Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Четыре варианта уплаты НДС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда компании и предприниматели обязаны платить НДС не за себя, а за своего контрагента. В таких случаях они признаются налоговыми агентами. Например, агентом по НДС компания становится при аренде или покупке имущества у органов государственной власти, при работе по договору товарищества / доверительного управления имуществом и некоторым другим. Агентский НДС необходимо платить вне зависимости от того, является ли сам агент плательщиком этого налога или нет.
Сроки для налоговых агентов
До какого числа должны уплачивать НДС агенты? В большинстве случаев на них распространяются перечисленные выше правила и сроки. То есть оплата производится тремя равными суммами, до 25 числа каждого месяца квартала, идущего за отчетным. Поэтому для многих налоговых агентов будут актуальны сроки уплаты НДС в 2022 году, приведённые в таблице выше.
Но есть одно исключение — когда российское лицо выступает заказчиком работ или услуг у иностранной организации на территории РФ. В этом случае уплата НДС должна производиться одновременно с перечислением денежных средств зарубежному контрагенту за работы или услуги.
Правило действует, когда соблюдаются два условия:
- иностранная компания не зарегистрирована в российских налоговых органах;
- работы (услуги) реализованы в России.
На практике при таких операциях в банк подаётся две платежки: на оплату услуг контрагенту и на перевод суммы НДС в бюджет. Так следует делать и при перечислении полного расчёта, и при переводе аванса. Если не предоставить документ на перевод НДС, банк просто не примет платёжное поручение и не переведёт деньги иностранной фирме.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.
Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.
Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.
Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.
Новая категория налоговых агентов
В ряд положений главы 21 НК РФ, касающихся порядка исчисления НДС налоговыми агентами, были внесены изменения после вступления в силу Федерального Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Изменения коснулись операций по реализации лома цветных и черных металлов, а также сырых шкур животных.
Согласно п. 8 ст. 161 НК РФ, при реализации на территории РФ сырых шкур и лома налог на добавленную стоимость исчисляет не продавец, а покупатель (в качестве налогового агента), исходя из стоимости таких товаров в соответствии со ст. 105.3 НК РФ с учетом налога. Исключением стали покупатели, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты должны расчетным путем исчислить налог на добавленную стоимость и уплатить его напрямую в бюджет. Эта обязанность лежит на них, даже если они не являются плательщиками НДС. Счета-фактуры при этом налоговые агенты выставлять не должны – это не предусмотрено положениями гл. 21 НК РФ.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Умeньшeниe oтягчaющиx фaктopoв НДC для cвoeгo пpeдпpиятия.
Oчeвиднo, чтo для yмeньшeния нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть (cyммapнyю) нeoбxoдимo yвeличивaть пocтyпaющий НДC (имeннo тoт, кoтopый мы yплaчивaли oптoвикy в пpимepe). Cлeдoвaтeльнo, oтнимaть из итoгoвoй цифpы иcxoдящeгo НДC (вxoдящeгo в плaтёж вaшeгo пoтpeбитeля) нyжнo бoльшyю чacть, a в кoнцe нaлoг cнизитcя.
Чтoбы этo peaлизoвaть cyщecтвyeт oгpoмнoe кoличecтвo вapиaнтoв.
Нaпpимep, лизинг. Дoпycтим, чтo вaшa фиpмa нyждaeтcя в тpaнcпopтe. Бyдь тo гpyзoвoй или лeгкoвoй, нe вaжнo, вы бepётe eгo в лизинг. Mы пoнимaeм, чтo этo нe cильнo тo и oтличaeтcя oт oбычнoгo кpeдитa, вeдь и пpoцeнты yплaчивaeмыe зa пoльзoвaниe ycлyгoй, дa и плaтeжи pacпиcaны нa нecкoлькo лeт впepёд.
Нo caмa пo ceбe ycлyгa лизингa yжe имeeт в кoмплeктaции НДC, и oн для вaшeгo пpeдпpиятия бyдeт вxoдящим, пoэтoмy и нaлoгoвыe oбязaтeльcтвa yмeньшaтьcя в paзы. Кaждaя лизингoвaя кoмпaния дocкoнaльнo вaм paccкaжeт, пpoцeнт cбepeжeнныx вaми cpeдcтв. Пoтoмy чтo для ниx этo ocнoвнoй apгyмeнт, чтoбы пoкaзaть вce пpeимyщecтвa иcпoльзoвaния лизингoвoй cиcтeмы, ocoбeннo для пpeдпpинимaтeлeй, кoтopыe имeют cтaндapтнyю cиcтeмy oблoжeния нaлoгaми.
Кaк былo зaмeчeнo, гpaмoтный пoдxoд к дeлy, cyщecтвeннo yмeньшит pacxoды нa нaлoгoвyю чacть. Этo пoзвoлялo фиpмaм ocтaтьcя нa плaвy в тяжeлыe вpeмeнa кpизиca.
Новые требования по уплате НДС в Грузии
Новые правила по начислению НДС вступили в Грузии уже в начале 2022 года. Размер НДС не изменился и составляет 18%, при этом обязательна регистрация налогоплательщика при достижении уровня дохода более 100 000 лари.
Обратный же налог на добавленную стоимость возникает, когда резидент Грузии пользуется услугами нерезидента. Он составляет также 18%.
Территориальная система налогообложения продолжает действовать. То есть, если услуги оказываются за пределами Грузии, то они не облагаются НДС.
Нововведения касаются определения месторасположения объекта налогообложения, а ведь от этого напрямую зависит, будет ли облагаться услуги налогом на добавленную стоимость или нет.
История ставок по НДС
Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):
- 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
- 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
- 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.
При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.
В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.
Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).
Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Год | Основная ставка | Льготные ставки |
1992 | 28% | 15%, 0% |
1993-2003 | 20% | 10%, 0% |
2004-2018 | 18% | 10%, 0% |
2019 | 20% | 10%, 0% |
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:
- декларация сдается не по установленной форме;
- декларация подписана неуполномоченным лицом;
- в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
- подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
- декларация не соответствует контрольным соотношениям.
Когда платить НДС в 2021 году?
Если хозяйствующий субъект применяет общую систему налогообложения, он должен заплатить НДС по итогам каждого квартала в три платежа — не позже 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Например, НДС за 1 квартал нужно перечислить не позже 25 апреля, мая и июня.
В случае, если день уплаты налога (25 число) выпадает на выходной, то срок переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, 25 апреля 2021 г. — это воскресенье, значит, платеж нужно совершить не позже 26 апреля 2021 г.
За налогоплательщика перечислить налог может иное лицо, но только по общей сумме, указанной в декларации (ст. 174 НК РФ). Третье лицо не может заплатить налог в рамках какой-то отдельной операции (Письмо Минфина от 09.06.2017 г. № 03-02-07/1/37101).
Сроки уплаты НДС в 2021 г. следующие:
4 кв. 2020 г. |
1 кв. 2021 г. |
2 кв. 2021 г. |
3 кв. 2021 г. |
4 кв. 2021 г. |
|
1 платеж |
25.01. |
26.04. |
26.07. |
25.10. |
25.01.2022 |
2 платеж |
25.02. |
25.05. |
25.08. |
25.11. |
25.02.2022 |
3 платеж |
25.03. |
25.06. |
27.09. |
27.12. |
25.03.2022 |
Кто вправе исчислять и уплачивать НДС поквартально
Вопрос №1 Что собой представляет НДС?
Ответ: Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, который накладывается на разницу между себестоимостью товара и ценой реализации.
Вопрос №2 Какие категории налогоплательщиков можно отнести к плательщикам НДС?
Ответ: Плательщиками НДС могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые выбрали общую систему налогообложения. А так же плательщиками НДС являются те налогоплательщики, которые импортируют товар из-за границы, вне зависимости от того на какой системе налогообложения находятся.
Вопрос №3 Кто не относиться к категориям плательщиков НДС?
Ответ: К плательщикам НДС не относятся физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, находящиеся на УСН или на патенте, а так же юридические лица, которые находятся на УСН или освобождены по определенным видам деятельности от уплаты налога НДС.
Вопрос №4 Какие общепринятые правила по срокам уплаты налога по НДС?
Ответ: При уплате налога НДС необходимо руководствоваться правилами, которые установлены в п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Согласно данным правилам крайний срок уплаты налога по НДС это 25 число следующего месяца после окончания квартала, но если этот день выпадает на выходной или не рабочий день, тогда он переносится на первый рабочий день после выходного.
Вопрос №5 Когда необходимо уплатить налог НДС за 3 квартал 2021 года?
Ответ: за 3 квартал 2021 года необходимо уплатить налог НДС сроком до 25 октября 2021 года, но если налог не будет уплачен в срок, тогда на налогоплательщика будут наложены штрафные санкции в размере 20% от суммы налога, но если окажется, что налогоплательщик умышленно не оплачивал налог тогда ему штраф грозить до 40% от суммы недоимки. Поэтому, что бы избежать штрафных санкций необходимо уплачивать налог НДС в срок.
Плательщики НДС, а также налоговые агенты по этому налогу (за некоторым исключением) уплачивают НДС, по общему правилу, ежемесячно в размере 1/3 от суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам отчетного квартала.
Эти суммы перечисляются не позднее 25 числа каждого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ). К примеру, по итогам IV квартала 2021 года организация должна уплатить в бюджет НДС в размере 30 000 руб. Соответственно, налог нужно перечислить в следующем порядке.
Сумма, перечисляемая в бюджет | Крайний срок уплаты |
10 000 руб. (30 000 руб. / 3) | 27.01.2020 |
10 000 руб. (30 000 руб. / 3) | 25.02.2020 |
10 000 руб. (30 000 руб. / 3) | 25.03.2020 |
Кто должен сдать декларацию по НДС
Отчитаться по НДС должен любой, у кого в течение налогового периода (в нашем случае третьего квартала 2020 года) прошла хотя бы одна операция, требующая исчисления и уплаты налога. Это может быть:
- операция или операции, «стандартно» облагаемые НДС (поименованные в п. 5 ст. 174 НК РФ);
- выплата, произведенная в пользу иного лица, по которой плательщик становится налоговым агентом по НДС, т.е. обязан удержать налог у источника и перечислить в бюджет РФ (такие случаи перечислены в пп. 2–5 ст. 161 НК РФ);
- выставление покупателю счета-фактуры с НДС в случаях, если продавец:
- изначально не является плательщиком НДС, например, находится на спецрежиме или пользуется освобождением по ст. 145 НК РФ;
- ведет деятельность, освобождаемую от НДС по нормам НК РФ.
Как ИФНС посчитает совокупную обязанность.
Налоговики будут определять совокупную обязанность организации (ИП) в рублях на основании (п. 5 ст. 11.3 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):
- налоговых деклараций и расчетов, в том числе уточненных, представленных самим плательщиком. Напомним, что с 2023 года устанавливаются единые сроки сдачи отчетности — как правило, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным / расчетным периодом, и единые сроки уплаты налогов — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим периодом. То есть сначала — отчетность, потом — уплата налогов, сборов, взносов;
- уведомлений об исчисленных суммах налога, представленных в ИФНС. Их должны будут подавать организации и ИП, если срок уплаты для налога установлен раньше, чем срок представления отчетности по этому налогу, либо если такую отчетность вообще сдавать не нужно (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Напомним, что по действующему порядку все, кто добровольно перешел на ЕНП в 2022 году, должны представлять такие уведомления за 5 рабочих дней до крайнего срока уплаты соответствующего налога;
- налоговых уведомлений;
- решений налоговых органов (о предоставлении рассрочки, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отмене решений о возмещении суммы налога и др.);
- судебных актов, касающихся сумм, учтенных на ЕНС;
- исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
- иных документов, влияющих на обязанность организации (ИП) уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи.