- Торговое право

Упрощено лицензирование розничной торговли алкоголем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Упрощено лицензирование розничной торговли алкоголем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение – можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Продление лицензии на алкоголь

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

Требования к заявителю

Тем же федеральным законом регламентированы требования к заявителю. Получить лицензию на алкоголь могут только юридические лица (ООО и АО). Индивидуальные предприниматели не могут этого сделать, поэтому им остается ограниченный круг видов деятельности.

Лицензию выдают в субъектах РФ, и она действует только на территории определенного региона (области, республики и т.д.). Компания может выйти на рынок другого субъекта только в том случае, если между регионами, где была выдана лицензия и где планируется деятельность, есть соглашение. Соответственно, большое значение имеет юридический адрес компании.

Уставной капитал заявителя должен составлять:

  • Для розничной торговли — от 10 000 рублей в регионах, в Московской области — от 500 000, в Москве — от 1 миллиона.
  • Для оптовой торговли — от 10 миллионов рублей.

Требования к продавцу

Кроме регистрации юрлица, согласно ФЗ-171, к продавцу алкоголя предъявляются следующие требования:

  • уставный капитал не меньше 1 млн руб., если торговля осуществляется через магазин;
  • уставный капитал не меньше 10 тыс. руб., если торгуют рестораны, бары, кафе;
  • уставный капитал не меньше 10 млн руб. для оптовиков.
Читайте также:  2. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

На региональном уровне эти цифры могут быть изменены. Так, для реализации через магазин в МО достаточно иметь УК 500 тыс. руб., в Нижегородской области – 500 тыс. руб. и пр.

Торговать своей продукцией оптом имеют возможность производители. Требования к уставному капиталу таких компаний зависят от производимой продукции. Например, производство и возможность последующей реализации водки предполагает наличие УК в размере 80 млн руб., в то же время сельхозпрозводителям-виноделам в статусе ИП уставный капитал не нужен.

Если торговля идет через магазин, его площадь в городской черте должна быть свыше 50 кв. м., а в сельской местности – свыше 25 кв. м. Помещение должно находиться у юрлица в собственности или в аренде. Магазин должен располагаться вдали от:

  • детских образовательных учреждений (сюда входит и детсад);
  • медучреждений;
  • спортивных организаций;
  • учреждений культуры (ДК);
  • объектов военной структуры.

Кроме того, запрещено располагать торговлю вблизи остановок транспорта, вокзалов, аэропортов. Расстояние должно составлять не менее 100 м. Власти в регионах могут с учетом местных особенностей вносить свои нормы на основе федерального законодательства, например, в части замеров расстояния – по прямой или по пешеходным дорожкам.

Рискуем увидеть рост производства контрафакта

В заключение хотелось бы отметить, что власти в первую очередь видят в увеличении акциза возможность деалкоголизации населения. Дополнительный доход в бюджет невелик — поступления от алкоголя, включая все акцизы и НДС, составляют только 1% от доходов бюджета страны. Более того, бюджет сейчас сбалансирован, Фонд национального благосостояния стал достаточно крепким. Нет срочной необходимости искать источники дополнительного дохода.

Более того, как уже говорилось выше, мы рискуем увидеть рост производства контрафакта и поставок нелегальной продукции из стран ЕАЭС, включая суррогаты. Что касается запрета на оборот самогонных аппаратов, то чисто физически регулировать такое оборудование очень сложно. Где провести грань между личным потреблением и полупромышленным производством. Есть мнение, что минимальный порог для контроля должен быть 30—50 литров. Но, если максимальная мощность оборудования позволяет делать тысячи литров, то необходима регистрация и лицензирование производства. Возможно, стоило бы снизить пошлину для легализации небольших производств. Не зря ведь говорят — не можешь победить — возглавь.

Минпромторг планирует изменить правила получения лицензий на розничную торговлю алкоголем

Минпромторг подготовил проект федерального закона, вносящий в 171-ФЗ значительные изменения в порядок и условия получения лицензии на розничную продажу алкоголя.

Читайте также:  Как делить имущество супругов после смерти одного из них: позиция ВС

Планируется перейти к оформлению и выдаче лицензий отдельно на каждый торговый объект или объект общественного питания.

Кроме того, розничные магазины и заведения общепита смогут получать лицензии на сезонный период – например, летний или курортный сезон. Устанавливать сезонность будут лицензирующие органы субъектов РФ.

Изменяется перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов, объектов общественного питания и складских помещений, лицензирующие органы будут получать по межведомственному запросу самостоятельно. Все документы будут подаваться в единственном экземпляре, исключается необходимость предоставления копий учредительных документов.

Изменяется также действующая система, при которой при обнаружении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам соискатель лишается возможности получить лицензию и теряет уплаченную госпошлину.

Предполагается, что если у заявителя будет обнаружена непогашенная задолженность, то лицензирующий орган приостанавливает течение срока принятия решения о выдаче лицензии и уведомляет заявителя.

Заявитель сможет погасить задолженность и предоставить в лицензирующий орган подтверждение оплаты, после чего срок принятия решения возобновляется.

  • Отменяется ограничение розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания только в ресторанах, барах, кафе и буфетах.
  • Устанавливается, что прилегающие территории, на которых запрещается продажа алкоголя, определяются только по отношению к зданиям, находящимся во владении и пользовании образовательных и медицинских организаций, — а не только во владении.
  • Из требований к магазинам, продающим алкоголь, исключается необходимость наличия складских помещений по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется продажа алкоголя.
  • Для городских магазинов, продающих алкоголь, необходимая площадь торговых объектов и складских помещений сокращается с 50 до 25 квадратных метров, а для сельских магазинов требование о минимальной площади отменяется совсем.
  • Предлагается, что в случае нарушения требований к розничной продаже алкоголя или продажи алкоголя по цене ниже МРЦ, лицензии будут аннулироваться не во внесудебном порядке по решению Росалкогольрегулирования, как сейчас, а решением суда (в судебном порядке).
  • Также лицензия может быть приостановлена, если иным образом невозможно прекратить нарушения, являющиеся основанием для приостановления лицензии.
  • В течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии алкогольную продукцию можно будет переместить в другие торговые объекты или объекты общественного питания лицензиата – если эта продукция не подлежит изъятию из незаконного оборота.
  • Источник

Кто выдает лицензию на продажу алкоголя?

Контроль и мониторинг алкогольного рынка ведет государственный орган – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Данная служба и выдает лицензии на производство, транспортировку и продажу алкоголя в соответствии с требованиями Статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ на основании вышеуказанных документов.

Читайте также:  Куда и как можно использовать материнский капитал

Алкогольную лицензию выдают на требуемый срок: минимальный срок по закону — 1 год, максимальный срок — 5 лет. Лицензия, которая выдается сроком на 1 год стоит 65 тысяч рублей.

Пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК

Рынок алкогольной продукции регулирует Федеральная служба (Росалкогольрегулирование), а оборот спиртной продукции фиксируется в ЕГАИС – Единой государственной автоматизированной информационной системе. Орган, который выдаёт лицензию на оборот алкоголя для магазинов розничной торговли, баров и ресторанов, кафе, зависит от конкретного региона. К примеру, в Московской области этим занимается Министерство потребительского рынка и услуг МО, в Москве — Департамент торговли и услуг, в Новосибирской области — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства.

Отсутствие лицензии на алкоголь

Отдельно в КоАП прописана ситуация, когда алкоголем торгует самостоятельно физлицо. В таком случае наказание за продажу алкогольной продукции без лицензии на дому предусматривает штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с последующей конфискацией всей продукции (п. 1 ст. 14.17.1 КоАП).

Продажа алкоголя без лицензии юридическим лицом

Данная практика всегда рассматривается как незаконная предпринимательская деятельность, поэтому к ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица.

Продажа алкоголя без лицензии юридическим лицом или физическим лицом чревата:

  • Полной конфискацией товара и всего оборудования для его продажи или производства;
  • Штрафные санкции;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

А вся полученная в результате нелегальной работы прибыль выливается в огромные суммы штрафов, неприятности и убытки, с учетом того, что штрафные санкции были усилены с 3 января 2014 года.

Продажа алкоголя без лицензии и ответственность юридических лиц определяется статьей 14.17 КоАП п. 3 и накладывает следующие меры:

  • Для должностных лиц это наложение штрафных санкций от 500 тыс. до 1 млн. рублей, а также дисквалификация сроком до 3 лет;
  • Для юридических лиц — до 1/5 совокупного размера выручки за предшествующий календарный год, но составляющий в среднем не менее 3 млн. рублей, если деятельность осуществляется без наличия необходимой лицензии. Альтернативой данному штрафу может послужить остановка деятельности компании сна срок от 60 до 90 суток. И в том, и в другом случае в дополнение к основным штрафным санкциям возможна конфискация товара и оборудования, на котором он был произведен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *