- Наследование

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.

Мнение экспертов: водитель не всегда виновен в ДТП с пешеходом

В реальности аварии с пешеходом имеют разные последствия. Да, доказать правоту водителя в спорной ситуации сложно. Но при наличии весомых доказательств это возможно.

Каждое ДТП следует рассматривать индивидуально. Важны не только реальные обстоятельства, но и факт наличия доказательств. В ряде случаев лучше не скупиться на экспертизу, результат которой может иметь решающее значение для суда.

Как себя вести, если сбила машине

От действий пешехода также зависит очень многое. Если повреждения отсутствуют или они несущественны, не стоит просто так покидать место ДТП. Водитель также вправе обратиться в полицию с целью розыска сбитого лица. При отсутствии его вины, ответственность будет применена к пешеходу.

Учитывая, что у пешехода отсутствует страхование автогражданской ответственности, при установлении его вины водитель вправе требовать компенсации ущерба. Например, если для избежания столкновения он резко вырулил в сторону и столкнулся с препятствием. С пешехода может быть истребована сумма, необходимая для ремонта.

Поэтому пешеходам рекомендуется оставаться на месте и выходить на контакт как с водителями, так и с сотрудниками ГИБДД. Если взаимные претензии отсутствуют, следует заключить письменное соглашение, отражающее эту информацию. В остальных случаях нужно ответить на вопросы сотрудников ГИБДД, подписать протокол и оставить свои данные.

Впоследствии придется посещать суд. Можно сделать это лично или направить представителя. Конкретный перечень действий тоже зависит от обстоятельств, доводов водителя, имеющейся документации.

Если в результате происшествия пешеход получил существенные повреждения, ему следует дождаться скорой. Не стоит перемещаться, пытаться встать. При наличии кровотечения и отсутствии помощи со стороны других лиц, нужно вызвать скорую и попытаться остановить кровь подручными средствами.

Если человек оказался в роли пострадавшего, важно сделать правильные шаги для защиты интересов и получения компенсации. Алгоритм действий:

  1. Оценка ситуации и вызов работников ГИБДД (если эту работу не сделал водитель). Важно опросить свидетелей и собрать их показания. Желательно оставаться на месте событий до приезда работников автоинспекции. При подозрении на ушибы или другие повреждения после наезда необходимо вызвать скорую помощь.

Если водитель убежал, важно собрать максимум данных о машине и виновнике, чтобы ускорить поиск. Если рядом не будет свидетелей, государственные службы придется вызывать самому. После приезда работников ГИБДД необходимо дать показания и проконтролировать правильность заполнения документов.

  1. Получение выплат. При наличии страховки ОСАГО у сбившего авто можно требовать до 500 000 р. компенсации (в зависимости от ситуации). Дополнительно можно требовать материальный ущерб. Если полученных от СК денег не хватает, остальную сумму нужно истребовать с водителя. В случае отказа придется идти в суд.
  2. Судебный процесс. Для успешного завершения дела важно участвовать в разбирательствах и предоставлять необходимые сведения. Активность пешехода всегда засчитывается судом и повышает шансы на получение компенсации. Если имеется подозрение на низкую эффективность работы следствия, можно подать жалобу в Прокуратуру или орган, стоящий выше по иерархии.

Классификация типов наезда на пешехода

В зависимости от типа наезда на человека проводятся различные экспертизы и процедуры дознания, следственные расследования и составление доказательной базы. Так, если сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность будет определяться исходя из следующих факторов:

  • Движение пешехода – скорость и направление движения, состояние неподвижности;
  • Движение транспортного средства – соблюдение скоростных ограничений, торможение транспорта, авто находится в состоянии неуправляемого заноса;
  • Направление движение пешехода – справа или слева от транспортного средства, перед ним или позади авто;
  • Параметры столкновения – сила удара и тип (блокирующий удар, скользящий, наезд колесами по телу пешехода, придавливание человека транспортным средством);
  • Характеристики обзорности и видимости. Очень важная классификация, которая способна в корне изменить ход расследования. Если водителю транспортного средства был закрыт обзор посторонними предметами, находящимися вне транспортного средства, наказание за наезд на пешехода может быть существенно смягчено, вплоть до уплаты компенсации за моральный и материальный ущерб, без уголовной и административной ответственности, лишения водительского удостоверения, прочих серьезных последствий совершенного правонарушения.

Как поступить водителю?

В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.

Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода — на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний — нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.

С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.

Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.

Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).

При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.

Компенсация за наезд на пешехода

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.

И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД, пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.

— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.

Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.

Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.

“Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями”, – Антон Боровиков.

Чтобы не навесили лишнего

Если решение говорить всё честно принято, то стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причём как в ту, так и в другую сторону. После того как сотрудник начинает рисовать схему, важно не просто следить за замерами, но и делать это в присутствии двух понятых. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то данные не засчитают в суде.

Читайте также:  Список стран-членов Европейского Союза (ЕС)

Также особенно важно уточнить в итоговом протоколе состояние проезжей части. Если на момент совершения ДТП шёл дождь, а инспектор записал состояние проезжей части как “сухая”, то суд вряд ли встанет на сторону водителя. Обязательно нужно отразить погоду, состояние дороги, освещение, препятствия, зону видимости.

Прежде чем подписывать протоколы о ДТП, нужно их внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет телефон приличного юриста, который прочитает документы внимательно, с профессиональной точки зрения сделает замечания инспектору и внесёт свои правки в протокол.

Если у пострадавшего в ДТП пешехода или инспекторов есть вопросы по трезвости водителя, ни в коем случае не стоит отказываться от освидетельствования. Отказ от поездки в больницу приравняют к вождению в нетрезвом состоянии, и тогда песенка будет спета — ДТП, да ещё и с наездом на пешехода, плюс повреждения — минимум условный срок.

Если следователь, а затем суд установят, что водитель не нарушал правил и действовал в рамках закона, это смягчит его наказание.

Одно неверное слово — и тюрьма

Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.

Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.

Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.

Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.

Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю “скорую юридическую помощь”. Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.

Причины, формирующие вину водителя и пешехода

Случайное столкновение автолюбителя с пешим индивидом входит в разряд серьезных нарушений правил дорожного движения.

На первый взгляд крайним оказывается водитель, которому надлежит быть предельно внимательным на дороге.

Так как для удобства обзора проезжей части на машине установлены зеркала заднего вида и боковые, а также имеется доступ к просматриванию улицы спереди, у водителя обнаруживается ряд преимуществ.

Однако в вопросе с наездом на пешехода неправыми могут оказаться обе стороны. Чтобы понять, кто пренебрег правилами, следует учесть следующие нюансы:

  • переходил ли человек дорогу в неположенном месте или по «зебре»;
  • начал ли автолюбитель движение на красный свет;
  • возникла ли какая-то неисправность в управлении транспортным средством во время движения, что повлекло за собой невозможность своевременной остановки;
  • имели ли место игры/прогулки, неположенные на проезжей части.

Важные особенности определения вины

Главный критерий, определяющий наличие вины водителя – это установление, была ли у него реальная возможность, позволяющая ему предотвратить произошедшее столкновение либо она отсутствовала. Для этого на месте аварии проводится расчет времени, когда водитель должен увидеть вышедшего на дорогу пешехода. Расчет проводится по схеме, где указывается траектория движения машины обвиняемого, иных автомобилей, а также пешехода.

Важно! Прежде всего выясняется, в каком темпе двигался пешеход, сколько шагов удалось сделать по дороге, прежде чем он был замечен.

Дополнительно проводится расчет видимости пешехода для водителя, учитывая цвет дороги и даже одежды пешехода, что позволяет определить расстояние, с которого можно заметить пешехода. После этого устанавливается тормозной путь, исходя из которого выясняется скорость автомобиля (с учетом показаний водителя). Когда данные вычисления выявляют, что остановочный путь меньше того расстояния, с которого водитель мог заметить пешехода, то его признают невиновным. Данный вопрос решается в рамках автотехнической экспертизы.

Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.

Нормативная база выделяет три формы ответственности:

  1. Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
  2. Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
  3. Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.
Читайте также:  Совмещение и совместительство – в чем разница?

Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.

Что за собой влечет неоформление наезда?

Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.

Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.

При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.

Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.

Если водителю требуется помощь

В результате происшествия получить травму может не только пешеход, но и сам водитель. Иногда полученные травмы оказываются серьезными, и поэтому водитель не может самостоятельно зафиксировать все необходимые моменты аварии, не участвует в осмотре места происшествия и составления протокола.

В такой ситуации следует воспользоваться помощью юриста, который занимается делами, связанными с автомобильными авариями. Все дальнейшие рассмотрения ситуации будут происходить при участии этого специалиста.

Уголовное дело по результатам аварии возбуждается в том случае, если здоровью потерпевшего причинен тяжкий вред, или он погиб. Хотя обычно ДТП с наездом на пешеходов приводят к незначительным травмам. При таком исходе дела рассматриваются в рамках административного производства.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Что делать после аварии

Данные о ДТП, в котором пострадал пешеход, передаются в орган дознания. В течение 10 дней данные по аварии будут изучены, и специалисты органов дознания примут решение по поводу возбуждения уголовного дела. Таковы нормы действующего законодательства.

Непосредственное решение о виновности водителя принимает следователь органов дознания, изучающий конкретное дело о наезде. Решение следователя формируется после изучения показаний очевидцев аварии и дополнительных материалов, связанных с делом. Будет лучше, если водитель сразу же побеспокоится о свидетельских показаниях.

Наказание будет не слишком серьезным, или его вообще можно избежать только в том случае, если докажут, что транспортное средство в момент совершения наезда на пешехода было неисправным, а водитель предпринял все возможные попытки для предотвращения аварии.

Внимание! Не в каждой аварии с участием пешехода водитель признается виновным.

Уголовное наказание за наезд на пешехода

Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелые телесные повреждения или имеет место летальный исход. Сроки возможного лишения свободы отличаются в зависимости от обстоятельств:

  • При тяжком вреде здоровью УК РФ в ст. 264 предусматривает до двухгодичного лишения свободы или арест до 6-ти мес.
  • За то же нарушение в состоянии опьянения согласно п. 2. той же статьи УК предусматривается лишение свободы сроком уже до 4 лет.
  • Гораздо более тяжелые последствия возникают, когда водитель сбил насмерть человека, что грозит согласно положениям той же статьи УК до 5-ти лет лишения свободы. Причинение смерти в состоянии опьянения грозит водителю 7-ю годами лишения свободы.
  • Смерть двух и более лиц по неосторожности в результате данного ДТП грозит виновному семилетним сроком заключения. В состоянии опьянения виновник будет наказан лишением свободы сроком от 4-х до 9 лет.

Наезд на пешеходов разделен по определенным категориям в соответствии с признаками (видом классификации). Это необходимо для облегчения проведения автомобильной технической экспертизы в процессе судебного производства.

Как идет человек:

  • Справа или слева от машины (удар в боковую часть);
  • Навстречу или от ТС (удар спереди или сзади автомобиля);
  • Человек идет не меняя скорости и направления.

Характеристика движений человека:

  • Человек меняет скорость своего движения;
  • Человек стоит неподвижно.

Движение транспорта:

  • ТС едет, соблюдая определенный скоростной режим до того момента, как не начинается торможение;
  • Автомобиль тормозит;
  • ТС находится в неуправляемом заносе.

В какую часть авто пришелся удар:

  • Передняя часть автомобиля;
  • Все остальные части (боковые, задняя).

Характеристика удара:

  • Сильный блокирующий;
  • Поверхностный, скользящий;
  • Транспорт проехал колесами по телу человека;
  • Придавливание тела человека машиной и/или совместно с другими вещами, зданиями, сооружениями.

По обзору и степени видимости:

  • Неограниченный обзор (видимости);
  • Ограничение обзора неподвижно стоящим предметом;
  • Ограничение видимости передвигающимся предметом (живым / неживым);
  • Условия ограниченного обзора и видимости.

В зависимости от определенного вида наезда, назначаются различные виды и методики исследования механизма дорожно-транспортного происшествия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *