не получится.

Алименты, долги и коммуналка. Кто и как может удерживать деньги из вашей заработной платы?

Традиционно заработной платой принято считать вознаграждение за труд, которое сотрудник получает от нанимателя. В быту нередко встречаются высказывания типа “зарплата чистыми” или “зарплата грязными”. Более или менее смысл этих выражений понятен. Но какой может быть разница между начисленным и выплаченным заработком?

Все, что касается любой официальной заработной платы: ее размер, условия начисления и последующая выплата – относится в сфере отношений между нанимателем и работником, регулируется Трудовым Кодексом РБ и фиксируется в трудовом договоре или контракте. Такие документы содержат данные об объеме оплаты труда до того, как были проведены обязательные отчисления или удержания.

Что касается удержаний из заработной платы – они регулируются ч.1 ст. 107 Трудового кодекса и возможны, только если предусмотрены законодательством. Именно законодательные акты устанавливают перечень удержаний; основания, т.е. причину, для них; а также то, в каком порядке и в каком размере они удерживаются из зарплаты. Рассмотрим, что и кем может вычитаться из наших заработков.

В России налоговые поступления идут в бюджеты трех уровней: федеральный, региональный и муниципальный.

Прямые налоги

Косвенные налоги

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог с продаж

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на имущество организаций

Акцизы

Ставки подоходного налога с физических лиц

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере тринадцать (13) процентов, если иное не определено настоящей статьей.
  2. Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (далее в настоящей главе – сдача физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест), устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 2 к настоящему Кодексу.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении доходов, полученных плательщиками от осуществления ими предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право уменьшать (не более чем в два раза) размер ставок подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также от места нахождения этих помещений, машино-места в пределах населенного пункта.

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шестнадцать (16) процентов в отношении доходов:

3.1. получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально;

3.2. исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

3.3. получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности.

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере четыре (4) процента в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь.
  2. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шесть (6) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.
  3. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере ноль (0) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

Подоходный налог с граждан

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам. Налоги взимаются для обеспечения государственных расходов, покрытия общественно полезных потребностей.

В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Одним из основных налогов в налоговой системе любого государства является подоходный налог с граждан, плательщиками которого являются физические лица.

Обложению подоходным налогом с физических лиц подлежат доходы, полученные:

— гражданами Республики Беларусь и постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства — от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики;

— иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не относятся к постоянно проживающим на территории Республики Беларусь -от источников в Республике Беларусь.

Читайте также:  Калькулятор расчета пени по коммунальным платежам (ЖКХ) - 2022 год

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности, в том числе заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей; доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам; доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей в уставном фонде, паев в имуществе белорусских и иностранных организаций; образующиеся в результате оплаты за счет средств субъектов хозяйствования стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях, а также другие доходы, указанные в законодательстве.

Налогообложению не подлежат следующие доходы:

— пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком);

— все виды получаемых пенсий, назначаемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

— суммы материальной помощи, оказываемой:

в связи с чрезвычайной ситуацией;

организациями и (или) индивидуальными предпринимателями по месту основной работы (службы, учебы) умершего работника (военнослужащего, обучающегося), в том числе пенсионера, ранее работавшего (служившего) в этих организациях и (или) у этих индивидуальных предпринимателей, лицам, состоящим с умершим работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства;

— стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 705 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода;

— доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) ими на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном таким лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела;

— доходы плательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 5 555 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные;

— не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы) – в размере, не превышающем 1 678 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода,

иных организаций и индивидуальных предпринимателей – в размере, не превышающем 111 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

Подняли налоги – вырастут цены. Как это отразится на людях

В Беларуси и России используется так называемая плоская шкала налогообложения. Это значит, что подоходный налог одинаков для всех граждан, независимо от уровня дохода. Подобные отчисления обязательны и формируют 10% государственного бюджета. Из налоговых поступлений государство финансирует все сферы жизни: оборону, медицину, образование, культуру и т.п.

Во многих странах с прогрессивной системой налогообложения сумма подоходного налога зависит от размера прибыли. Чем она выше, тем больше взимает государство. Бедные не платят подоходный налог или выплачивают небольшие суммы, а ставка для богатых может превысить и половину прибыли. Прогрессивная шкала действует в Германии, Англии, Франции.

Граждане Беларуси и России уплачивают 13% в госбюджет. В некоторых странах утверждены следующие ставки по налогам:

  • 10% — Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Казахстан
  • 15% — Литва, Венгрия
  • 20% — Грузия, Молдова
  • 50% — Япония, Мексика
  • 58% — Испания
  • 65% — Китай, Италия
  • 66% — Франция
  • 83% — Боливия
  • 137% — Аргентина

Некоторым же и вовсе повезло. Жители небольших княжеств Европы, островных государств и стран Ближнего Востока полностью освобождены от уплаты налога. Среди них также богатые нефтедобывающие страны Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Кувейт, Багамские и Бермудские острова.

Платить налоги – обязательство каждого гражданина. Осуществляя налоговые выплаты, мы участвуем в создании благоприятной жизни. Денежные средства возвращаются в виде услуг, а также государственной и социальной поддержки.

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

Читайте также:  Как с 2022 года получать вычеты НДФЛ по новым правилам

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Повышение НДФЛ в 2021 году: правила расчета прогрессивной налоговой ставки на доход физлиц

Ставка НДФЛ устанавливается не только в зависимости от величины дохода, но и от его вида. Согласно закону, в 2021–2022 г. установлен переходный период: налоговый агент при исчислении налога применяет прогрессивную налоговую ставку в 15% к каждой налоговой базе отдельно, хотя и вводится такое понятие как «совокупность налоговых баз».

Для налоговых резидентов РФ к ним относятся:

  • дивиденды (ст. 275 НК РФ);
  • доходы в виде выигрышей, полученные участниками азартных игр и участниками лотерей;
  • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (ст. 214.1 НК РФ);
  • доходы по операциям репо, объектом которых являются ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ);
  • доходы по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ);
  • доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на ИИС (ст. 214.9 НК РФ);
  • доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
  • основная налогооблагаемая база.

Последний пункт пока без конкретики, так как в законе прописано, что к данной налогооблагаемой базе относятся «иные доходы», по которым устанавливается ставка 13% (15%).

Логично предположить, что это заработная плата и вознаграждения по договорам правового характера.

Однако Минфину и ФНС ещё не раз придётся выпускать разъясняющие письма на тему того, какой именно доход можно считать основным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *