- Судебная практика

Волонтерство в дополнительном образовании. Работа с детьми с ОВЗ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Волонтерство в дополнительном образовании. Работа с детьми с ОВЗ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наставники Everland помогают людям с инвалидностью профессионально расти. Каждый, кто пришел на платформу, проходит консультацию психолога и эйчара — они определяют навыки и пожелания кандидата, оценивают его возможности, помогают выбрать направление работы. При необходимости человек с инвалидностью оканчивает обучающие курсы, адаптированные с учетом разных особенностей здоровья.

Экскурсии для людей с ОВЗ

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода. Волонтеры учатся взаимодействовать с ними в рамках образовательного курса «Включайся!», специально разработанного ресурсным центром «Мосволонтер». Участники тренинга узнают, кто относится к этой категории граждан, изучают этику поведения с ними и их сопровождающими.

Кроме того, волонтеры постоянно участвуют в специализированных тренингах. Так, 22 сентября тренинг «Инклюзивный гид» на базе Еврейского музея и центра толерантности прошли 13 человек. Эксперты обсудили с ними основы инклюзивного общения, презентации и ораторского искусства, научили, как готовить экскурсию и соблюдать логику повествования, отработали навыки взаимодействия с аудиторией и методы управления группами. Сейчас участники тренинга могут применять полученные знания на практике и самостоятельно составлять и проводить экскурсии.

«Мы получили много знаний о том, как помочь человеку, который не видит, как сопровождать его. Тренинг не только научил вести экскурсию для людей с инвалидностью разных нозологий, но и дал конкретные знания, необходимые для участия или организации инклюзивных мероприятий, а также более четкое представление об инклюзивном волонтерстве. Мастер-класс прошел интерактивно, спикеры контактировали с нами, рассказывали, как правильно выстроить экскурсию, как удержать внимание слушателя. Запомнилось задание слепить предмет из пластилина просто по описанию», — рассказала Зульфия Вершинина, столичный волонтер, участница тренинга «Инклюзивный гид».

Норма часов педагогической работы

Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?

По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.

В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?

Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.

Продолжительность очередного отпуска.

В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Читайте также:  Размер прожиточного минимума в Самарской области в 2022, 2021 году

Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.

В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?

Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.

Волонтерство для людей с ограниченными возможностями здоровья

Люди с ограниченными возможностями здоровья не только могут принимать участие в инклюзивных проектах «Мосволонтера», но и присоединиться к команде волонтеров столицы.

В этом году ресурсный центр стал площадкой для обучения 30 участников проекта «Школа инклюзивного волонтерства». Для людей с инвалидностью провели тренинг по командообразованию, рассказали об основных принципах волонтерской деятельности и о том, как они могут участвовать в городских событиях.

Например, при проблемах с речью волонтер может раздавать сувениры, воду или заниматься навигацией с помощью специальных указателей. Так добровольцы помогали во время шествия «Бессмертный полк», на форуме «Студенческий фестиваль предпринимательства — 2020», этапе мирового турнира по сноуборду «Гран-при де Русси». Слабовидящие волонтеры вместе с сопровождающими раздавали цветы во время акции к 8 Марта «Вам, любимые!», а добровольцы, которые передвигаются на колясках, помогают дистанционно проводить инструктажи или становятся автоволонтерами.

Во время марафона взаимопомощи #МыВместе в 2020 году Александр Мартинкевич стал одним из таких автоволонтеров. Из-за ограниченных возможностей здоровья сам он не мог выполнять заявки по доставке продуктов и лекарств. Но он выступил с инициативой стать участником акции и в паре с другими добровольцами развозить необходимую помощь заявителям на собственном автомобиле.

У волонтера всегда есть точки приложения сил

Проект «Школа инклюзивного волонтерства» Благотворительного фонда «Люблю жизнь» работает с 2017 года. Это из первых проектов, направленных на обучение людей с инвалидностью и без основам волонтерской деятельности, а также на пропаганду инклюзивного добровольческого движения. В 2021 году школа работает при поддержке грантов мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Обучая желающих различным волонтерским компетенциям, организаторы стараются охватить различные виды добровольческой деятельности, чтобы любой человек мог найти себе занятие. Для школы важно вовлечь в процесс обучения людей с инвалидностью и без и создать инклюзивную команду участников, поскольку так легче изучить теорию и практику. Еще одна задача Школы — сформировать образ волонтера с инвалидностью как активной и созидательной личности, полноценного члена общества.

Автор и руководитель проекта «Школа инклюзивного волонтерства» Зульфия Троска:

«Фонд был организован восемь лет назад. Наша миссия заключается в развитии инклюзивной культуры в России, в частности инклюзивного волонтерства. До фонда я работала в волонтерском центре РГСУ «Паралимпийский» и нашей задачей была подготовка волонтерского персонала для проведения Игр в Сочи, в том числе волонтеров с инвалидностью. Тогда это казалось чем-то нереальным. Ведь у всех был стереотип, что волонтеры помогают инвалидам, а инвалид ничего сделать не может. Как он будет помогать? Но мы справились! 206 человек с инвалидностью поехали на Олимпийские игры и помогали их проведению. После этого возникла идея создания проекта «Школа инклюзивного волонтерства». В нашем проекте мы постарались найти работу, посильную для любого человека с инвалидностью.

Читайте также:  Порядок представления результатов ОРД следователю

Один из побуждающих мотивов к волонтерской деятельности у таких людей — это желание быть нужными. Поэтому на каждом мероприятии мы старались создать условия, при которых волонтер чувствовал бы себя незаменимым членом команды, осознавал, что выполняет важную функцию, без которой проведение мероприятия невозможно. И действительно, их никто не опекал, напротив, ребята ощущали себя независимыми и ничем не отличались от других членов волонтерской команды, так же ответственно выполняли свои обязанности. Важно было найти то поле деятельности, где человек проявлял свои способности лучше всех».

Во время обучения уделяется внимание истории развития волонтерства, разнообразию волонтерской деятельности, особенностям инклюзивной деятельности, а также социальному проектированию.

В школе также проводятся тренинги, где рассказывается о том, как взаимодействовать с людьми с инвалидностью. На тренингах учат этикету и тому, какие термины допустимы в общении, а какие нет. Ученики узнают, что слова «инвалид», «слепой» или «хромой» недопустимы в разговоре, поскольку они звучат оскорбительно для человека с инвалидностью. На первом месте может стоять только слово «человек», а потом уже его отличительные особенности. Также рассказывают о том, какие потребности могут иметь люди с инвалидностью. Например, незрячие владельцы собак-проводников приводят в школу своих питомцев и рассказывают про этих почти бесшумных и безотказных помощников, учат будущих волонтеров общаться с собаками.

Еще одно специфическое направление в школе инклюзивного волонтерства – это обучение проведению творческих мастер-классов по аквагриму, мехенди, изготовлению украшений из кожи и меха, росписи глиняных фигурок, валянию. Многие остаются в творческом направлении и реализуют себя в другом проекте фонда «Люблю жизнь» — инклюзивной лаборатории искусств «АртЛаб».

«Творчество стирает границы. «АртЛаб» — это площадка включения учеников нашей школы в волонтерство. В школе они обучаются помощи в проведении мастер-классов, культурных мероприятий, искусству аквагрима, которое часто популярно на массовых детских праздниках. А иногда нашим волонтерам удается превратить хобби в трудовую деятельность, как например, молодому человеку с инвалидностью по имени Павел, который тоже был выпускником нашей школы. Он научился варить сувенирное мыло, у него это получается настолько хорошо, что его изделия стали покупать».

У волонтера всегда есть точки приложения сил, и неважно, передвигается ли он на коляске или нет, видит или нет. Он может участвовать в поиске пропавших людей вместе с поисковыми отрядами «ЛизаАлерт», делать репосты и обзвоны, публиковать объявления в соцсетях, раздавать листки с информацией. Учеников и выпускников «Школы инклюзивного волонтерства» можно увидеть на огромном количестве мероприятий — от мастер-классов в музеях, библиотеках и на тематических праздниках в реабилитационных центрах и ЦСО до крупных городских фестивалей и акций типа «Ночь в музее» или «Библионочь».

Для подростков из детских больниц, реабилитационных центров и школ-интернатов волонтеры с инвалидностью — это сильный мотиватор. Их пример может изменить жизнь другого человека и дать ему понять, что все ограничения и связанные с ними стереотипы существуют только в голове.

Директор фонда «Люблю жизнь» Нелли Сафиуллина:

«Волонтерство — это образ жизни: если ты один раз пошел на мероприятие и твои умения пригодились, тебя потянет туда снова. До пандемии городские события, где требовалась волонтерская сила, были и по два раза в неделю, ребята к этому ритму привыкли. В прошлом году произошел откат назад, особенно у людей с инвалидностью. Потребность быть в движении, работать со всеми на равных стала меньше. Но мы надеемся, что наверстаем упущенное. В течение года в нашей школе должны обучиться 380 молодых волонтеров Москвы».

Что можно сказать в дополнение ко всему выше сказанному, при работе педагога очень важно составить план действий и постараться от него не отклоняться. Следуя своему технологическому заданию или конспекту, вы сможете быстрее достичь поставленных задач. В остальном вам помогут следующие неписаные правила:

  • Так или иначе, вам придется разработать план по индивидуальному развитию ребенка с ОВЗ, адаптированный к имеющейся образовательной программе.
  • Вам понадобится тесно взаимодействовать с дефектологами, логопедами, психологами, которые помогут разобрать в особенностях воспитанников.
  • Воспитателю обязательно нужно познакомить более тесно с семьей ребенка, выяснить у родителей, что негативно влияет на малыша или наоборот – помогает ему сосредоточиться, какие у ребенка есть сильные стороны – они помогут привлечь одногруппниковк общению с малышом с положительной точки зрения.
  • Не смотря на то, что с чувствами справиться сложно, педагогу стоит как можно меньше проявлять особое внимание и тем более жалость к ребенку с ОВЗ.Во-первых, последним вы можете обидеть малыша, а во вторых ребенок все чувствует. И если вы боитесь сами, то и ваш страх тоже. Нужно вести себя так, как будто он такой же, как и все иначе группа может настроиться против воспитанника. Оптимальным вариантом, но, кстати говоря, не самым простым является индивидуальное отношение к каждому подопечному.
  • Малыша с ограничениями здоровья нужно включать в групповые игры и занятия.
  • Старайтесь создавать положительный фон среди своих воспитанников: «Давайте говорить друг другу теплые слова», «Давайте улыбнемся друг другу», «Составим азбуку хороших слов».
  • Проводите беседы с детьми и собрания с родителями, которые снизят стереотипы, неправильное отношение к детям с ОВЗ и повысят культуру общения в целом.
  • В школе, например, можно организовать группу волонтеров среди учащихся, которые будут помогать ограниченным по здоровью ребятам.
  • Не забывайте делать чаще перерывы между занятиями или менять род деятельности детей.
  • Радуйтесь малейшим, даже самым незначительным достижениям своих воспитанников!
  • Помните, каким благородным, полезным, добрым делом вы занимаетесь – пусть это стимулирует вашу работу и настроение, направляет только в положительное русло, повышает энтузиазм.
Читайте также:  Просмотр и оплата налоговой задолженности

Что делать, если ребенок не «тянет» программу, которая ему положена по решению ПМПК?

Рекомендуется в первую очередь обратиться к родителям ребенка и объяснить, какие трудности испытывает ребенок, предоставив им контрольные материалы для наглядности. Также следует обратиться в образовательное учреждение с обращением в завучу с запросом о собрании педсовета для оказания помощи ребенку. На педсовет рекомендуется приглашать родителей ребенка.

При рассмотрении ПМПК вопроса о его успеваемости и необходимости понизить программу, следует подтвердить тот факт, что ребенок не усвоил образовательную программу и не был аттестован.

Оценки «3» в журнале свидетельствуют о том, что ребенок справляется с обучением, что свидетельствует о том, что доказательством неуспеваемости ребенка является именно неудовлетворительная оценка «2».

Еще одним промежуточным вариантом для ребенка с ОВЗ является временный перевод ребенка на индивидуальный план обучения.

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Сейчас такого разделения нет.

В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

+ дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,
+ программы рассчитаны под определённую особенность,
+ такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;
+ часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

Но существуют и довольно существенные минусы:

— дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,
— под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *