- Наследование

Приказ Ростехнадзора РФ №461 от 26 ноября 2020 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ Ростехнадзора РФ №461 от 26 ноября 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее — Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, установке, монтажу, эксплуатации, ремонту и реконструкции грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, тары и люлек.
1.2. Настоящие Правила распространяются на: а) грузоподъемные краны всех типов, в том числе краны-штабелеры мостовые; б) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком или электромагнитом; в) однорельсовые тележки; г) ручные и электрические тали; д) крановые подъемники для подъема людей; е) лебедки для подъема груза и (или) людей; ж) люльки для подъема людей; з) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.) ; и) съемные грузозахватные приспособления; к) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.) , в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на: а) краны-штабелеры стеллажные, краны-манипуляторы; б) грузоподъемные машины, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и других плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила; в) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером; г) грузоподъемные краны, предназначенные только для работы со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунто-выдергивателями, буровым оборудованием и т.п.) ; д) грузоподъемные машины специального назначения: напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, путеукладочные и мостоукладочные машины, манипуляторы, подъемники (вышки) , машины специализированных перегрузочных комплексов; е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.) ; ж) строительные подъемники, на которые распространяются специальные правила; и) грузоподъемные краны, машины, грузозахватные органы, приспособления и тара специального и военного назначения, находящиеся в эксплуатации в Вооруженных Силах Украины.

10.1.1. Регистрации в органах Госнадзорохрантруда до введения в эксплуатацию подлежат: а) грузоподъемные краны всех типов, за исключением указанных в пункте 10.1.2 настоящих Правил; б) краны-экскаваторы, предназначенные для работы c крюком или электромагнитом; в) однорельсовые тележки.
10.1.2. He подлежат регистрации в органах Госнадзорохрантруда: а) грузоподъемные краны всех типов c ручным приводом, а также те, в которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъема применен пневматический цилиндр; б) краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые c пола или со стационарного пульта; в) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно; г) краны стрелового типа (кроме башенных стационарных приставных) c постоянным вылетом или не снабженные изготовителем механизмом поворота или передвижения; д) переставные краны для — монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении; е) грузоподъемные краны (кроме автомобильных) учебных заведений, используемые исключительно для обучения; ж) грузоподъемные краны, установленные на передвижных комплексах и агрегатах (роторные комплексы, шагающие экскаваторы и т.п.) и предназначенные только для выполнения ремонтных работ на них; и) грузоподъемные краны, находящиеся в эксплуатации в Вооруженных Силах Украины.
10.1.3. Работодатель, у которого в собственности или в аренде имеется грузоподъемный кран или машина и который намеревается их эксплуатировать, для регистрации грузоподъемного крана или машины подает письменное заявление и их паспорт. B заявлении должно быть указано наличие у работодателя ответственных работников, указанных в п. 10.4.1, и обученного персонала для обслуживания и ремонта.
Если у работодателя отсутствуют необходимые специалисты, то к заявлению прилагается копия договора со специализированной организацией, указанного в пункте 10.4.1.
При регистрации грузоподъемного крана, находящегося у гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и не использующего наемный труд, к заявлению прилагаются данные, подтверждающие выполнение требований пункта 10.4.4, или копия договора на проведение надзора, обслуживания, технического освидетельствования и ремонта со специализированной организацией.
При регистрации крана мостового типа, башенного или портального крана к паспорту прилагается копия разрешения органа
Госнадзорохрантруда на право выполнения монтажных и наладочных работ, организации, проводившей эти работы, а также копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории, проводившей необходимые электроизмерительные работы.
При регистрации мостового крана или однорельсовой тележки к паспорту прилагается чертеж его установки c обозначением расположения главных троллеев и посадочной площадки для входа на кран (тележку) , а также указываются фактические размеры, регламентированные пунктом 4.18.4 настоящих Правил.
Если плиты противовеса и балласта для башенных и портальных кранов изготовлены не изготовителем этих кранов, то предоставляется акт о приемке плит c указанием их фактической массы.
B случае регистрации грузоподъемного крана, отработавшего срок службы, также предоставляется экспертное заключение о возможности, условиях и сроке его дальнейшей эксплуатации, составленное специализированной организацией в соответствии c требованиями действующих нормативных документов.
Если регистрируются грузоподъемные краны и машины, изготовленные за рубежом, предоставляется разрешение Госнадзорохрантруда о возможности их применения в Украине, полученное в соответствии c требованиями ДНАОП 0.00-4.34-99 «Положение о порядке выдачи разрешений Комитетом по надзору за охраной труда Украины».
10.1.4. Регистрация в органах Госнадзорохрантруда грузоподъемного крана или машины производится на основании паспорта изготовителя, дубликата паспорта, выданного изготовителем, или паспорта, составленного специализированной организацией.
При составлении паспорта не изготовителем к нему прилагаются: а) заключение, составленное на основании расчета прочности и устойчивости крана и его отдельных элементов и подтверждающее грузоподъемность, указанную в паспорте. Подтверждение грузоподъемности может быть предоставлено также на основании сравнения несущих элементов крана с такими же элементами другого грузоподъемного крана или машины такой же модели; б) заключение аккредитованной лаборатории о химическом анализе и механических свойствах материала металлоконструкции; в) расчет крюка, если его размеры не соответствуют действующему
нормативных документов, а также данные химического анализа материала крюка, если крюк не снабжен клеймом изготовителя; г) заключение о состоянии металлоконструкций и качестве сварных или клепаных соединений.
Стружка для химического анализа материала металлоконструкции берется в выборочном порядке из основных элементов грузоподъемного крана: у мостовых кранов — из верхнего и нижнего поясов ферм (мостов) , раскосов, концевых балок и рамы тележки; у козловых кранов и перегрузочных мостов, кроме того, из поясов и раскосов опор; у башенных и портальных кранов — из поясов и раскосов портала, башни, стрелы, поворотной платформы и ходовой рамы; у самоходных стреловых кранов — из поясов стрелы и рамы ходовой платформы.
10.1.5. Грузоподъемные краны и машины подлежат перерегистрации после: а) реконструкции; б) ремонта, если был составлен новый паспорт; в) передачи другому работодателю; г) перестановки крана мостового типа на новое место; д) направления стрелового самоходного крана для работы сроком более трех месяцев за пределы области, в которой зарегистрирован кран.
10.1.6. При регистрации реконструированного грузоподъемного крана или машины предоставляется новый паспорт или старый паспорт c изменениями, к которому прилагается такая документация: а) справка о характере реконструкции, подписанная ответственным лицом проектной организации, разработавшей техническую документацию на реконструкцию; б) чертежи общего вида c основными габаритными размерами, если они изменились, и новыми техническими характеристиками; в) принципиальная электрическая, гидравлическая и пневматическая схемы при их изменении; г) кинематические схемы механизмов и схемы запасовки канатов при их изменении; д) копии документов (или выписки из них) о качестве металла, используемого при реконструкции; е) сведения о присадочном материале (результаты испытания наплавленного металла или копии документов (или выписки из них) о качестве электродов) ; ж) сведения о результатах контроля качества сварки металлоконструкции.
10.1.7. Ответ на заявление о регистрации предоставляется работодателю не позднее чем в десятидневный срок со дня получения документов органом Госнадзорохрантруда. При отказе в регистрации грузоподъемного крана или машины должны быть письменно указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие пункты настоящих Правил или действующие нормативные документы.
10.1.8. При направлении стрелового самоходного крана для работы за пределы области, в которой кран зарегистрирован, работодатель должен сообщить об этом местному органу Госнадзорохрантруда c указанием регистрационного номера крана, места направления и срока проведения работ. По прибытии крана на место выполнения работ об этом должен быть уведомлен орган Госнадзорохрантруда, на территории которого будут проводиться работы. Если срок этих работ превышает три месяца, то работодатель снимает кран c учета и регистрирует его в органе Госнадзорохрантруда, на территории которого будут выполняться работы.
10.1.9. Работодатель снимает грузоподъемные краны и машины c регистрации в органах Госнадзорохрантруда в случаях: а) списания грузоподъемных кранов и машин, которые стали непригодными; б) перевода их в категорию, указанную в пункте 10.1.2 настоящих Правил.
Зарегистрированные в установленном порядке грузоподъемные краны, изготовленые c кабинами, но при эксплуатации переведенные на управление c пола или со стационарного пульта, c регистрации не снимаются.
Снятие c регистрации осуществляется по заявлению работодателя.
10.1.10. Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах Госнадзорохрантруда, люльки для подъема людей, съемные грузозахватные приспособления и тара снабжаются индивидуальным номером и под этим номером учитываются в журнале их учета предприятия или цеха.

Читайте также:  Инструкция ведущего инженера-технолога

II. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО

10. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:

  • разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;
  • обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;
  • обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;
  • проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;
  • проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее – специализированные организации).

Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется видами, типами, моделями ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.

11. Изменения конструкции ПС и (или) оборудования ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

12. Структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.

13. Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.

14. Специализированная организация должна:

  • располагать необходимым персоналом, а также инженерно-техническими работниками, уполномоченными на выполнение своих обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;
  • определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;
  • установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.

15. Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

16. Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.

17. Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:

  • а) комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ.

Для выполнения работ по неразрушающему контролю специализированная организация должна иметь или привлекать аттестованную лабораторию, в том числе, если монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением сварки;

  • б) комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы;
  • в) контрольно-измерительные приборы и оборудование, позволяющие выполнять наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем управления ПС;
  • г) контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность и регулировку оборудования ПС;
  • д) оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам);
  • е) комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС;
  • ж) программы-методики испытания, проведения технических освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по завершении выполненных работ;
  • з) необходимое оборудование для выполнения монтажных (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);
  • и) вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ;
  • к) документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.

18. Средства измерений, используемые в процессе испытаний ПС, должны быть поверены или калиброваны.

4.7.1. Грузоподъемные машины, передвигающиеся по рельсовым путям, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей.

У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.

Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов, по которым передвигается грузоподъемная машина или грузовая тележка, и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.

4.7.2. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом с гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

У башенных кранов такие устройства должны устанавливаться, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.

4.7.3. У стреловых самоходных кранов усилие поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей не должно превышать 200 Н.

При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

4.7.4. Стреловые самоходные краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

4.7.5. На концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемной машины должны быть установлены упоры.

4.7.6. Грузоподъемные машины с машинным приводом, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами соответствующей высоты. Если эксплуатационной документацией предусмотрена установка безударных тупиковых упоров, буферные устройства не устанавливаются.

2.1.1. Исключен.

2.1.2. Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.1.3. Проект на изготовление крана или отдельно изготавливаемой сборочной единицы должен включать:

а) техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);

б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;

в) программы и методики испытаний готового изделия;

г) требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство);

д) заключение головной организации о результатах технической экспертизы проекта.

2.1.4. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл. 1 и 2 приложения 4.

2.1.5. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ГОСТ 15150. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом температуры окружающего воздуха ниже минус 40 °С, должны быть спроектированы в исполнении ХЛ.

Читайте также:  Как стать московским пенсионером

2.1.6. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.

2.1.7. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах или транспортировки радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией.

Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.8. Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.

Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.

Расчет устойчивости кранов должен производиться в соответствии с нормативными документами.

2.2.1. Расчетные металлоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должны проектироваться в соответствии с государственными стандартами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.

2.2.2. Расчет крановых металлоконструкций и их элементов должен производиться в соответствии с нормативными документами.

2.2.3. У кранов, имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции.

2.2.4. Материалы при проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

Новые материалы могут применяться при проектировании кранов и их элементов по рекомендации головной организации с обязательным согласованием с Госгортехнадзором России.

2.2.5. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.

2.2.6. Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.

При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.8.1. Барабаны и блоки должны соответствовать государственным стандартам, настоящим Правилам и другим нормативным документам.

2.8.2. Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяются по формулам

D1 ³ h1 × d; D2 ³ h2 × d; D3 ³ h3 × d,

где d — диаметр каната, мм;

D 1 , D 2 , D 3 — диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;

h 1 , h 2 , h 3 — коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока ( табл. 3).

Таблица 3

Минимальные коэффициенты для выбора диаметров барабана ( h 1 ), блока ( h 2 ) и уравнительного блока ( h 3 )

Группа классификации механизма по ИСО 4301/1

Коэффициенты выбора диаметров

h1

h2

h3

Ml

11,2

12,5

11,2

М2

12,5

14,0

12,5

М3

14,0

16,0

12,5

М4

16,0

18,0

14,0

М5

18,0

20,0

14,0

М6

20,0

22,4

16,0

М7

22,4

25,0

16,0

М8

25,0

28,0

18,0

Номер документа: 359
Дата принятия: 30/12/2014
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 11/05/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

ФОРМА ПАСПОРТА КРАНОВ МОСТОВОГО ТИПА

Паспорт издается в жесткой обложке

на листах формата 210´297 мм

Формат паспорта типографского

издания 218´290 мм

Обложка паспорта

(наименование крана)

(индекс крана)

ПАСПОРТ*

(обозначение паспорта)

* Настоящий паспорт является образцом, на основании которого предприятие-изготовитель должно составить паспорт применительно к типу выпускаемых им кранов мостового типа.

Общие технические условия

ГОСТ 27551-87*

(ИСО 7752/2-85)

Краны стреловые самоходные. Органы управления. Общие требования

ГОСТ 27552-87

(ИСО 4306/2-85)

Краны стреловые самоходные.
Термины и определения

ГОСТ 27553-87

(ИСО 4301/2-85)

Краны стреловые самоходные. Классификация по режимам работы

ГОСТ 27555-87

(ИСО 4306/1-85)

Краны грузоподъемные.

Термины и определения

ГОСТ 27584-88*

Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия

ГОСТ 27913-88

(ИСО 7752/1-83)

Краны грузоподъемные.

Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1.

Аппараты управления. 14

2.14. Кабины управления. 14

2.15. Противовес и балласт. 16

2.16. Ограждения. 16

2.17. Галереи, площадки и лестницы.. 17

2.18. Установка кранов. 19

2.19. Грузозахватные приспособления. 21

3. Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж.. 21

3.1. Изготовление. 21

3.2. Реконструкция, ремонт и монтаж.. 24

3.3. Материалы.. 25

3.4. Сварка. 25

3.5. Контроль качества сварных соединений. 26

4. Краны, узлы, механизмы и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом.. 27

5. Краны кабельного типа. 28

6. Краны-штабелеры мостовые. 31

7. Подъемники крановые. 32

8. Крановый путь. 32

9. Эксплуатация.

Механизмы, подвергаемые действию умеренных нагрузок регулярно, наибольших нагрузок довольно часто

L3 — тяжелый

0,50

Механизмы, подвергаемые действию больших нагрузок регулярно, наибольших нагрузок часто

L4 — весьма тяжелый

1,00

Механизмы, подвергаемые действию наибольших нагрузок регулярно

Коэффициент распределения нагрузки для механизма вычисляют по формуле

=,

где — средняя продолжительность использования механизма при частных уровнях нагрузки — ; — общая продолжительность при всех частных уровнях нагрузки, = ; — значение наибольшей нагрузки, приложенной к механизму; = 3.

Для обеспечения нормальной эксплуатации ПС должны своевременно, в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации, подвергаться текущим и капитальному ремонтам, обеспечивающим поддержание ПС в работоспособном состоянии.

85. При выполнении капитального или капитально-восстановительного ремонта, для определения объема работ по восстановлению и замене выполняются полная разборка всех ремонтно-пригодных механизмов и соединений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, их дефектация (в том числе с обязательным применением неразрушающего контроля) с восстановлением или заменой изношенных элементов.

Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии, согласованной с головной организацией.
Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

ПЕРЕЧЕНЬ ГОЛОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ПО КРАНОСТРОЕНИЮ

Наименование организации

Номенклатура

Адрес организации

ВНИИПТМАШ

Краны мостового и кабельного типа, портальные, консольные, железнодорожные краны, электрические тали, краны-штабелеры мостовые

109387, Москва, ул. Люблинская, 42

ВНИИстройдормаш

Краны стреловые

1234241, Москва, Волоколамское ш., 73

СКТБ башенного краностроения

Краны башенные, краны-лесопогрузчики, переставные и мачтовые краны, стреловые на рельсовом ходу, подъемники крановые

129301, Москва, ул. Касаткина, 11

ВКТИмонтаж-строймеханизация

Краны специальные монтажные, краны гусеничные

113114, Москва, Кожевнический пер., 4/5

ВНИИ Ржевбашкран

Краны башенные (по номенклатуре АО «Высота»)

172350, Ржев-6, Тверская обл.

НТЦ «Строймашавтоматизация»

Приборы и устройства безопасности

1234241, Москва, Волоколамское ш., 73

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

Рис. 1. Обрывы и смешения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки

Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях в сочетании с местным износом

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна проводиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

Читайте также:  Официальная программа от налоговой для подачи декларации

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам

Тип свивки

ГОСТ на канат

Группа классификации (режима) механизма

М1, М2, М3 и М4

М5, М6, М7 и М8

крестовая свивка

односторонняя свивка

крестовая свивка

односторонняя свивка

на участке длиной

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n £ 50

6´7(6/1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6´7(1 + 6) + 1´7(1 + 6)

ЛК-О

3066-80

6´7(1 + 6) + 1o.c.

ЛК-О

3069-80

8´6(0 + 6) + 9о.с.

ЛК-О

3097-80

51 £ n £ 75

6´19(9/9/1)*

3

6

2

3

6

12

3

6

6´19(1 + 9 + 9) + 1o.c.

ЛК-О

3077-80

6´19(1 + 9 + 9) + 7´7(1 + 6)*

ЛК-О

3081-80

76 £ n £ 100

18´7(1 + 6) + 1o.c.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101 £ n £ 120

8´19(9/9/1)*

5

10

2

5

10

19

5

10

6´19(12/6/1)

6´19(12/6 + 6F/1)

6´25FS(12/12/1)*

6´19(1 + 6 + 6/6) + 7´7(1 + 6)

ЛК-Р

14954-80

6´19(1 + 6 + 6/6) + 1o.c.

ЛК-Р

2688-80

6´25(1 + 6; 6 + 12) + 1o.c.

ЛК-3

7665-80

6´25(1 + 6; 6 + 12) + 7´7(1 + 6)

ЛК-3

7667-80

121 £ n £ 140

8´16(0 + 5 + 11) + 9o.c.

TK

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141 £ n £ 160

8´19(12/6 + 6F/1)

6

13

3

6

13

26

6

13

8´19(1+6+6/6)+1o.c.

ЛК-Р

7670-80

161 £ n £ 180

6´36(14/7 + 7/7/1)*

7

14

4

7

14

29

7

14

6´30(0 + 15 + 15) + 7o.c.

ЛК-О

3083-80

6´36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1o.c*

ЛК-РО

7668-80

6´36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 7´7(1 + 6)*

ЛК-РО

7669-80

181 £ n £200

6´31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 1o.c.

8

16

4

8

16

32

8

16

6´31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 7´7(1 + 6)

6´37(1 + 6 + 15 + 15) + 1o.c.

ТЛК-О

3079-80

201 £ n £ 220

6´41(16/8 + 8/8/1)*

9

18

4

9

18

38

9

18

221 £ n £ 240

6´37(18/12/6/1)

10

19

5

10

19

38

10

19

18´19(1 + 6 + 6/6) + 1o.c.

ЛК-Р

3088-80

241 £ n £ 260

10

21

5

10

21

42

10

21

261 £ n £ 280

11

22

6

11

22

45

11

22

281 £ n £ 300

12

24

6

12

24

48

12

24

300 £ n

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

Примечания: 1. n — число несущих проволок в наружных прядях каната; d — диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

4.6.1. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных машин и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катаными, штампованными или литыми. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648. Применение безребордных колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

4.6.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

а) если ширина колеи пути наземных кранов не превышает 4 м и обе нитки пути лежат на одном уровне;

б) если наземные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд на другом рельсе;

в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути.

При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

Колеса рельсовых башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Требования к работникам

20. Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:

а) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
б) знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);
в) знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;
(пп. «в» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
г) знать и уметь выявлять дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, электро-, пневмо-, гидрооборудования, систем управления ПС и приборов безопасности (ограничителей, указателей, регистраторов);
(пп. «г» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
д) знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных специализированной организацией для реализации своей деятельности; е) уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС, электро- и гидрооборудования, а также ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС; ж) знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов;

ГК РПС: Пункт з) отсутствует в соответствии с источником

Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)

58. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС осуществляются по эксплуатационной документации на ПС и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации, разработанной специализированной организацией.
Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.
(п. 58 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
59. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должен быть выполнен с учётом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза. 60. По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138 — 147 настоящих ФНП.
При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
61. Обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС. Контроль качества монтажа и наладки ПС.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *