Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретаем имущество за счет нескольких источников: как отразить в учете?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н, объекты особо ценного движимого имущества, в том числе приобретенные за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».
Активы культурного наследия
Стандарт ОС содержит в себе новое понятие Активы культурного наследия. Это активы, возникающие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Активы культурного наследия включают в себя:
-
объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями;
-
произведения живописи;
-
скульптуры;
-
декоративно-прикладного искусства;
-
объекты науки и техники;
-
иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической ценностью.
Изменение балансовой стоимости
Если при реклассификации балансовая стоимость не подлежит изменению, то имеются случаи, когда она все же может поменяться.
Изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно в случаях:
-
достройки;
-
дооборудования;
-
реконструкции, в том числе и реставрации или модернизации;
-
осуществления технического перевооружения;
-
частичной ликвидации или замещения объекта, или его составляющих;
-
переоценки объектов основных средств.
Постановка имущества на учет
При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:
- Передвижные мастерские, АТС, кухни.
- Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
- Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.
Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.
Бухучет и амортизация имущества
Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:
Номер счета | Наименование |
0 101 20 000 | ОС- ОЦДИ |
0 102 20 000 | НМА– ОЦДИ |
0 105 20 000 | МЗ — ОЦДИ |
Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.
Новое в учете основных средств в учреждениях в 2022 году
2) предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета при условии, что данные материальные ценности:
- принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления (находятся во владении (пользовании)). При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрацией;
- находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
- переданы субъектом учета в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды (договоры безвозмездного пользования)) с учетом требований СГС «Аренда»;
Распоряжение особо ценным движимым имуществом
• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.
Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.
Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Выделяем и учитываем особо ценное движимое имущество
В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно.
Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества отдельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть определены как особо ценные, без которых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозможно или затруднено.
Если учреждение изменило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо ценного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., перечень особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.
Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения.
Нематериальные активы
Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения (НМА) учитываются на счете 0 102 20 000.
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||
Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
1. Принятие к учету положительных |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
2. Принятие к учету НМА по первоначальной |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
3. Принятие НМА в рамках расчетов между |
4 102 20 320 |
4 304 04 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
4. Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных НМА |
|||||||||||||||
(отражается по первоначальной стоимости): |
|||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 102 20 320 |
4 401 10 180, |
|||||||||||||
- при получении от резидентов РФ и |
2 102 20 320 |
2 401 10 180 |
|||||||||||||
- при безвозмездном получении от |
2 102 20 320 |
2 401 10 152, |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
5. Принятие к учету НМА, выявленных при |
0 102 20 320 |
0 401 01 180 |
|||||||||||||
Внутреннее перемещение, передача в эксплуатацию (п. 16 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
6. Внутреннее перемещение НМА между |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных |
|||||||||||||||
средств (ф. 0306032) |
|||||||||||||||
7. Передача в учреждении НМА в эксплуатацию |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006). Кроме того, |
|||||||||||||||
материально ответственного лица |
|||||||||||||||
Выбытие (п. 17 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
8. Списание с учета по балансовой стоимости |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033) |
|||||||||||||||
9. Передача НМА в рамках расчетов между |
0 304 04 320 |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
10. Передача НМА в соответствии с законодательством РФ безвозмездно: |
|||||||||||||||
- передача НМА органу власти, |
0 401 20 241, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
- передача НМА в соответствии с |
2 401 20 240, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
- вложение НМА в уставной капитал |
2 104 29 420, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
11. Выбытие НМА при их продаже (передаче |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Уценка (дооценка) (п. 18 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
12. Отражение суммы уценки (дооценки) |
0 401 30 000, |
0 102 20 420, |
|||||||||||||
Особо ценное движимое имущество казенного учреждения что относится 2022
Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс.
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения
- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Перечни особо ценного движимого имущества
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Перечень особо ценного имущества
Бюджетная организация согласно требованиям ГК РФ (статья №298) не имеет права без предварительного согласия владельца распоряжаться его имуществом, закрепленным за организацией, также купленным имуществом за деньги собственника. На прочую имущественную собственность, которая находится в оперативном управлении бюджетной организации, она имеет право принимать самостоятельные решения, если законодательством не предопределены прочие требования. Какое имущество считается особо ценным имуществом, от какой суммы в 2022 году.
Бухгалтер бюджетной организации, устанавливая категорию движимого имущества «особо ценной», обязан руководствоваться положениями нормативно правовых документов учредителя, которым сформирован список собственности, подходящей под категорию «особо ценной».
Особо Ценное Имущество От Какой Суммы 2022 В Бюджетном Учреждении
Принятие к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом, в натуральной форме 0 101 21 310 -0 101 28 310 0 401 10 172 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты стоимостью до 3000 руб. включительно и объекты библиотечного фонда); Акт о приеме- передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)(ф. 0306031); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ Выдача в эксплуатацию (п. 10 Инструкции N 174н) 9. Выдача в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 руб.
Ограничения распространяются и на объекты, переданные организации собственником, и приобретенные ею на средства резервных фондов. Вместе с тем учреждение вправе использовать все, что включено в перечень особо ценного имущества, для извлечения прибыли, если вырученные средства пойдут на развитие деятельности.