- Торговое право

Сколько денег добавят на социалку и здравоохранение в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько денег добавят на социалку и здравоохранение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.

Почему пенсии такие маленькие…

В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?

— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.

Если на пенсии продолжаешь работать…

Если я на пенсии, но продолжаю работать, как изменится размер пенсии? Можно ли рассчитывать на повышение?

— Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера без учёта получаемого заработка. Вместе с тем факт работы либо занятия предпринимательской деятельностью влияет на размер выплачиваемой пенсии. Это касается пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. По действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учётом коэффициента не более 1,3. Без ограничения выплачивается пенсия пенсионерам, работающим в производстве сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях и организациях.

Что касается размера пенсии с учётом факта работы за стаж после назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет с учётом получения пенсии, то в этом случае перерасчёт пенсии не предусмотрен.

Ушёл на пенсию в 60 лет, затем ещё 13 лет работал, платил взносы в ФСЗН. Включат ли эти 13 лет в трудовой и страховой стаж?

— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды. Следовательно, в этом случае 13 лет работы после назначения и получения пенсии в стаж не засчитываются.

Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

  1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
  2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
  3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Кого не затронет увеличение стажа? Как всегда, это повышение не относится к тем, кто претендует на пенсию по инвалидности, многодетным матерям, инвалидам с детства и лицам, обеспечивающим уход за ними. Для всех этих категорий будет по-прежнему достаточно отработать хотя бы 5 лет.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на ребенка

Как считается стаж? В расчет принимается только то время, когда из заработной платы работника фактически производились отчисления в фонд соцстраха. Например, армия, учеба или декрет в расчет приниматься не будут.

Если стажа нет, для таких граждан пенсия в Белоруссии может быть только социальной. Она равна половине прожиточного минимума. При этом получать даже такое небольшое пособие мужчины смогут лишь с 65 лет, а женщины по достижению 60-летнего возраста.

Социальная пенсия с 1 января 2021 г.

Помимо основной трудовой пенсии некоторым гражданам также положена пенсия за заслуги перед государством. В данную категорию попадают:

  • Герои Беларуси и Советского Союза
  • Лауреаты Государственных премий
  • Граждане на высших государственных должностях
  • Матери 9 и более детей, которые имеют орден многодетной матери
  • Призёры и выдающиеся спортсмены
  • Руководители партизанских движений
  • Граждане, которым присудили значимые государственные награды

Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.

Категория граждан

Размер минимальной пенсии

Пенсионеры

25% от БПМ

Инвалиды I и II групп

100% от БПМ

Инвалиды III группы

50% от БПМ

Многодетные матери-героини

100% от БПМ

Пенсионеры за выслугу лет

25% от БПМ

Граждане, утратившие кормильца

100% от БПМ

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Начните с одного процента

Если участник программы в чем-либо сомневается, он может начать с минимума, то есть первоначально отчислять на пенсию один процент (в результате софинансирования эта цифра вырастет вдвое).

По желанию гражданина процент отчислений можно уменьшать или увеличивать, но только один раз в год, пока действует программа.

Такая потребность, безусловно, возникнет, если у гражданина изменится уровень доходов, например, снизится либо вырастет зарплата.

В ситуации, когда участник программы временно останется без работы, уплата взносов прекращается до тех пор, пока он не найдет новую работу.

Даже если участник программы имеет рабочее место, он вправе по своему усмотрению приостанавливать свое участие в программе и спустя время вновь начинать выплаты – ограничений по сроку такой приостановки нет.

В любом случае, если уплата взносов прекращается, то накопленная сумма будет «заморожена». Вместе с тем на нее по-прежнему будут начисляться доходность и бонус.

В ситуации, когда гражданин решит навсегда выйти из программы, внесенные ранее деньги он сможет получить или при выходе на пенсию, или если наступят непредвиденные обстоятельства. К примеру, если гражданин получит инвалидность первой или второй группы.

Минфин готовит индексацию: на сколько повысятся пенсии в 2022 году и для кого

Различные социальные выплаты, назначаемые по линии Пенсионного фонда, ежегодно индексируют с 1 февраля. Это касается ЕДВ для федеральных льготников (ветеранов, инвалидов, лиц, пострадавших в техногенных катастрофах и так далее), набора социальных услуг и пособия на погребения пенсионера. Их размеры повышают в соответствии с индексом роста цен в предыдущем году.

  • Так, с 1 февраля 2022 года социальные выплаты проиндексируют по инфляции, определенной по итогам 2021 года. Согласно прогнозам ЦБ РФ, инфляция в 2021 году составит около 5,7-6,2%. Соответственно, стоит рассчитывать на повышение социальных выплат в 2022 году в таком же диапазоне. Однако в документе «Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», подготовленном Правлением ПФР, указан индекс 1,043, то есть индексация на 4,3%. Это гораздо ниже прогнозируемого ЦБ уровня инфляции.
  • Точный индекс станет известен лишь в январе 2022 года, когда Росстат определит итоговую величину инфляции. Этот индекс будет утвержден Постановлением Правительства.

Стоит пояснить, что такое повышение касается как неработающих, так и работающих пенсионеров. Моратория на индексацию социальных выплат в отношении работающих пенсионеров не предусмотрено.

В 2022 году будут произведены единовременные выплаты инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, предусмотренные Указом Президента № 186 от 24.04.2019 г. Размер выплаты составляет фиксировано 10 тыс. рублей. Выплачены денежные средства будут к 9 мая 2022 года.

Стоит отметить, что в 2022 году планируют расширить круг лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты. К числу получателей планируют добавить граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя». В целях осуществления доплат этим гражданам планируют дополнительно выделить средства в размере 1,9 млрд рублей на период 2022-2024 гг.

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.
Читайте также:  Брянской области

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Будет ли повышение пенсии в Беларуси в 2021 году?

Александр Лукашенко довольно жёстко высказался по поводу пенсионного возраста и сказал, что «не стоит перекладывать проблемы на детей». Новых решений в этом вопросе не планируют никто, при этом президент отметил, что если установить пенсионный возраст на отметке в 50 лет, то многих людей будут вынуждены содержать дети. Если мыслить адекватно, то по словам президента, не одна мать или отец не скажет – «ладно пусть за меня платят дети», многие вероятно сочтут, что лучше проработать ещё несколько лет.

Пенсионный возраст – это единственный параметр, который растёт, потому что с ним увеличивается ещё и страховой стаж. Страховой стаж – это необходимая величина для того, чтобы оформить для себя трудовую пенсию.

Трудовая пенсия – это очень важный показатель для белорусов, потому что на её уровень они зарабатывают самостоятельно, если стажа не хватает, то назначается социальная пенсия, а её размер очень маленький, и на такие выплаты можно просто выживать, то есть нормально жить не получится. С 1 января пенсионный стаж увеличился на шесть месяцев, и теперь эта величина находится в пределах 18 лет.

Если кто-то не понимает, то страховой стаж – это тот период работы, В течение которого работодатель оплачивает взносы в фонд социальной защиты населения. Радует, что в это понятие входит период службы в армии, только если речь идёт о срочной службе, но учёба в ВУЗе здесь не учитывается.

С 1 января введут изменения по расчету пенсий

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2020 (август-октябрь) 2020 (май-июль) 2020 (февраль-апрель) ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту 456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 260,82 (64,53 + 196,29) 260,29 (64,03 + 196,29) 257,96 (61,70 + 196,26) 245,12 (59,97 + 185,15) 243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

Читайте также:  16 лет ребенку в какую поликлинику идти??Подскажите?

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Профессиональное пенсионное страхование: новации-2021

Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).

Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.

Обращаться за новыми выплатами необходимо в управление по социальному труду и защите. Для этого понадобится собрать все необходимые документы, потому что без учёта всех факторов назначить пенсию не получится.

Ирина Костевич рассказывала про повышение пенсии в 2021 году в Беларуси в прямом эфире. Она сказала, что в 2020-м году четыре раза увеличился бюджет прожиточного минимума. И с учётом того, что именно с этим бюджетом связанны возрастные надбавки к пенсиям, а также другие социальные выплаты, нетрудно догадаться, что данная новость является очень хорошей.

Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:

  • Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
  • Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
  • Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет

Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту. Вместо нее государство назначает социальную пенсию, которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.

Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.

В нашей стране 11 апреля 2016 года был принят закон об увеличении пенсионного возраста, который добавил к работоспособному периоду белорусов 3 года. Если ранее мужчины выходили на пенсию в 60, а женщины в 55 лет, то к 2022 году выход на пенсию в Беларуси будет осуществляться в 63 года и 58 лет соответственно. Переход к новой системе происходит постепенно. Например, в 2020 году белорусы могут выйти на пенсию в 62 года и 57 лет, а в 2021 можно будет стать пенсионером в 62,5 года и 57,5лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *