- Гражданские споры

Что делать, если застройщик вовремя не сдает дом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если застройщик вовремя не сдает дом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если дата подписания акта приема-передачи квартиры переносится, застройщик должен уведомить об этом участника долевого строительства за 2 месяца. Часто застройщики предлагают подписать дополнительное соглашение к договору об изменении этого срока, если понимают, что опаздывают с выдачей ключей.

Комментарии к ст. 9.5 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.

2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).

4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.

11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Пошаговая инструкция по взысканию неустойки

  • Рассчитайте сумму неустойки

Если квартира стоит 5 млн рублей, а сдача просрочена на 100 дней, то расчет выглядит следующим образом. 5 000 000 (цена договора) * 0,07 (ставка рефинансирования на момент публикации статьи) / 300 * 100 (количество дней просрочки) * 2 (коэффициент для физических лиц) = 233 334 рубля.

  • Направьте застройщику претензию

В ней должны быть изложены аргументированные требования об уплате неустойки, а также указаны ваши банковские реквизиты и срок для перечисления положенной вам суммы (не менее пяти банковских дней). Претензию нужно направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в срок, установленный в тексте претензии, оплата не поступит на счет, можно готовить исковое заявление в суд. Список дальнейших действий выглядит так:

  • Подготовьте исковое заявление, документы, подтверждающие ваши требования (ДДУ, платежное поручение на оплату стоимости по ДДУ, акт сверки расчетов с застройщиком, претензию с подтверждением направления в адрес застройщика);
  • направьте документы в суд;
  • ждите, когда суд назначит первое заседание.
Читайте также:  Как узнать расчётный счёт организации и проверить онлайн

Как в досудебном порядке взыскать неустойку с застройщика?

Чтобы взыскать с компании неустойку без судебного вмешательства, необходимо подготовить письменную претензию. В ней следует предложить застройщику добровольно уплатить штраф и пени. Заявление должно содержать сумму неустойки и требование возместить ущерб в полном объеме за нарушение срока сдачи строительного объекта. В расходы, которые понес дольщик из-за недобросовестной фирмы, можно включить оплату арендной квартиры и другие подобные убытки.

К заявлению с требованием оплатить неустойку гражданин должен предоставить застройщику ДДУ (договор долевого участия) и копии платежных документов. Они необходимы для подтверждения расходов, которые возникли из-за нарушения сроков сдачи жилья.

Когда претензия сформирована, все документы подготовлены, весь комплект следует направить застройщику ценным или заказным письмом с описью содержимого и уведомлением о вручении. Альтернативный вариант — передать заявление лично строительной компании.

В этом случае следует подготовить два экземпляра, один из которых остается у дольщика. На нем представитель фирмы должен поставить подпись о получении претензии с указанием даты. Заверяется отметка штампом или печатью юридического лица. У гражданина на руках должно быть официальное подтверждение, что представитель строительной компании получил документы. Они могут потребоваться в суде.

Неустойка за просрочку сдачи объекта

Застройщик за месяц до наступления срока передачи объекта долевого строительства обязан уведомить участников, что готов к передаче жилья. Если по каким-то причинам возникла задержка строительства, он должен заранее (за 2 месяца до наступления дня передачи) сообщить об этом дольщику, направив письмо о переносе срока передачи объекта, и предложить ему подписать соглашение о продлении указанного срока. Соглашаться или нет, подписывать ли данный документ – дело каждого гражданина, закон не обязывает его это делать. Стоит только учесть, что дольщики, которые подписывают такое соглашение, не могут требовать неустойку за просрочку сдачи квартиры, поскольку они согласились на продление срока строительства.

Расторжение ДДУ через суд

Самая неприятная ситуация для дольщика, когда дом практически не возводится, и на объекте частично или полностью заморожено строительство. В этом случае также предусмотрена ответственность застройщика и пени по ДДУ. Если дольщик видит, что строительство затягивают, есть риск не дождаться его завершения, он может потребовать аннулирования договора, подав иск с соответствующими требованиями в суд.

При рассмотрении дела в судебной инстанции, гражданин также может рассчитывать на неустойку и другие компенсации, положенные ему по закону. После вступления в законную силу судебного решения у застройщика есть десять рабочих дней на его исполнение. Если строительная компания вовремя не вернет деньги, то на следующий день после истечения срока возврата, на данную сумму начинают также начисляться проценты за пользование чужими деньгами, которые предусмотрены ч.6 ст.9 ФЗ № 214.

Ответственность за нарушение сроков строительства

Неустойка — денежная сумма, которую подрядчик обязан передать заказчику в случае, если строительные работы не были завершены в срок. Размер и порядок выплаты такой компенсации определяются сторонами добровольно в момент заключения договора или прямо указываются в законе, регулирующем тот или иной вид правоотношений.

Так, если заказчиком по договору строительного подряда выступает физическое лицо, на такие отношения, помимо Гражданского кодекса, распространяется также Закон «О защите прав потребителей». Этот законодательный акт закрепляет фиксированный размер неустойки (3% от полной стоимости договора за каждый день просрочки), но ограничивает ее максимальную сумму общей стоимостью не выполненных в срок работ.

Дополнительно к этому потребитель (заказчик) может просить суд о взыскании убытков, в том числе – судебных расходов и иных понесенных затрат, если их необходимость была вызвана срывом сроков завершения строительства.

Размер неустойки и убытков может быть объективно подтвержден сметами и иными документами, поэтому проблем с обоснованием этих сумм у истцов обычно не возникает. Гораздо сложнее доказать суду факт причинения морального вреда и самостоятельно определить его размер. При этом важно помнить, что такая компенсация взыскивается только при виновных действиях или бездействии застройщика, которые нашло подтверждение в суде.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и/или документов, подлежащих обязательному включению в реестр контрактов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 руб.

По общему правилу при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Однако при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 в случае, когда в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 4.4 КоАП РФ.

Читайте также:  Трудовое право, Трудовой договор. Порядок заключения и прекращения

Поскольку в рассматриваемом случае ответственность за совершенные правонарушения (несвоевременное размещение сведений в реестре контрактов) предусмотрена одной и той же частью одной статьи КоАП РФ, оснований для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ нет. Это значит, что штраф должен быть назначен за каждый несвоевременно размещенный документ в отдельности.

Приведем пример правовой оценки довода о том, что в этом случае возникает искусственная множественность нарушений и должностное лицо несправедливо подвергается неоднократному привлечению к административной ответственности за совершение фактически одного и того же правонарушения (из решения Николаевского-на-Амуре городского суда [Хабаровский край] от 03.07.2015 по делу № 12-112/2015):

«Обязанность вносить сведения в реестр контрактов возникала у должностного лица каждый раз в отношении самостоятельных государственных контрактов, которые заключались в разное время, сроки исполнения контрактов всегда являлись разными, т. е. контракты исполнялись в разное время, соответственно сроки для внесения сведений об исполнении каждого контракта в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней с момента их исполнения являлись разными, не одномоментными по всем государственным контрактам в совокупности, а в отношении каждого из них по отдельности. Таким образом, нарушение требований Закона № 44-ФЗ о внесении сведений в реестр контрактов в установленные сроки с момента исполнения каждого государственного контракта каждый раз образует самостоятельный состав административного правонарушения, даже если они выявлены в ходе одной проверки, в отношении одного и того же должностного лица, в один период времени проведения проверки и квалификация действий осуществляется по одному и тому же составу правонарушения, поскольку для признания искусственной множественности необходимо установить время (период) совершения правонарушения, а не момент его выявления.

В данном случае отсутствует искусственная множественность правонарушения, совершенные заявителем по жалобе правонарушения являются самостоятельными и не свидетельствуют о повторности в порядке ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ».

Аналогичная аргументация содержится также в решении Тульского областного суда от 09.04.2015 по делу № 21-33/2015.

Впрочем, иногда должностным лицам заказчика, неоднократно нарушившим порядок ведения реестра контрактов, все же удается убедить суд в необходимости применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (с назначением одного-единственного штрафа).

Приведем в качестве примера правовую оценку из решения Бельского районного суда (Тверская область) от 24.06.2019 по делу № 12-114/2019:

«При обстоятельствах, когда все нарушения Закона № 44-ФЗ выявлены в ходе проведения одной проверки, допущены одним и тем же должностным лицом, посредством совершения бездействия, образованного сходными фактическими обстоятельствами и направленного на один предмет правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, а рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, должностное лицо заказчика подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Рассмотрение каждого факта нарушения, допущенного должностным лицом заказчика, в отдельном производстве искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства».

Аналогичны решения Кукморского районного суда (Республика Татарстан) от 23.04.2015 по делу № 12-33/2015, Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 01.06.2017 по делу № 12-1911/2017.

Так что должностному лицу заказчика всегда есть смысл заявить о необходимости применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при рассмотрении административных дел в его отношении — вероятность применения судом этой нормы не нулевая.

Запрет на долевое строительство через 3 года

Напомним, что это уже вторая законодательная инициатива по ограничению роли долевого строительства в строительном рынке. Еще в ноябре 2017 года президент России Путин В.В. на селекторном совещании с членами Правительства РФ поручил разработать поэтапный план ухода от долевой формы строительства, где в качестве финансирования привлекаются средства граждан-жильцов. План предусматривает ряд мероприятий и конкретных мер:

  • За защиту прав дольщиков должны отвечать региональные власти,
  • Застройщики должны нести конкретную ответственность за вред, который причинён дольщикам,
  • Установление единого порядка контрольно-надзорной деятельности за долевым строительством,
  • Органы власти обязаны вести единую информационную систему жилищного строительства,
  • За нарушение законодательства в области долевого строительства будут нести ответственность также контрольно-надзорные органы власти,
  • Установить порядок контроля за финансовым состоянием застройщиков в лице Фонда защиты прав граждан.

Слушатели узнают о практике использования законных способов налоговой оптимизации. Вы узнаете, на чем попадаются «оптимизаторы» в налоговой службе.

Значение темы семинара особенно актуально на фоне повышения НДС.

На семинаре слушатели рассмотрят такие темы, как:

  • Налоговое планирование в организации и понятие налоговых рисков.
  • Методические вопросы учетной политики для целей налогообложения.
  • Учетная политика для целей налогообложения.
  • Отраслевые схемы налоговой оптимизации.

Участие в вебинаре бесплатное. Количество мест ограничено.

    Какие государственные органы решают подобные ситуации?

    Собрав доказательства, вы можете обратиться в одну из следующих организаций:

    • ТСЖ. Они не имеют права штрафовать нарушителей, но могут также провести беседу, которая, возможно, возымеет большее действие, нежели ваши слова.
    • Участковый (полиция). Он должен следить за порядком на вверенном ему участке и также проведет беседу с тем, кто мусорит. А в случае подтверждения нарушения он может наложить штраф в размере 1000–2000 рублей (ст. 8.2. КоАП РФ). Кстати, повторное нарушение обойдется грязнулям в 2000–3000 рублей.
    • Роспотребнадзор. Если его сотрудники зафиксируют нарушение, то могут оштрафовать.
    • Штрафовать могут по ст. 8.2 КоАП РФ, тогда нарушителю придется заплатить 1000–2000 рублей (2000–3000 рублей в случае повторного нарушения), или по ст. 6.4 КоАП РФ, тогда штраф составит 500–1000 рублей.
    • МЧС, если соседи мусорят на лестничной площадке, а этот мусор пожароопасен или создает пожароопасную ситуацию. В этом случае соседа оштрафуют на 2000–3000 рублей по ст. 20.4 КоАП РФ.

    «Закон о самострое»: с 2021 года у россиян не будут отнимать земельные участки

    В нашей стране достаточно популярное явление – застройка домов, зданий, офисов без разрешений и согласований с местной администрацией.

    Вначале 2021 года все дачники были напуганы слухами, что у них отнимут земельные участки, а незаконно построенные здания и сооружения на них будут снесены!

    Но Россияне поторопились с выводами, никто не собирается их лишать собственности.

    Мнение эксперта

    Макаров Игорь Тарасович

    Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

    На самом деле вопрос об изменении в законодательстве градостроительства встал из-за повальной застройки на частных земельных участках многоэтажек, гостиниц и т.п. Для этого правительство разработало единые требования для всех индивидуальных застройщиков (ИЖС).

    Доработка законопроекта была необходима по многим показаниям, одно из них: статья № 222 разрешала местной власти самостоятельно принимать решение о признании здания самовольной постройкой, даже в тех случаях когда строение являлось единственным жильем для граждан, эти здания были снесены.

    С одной стороны есть положительные моменты – теперь на садовых участках не будут вырастать многоэтажки, магазины, гостиницы без разрешения администрации. Но с другой… теперь чтобы построить частный дом на собственном земельном участке потребуется немало времени сил и финансов для сбора всех разрешений и документов.

    Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры 2022

    Какие документы нужны для начала строительства

    Понять людей, решивших расширить жилое пространство за счет пристройки или строительства времянки, можно, но даже факт приватизации земельного участка не дает право строиться незаконно. Чтобы не попасть в немилость государства и не потерять деньги, к тому же, перед началом любого строительства необходимо выполнить несколько несложных действий:

    • оформить право собственности на участок (если вы этого не сделали ранее).
    • создать проект будущего гаража или жилого флигеля и пройти согласование в соответствующих инстанциях.
    • получить разрешающие документы, включая ордер на выполнение земельных работ и собственно разрешение на строительство.

    Получив все необходимые документы, можно начинать строительство, при этом стоит помнить, что несоответствие проекту строительства также может быть расценено, как нарушение градостроительных норм. Следует также понимать, что на участке, предназначенном под ИЖС, нельзя строить многоквартирные дома, запрещено строиться на землях сельхозназначения, существуют и другие нарушения, о которых расскажут профессиональные юристы, получить консультацию которых крайне необходимо.

    Общие правила сроков о подряде

    Для большинства гражданских сделок, указание точного срока исполнения обязательств не является существенным условием договора. Это означает, что если стороны забудут включить такой пункт в соглашение, оно все равно будет действовать. Читайте: Оказание услуг ненадлежащего качества в 2020 году
    В таком случае, сроки исполнения обязательств будут определяться по правилам ГК РФ, в том числе с учетом принципа разумности и обычаев делового оборота.

    Для договора подряда ситуация отличается, так как пункт о сроках относится к существенным условиям. Это правило действует следующим образом:

    • контрагенты могут согласовать только окончательный срок сдачи работы, т.е. конкретную дату, либо порядок ее определения;
    • допускается включить в соглашение промежуточные сроки для каждого отдельного этапа работы (в этом случае, заказчику предстоит подписывать не только итоговый акт, но и поэтапно принимать работу);
    • если в тексте документа не будет содержаться пункт о сроках сдачи работ, либо порядке их определения, договор считается недействительным.

    Как правило, в установлении четких сроков исполнения обязательств заинтересованы сами контрагенты. Только при наличии этого пункта заказчик может планировать прием результатов работы и реализовать иные финансовые и имущественные интересы. Соответственно, даже незначительный пропуск срока может повлечь срыв обязательств по иным сделкам, либо утрату интереса в конечном результате.

    В ст. 708 ГК РФ регламентированы общие правила о сроках в подряде. Подрядчик будет нести полную ответственность за просрочку, если иные условия не указаны в законе или пунктах договора. Любое изменение начального, промежуточного или конечного срока допускается только по основаниям, указанным в договоре.

    Чтобы гарантировать соблюдение интересов в договорных отношениях, стороны могут включить в документ положения об ответственности. Однако даже при отсутствии таких пунктов, за нарушение обязательств можно применить меры ответственности по закону. Вот какие правила могут применяться, если подрядчик нарушит сроки выполнения работ:

    • в договоре может предусматриваться пункт о взыскании неустойки, пени, процентов от суммы просроченных обязательств, либо штрафа в фиксированной сумме;
    • при отсутствии в соглашении пункта об ответственности, может применять законная неустойка (если она соответствует характеру правоотношений), начисление процентов за пользование чужими средствами (при авансировании подрядчика);
    • вне зависимости от суммы неустойки или штрафа, заказчик вправе взыскать полное возмещение убытков, причиненных просрочкой подрядчика;
    • если просрочка носит существенный характер, и влечет утрату интереса заказчика в результате работ, допускается односторонне прекращение договорных отношений.

    Помимо указания пунктов о мерах ответственности, контрагенты могут заранее договорить о порядке урегулирования споров. Например, может включаться условие об обязательном направлении претензии и порядке ее рассмотрения, об изменении подсудности для подачи иска, выбор независимого третейского суда и т.д.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

    ГСК РФ в ст. 58 предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ней лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    1. Гражданско-правовая ответственность.

    Гражданским законодательством определено, что, если жилой Дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданы без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и Правил, они являются самовольными постройками (ст. 222 ГК РФ).

    Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

    Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 34 также указано, что при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, необходимо иметь в виду, что такое требование в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *