- Наследование

Разница между парламентской и президентской республикой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между парламентской и президентской республикой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При монархической форме правления верховная власть сосредотачивается в руках монарха, хотя во многих современных монархиях короли и императоры осуществляют лишь формальные, представительские функции, фактически не участвуя в управлении страной. Еще одной отличительной чертой монархии является передача власти по наследству, но в некоторых случаях король может определить себе преемника из числа собственных приближенных, а не родственников, что пусть и нечасто, но встречалось в истории.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Основные признаки республики

Современные специалисты выделяют следующие признаки республики:

  • Каждый республиканский орган власти, начиная от высших государственных и заканчивая местными муниципальными, избирается гражданами на определенные в Основном Законе фиксированные сроки. Также граждане могут досрочно прекращать полномочия избранных ими должностных лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями.
  • Каждый из перечисленных государственных институтов (президента, правительство, парламент) берет на себя функции по управлению отдельной ветвью власти, к примеру, президент и министры руководят исполнительными органами государства, в то время как парламент возглавляет законодательную ветвь власти.
  • Главы государства в республиках ответственны за все совершаемые ими на посту действия, включая нарушение законодательства. За совершение государственных преступлений глава республики может быть отрешен от занимаемой должности.
  • Высшая власть в республиках (фактически, далеко не во всех) разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимоотношения между ними регулируются закрепленной в законодательстве системой сдержек и противовесов, не позволяющей никому из них узурпировать властные полномочия.
  • Органы власти и должностные лица ответственны друг перед другом и перед народом за совершаемые ими действия и проводимую политику.
  • Права и свободы граждан закрепляются в Конституции и законах, их нарушения пресекаются органами власти.

Плюсы и минусы республики

Еще Никколо Макиавелли подчеркивал, что идеальной формы правления не существует. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году
Плюсы Минусы
Ответственность руководящих органов перед народом. Централизация властных компетенций в одних руках приводит к перекосам в управлении.
Разделение полномочий между ветвями власти. Возможность прихода к власти ограниченной группы людей, установление диктатуры.
Оперативность в принятии решений. Затруднение с принятием необходимых, но жестких мер.
Демократизация общества и соблюдение прав человека. Вероятность частой смены власти.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. [источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

Читайте также:  Минтруд определился с размерами пособия по безработице на 2023 год

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

  • Формы правления
  • Парламентская республика: форма правления государств с развитой демократией
  • Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления
  • Республиканская форма правления: ее сущность и история
  • Смешанная республика – грани форм правления
  • Признаки демократического государства. Современные демократические государства
  • Чем президентская республика отличается от парламентской?

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

Чем отличается парламентская республика от президентской

Пункты, представленные ниже, важны с точки зрения различий между парламентской и президентской формами правления:

  1. Парламентская система управления — это та, в которой существуют гармоничные отношения между законодательным и исполнительным органом, а судебный орган работает независимо. В отличие от этого, при президентской форме правления три органа власти работают независимо друг от друга.
  2. При парламентской форме правления исполнительная власть делится на две части: глава государства (президент) и глава правительства (премьер-министр). Наоборот, президент является исполнительным директором президентской формы правления.
  3. При парламентской форме правления исполнительный орган, то есть Совет министров, несет ответственность перед Парламентом за свои действия. И наоборот, в президентской форме правления такая подотчетность отсутствует, т.е. исполнительный орган не подотчетен парламенту за его действия.
  4. Слияние полномочий существует в парламентской системе, тогда как полномочия разделены в президентской системе.
  5. В парламентской форме министры в исполнительном органе назначаются только теми лицами, которые являются членами парламента. В отличие от президентской формы, в качестве секретарей могут назначаться лица, не являющиеся работниками законодательного органа.
  6. В парламентском правительстве премьер-министр имеет право распустить нижнюю палату до завершения ее срока полномочий. В отличие от президента не может распустить нижнюю палату, в президентском правительстве.
  7. Срок полномочий исполнительной власти не закреплен в парламентском правительстве, так как, если в парламенте принято решение о недоверии, Совет министров распускается. Вопреки этому, у исполнительной власти есть определенный срок в президентском правительстве.

Несмотря на то, что существует много различий, сходств также не мало.

Прочитать, на каком самолете не страшно лететь: Боинг-727 или ТУ-154 можно здесь

Сходства:

  • судебная власть подчинена закону, влияние исполнительной, законодательной отсутствует;
  • имеются различные комитеты, которые принимают активное участие в жизни страны;
  • закреплено право предлагать и утверждать документы финансового характера.
Читайте также:  Власти Петербурга обеспечат льготников квартирами на 2,3 млрд рублей

Отличия:

парламентская президентская
Глава избирается не народом Выбор президента осуществляется на выборах
Руководитель правительства является значимым должностным лицом В руках главы государства сосредоточена вся власть
Членов аппарата избирают депутаты Министров и главу правительства назначает самостоятельно
Координация деятельности президента производится собранием Внешняя политика полностью под управлением главы страны

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Парламентские республики: список стран

Распространенность этой формы правления в мире довольно велика. На сегодняшний день существует около тридцати парламентских республик, при этом следует отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Ниже приведены примеры парламентских республик (они распределены по частям света):

  • в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Африке — Эфиопия;
  • в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Океании — Вануату.
  • в Америке — Доминика;

Как видим, в европейском регионе преобладают парламентские республики, в список которых входит более 30 стран. Еще одна особенность, которая сразу бросается в глаза, — это то, что большинство перечисленных стран (в первую очередь, если мы говорим о Европе) относятся к экономически развитым странам с высоким уровнем демократического развития.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *