- Алименты

Суд в уголовном процессе. Задачи, функции, компетенция на различных стадиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суд в уголовном процессе. Задачи, функции, компетенция на различных стадиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

Иные участники уголовного судопроизводства

В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.

Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, продекларированного в Конституции Российской Федерации 1993 г., является независимая судебная власть, важнейшим составным элементом которой является суд с участием присяжных заседателей. В суде присяжных заседателей главный вопрос правосудия — вопрос о виновности подсудимого — решается олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями, а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.

Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве. В свое время учреждение суда присяжных было принципиальным демократическим нововведением, решительно покончившим с судейским произволом старорежимных монархий в Европе.

Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» был возрожден институт мировых судей. Мировая юстиция восстанавливалась по многим причинам. Основной из них выступала необходимость обеспечения доступности правосудия, связанной с территориальным расположением судов, удобством процедур возбуждения дела, динамикой движения дела и другими вопросами процессуальной формы. После экономических и политических преобразований последних десятилетий, повлекших существенные изменения в законодательстве, районные суды перестали справляться с возросшим количеством судебных дел. Введение института мировых судей должно было разрешить создавшуюся ситуацию. Перед мировой юстицией стояли задачи приближения судов к населению, оперативного рассмотрения простых дел, уменьшения нагрузки на судей федеральных судов, повышения качества работы судов.

Степень научной разработанности проблемы.

Наличие публикаций, касающихся возрождения суда присяжных заседателей в советское время, а также рост числа научных публикаций (книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к институту суда присяжных заседателей.

Многоаспектный характер темы исследования и самого института предопределил необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области социологии, общей теории государства и права, теории судебной власти, судоустройства и судопроизводства, уголовного и уголовно-процессуального права.

По наиболее принципиальным вопросам, с целью выявления общих подходов к проблеме, проанализированы труды в области общей теории права, в частности, работы Л.А. Баталовой, Л. Белоголового, А. Боровиковского, Д.Х. Валеева, Р.Х. Валеевой, И.К. Гамбурга, В.В. Головина, А.Х. Гольмстена, В.М. Гордона, Ю.И. Гринько, Е.М. Донцова, А.К. Ермакова, К.И. Малышева, А. Мирлеса, Е.Г. Натахиной, Е.А. Нефедьева, О.М. Олейника, Б.Я. Полонского, В.А. Рязановского, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича, Т.М. Яблочкова и др.

В последние годы были предприняты попытки глубокого осмысления проблем мировой юстиции. Однако эти исследования относятся к начальному периоду деятельности мировых судей (В.А. Устюжанинов — 1999 г., Р.В. Шатовкина — 2002 г.). В 2005 г. проведено диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата юридических наук О.Н. Шеменевой на тему «Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями: проблемы совершенствования процессуальной формы» по специальности 12.00.15.

Первым опытом комплексного осмысления феномена мировых судей является диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук В.В. Дорошкова на тему «Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности» (специальность 12.00.09., 2004 г.), но данное исследование касалось, в основном, уголовно-процессуальных аспектов деятельности мировых судей. В настоящее время изменилась часть норм процессуального законодательства и законодательства о мировых судьях. Кроме того, опыт практического внедрения мировой юстиции обострил имевшиеся проблемы и позволил наметить новые пути их разрешения.

Целью настоящего исследования является изучение правового статуса в РФ, статуса суда присяжных заседателей в Российской Федерации, организационно-правовых основ деятельности института суда присяжных заседателей в России, а также комплексный анализ основных проблем становления и развития суда присяжных заседателей как одного из основных элементов судебной власти.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— рассмотрение целей деятельности и функций суда в уголовном процессе;

— исследование правовую основу функций суда;

— уяснение места и роли института присяжных заседателей в системе судебной власти в Российской Федерации;

— исследование и систематизация основных исторических этапов развития суда присяжных заседателей в Российской Федерации;

— выявление и исследование целей, задач и принципов деятельности суда присяжных заседателей в ходе судебно-правовой реформы;

— обобщение и комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования мировых судей;

— определение места мировых судей в современной судебной системе России.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью института суда в России.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, а также нормы законодательства о судебной системе и судоустройстве, с помощью которых определяются правовой механизм и особенности организации деятельности института суда в России.

Исследованию подвергались, в частности, следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации 1993 г., Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы», приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 июня 2004 г. № 82 «Об утверждении инструкции по ведению судебной статистики».

Неотъемлемым свойством уголовного судопроизводства является процессуальная форма, т. е. тот порядок, те условия, которые установлены уголовно-процессуальным законом для действий всех участников процесса. Другими словами, уголовно-процессуальная форма – это предусмотренная законом процедура уголовно-процессуальной деятельности. Она создает детально урегулированный и строго обязательный правовой режим производства по всем уголовным делам.

Следует различать процессуальную форму отдельных действий, институтов и стадий уголовного процесса, а также процессуальную форму уголовного судопроизводства в целом.

Значение уголовно-процессуальной формы заключается в следующем.

1. Ею создается стабильный режим производства по уголовным делам и обеспечивается законность в деятельности суда, прокурора и органов предварительного расследования. Строгое соблюдение требований уголовно-процессуальной формы является непременным условием правосудности решений суда. Если при совершении уголовно-процессуальных действий допускаются отступления от требований процессуальной формы, то результаты таких действий не могут использоваться в доказывании (ст. 75 УПК).

2. Процессуальная форма призвана содействовать правильному установлению обстоятельств уголовного дела, так как в ней закреплены выработанные в науке уголовного процесса и апробированные на практике способы уголовно-процессуального познания.

3. Процессуальная форма обеспечивает активность государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, так как устанавливает сроки осуществления уголовно-процессуальных действий.

4. Она является важнейшей гарантией прав и законных интересов участников процесса.

Читайте также:  Срок исковой давности по трудовым спорам

5. Процессуальная форма обеспечивает воспитательно-профилактический эффект уголовного судопроизводства, повышает авторитет суда, убедительность его приговора.

Статья 1 УПК предусматривает, что порядок производства по уголовным делам является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. В уголовно-процессуальном законе определена последовательность совершения уголовно-процессуальных действий, способы и процессуальные условия их совершения, порядок оформления их результатов. УПК предусматривает последовательность стадий процесса, порядок действия участников процесса внутри каждой стадии, сроки совершения отдельных действий и т. д.

Но единство процессуальной формы не исключает некоторых особенностей по отдельным категориям уголовных дел (по делам о преступлениях несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и т. д.).

В сферу уголовно-процессуальной деятельности вовлечено значительное количество государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Они участвуют в уголовном процессе, имеют определенные права и обязанности.

УПК использует для их обозначения понятие «участники» (п. 58 ст. 5), а для их классификации – понятие «сторона» и такой критерий, как выполняемая участником процесса функция. В ст. 5 и в разд. II УПК все участники процесса разделены на следующие группы: 1) суд (осуществляет функцию разрешения дела); 2) участники процесса со стороны обвинения (это те лица, которые осуществляют либо участвуют в осуществлении функции уголовного преследования); 3) участники процесса со стороны защиты (выполняющие одноименную функцию) и 4) иные участники уголовного судопроизводства (они участвуют в доказывании или выполняют вспомогательную роль).

Комментарии к ст. 29 УПК РФ

1. Учитывая, что выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, в соответствии с ч. 4 коммент. ст. является важной составной частью судебного разбирательства, судам следует при рассмотрении каждого уголовного дела принимать необходимые меры к выполнению этого требования закона и при наличии достаточных оснований выносить обоснованные частные определения.

2. Основанием для вынесения частного определения могут служить установленные по делу факты нарушения закона, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. N 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 424.

3. Установив при рассмотрении уголовного дела, что недостатки, ошибки, упущения в деятельности предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц способствовали совершению преступления, суд согласно требованиям ч. 4 коммент. ст. выносит частное определение (постановление), в котором излагает существо вскрытых недостатков, ошибок и упущений, указывает на связь между ними и совершенным преступлением или иным правонарушением и предлагает принять необходимые меры к их устранению .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 августа 1989 г. N 4 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции» // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 371.

4. Неуклонно выполняя требование закона о принятии мер к устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, суды должны в частных определениях указывать установленные по делу конкретные факты, обусловившие совершение преступления .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 15 «О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 119.

5. Судам предписано принимать действенные меры к совершенствованию практики вынесения частных определений (постановлений) и улучшению их качества, с тем чтобы каждое из них было эффективным средством укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан, предупреждения преступлений и иных правонарушений, устранения существенных недостатков в работе государственных, общественных, кооперативных предприятий, учреждений и организаций, воспитания у людей чувства высокой ответственности за соблюдение государственной и трудовой дисциплины, выполнение общественного долга.

6. Судам следует уделять особое внимание мерам по устранению:

— проявлений бюрократизма, протекционизма, ведомственности и местничества, недостатков в организации контроля за учетом, хранением и распределением материальных ценностей, иных нарушений государственной, финансовой, производственной дисциплины, порождающих бесхозяйственность и способствующих хищениям чужой собственности, взяточничеству и другим должностным преступлениям;

— нарушений законодательства, направленного на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, на почве которых совершается большинство преступлений против жизни, здоровья, достоинства граждан, хулиганских проявлений, вовлечения подростков в антиобщественную деятельность;

— фактов, обусловивших совершение повторных преступлений, в частности невыполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций требований закона о трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, и контроле за их поведением (см. также комментарий к ст. 73 УПК).

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 11 «О практике вынесения судами частных определений (постановлений)» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 300 — 301.

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Там же. С. 184.

8. Частные определения (постановления), вынесенные при обнаружении судом нарушений прав граждан и других нарушений закона, допущенных при рассмотрении дела нижестоящим судом, могут касаться необоснованного нарушения судом сроков рассмотрения дела .

———————————

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

9. Суды обязаны строго соблюдать установленный порядок вынесения частных определений (постановлений), которые должны основываться на достоверно установленных сведениях; обеспечивать действенный контроль за их исполнением .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» // Там же. С. 285.

10. В ч. 4 коммент. ст. говорится, что суд вправе вынести частное определение или постановление и в других, прямо не перечисленных в коммент. ст., случаях. Таким образом, суд вправе реагировать частными определениями на действия участников процесса или других лиц, свидетельствующие о неуважении к суду, нарушение порядка в судебном заседании, неявку в суд без уважительных причин др.

11. Судам надлежит не оставлять без реагирования нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, в том числе и в случаях, когда они явились основанием для оправдания подсудимого. Если при этом известно, кто из должностных лиц допустил эти нарушения, то они должны быть названы в частном определении.

12. В частном определении должны быть конкретно указаны установленные судом нарушения закона, государственной, финансовой, производственной, трудовой, технологической дисциплины, обусловившие совершение преступления, лица, допустившие нарушения, а также приведены доказательства, на которых основаны выводы суда.

13. Для предотвращения вредных последствий нарушения порядка хранения, распределения, использования государственного имущества, несоблюдения правил безопасности при производстве работ и других нарушений суд вправе поставить перед компетентными государственными органами, общественными организациями или должностными лицами вопрос об отмене противоречащих закону приказов и иных ведомственных распоряжений. Вместе с тем в частном определении не должны содержаться рекомендации по вопросам производственной и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Состав суда надзорной инстанции

Данная инстанция – последняя возможная попытка пересмотреть уголовное дело. Срок обращения в надзорный суд законом не ограничен. Это можно сделать в любое время после вынесения приговора.

Читайте также:  11 лучших стран с визами для цифровых кочевников

Решение в рамках такого суда принимает большинство судей членов Президиума Верховного суда РФ.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Секретарю, как и судье, могут заявить отвод, если докажут его заинтересованность. Процесс его замены проще, так как он не участвует в вынесении решения по делу.

При формировании состава суда каждой инстанции важно следовать принципу подсудности. Мировые судьи не вправе рассматривать дела, которые не относятся к их подсудности, так как не обладают необходимой компетентностью.

Понятие и функции суда в уголовном процессе.

Суд как субъект уголовного процесса – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дел по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК.Функция суда – это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя (ст. 29 УПК):

-Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;

-Процессуальные формы судебного надзора;

-Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие суда как субъекта процесса охватывает любой суд общей юрисдикции, начиная от мирового суда и заканчивая Верховным судом РФ. В связи с эти следует различать звенья судебной системы, известные студентам еще из курса правоохранительных органов.

Кроме того, компетенция суда существенно различается в зависимости от той инстанции, по которой он рассматривает дело. В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена судебной системы (за исключением Верховного Суда РФ), если он впервые рассматривает дело по существу, постановляя приговор, или осуществляет судебный контроль. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора, не вступившего в законную силу в апелляционном порядке. Суд, пересматривающий приговор, вступивший в законную силу, в порядке кассационного, надзорного производства или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам иногда называют третьей инстанцией.

Различные формы построения суда определяют процессуальный статус входящих в его состав лиц (мирового судьи, председателя суда, члена суда, присяжного заседателя). Без участия представителей народа суд может осуществляться единолично одним судьей или коллегиально несколькими профессиональными судьями, один из которых является председательствующим (ст. 30 УПК). С участием представителей народа действуют две формы суда: суд шеффенов (народных заседателей1), и суд присяжных. Народные заседатели обладают одинаковыми правами с «коронным» судьей. Все вопросы они решают вместе и действуют единой коллегией. Суд присяжных разделен на две коллегии: профессиональных судей и присяжных заседателей. Считается, что первые решают вопросы «права» (квалификации и наказания), а последние вопросы «факта» (виновности).

Судебной власти обеспечивается самостоятельность от других ветвей власти, а суду и судье – независимость. Независимость суда как принцип состязательного процесса обеспечивает его беспристрастность по отношению к сторонам и разделение процессуальных функций.

Место и роль прокурора в уголовном процессе. Прокурор как субъект уголовного процесса – это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК).В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты. В досудебном производстве на прокурора возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители .При этом прокурор освобожден от руководства предварительным следствием с тем, чтобы он мог осуществлять надзор более объективно. Однако прокурор остается процессуальным руководителем дознания (он вправе давать дознавателю обязательные к исполнению указания, отменять его постановления, отстранять его от ведения дела и т.д.).Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования.

Функция уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности виновных. Это полномочия прокурора:

• направлять материалы в органы расследования для возбуждения ими уголовного дела;

• после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве;

• давать дознавателю письменные указания о направлении дознания;

• давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания;

• изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

• утверждать пос��ановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

• продлевать срок дознания, а также срок проверки дознавателем сообщения преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий;

• принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом;

• участвовать в осуществлении международной правовой помощи по уголовным делам (вносить и исполнять запросы о правовой помощи, об уголовном преследовании, об экстрадиции).

Состав суда апелляционной инстанции

Суды этого уровня пересматривают решения суда первой инстанции. Они могут быть изменены, отменены или оставлены без изменения. Апелляционным постановлением дело возвращают в первую инстанцию для выполнения решения суда второй инстанции.

На основании 30 статьи УПК РФ апелляции могут рассматривать:

  • Единолично – в районных судах.
  • Коллегией из 3 федеральных судей – в вышестоящих судах.

Такие суды вправе рассматривать уголовные дела, кроме:

  • Дел небольшой и средней тяжести.
  • Дел с жалобами на промежуточные решения районного или гарнизонного суда, которые единолично рассматривали судьи краевого, областного, республиканского и города федерального значения.

Остальные виды дел относятся к компетенции апелляционных судов.

Суд в уголовном процессе. Судебные инстанции. Судебный контроль

Суд как субъект уголовного процесса – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дел по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК.

Функция суда – это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя (ст. 29 УПК):

Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;

Процессуальные формы судебного надзора;

Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие суда как субъекта процесса охватывает любой суд общей юрисдикции, начиная от мирового суда и заканчивая Верховным судом РФ. В связи с эти следует различать звенья судебной системы, известные студентам еще из курса правоохранительных органов.

Носитель тяжебной власти наделён по законодательству тремя видами полномочий:

  • разрешение преступных дел (только вершитель справедливости вправе определять виновность или её отсутствие у обвиняемого субъекта, зафиксировать репрессию провинившемуся человеку, выбрать меру исправления – медицинское лечение, заключение под стражу или другую санкцию, упразднить, трансформировать в полном объёме или части абсолюцию, вынесенную нижестоящим уровнем, отправить разбирательство на производство в первоначальную инстанцию);
  • ограничивать прерогативы людей (избирать способ прекращения – задержание, заклад, увеличение длительности нахождения под стражей или же немедленное освобождение, пристраивание подозреваемого в лечебницу для проведения соответствующей экспертизы, осмотр и обыск жилплощади без согласия жительствующих в ней людей, осуществление индивидуального обыскивания, накладывание ограничения по корреспонденции, собственности, отлучение от служебных обязанностей человека);
  • регулирование законности деятельности органов следствия, дознания, стороны обвинения (правомочен анализировать претензии к работе или же бездействию вышеозначенных уполномоченных лиц).
Читайте также:  Правила продажи автомобиля 2022

Таким образом, суд обладает конкретными полномочиями, но в то же время они очень обширны, охватывают весь процесс и не только, непосредственно в зале заседания, но и на досудебном уровне.

Состав суда надзорной инстанции

Данная инстанция – последняя возможная попытка пересмотреть уголовное дело. Срок обращения в надзорный суд законом не ограничен. Это можно сделать в любое время после вынесения приговора.

Решение в рамках такого суда принимает большинство судей членов Президиума Верховного суда РФ.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Секретарю, как и судье, могут заявить отвод, если докажут его заинтересованность. Процесс его замены проще, так как он не участвует в вынесении решения по делу.

При формировании состава суда каждой инстанции важно следовать принципу подсудности. Мировые судьи не вправе рассматривать дела, которые не относятся к их подсудности, так как не обладают необходимой компетентностью.

В случае получением человеком какого-либо вреда в результате преступной деятельности, его будут признавать потерпевшей. Это не только физ.лицо, но и юридическое. В таком случае причиняется деловой репутации или имуществу, находящемуся в его собственности. Чтобы потерпевший стал таковым и приобрел полноценный статус участника процесса, выносится соответствующее постановление. С этого момента за ним будут закрепляться права.

Когда подозреваемому предъявляется обвинение, об этом должен знать и пострадавший. С его слов составляются протоколы с показаниями, которые в некоторой степени могут иметь доказательственное значение. В случае необходимости давать пояснения в отношении себя или своих близких, он способен отказаться. Данная норма характерна для всех участников, что дополнительно закреплено в Конституции страны.

При наличии доказательств по делу, по требованию пострадавшего они должны приобщаться в материалы. Могут возникнуть ситуации недовольства действиями следователя. В таком случае имеется право заявить ему отвод. Не всегда потерпевшим может стать гражданин страны. Тогда придется ему предоставить в обязательном порядке переводчика.

При проведении любого следственного действия с участием пострадавшего, он должен с ними ознакамливаться. В некоторых случаях, как при получении заключения эксперта, составляется дополнительный протокол об этом. Со всеми остальными материалами по делу он знакомится по окончанию расследования. Здесь даже дается возможность производить выписки из протоколов или фотографирование. В последнем случае предварительно уведомляется сам следователем, о чем делается отметка в протоколе. Необходимые копии документов передаются пострадавшему в ходе следствия (постановление о ВУД, о признании потерпевшим и т.д.).

На всех стадиях судебного процесса пострадавшая сторона имеет полное право на участие. Ведь именно ее интересы и защищаются. При несогласии с принятыми решениями предоставляется право и время для обжалования. Каждый итог оглашается пострадавшему.

Не смотря на большое количество прав данного участника, он не имеет никакого право на уклонение от явки по каждому вызову для проведения мероприятий при расследовании. В противном случае и к нему применяется принудительный привод. В случае дачи показаний и сообщения ложных сведения, в отношении него возбудиться уголовное дело, и он станет подозреваемым по другим материалам. Никакие сведения из дела им не могут разглашаться. Здесь заложен принцип тайны следствия.

Как говорилось ранее, потерпевшим может стать юрлицо. В таком случае назначается его представитель, чаще всего из числа юристов предприятия или директора. У каждого из них должна иметься доверенность на право представления при проведении следствия и в суде, для зашиты прав.

Потерпевший в случае гибели человека становится близкий родственник. Об этом аналогичным образом выносится мотивированное постановление.

Полномочия суда как участника судебного процесса

В полномочия суда в ходе досудебного производства входит рассмотрение жалоб на действие или бездействия сотрудников уголовных органов, а также рассмотрение споров по решению прокурора, следователя и сотрудников других органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и других подобных вопросов согласно ч.3 ст. 29 и ст. 125 УПК.

В случае выявления обстоятельств, которые способствовали совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, в ходе судебного разбирательства либо выявлены другие нарушения закона, совершенные в процессе дознания или предварительного следствия, или при судебном разбирательстве нижестоящим судом, суд уполномочен вынести постановление или принять решение, в котором будут указаны подробные инструкции для соответствующих организаций и отдельных должностных лиц по дальнейшему устранению нарушений закона с рекомендациями по их устранению.

Суд осуществляет рассмотрение дела одним судьей или коллегиально.

Суд I инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • судья федерального суда общей юрисдикции;
  • судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей;
  • коллегия трех судей федерального суда общей юрисдикции;
  • мировой судья.

Рассмотрение апелляции в уголовных делах осуществляется: в суде районного значения; в судах более высокого ранга – судом в составе 3 судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел небольшой и средней тяжести, в том числе апелляционные жалобы на промежуточные решения районного суда или гарнизонного военного суда.

Суд
как субъект уголовного процесса

это любой суд общей юрисдикции,
рассматривающий уголовное дел по
существу и выносящий решения,
предусмотренные УПК.

Функция
суда – это рассмотрение и разрешение
дел, то есть правосудие (функция юстиции
или принятия решений). Правосудие по
уголовным делам включает в себя (ст. 29
УПК):

  • Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;
  • Процессуальные формы судебного надзора;
  • Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие
суда как субъекта процесса охватывает
любой суд общей юрисдикции, начиная от
мирового суда и заканчивая Верховным
судом РФ. В связи с эти следует
различать звенья
судебной системы
,
известные студентам еще из курса
правоохранительных органов.

Кроме
того, компетенция суда существенно
различается в зависимости от той инстанции,
по которой он рассматривает дело.

В
качестве суда первой инстанции может
выступать суд любого звена судебной
системы (за исключением Верховного Суда
РФ), если он впервые рассматривает дело
по существу, постановляя приговор, или
осуществляет судебный контроль.

Состав суда определен УПК РФ.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом

  • коллегиально или
  • судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.
Суд первой инстанции может рассматривать уголовные дела в следующем составе (в зависимости от категории дел, УПК РФ):

  1. судья федерального суда общей юрисдикции (единолично);
  2. судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей;
  3. судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей
  4. коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции;
  5. мировой судья (уголовные дела, подсудные).

Участники и их функции в процессе

Лица, принимающие непосредственное участие в уголовном судопроизводстве, называются участниками уголовного процесса. Все они наделены определенными процессуальными правами и обязанностями, вступают между собой в специфические процессуальные отношения, выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности. Круг участников процесса определен уголовно-процессуальным законодательством:

  • суд;
  • государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование – прокурор, органы следствия и дознания;
  • лица, защищающие свои или представляемые ими права других лиц – обвиняемый, потерпевший, защитник, обвинитель, подозреваемый;
  • лица, являющиеся источниками доказательств – свидетели, эксперты, специалисты;
  • представители государственных органов и граждане, содействующие решению задач уголовного судопроизводства – переводчик, понятой, секретарь суда, поручитель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *