- Гражданские споры

Уважаемые поступающие, родители, работодатели!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уважаемые поступающие, родители, работодатели!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Как получить целевое направление в 2020 году?

Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:

  • внимательно ознакомиться с условиями программы;
  • сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
  • найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
  • выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
  • выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 — 2 человека на место).

Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.

Доступные специальности в 2020 году:

  • Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
  • Прикладная математика;
  • Лазерные техника и технологии;
  • IT-безопасность;
  • Радиотехника;
  • Авиа- и машиностроение;
  • Информационные технологии;
  • Программная инженерия;
  • Связи с общественностью;
  • Приборостроение;
  • Микросистемная техника и нанотехнологии.

Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:

  • Материаловедение;
  • Метрология и стандартизация;
  • Динамика флюидов;
  • Металлургия;
  • Управление и аналитическая деятельность.

Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.

Как заключить договор?

Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).

В обязательства заказчика входит предоставление:

  • жилплощади;
  • мер материальной поддержки (стипендия);
  • побочных образовательных услуг, прохождение которых предусмотрено учебной программой вуза.

Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.

На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.

В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:

  • полное наименование компании-нанимателя;
  • сфера ее деятельности;
  • должность и трудовые обязанности, которые предстоит выполнять студенту-целевику после зачисления в штат организации;
  • период времени, за который выпускник должен устроиться на работу;
  • меры социальной поддержки, оказываемые “целевому” студенту.

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте. Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.

Единый контактный центр ДВФУ


  • 08:00 до 24:00 — будние дни
  • 09:00 до 21:00 — выходные и праздничные дни
  • — Заселение
    • что делать? как делать? есть бронь? и т.п.
  • — Обучение
    • Как подать заявление на перевод и восстановление в университете и внутри университета? Как оформить академический отпуск? Как заказать справку с места учебы? и т.п
  • — Безопасность
    • пропускной режим
  • — Оказание услуг клининга и эксплуатации
    • перегорела лампа, засорилась раковина и т.п.
  • — Точки питания
  • — Организация студенческой жизни
    • проводимые мероприятия в ДВФУ
  • — Инфраструктура ДВФУ
    • где находится? как пройти? и т.п.
  • — Действия при возникновении Чрезвычайных Ситуаций
    • что делать, куда обращаться
  • — Контактная информация департаментов и отделов ДВФУ

Как получить целевое направление в вуз: пошаговая инструкция

Начинайте подготовку к поступлению на целевое обучение заранее, где-то за полгода.

Приведем общий алгоритм действий:

Вы можете получить только одно целевое направление в один вуз. Многие крупные предприятия проводят конкурсный отбор среди учеников, которые к ним обратились. Они посмотрят на вашу школьную успеваемость и личные достижения, проведут собеседование. Дополнительным бонусом для вас могут стать призовые места на крупных олимпиадах, близких к направлению организации.

Если вы получаете целевое направление от государственного органа управления, успейте вовремя подать заявление. Информацию о дате можно найти на сайте учреждения. Чаще всего подавать документы можно с марта.

«Газпром» проводит серьезный отбор среди целевиков, вплоть до их тестирования

Что такое целевое обучение

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.

Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:

Насколько стоимость лечения в регионах может отличаться от столичной

Я хотела удалить крупную родинку на спине и обратилась в московскую поликлинику. В ходе операции хирург должен был убрать большой участок кожи. Чтобы спрятать такой дефект, нужна дополнительная косметическая операция, которую не делают по ОМС. Тогда я начала искать платную клинику, но они оказались слишком дорогими.

Через знакомых я нашла хирурга в частной клинике в Рязани, дождалась «окошка» в записи и поехала на консультацию. Я заплатила десять тысяч рублей: в них вошли все анализы крови, гистология родинки, операция и перевязки после удаления. Даже если прибавить к этой сумме расходы на дорогу, выходит все равно в два раза дешевле, чем в Москве.

Конечно, проезжать сотни километров ради стандартной медицинской помощи смысла нет. Вряд ли кто-то поедет за 1000 км, чтобы вылечить гастрит, провести чистку зубов или проконсультироваться у гинеколога. Даже если пациент экономит на стоимости медицинской услуги, расходы на дорогу и проживание сведут эту экономию к нулю.

В частные клиники в других городах обычно едут за сложными дорогостоящими операциями: протезированием суставов, пластикой лица, лазерной коррекцией зрения.

Лечение по квоте. Квота — деньги на высокотехнологичную медицинскую помощь от государства. ВМП не входит в программу ОМС.

Количество квот на каждую операцию ограничено: если не удается попасть на лечение в одном медучреждении, стоит попробовать сделать это в другом регионе.

Конкретный специалист. Иногда пациент нуждается в специалисте по редкой болезни или в прогрессивном методе лечения, который практикуют лишь в нескольких клиниках на всю страну. В этом случае, вероятнее всего, пациент едет на лечение к конкретному доктору, которого ему посоветовали.

Слабая медицинская инфраструктура. Иногда нужная услуга не предоставляется по месту жительства либо ее качество оставляет желать лучшего.

Социальные причины. В эту группу можно отнести любой фактор, не связанный с качеством медицинской помощи. Например, пожилая женщина едет на госпитализацию в город, где живут ее дети: дома за ней некому ухаживать, а рядом с детьми она будет окружена заботой.

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Что делать, когда найден работодатель

Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

  • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
  • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
  • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

Целевое обучение в 2021 году: все дело в квоте

Главное достоинство поступления по направлению — «целевики» конкурируют только между собой, не в рамках общего конкурса на специальность. Комиссия отбирает абитуриентов в рамках предоставленных для «целевиков» квот, ранжируя их по баллам. Это даёт шанс поступить на бюджет с более низкими баллами, чем у абитуриентов, которые не имеют целевого направления.

Этот отбор проходит раньше, до основного, но если абитуриент не прошёл его, то имеет право участвовать и в конкурсе на общих основаниях.

Абитуриентам, которые интересуются, как взять целевое направление в медицинский вуз, будет полезно узнать об особенностях вступительной кампании «целевиков».

В 2021 году общее количество мест, выделенных для целевого приёма на медицинские специальности, составило 43500. С каждым годом количество таких мест увеличивается, наибольший рост наблюдается по таким специальностям:

  1. Медицинская кибернетика.
  2. Медицинская биофизика.
  3. Педиатрия.
  4. Лечебное дело.
  5. Медико-профилактическое дело.

При этом практически не растёт набор на самые популярные у абитуриентов направления: стоматологию и фармацевтику.

Высшие медицинские учебные заведения всегда отличались повышенным спросом среди абитуриентов. Конкурс на медицинские специальности всегда высокий, поэтому абитуриенты стараются получить какие-то гарантии поступления. Одно из таких привилегий – целевое направление.

В медицинский университет поступают сразу после школы или после колледжа. Второй вариант – более надежный. Если человек окончил колледж и некоторое время работал по специальности, это говорит о том, что он не разочаровался в профессии и готов продолжать обучение, чтобы стать дипломированным врачом.

Читайте также:  Эмиграция в Литву: от выезда из России до литовского ПМЖ

Сейчас сроки, сколько учатся в медицинском вузе, поменялись. В колледже учатся 3 – 4 года, в зависимости от специальности: 3 года учатся медсестры и акушерки, 4 года – фельдшера. В вузе необходимо отучиться 5 – 6 лет, также в зависимости от специальности.

После этого дипломированный специалист проходит государственную аккредитацию – своеобразный тест на соответствие занимаемой должности. Если эту процедуру не пройти, то вести пациентов такой врач не сможет, а будет работать на низких должностях под руководством аккредитованных коллег.

После аккредитации можно поступать в ординатуру. Это займет еще несколько лет. Например, нейрохирурги учатся не менее 5 лет, педиатры 2 года. После окончания ординатуры также проводится аккредитация, после чего специалист может работать по специальности.

Целевое направление в медицинский вуз можно получить в Департаменте здравоохранения своего города или района. Для этого нужно за полгода или даже за год до предполагаемого поступления заявить о своем желании учиться в медицинском университете по конкретной специальности.

Следует предоставить документы об успеваемости в школе, а также сообщить о возможной волонтерской деятельности в направлении медицины, прохождении каких-либо курсов.

Следует знать, что ждет вас после того, как какая-то организация оплатит обучение – сейчас ужесточили меру ответственности за несоблюдение обязательств сторон.

Если город дает направление и оплачивает учебу, государство рассчитывает, что выпускник вернется в свой город и будет там работать. Но очень часто случается, что студент получает приглашение от какой-то продвинутой клиники в большом городе с хорошей зарплатой и не имеет намерения возвращаться на отработку по своему месту жительства.

В основном, направления выдают государственные органы, но частные клиники также могут быть инициаторами учебы человека, который хорошо окончил школу и подает большие надежды. В таком случае выпускнику будет предложено распределение или придется компенсировать всю сумму, которая будут потрачена на обучение.

Это немало, с учетом того, что платят не только стипендию, но и социальный пакет, проезд. Если дойдет дело до суда, то сторона работодателя может выдвинуть претензию в виде морального ущерба, выраженную в денежном эквиваленте.

Часто бывает, что одно целевое направление разыгрывается между несколькими отличниками, окончившими школу, например, с золотой медалью.

Что в таком случае делать, как получить целевое направление?

Нужно заниматься этим вопросом заранее. Многие участвуют в волонтерских программах, например, помогают престарелым людям покупать лекарства и разбираться в рецептах, измеряют давление, делают уколы или что-то еще полезное, для чего не нужен диплом медика.

Есть специальные курсы, на которых учат простейшим медицинским манипуляциям. Таким образом, они постепенно приобщаются к профессии и на этапе поступления имеютне только представление, чем они будут заниматься, но и небольшой опыт.

Многие работают санитарами в больнице ради получения целевого направления.

Зачисление по целевым направлениям происходит раньше, чем в общем потоке, поэтому здесь тоже есть преимущество, но нужно, чтобы у человека набралась критическая масса положительных качеств, чтобы никто не усомнился в его пригодности в медицине.

Действовать нужно приблизительно так:

  1. Определиться со специальностью. В вашем случае – медицинский вуз.
  2. Обратиться в Департамент здравоохранения или в частные организации, возможно, кому-то из них нужен специалист узкого профиля, например, детский нейрохирург.
  3. Узнайте, какие документы с вашей стороны интересуют потенциального работодателя и спонсора вашего обучения. Соберите их.
  4. О��судите нюансы целевого договора – оплату общежития, проездного, страховки, самого обучения, если это не бюджетное направление.
  5. Приложите копию договора к документам при поступлении в вуз.

По закону, один абитуриент имеет право получить только одно целевое направление. Если человек передумал и решил поступать в другое место, то он обязан уведомить орган, выдавший документ, о том, что учиться по направлению он не будет.

После окончания колледжа выпускники часто идут работать, а затем решают продолжить учебу в вузе. В этот период также можно получить направление от местных госорганов или частных лечебных заведений.

Иногда руководство клиники само инициирует поступление в университет, так как видит перспективу в своем сотруднике.

Правительство утвердило квоты приема на целевое обучение в вузах в 2021 году

Ключевыми обязательствами, которые возникают между студентом и заказчиком его обучения, являются:

  • трудоустройство выпускника после завершения им обучения. При этом на основании действующего трудового законодательства такое трудоустройство должно происходить без испытательного срока;
  • выпускник обязан отработать не менее трех лет с момента заключения трудового договора со своим работодателем;
  • со стороны работодателя не может быть ограничений в рамках приема выпускника на работу в плане отсутствия у него должного уровня квалификации;
  • если речь идет о необходимости прохождения специальной аккредитации, то работодатель обязан предоставить материально-техническую базу своему будущему сотруднику для прохождения такой аккредитации (если это предусмотрено условиями договора).

Если выпускник отказывается трудоустраиваться к заказчику своего обучения, то он должен возместить все те средства, которые заказчик потратил на его обучение, а также на оплату жилья и проезда.

Если работодатель не трудоустроил выпускника, которого обучил, он:

  • выплачивает выпускнику из своего бюджета трехкратный уровень средней зарплаты по своему региону (если трудоустройство возможно в разных регионах, то расчет ведется по региону с самой большой средней зарплатой);
  • возмещает все затраты, связанные с обучением выпускника, в тот бюджет, из которого были взяты средства на финансирование данного направления: если средства на обучение были перечислены из муниципального бюджета – в муниципальный, из регионального – в региональный, из федерального – в федеральный.

Если абитуриент поступил не по целевому направлению, а самостоятельно, договор целевого обучения считается автоматически расторгнутым.

Аналогичным образом выглядит картина в том случае, если стороны пришли к взаимному соглашению о возможности расторжения договора целевого обучения: например, организации более не нужен такой специалист ввиду сокращения должности или изменения перечня требований к нему.

Кроме того, если студент перевелся с целевого места на бюджетное отделение, договор также может считаться не подлежащим исполнению, но в данном случае следует изучать вопрос о необходимости компенсации затраченных ранее средств.

Поступить в медвузы без целевого направления станет проблематично

Серьёзные трудности при поступлении в этом году у абитуриентов могут возникнуть ещё на одном приоритетном для государства направлении – медицине. Большая часть бюджетных мест выделена для поступающих по целевым направлениям. Если они будут выбраны в полном объёме, то попасть на бюджет не смогут не только получившие высокие баллы на ЕГЭ, но и победители профильных олимпиад.

– Дочь хочет стать врачом, рассматриваем разные медвузы, но везде одна и та же картина: практически все места отданы под целевиков, – делится Юлия, мама выпускницы из Московской области. – В Сеченовском университете из 890 бюджетных мест 778 целевых, остальные – для льготников, в общем конкурсе остаётся только 13. В медуниверситете Пирогова такая же история. Мы бы и рады оформить целевое направление, но в Московской области, как и в ряде других регионов, система их выдачи абсолютно непрозрачна – их выдают, что называется, по связям. Скорее всего, в такой ситуации не все целевые места окажутся востребованы, но сколько их останется, станет понятно только в последний момент. К тому же весь бюджет может разойтись между олимпиадниками, а дети с хорошими баллами за ЕГЭ останутся не у дел.

Читайте также:  Недопоставка товара и ответственность за нее

Как утверждает Юлия, в медицинских вузах других регионов наблюдается та же ситуация. Мизерное количество бюджетных мест предварительно отдано на общий конкурс и в Свердловской, и в Новосибирской области, и в Санкт-Петербурге.

Это серьезное повышение, — считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович. — Но столько ребят, которые решили поступать по целевому договору, может и не быть.

Предположим, на педагогическую специальность выделено 30 бюджетных мест, из которых в соответствии с обновленным Кодексом об образовании на целевой прием имеют право отдать до 60 %, то есть максимум 18 мест. И в этом случае только 12 останется для тех, кто участвует в общем конкурсе. Соответственно, конкуренция среди них возрастет? Сергей Касперович считает, что реальная картина будет далеко не такой: возможности набора есть, но ни предприятия, ни абитуриенты этим по максимуму не пользуются.

— Мы видим это из сложившейся практики, — говорит собеседник. — Не каждый наниматель готов заказать специалиста, спланировав свою кадровую потребность на несколько лет вперед.

Есть еще один нюанс: после целевой подготовки выпускники вузов должны отработать у заказчика не менее 5 лет. Поэтому заключить такой договор решится не каждый абитуриент. Однако считается, что поступить на выбранную специальность с целевым направлением больше шансов: такие ребята участвуют в отдельном конкурсе. Например, это касается медицинских вузов, где проходные баллы зашкаливают.

Будущий наниматель и потенциальный студент в договоре могут прописать и иные сроки обязательной отработки. Например, не 5, а 6–7 лет.

— Но делается это только по обоюдному согласию. Хотя если такой контракт подписывается с перспективной организацией, крупным предприятием, у которых хороший социальный пакет, то молодой человек вполне может быть заинтересован в увеличении такого периода, — полагает Сергей Касперович.

— Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?

Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.

Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.

К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.

— Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?

Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.

Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.

Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.

Целевое направление – плюсы и минусы

У целевого направления есть свои преимущества и недостатки.

Список привилегий студента включает следующие пункты:

  • облегченный процесс поступления за счет сниженного проходного балла;
  • гарантия трудоустройства после завершения учебы;
  • более ранний процесс зачисления, что дает время для поступления в другой вуз на общих основаниях при непрохождении конкурса на целевые места;
  • возможность получать дополнительные бонусы в виде внеочередного места в общежитии либо дополнения к стипендии (конечно, если они прописаны в договоре).

В связи с тем, что число бюджетных мест для студентов-целевиков ограничено, при наличии многочисленных претендентов проводится конкурс, результат которого зависит от баллов ЕГЭ. Поэтому стоит налечь на подготовку к экзаменам и не надеяться, что место в вузе уже обеспечено.

Однако целевое обучение накладывает и определенные обязательства, которые могут стать минусами для студента:

  • необходимость отработать определенный срок на компанию, обычно без карьерного роста либо повышения зарплаты;
  • необходимость ехать трудиться туда, куда направит руководитель (зачастую выучившихся студентов по федеральным программам распределяют в сельскую местность);
  • обязанность вовремя сдавать экзамены и получать высокие оценки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *