- Судебная практика

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году

    Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

    • автобусы;
    • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

    За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

    • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
    • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
    • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
    • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

    В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.


    Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.

    Читайте также:  Пенсионный фонд разъяснил спорные вопросы по льготам для предпенсионеров

    Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.

    ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
    В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.

    Время работы водителя включает в себя:

    • время управления автомобилем;
    • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
    • время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
    • погрузка, разгрузка, стоянки, простои.

    До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.

    Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:

    • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
    • ежедневный (междусменный) отдых;
    • еженедельный отдых;
    • время перерыва между частями рабочей смены.

    Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.

    В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
    С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.

    РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ

    Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.

    НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
    Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.

    При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
    При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.

    Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:

    • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
    • водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
    • водителям аварийных служб;
    • водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
    • водителям на инкассаторских автомобилях;
    • перевозки на легковых такси;
    • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
    • водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

    Режим и типы отдыха водителей

    Время, свободное от рабочих обязанностей Длительность периода
    1 Спецотдых от управления ТС 45 мин. (части: 10, 15, 30 мин.)
    2 Перерыв на обед от 0,5 до 2 ч.
    3 Ежедневный (междусменный) период непрерывно: раб. время х 2 (пример: смена длилась 8 ч., то отдых = 16 ч.)
    4 Разделение раб./д на части Регулярные маршруты: перевозка пассажиров — не более 3 ч. Прочие категории — 5 ч.
    5 Еженедельный выходной На основании норм раб. времени в неделю, равную 40 часам.
    6 Ежегодный отпуск

    Мин. продолжительность — 28 дней
    Ненормированный график + 3 суток

    Перерывы для отдыха или обеда питания

    Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

    • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
    • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
    • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

    Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».

    Распространенные вопросы

    Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

    В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа. Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.

    Читайте также:  Сколько промилле алкоголя допустимо в 2022 году

    Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.

    В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.

    Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

    Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

    Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

    • Первая — до 3 ч;
    • Вторая — максиму 9 ч.

    Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

    Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

    Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

    • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
    • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
    • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
    • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
    • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
    • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

    Распечатка информации водителем

    Современные тахографы оснащаются встроенными термопринтерами, которые применяются для распечатки записанной в памяти информации. В принтер для этого устанавливается рулон специальной термобумаги, она же используется для ручной записи времени работы при неисправности тахографа.

    Сотрудники ДПС ГИБД или представители Ространснадзора могут затребовать у водителя распечатку: Тахограмму, режим работы или сведения о состоянии ТС. Все эти отчеты выводятся на печать из меню прибора, причем водитель должен знать, как это сделать. Чтобы избежать претензий при проверке, изучить инструкцию и выполнить пробную распечатку стоит заранее.

    Графики работы водителей

    В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

    Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

    Существует 2 типа учета рабочего времени:

    • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
    • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

    Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

    Суммированный учет рабочего времени

    Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

    Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

    Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

    Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

    Виды графиков для водителей автобусов

    Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

    • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
    • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
    • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.
    Читайте также:  Процесс оспаривания дарственной после смерти дарителя

    Рабочее время водителей

    Пункты №6-23 регулируют порядок организации рабочего времени водителей. Сразу следует отметить, что термин «рабочее время» является собирательным и отлично от «времени управления автомобилем». Все периоды, составляющие рабочее время по данному Положению, будут перечислены ниже.

    Ясно, что, как и любой трудящийся, водитель обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании и выполнять обязанности сотрудника по должностной инструкции. Работодатель, в свою очередь, обязан соблюдать норму рабочих часов в неделю – эта цифра не может превышать 40 часов в неделю, установленных для всех трудящихся по ТК РФ.По пятидневному графику рабочей недели, полная смена составляет 8 часов. И 7 часов рекомендованы как дневная норма для водителей, имеющих один выходной день при шести рабочих.

    Если же по производственным причинам работодатель не может установить нормальную продолжительность рабочей смены, то вводится суммированный учёт, с увеличением учётного периода до 1 месяца, или больше, вплоть до полугода (например, при сезонных перевозках пассажиров в местах отдыха, курортных зонах). Суммированный учёт рабочих часов, соответственно, должен держаться в пределах нормы для данного расчётного периода. Суммированный учёт вводится работодателем по согласованию с полномочным представителем сотрудников.

    Периоды рабочего времени

    Рабочий день водителя делится на периоды (в данном списке указаны подпункты в соответствии с «Положением»):

    а) время, проведённое непосредственно за рулём автомобиля – время управления;

    б) время перерывов на отдых от управления авто;

    в) подготовительно-заключительные работы (предшествующие выезду и завершающие маршрут);

    Мастерские по тахографам

    г) проведение медосмотра;

    д) время простоев по плану (посадка/высадка пассажиров, погрузка/отгрузка грузов и т.д.;

    е) время незапланированных простоев (пробки, ремонтные работы, автоинспекции);

    ж) время работ по устранению неполадок ТС, возникших во время смены и не требующих разборки/сборки механизмов;

    з) время охраны ТС и груза, если таковые полномочия являются обязательными по должностной инструкции (Трудовому договору или контракту);

    и) время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе;

    к) другое время, если оно предусмотрено законодательством РФ.

    Время отдыха водителей

    Период рабочей смены

    Условие

    Норматив

    Ежедневный перерыв для отдыха и питания

    обычный график

    середина рабочей смены

    до 2-х часов

    смена продолжительностью более 8 часов

    допускается два перерыва

    общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов

    Ежедневный междусменный отдых

    подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены

    не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху)

    суммированный учёт времени работы водителей

    не меньше 12 часов

    суммированный учёт + междугородные маршруты

    не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены

    суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя

    не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса)

    Еженедельный отдых

    обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом

    не менее 42 часов

    суммированный учёт режима работы и отдыха водителей

    Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов

    кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца

    суммированный учёт + междугородный маршрут

    время на еженедельный отдых может быть сокращено

    не менее 29 часов в неделю

    и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода)

    Выход водителя на смену в его выходной день (по графику)

    возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ

    необходимо письменное соглашение обеих сторон

    Выход водителя на смену в праздничные дни

    возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени)

    при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется)

    Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу

    Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.

    Таблица 2. Отдых водителя.

    Показатель Действующая норма Возможные отклонения
    Обеденный перерыв и отдых 45 минут 15 и 30 раздельно
    Междусменный или ежедневный 11 часов 9, но не больше 3 раз за 1 неделю
    Еженедельный 45 часов Не меньше суток

    Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *