- Гражданские споры

Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дидактические игры — это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

Картотека дидактических игр

Функционирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пункт 2.6 этого документа предписывает ДОУ разносторонне развивать воспитанников по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Это требование должно учитываться педагогом при разработке календарно-тематического плана НОД, в том числе в нем должны предусматриваться дидактические игры.

В младшей группе можно использовать такие варианты обучающих занятий в игровой форме:

Направление развития ребенка Название Задачи Описание

Речевое

«Волшебный сундучок»

Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи.

Воспитатель показывает детям предмет, достав его из коробки. Воспитанники называют его или узнают, что это такое, от педагога.

«Лото»

Развитие речевой культуры; отработка навыка образования формы множественного числа.

Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов, у воспитателя аналогичные карточки, но с одним предметом. Когда он показывает свою картинку, ребенок, у которого парная карточка, называет предметы во множественном числе.

Познавательное

«Матрешки»

Формирование представления о предметах, их форме и составе.

Воспитанники совершают действия с разборными игрушками, показывают и называют отдельные части.

«Пирамидки»

Формирование представления о предметах с точки зрения их формы, цвета, размера.

Дидактическая игра для раннего возраста. На столе раскладывается несколько пирамидок в разобранном виде. Взрослый дает ребенку одно колечко и просит найти такое же по цвету и размеру.

Физическое

«Узнал цвет – действуй!»

Формирование опыта двигательной деятельности; развитие готовности к осознанным физическим действиям.

У каждого ребенка есть предмет определенного цвета, у воспитателя – всех цветов. Он показывает одну вещь, а дети, у которых предмет такого же цвета, должны выполнить какое-то физическое действие (присесть, подпрыгнуть, помахать руками и т. д.). Остальные воспитанники в этот момент сохраняют неподвижность.

«Пустое место»

Формирование волевых качеств и умения контролировать свое поведение.

Участники этой дидактической игры в младшей группе становятся в круг. Водящий ходит снаружи круга и выбирает себе соперника с помощью считалки. Оба начинают бегать за кругом в противоположных направлениях. Цель – занять пустое место в кругу участников. Проигравший становится следующим водящим.

Социально-коммуникативное

«Что выбрал Петрушка?»

Развитие слуховой памяти, взаимодействия с партнерами.

Педагог демонстрирует, как звучат разные инструменты, затем удаляется за ширму, где повторяет эти действия. Дети все вместе должны определить, какой инструмент издает звук.

«Молчанка»

Формирование умения контролировать себя.

Воспитатель дает команду, после которой дети не должны говорить, двигаться и смеяться. Тот, кто не удержался, отдает фант, который в конце игры надо выкупить каким-либо действием.

Художественно-эстетическое

«Море звуков»

Формирование готовности к правильному восприятию музыки; создание условий для понимания произведений искусства в будущем.

Музыкально-дидактическая игра, в ходе которой педагог включает музыкальные отрывки, прослушав которые, воспитанники делятся своими ощущениями.

«Собери узор»

Формирование базовых представлений о видах искусства; знакомство с понятием «народное творчество».

Воспитатель предлагает собрать из фрагментов картинку, изображающую один из народных промыслов.

Читайте также:  НДФЛ и страховые взносы при выплате компенсации по соглашению сторон

Подвижные игры в старшей группе

Если позволяет погода, активные занятия лучше проводить на свежем воздухе. Ведь тогда к тренировке координации, ловкости, меткости, выносливости, добавляется мощное насыщение клеток организма (в том числе мозга), кислородом. А это положительно сказывается на эффективности мыслительной деятельности.

Вариантов подвижных игр для дошкольников очень много. Это командные состязания, забавы, обучающие определенным навыкам: прыгать через скакалку, попадать мячом в цель, строиться в шеренгу и разбегаться врассыпную. В старшей группе, как правило, упор делается на игры, воспитывающие командный дух, упорство, волю к победе. В число самых интересных из них вошли:

  • «Эстафета с мячом». Натягивают четыре веревки, длиной 3-4 метра, образуя дорожки, шириной 70 см. Дети делятся на две команды. Цель каждого игрока — провести мяч, не выходя за обозначенные границы до ориентира, и, вернувшись, передать его следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая игру.
  • «Марафон». Чертят две линии на расстоянии 50 м. Дети бегут в среднем темпе от одной до другой, а затем возвращаются. У каждого есть возможность в любое время сойти с марафонской дистанции или бегать, пока не иссякнут силы. Побеждает самый упорный, тот, кто останется на поле последним.
  • «Передай мяч». Соревнуются две команды. Участники каждой выстраиваются в шеренги, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя все садятся, а первым из них дают по мячу. Он через голову передает мяч позади сидящему участнику, а сам встает, поворачиваясь лицом к команде. Так поступают все остальные игроки. Кто уронит мяч, должен его догнать и, вернувшись на свое место, продолжить игру. Выигрывает команда, участники которой первые оказались стоящими на ногах.
  • «Бездомный заяц». На площадке раскладывают обручи или чертят круги — это домики для зайцев. Воспитатель назначает волка и бездомного зайца. Все зверушки сидят по своим норкам, а бездомный бегает от волка. Спастись он может, только забежав в чей-то домик, но тогда хозяин должен выскочить из него и убегать от хищного зверя. Если волк успел поймать зайчонка, они меняются ролями.
  • «Мышеловка». Дети делятся на две неравные группы. Меньшая из них –– мышеловка. Они встают в круг и берутся за руки, поднимая их вверх, изображая открытые дверцы ловушки. Вторая группа — мыши, гуляющие по площадке. Они забегают в мышеловку и беспрепятственно покидают ее, пока не прозвучит сигнал: «Хлоп!». Ловушка захлопнулась, а кто не успел ее покинуть, становится «звеном» мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, воспитатель меняет детей ролями.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет за лечение зубов

Виды и значение дидактических игр

Для созданных педагогической наукой дидактических игр, главной целью является осознанный метод обучения, в ходе которого дошкольники получают новые знания, совершенствуют навыки, способности, развиваются интеллектуально. Педагоги используют различные виды дидактических занятий, развивая тем самым:

  • сенсорику – восприятие внешних воздействий, а также ощущений;
  • моторику – двигательную активность в виде крупной и мелкой моторики;
  • память;
  • логическое, пространственное, образное мышление;
  • восприятие пространства, времени;
  • воображение;
  • настойчивость, старательность, терпение;
  • дотошность, любознательность.

Дидактические игры дошкольникам 5 лет помогают развивать внимательность, память, что очень пригодится для занятий в школе. Почти вся информация в школе получается в устной форме, особенно это относится к первоклассникам, когда малыши еще не умеют писать быстро и много. Развитое внимание, память помогут закрепить новые знания, запомнить полученную информацию.

Все задания на закрепление памяти, развитие внимания проводятся с игрушками, небольшими предметами. Иногда у ребенка не получается выполнить условия задания, так как произвольная память только начинает процесс формирования. Если задания связаны с поиском спрятанных игрушек или перестановкой их, можно предложить перед началом использовать «указующий жест» пальчиком.

Дошкольник показывает по очереди на все игрушки пальчиком, описывает их внешний вид. Малыш может взять игрушку в руки, потрогать ее для лучшего запоминания. Для первых занятий не стоит предлагать игры с большим количеством элементов или деталей: растерянный ребенок может отказаться играть, расплакаться.

Основы безопасности жизнедеятельности

Иногда может возникнуть обстоятельство, когда дошкольник должен срочно оказать первую помощь, вызвать пожарных, скорую помощь или полицию. Необходимо подготовить маленьких ребят к таким ситуациям. Дошкольники должны уметь позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону и вызвать скорую или пожарную машину.

«Пожар, помогите». Цель – помочь маленькому человечку подготовиться к незапланированной ситуации. Научить, как вызывать экстренные службы, объяснить правила поведения.

Подготовка. Воспитатель рассказывает об опасных бытовых предметах, вещах, с которыми играть очень опасно. Показывает номера телефонов пожарных, скорой, полиции, которые написаны на бумажном листе. Рассказывает, как правильно позвать на помощь. Приносятся 2 телефона.

Действия. В помещении пожар: необходимо быстро выбраться на улицу, не пытаться самостоятельно погасить огонь. Кроха берет телефон и делает звонок на номер 01. Оператор принимает звонок.

Читайте также:  Меры социальной поддержки многодетным семьям

Свидетель пожара или потерпевший сообщает:

  • свою фамилию, имя;
  • сообщает, что горит, например, горит дом, горит квартира;
  • указывает точный адрес пожара;
  • ждет приезда пожарных.

Во время активных подвижных игр нередки случаи, когда непоседа падает, разбивает до крови коленку или во время занятий случайно поранился ножницами. Дошкольники должны уметь промыть ранку, успокоить расстроенного товарища, перебинтовать порез, позвать взрослых на помощь.

Что такое игры на развитие речи дошкольников?

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет — закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Дидактические игры для развития эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *