Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив утилизации для экологического сбора в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.
Куда и когда сдавать отчеты по экологическому сбору
Сроки сдачи всех отчетов по экологическому сбору представлены в таблице:
Срок | Что нужно сделать |
---|---|
До 1 апреля 2021 года | Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров |
До 1 апреля 2021 года | Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации |
До 15 апреля 2021 года | Сдать суммы экологического сбора и уплатить эко-сбор в бюджет |
Сбор и утилизационные нормативы: общие понятия
В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Ставка и утилизационные нормативы 2021 года
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.
Номер группы | Наименование группы товаров | Утилизационный норматив на 2021 год | Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну |
1 | Изделия текстильные готовые (кроме одежды) | 10 | 16 304 |
2 | Ковры и ковровые изделия | 10 | 16 304 |
3 | Спецодежда | 10 | 11 791 |
4 | Одежда верхняя прочая | 10 | 11 791 |
5 | Белье нательное | 10 | 11 791 |
6 | Одежда прочая и аксессуары | 10 | 11 791 |
7 | Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие | 10 | 11 791 |
8 | Тара деревянная | 20 | 3 066 |
9 | Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона | 45 | 2 378 |
10 | Мешки и сумки бумажные | 20 | 2 378 |
11 | Тара, упаковка бумажная и картонная прочая | 20 | 2 378 |
12 | Изделия хозяйственные из бумаги или картона | 20 | 2 378 |
13 | Принадлежности канцелярские бумажные | 20 | 2 378 |
14 | Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона | 10 | 2 378 |
15 | Издательская продукция печатная | 20 | 2 378 |
16 | Нефтепродукты | 25 | 3 431 |
17 | Шины, покрышки и камеры резиновые | 30 | 7 109 |
18 | Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины | 10 | 8 965 |
19 | Изделия из резины прочие | 30 | 8 965 |
20 | Изделия пластмассовые упаковочные | 20 | 3 844 |
21 | Изделия пластмассовые прочие | 15 | 4 156 |
22 | Зеркала стеклянные | 10 | 2 858 |
23 | Стекло полое | 25 | 2 564 |
24 | Бочки и аналогичные емкости из черных металлов | 30 | 2 423 |
25 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов | 30 | 2 423 |
26 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия | 20 | 2 423 |
27 | Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование | 15 | 26 469 |
28 | Мониторы, приемники телевизионные | 15 | 26 469 |
29 | Оборудование коммуникационное | 15 | 26 469 |
30 | Техника бытовая электронная | 15 | 26 469 |
31 | Приборы оптические и фотографическое оборудование | 15 | 26 469 |
32 | Элементы первичные и батареи первичных элементов | 20 | 33 476 |
33 | Аккумуляторы свинцовые | 20 | 2 025 |
34 | Батареи аккумуляторные | 20 | 33 476 |
35 | Оборудование электрическое осветительное | 15 | 9 956 |
36 | Приборы бытовые электрические | 15 | 26 469 |
37 | Приборы бытовые неэлектрические | 15 | 26 469 |
38 | Инструменты ручные с механизированным приводом | 15 | 26 469 |
39 | Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное | 15 | 26 469 |
40 | Фильтры для двигателей внутреннего сгорания | 15 | 3 037 |
41 | Упаковка металлическая из стали | 30 | 2 423 |
42 | Упаковка металлическая из алюминия | 20 | 2 423 |
43 | Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены | 20 | 3 844 |
44 | Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены | 20 | 3 844 |
45 | Упаковка из комбинированных материалов | 20 | 3 844 |
46 | Упаковка из гофрированного картона | 45 | 2 378 |
47 | Упаковка из бумаги и негофрированного картона | 20 | 2 378 |
48 | Упаковка стеклянная | 25 | 2 564 |
49 | Упаковка деревянная и пробковая | 20 | 3 066 |
50 | Упаковка из текстильных материалов | 10 | 16 304 |
Отходы от использования товаров: новые требования к обращению с отходами производства и потребления
Начиная с 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие требования к утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с определением, предусмотренным данными изменениями, отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
В соответствии с названными изменениями Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. На момент подготовки настоящей публикации такой перечень не утвержден, однако уже существует проект соответствующего постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
В соответствии с данным проектом в перечень товаров, подлежащих утилизации входит достаточно широкий спектр товаров, в том числе бумага и изделия из нее, изделия резиновые и пластмассовые, металлы, компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование и другие.
Таким образом, новые требования по утилизации отходов от использования товаров коснутся широкого круга промышленных производителей, являющихся представителями как малого и среднего, так и крупного бизнеса, а также импортеров такой продукции, т.е. в том числе многих участников рынка розничной торговли, самостоятельно осуществляющих импорт продаваемой ими продукции.
В соответствии с внесенными изменениями на производителей и импортеров возлагается обязанность самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от готовых товаров.
Закон предусматривает, что приоритетным способом исполнения вышеупомянутой обязанности является самостоятельное обеспечение производителями/импортерами утилизации произведенных отходов в рамках одного из трех вариантов:
- организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов от использования таких товаров;
- заключение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами;
- создание объединений (союзов) производителей, импортеров товаров, включенных в перечень.
При этом самостоятельная утилизация должна осуществляться в соответствии с нормативами утилизации, которые будут установлены Правительством РФ.
Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2022 году
Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.
Правила 2022 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.
Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:
- осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
- осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
- отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
- после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
- вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.
Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.