- Жилищное право

Правоспособность и дееспособность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правоспособность и дееспособность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В условиях развития международного сотрудничества, стремительного роста миграционных потоков одной из основных задач является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных государств.

Термин «физические лица» используется для обозначения людей как субъектов права и позволяет отграничить их от лиц юридических. С позиции международного частного права к физическим лицам относятся все люди, участвующие в международных частных отношениях.

Положение физических лиц в международном частном праве; определение их гражданской правоспособности

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В международном частном праве определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане — это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды — лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды — лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы — лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Правовой статус бипатридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология. Заключен целый комплекс международных конвенций, направленных на уменьшение количества апатридов и бипатридов.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам — правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан. Принцип защиты прав и основных свобод человека непосредственно действует и в международном частном праве.

Во многих зарубежных правовых системах (Франция, Испания) существует специальная отрасль права — «право иностранцев».

В законодательстве таких государств определены различные категории иностранных граждан. Например, во Франции в соответствии с Законом Паскуа иностранцы делятся на: туристов, студентов, сезонных рабочих, коммерсантов — обыкновенных резидентов, лиц-резидентов, привилегированных иностранцев (граждан ЕС). Понятие «иностранец», как правило, включает в себя бипатридов, апатридов и беженцев. В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам (иностранцы уравнены в правах с местным населением). Национальный режим основан на принципах равенства и равноправия.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка личного закона — это закон государства гражданства, субсидиарная — право государства места жительства. В отечественном праве закреплено сочетание территориального и экстерриториального принципов при определении правового статуса физических лиц.

Личный закон иностранного гражданина — это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых — российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ. Однако в российском законодательстве существует лишь формальное понятие категории «место жительства». В связи с этим возникает проблема установления места жительства иностранного гражданина на территории РФ.

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия. Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правоположение порождает проблему: как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства. Закон домицилия применяется и при определении личного закона бипатрида. Здесь возникает точно такая же проблема: что считать личным законом бипатрида при отсутствии у него постоянного места жительства.

Более удачный способ установления личного закона таких лиц установлен в праве зарубежных стран — это применение критерия реальной связи (место жительства семьи, место постоянной работы, место нахождения имущества и т.д.). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища. По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

Гражданская правоспособность физических лиц — это способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей.

Правоспособность возникает с момента рождения (в области наследственных прав — с момента зачатия) и прекращается в момент смерти. При жизни правоспособность может быть ограничена по судебному решению (как правило, в административном или уголовном процессе — лишение права заниматься врачебной или торговой деятельностью, занимать определенные должности). В праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма, в сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом, однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона. При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью на��авне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ — ч. 3 ст. 62.

Положения Конституции — основа правового положения иностранцев на территории РФ. Применение коллизионного регулирования — личного закона — предполагает признание иностранных ограничений правоспособности, основанных на приговоре иностранного суда и не противоречащих публичному порядку РФ. В российском законодательстве установлены и другие изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровительство. Эта функция возложена на дипломатические и консульские представительства РФ в других государствах.

Данные учреждения осуществляют всестороннюю защиту имущественных и личных неимущественных прав российских граждан за границей. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то по постановлению Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ.

Юридический справочник

Физические лица в международном частном праве — это субъекты частноправовых отношений с иностранным элементом. Физические лица в международном частном праве — это иностранные граждане, апатриды, бипатриды и беженцы.

Иностранные граждане – это лица имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – это лица имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – это лица не имеющие юридической связи ни с каким государством.

Беженцы – это лица вынужденные по причинам указанным в законе покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Иностранные граждане подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Во многих зарубежных правовых системах существует специальная отрасль права – право иностранцев.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку, однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц определяются их личным законом. Генеральная коллизионная привязка личного закона – это закон государства гражданства, а субсидиарная – право государства места жительства.

Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом, однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.

Гражданская дееспособность физического лица – это способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. Общепризнанным является положение, что вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию.

Физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки.

Какие процессуальные права и обязанности иностранных лиц предусмотрены национальным законодательством и международными договорами РФ

Иностранные лица, пребывающие в пределах Российской Федерации, независимо от того, как определяется гражданская дееспособность иностранцев, имеют процессуальные права, предусмотренные:

  • ст.19 ч.2 Конституции РФ гласит, что государство гарантирует равенство прав человека, независимо от его объективных и субъективных характеристик, принадлежности к организациям и другим обстоятельствам. Это означает, что лица, не являющиеся гражданами РФ, на ее территории равны в правах с местными гражданами;
  • ст. 49 ч.ч.1-3 Конституции РФ провозглашает, что любому лицу гарантируется защита в суде, на национальном уровне на международном, согласно межгосударственным договорам;
  • ст. 62 ч.3 Конституции России гласит, что субъекты, не имеющие гражданства РФ, приравнены в правах к гражданам РФ на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных на уровне законодательства федерации или международных соглашений;
  • Закон N 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст 4 указывает прямо, что граждане иных государств приравнены в правах и и обязанностях к россиянам, кроме случаев, прямо прописанных в законе. При этом правовая норма не требует постоянного проживания иностранца на территории РФ;
  • ст. 398 ч. 1 ГПК РФ предоставляет гражданам других государств и лицам, не имеющим гражданства, право на обращение в российские суды за защитой своих предполагаемо нарушенных прав. Части 2 и 3 указанной статьи приравнивают в правах граждан России и других государств во время рассмотрения дела в судах. Однако ч.4 ст. 398 отмечает возможность установления ограничений иностранцев в правах в качестве ответной меры на ограничения прав россиян иностранным государством;
  • ст. 254 ч.1 АПК РФ закрепляет равенство иностранцев и граждан РФ в арбитражном суде. Статья закрепляет возможность ответных реторсий (ограничений) в случае ограничения прав россиян другими странами;
  • ст. 399 ч.1 ГПК РФ устанавливает, что гражданская правоспособность и дееспособность лиц, не являющихся гражданами РФ определяется их личным законом. Для имеющих гражданство-это закон их страны, для не имеющих гражданства — закон страны их проживания. Однако нужно учесть, что если субъект не дееспособен по своему личному закону, он может иметь дееспособность по законодательству РФ;
  • Российская Федерация заключила с некоторыми государствами двусторонние договоры (например, с КНР, Францией, Данией, Чехией, Испанией) относительно принципа взаимности. Это означает, что граждане государств -сторон договора имеют одинаковые права с местными гражданами на территории страны-контрагента;
  • особое место отводится договорам, связанным с морскими перевозками и торговлей. РФ имеет соглашения с государствами (например, с Данией, Великобританией) о том, что граждане, осуществляющие морскую торговлю, имеют доступ к правоохранительной и судебной системам наравне с жителями страны;
  • государства — члены СНГ заключили соответствующие конвенции (1993 г.и 2002 г.) согласно которым, гражданам указанных государств предоставляется национальный режим участия в гражданском процессе (наравне с гражданами государства). Приравнены условия освобождения от уплаты госпошлины или льготный режим.
Читайте также:  Госпошлины для охотника: сколько и когда платить

При рассмотрении дел в судах, если одной из сторон является лицо, имеющее гражданство РФ, применяется российское процессуальное право. Иностранец в этом случае не вправе претендовать на применение норм законодательства его государства.

Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).

Кроме этого, нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных (главным образом двусторонних) соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, реже устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет прежде всего о торговых договорах.

Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются (как и в случае с иностранными физическими лицами) режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Тем не менее положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.

В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., распространяющую правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. и ст. 210 АПК РФ от 5 мая 1995 г., предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России использоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.

Что же касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

В соответствии с Законом (ст. 2) в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что все перечисленные выше субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В соответствии с Законом статус иностранных инвесторов в определенных случаях жмут иметь в России также международные организации и иностранные государства.

Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм (а это, прежде всего: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. и др.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона об иностранных инвестициях 1999 г. юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

• квитанции об уплате регистрационного сбора.

Документ о платежеспособности иностранного инвестора и выписка из торгового реестра страны его происхождения должны быть надлежащим образом легализованы и переведены на русский язык. Легализация осуществляется путем проставления на документах компетентным государственным органом страны учреждения иностранного инвестора специального штампа – апостиля или посредством их заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве. Перевод таких документов на русский язык должен быть заверен нотариально.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Последние две разновидности сделок совершаются посредством заключения договоров.

Значительная часть внешнеэкономических контрактов опосредуют заключение сделок международной купли-продажи товаров, а также реализацию обычно сопутствующих им операций (комиссия, поручение, перевозка и т. п.) которые в своей совокупности можно объединить в группу внешнеторговых сделок. Главной целью другой разновидности внешнеэкономических отношений является перемещение через границу нематериальных объектов (интеллектуальной собственности, работ, услуг и др.). Подобные операции осуществляются посредством заключения договоров подряда, лицензионных и концессионных договоров соглашений в области научно-технического сотрудничества и т. д.

Законодательство России не содержит определения ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя сами эти понятия встречаются в текстах многих нормативных актов РФ.

Среди определений внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки ключевое место занимает Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1).

Читайте также:  Как написать жалобу в прокуратуру на бездействие полиции?

Поэтому в соответствии Конвенцией в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей. Однако, согласно п. 2 ст. 1 этого международно-правового документа, фактическое нахождение коммерчески) предприятий сторон в разных государствах может быта не принято во внимание, «если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информации между сторонами».

Как уже указывалось выше, внешнеэкономические сделки обладают спецификой, не позволяющей их смешивать с коммерческими договорами во внутригосударственном обороте. К числу их основных особенностей можно, в частности, отнести:

1. Форма и порядок подписания. В соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1980 г. «не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания». Практика заключения некоторых видов сделок в устной форме существуют, например, во Франции, Германии, Великобритании, США.

По нашему законодательству форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами и гражданами, определяется независимо от места их совершения законодательством России. При этом сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права (п. 2 ст. 1209 ГК РФ 2001 г.).

Внешнеэкономические сделки совершаются российскими лицами в простой письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность договора (п. 3 ст. 162 ГК РФ), а сделка признается ничтожной.

Особый порядок правового регулирования. В современных условиях на отношения сторон в области внешнеэкономической деятельности все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что при осуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования.

В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит «пересечение» товарами и услугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могу не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям, а также определенным техническим стандартам и параметрам. При направлении на основе договора специалистов за границу следует принимать во внимание действующие в соответствующем государстве нормативные акты относительно порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории.

Отказ Российской Федерации от монополии внешней торговли не исключает возможности государственного воздействия на осуществление внешнеторговой деятельности, Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. соответствующее влияние может осуществляться сегодня посредством таможенно-тарифного (применения таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Следует также учитывать, что Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» 1998 г. определены необходимые правила для достижения этой цели, прописана процедура их введения и применения. Кроме того, порядок участия в международном военно-техническом сотрудничестве и права в этой области разработчиков и производителей продукции военного назначения установлены специальным Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 1998 г.

На основании Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. и Таможенного кодекс России 1993 г, в нашей стране организована система контроля за обоснованностью платежей российских резидентов в иностранной валюте при экспорте и импорте товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также за соответствием предусмотренные контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства России.

Для осуществления этих целей нашим законодательством предусматривается обязательное оформление российскими резидентами до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу России, паспорта сделки. Он представляет собой базовый документ валютного контроля и содержит все основные сведения о соответствующей внешнеэкономической операции. Паспорта сделки составляется на основе контрактов, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами РФ в целом или в какой-либо части производятся в иностранной национальной валюте, и предоставляется в банк, где открыт валютный счет российского участника сделки.

Определение применимого права. В процессе заключения внешнеэкономической сделки стороны не могут предвидеть все возможные ситуации и соответственно отразить в договоре условия на все случаи жизни. Поэтому при возникновении разногласий между партнерами по вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение правовых норм той или иной системной принадлежности (права продавца, покупателя, места нахождения товара, места выполнения услуги и т. д.).

Современное международное частное право в качестве основного и универсального принципа для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам признает автономию воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения.

Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в России основывается на конституционных нормах о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), о гарантиях судебной защиты прав и свобод (ст. 46), о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам (ст. 62) и других.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских nрав иностранцев в России осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством РФ, судом, третейским судом или арбитражным судебным органом. На иностранцев распространяется также норма ст. 11 ГК России об осуществлении защиты гражданских прав в административном порядке лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

В соответствии со ст. 433 и 434 ГПК РСФСР 1964 г. иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в суды РФ и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. При этом закон не связывает предоставление иностранцами национального режима в области гражданского судопроизводства с их проживанием в России. Право на судебную защиту имеют в Российской Федерации также иностранные предприятия и организации (ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР).

Аналогичные правила закрепляются в ст. 210 АПК РФ 1995 г., которая устанавливает, что иностранные и международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды России для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами РФ.

Однако в соответствии с ч. 3 ст. 433 ГПК и п. 3 ст. 210 АПК России Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Российской Федерации.

За указанным исключением, в законодательстве России не предусмотрено каких-либо условий, выполнение которых необходимо для обращения иностранца в суд. Вместе с тем следует иметь в виду, что процессуальному законодательству ряда зарубежных государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска в суд соответствующего государства иностранное лицо должно внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске.

Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В силу того, что в российском праве нет института обязательного судебного представительства, представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют надлежащим образом оформленную доверенность. В качестве представителей иностранных граждан могут также выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских конвенций, заключенных СССР и Россией с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять интересы граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа.

Положения о свободном доступе иностранных граждан и организаций в судебные органы нашли закрепление в целом ряде двусторонних и многосторонних международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

Определение 2

Бипатрид – лицо, которое имеет два или несколько гражданств других стран, может относиться к «промежуточным категориям лиц».

Термин «множественные гражданства» более точен, но так как гораздо большее распространение имеют двойные гражданства, используют термин «двойное гражданство».

Основным источником того, что появляется бипатризм, являются коллизии «прав почвы» и «прав крови». Другими словами – это отличие законодательств в разных государствах относительно того, как приобретается и утрачивается гражданство. В соответствии с «правом крови», гражданин государства – это любое лицо, родителями которого являются граждане данной страны, а в соответствии с «правом почвы» – гражданином государства можно стать, если родиться на его территории.

Возникновение бипатризма не зависит от того, где ребенок родился при условии, если брак смешанный, в законе в стране его матери и отца содержится правило относительно «права крови», вступающего в действие в случае обладания одного из родителей гражданства государства, на территории которого рождается ребенок. Возникновение двойного гражданства также может быть обусловлено вступлением в брак женщины с гражданином другого государства, и в случае, когда страна ее первого гражданства не лишает ее такового после того, как она выходит замуж, а страна, гражданство которой имеет ее муж, в автоматическом порядке может предоставить ей новое гражданство.

Пример 1

Женщина, которая выходит замуж за гражданина Бельгии или Мексики, обязана получить гражданство его страны. Множество стран допускают двойное гражданство, во всем мире их более чем 90.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Любой может получить французское гражданство, при этом, не отказываясь от своего. Граждане этой страны, которые принимают в одно и то же время гражданства других стран и проживают в них на постоянно основе, не могут стать причиной потери французского гражданства. В итальянском законодательстве предусматривается, что при добровольном принятии чужого гражданства теряется итальянское, но его можно восстановить, если прожить на территории Италии 2 года.

В Конституции Испании от 1978 года находится призыв правительства к тому, чтобы заключались договоры относительно двойного гражданства, особенно с Латинской Америкой и со странами, имеющими какие-либо отношения с Испанией (сюда можно отнести Филиппины, Доминиканскую Республику, Португалию, Бывшие колонии Испании в странах Африки). Данные страны могут натурализовать испанцев без того, чтобы они потеряли испанское гражданство. Люди, являющиеся гражданами стран, один из официальных языков которых – испанский, могут получить гражданство данных стран. Но существует особый порядок – одно из гражданств находится в активной стадии, а второе – в спящей. В случае, когда гражданин Испании решится на переезд в Чили, второе гражданство будет активизировано.

На конференции, которая проводилась Британским содружеством наций, институционализировали двойные и множественные гражданства. После того, как независимость была предоставлена доминиона, гражданами Содружества был сохранен статус британского подданного.

Замечание 3

Все граждане государств, являющихся частью Содружества, рассматриваются Великобританией не в качестве иностранцев, а в качестве граждан Содружества.

Двойные и множественные гражданства могут представлять собой наличие усложненного правового статуса, так у одного лица в одно и то же время есть права и обязанности в отношении обоих государств (наличие двойной дипломатической и консульской защиты, но также и наличие воинских обязанностей). Статус бипатрида является узаконенным на уровне международного права; то, что он есть, зависит от того, присутствуют ли эти два компонента юридического характера – национальный закон и международный договор.

Международные судебные органы сформулировали принцип «эффективности» гражданств, в основу которого входит то, что начнет более тесная связь. В международных судах вопрос о том, принадлежит ли к гражданствам определенный гражданин может быть решен на основании данных критериев:

  • где на постоянной основе проживает человек, и то, где он находится большее количество времени;
  • где человек работает, или где его постоянный доход;
  • где находится недвижимое имущество человека;
  • где живет его семья;
  • где несется военная и государственная служба;
  • где используются его гражданские и политические права.

Подходы к тому, как решить подобную ситуацию были представлены в решении Постоянной палаты международного правосудия относительно «дела Каневаро» и решения Международного Суда ООН относительно «дела Ноттебома».

Итальянским гражданином относительно «права крови» по фамилии Каневаро было приобретено «по праву почвы» гражданство Перу. В Постоянной палате международного правосудия от 1912 года было решено, что Каневаро теперь является гражданином Перу, в связи с его избранием в сенат данной страны и назначением генеральным консулом Голландии. Принятием своего решения Палатой было закреплена концепция гос. принадлежности в активной стадии «Гражданство является правовой связью, которая имеет основой общеизвестный факт привязанности, соединений существования интересов и чувств вместе с тем, что существуют взаимные права и обязанности». В отсутствии данных качеств гражданство признается неэффективным.

Гаагская конвенция относительно некоторых вопросов, которые качаются коллизионных отношений среди законов относительно гражданства от 1930 года, в статье под номером 3 устанавливает, что «лицо, которое имеет наличие двойного или множественных гражданств, рассматривается как гражданин любого государства, гражданство которых он имеет». Конвенцией признается, что то, как существуют «право почвы» и «право крови» может привести к появлению множественного гражданства. В 5 статье, выпущенной Гаагской конвенцией закреплен принцип, который имеет название «эффективное гражданство»: «На территории третьих государств, лица, которые имеют больше одного гражданства рассматриваются как те, которые имеют только одно.

Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства

Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе.

Иностранным гражданам, т. е. лицам, не являющимся гражданами РФ и имеющим доказательства наличия гражданства иностранного государства, гарантируется право на судебную защиту их личных, имущественных, семейных и иных прав и свобод (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ст. 398 ГПК РФ).

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

Они могут на общих основаниях выступать в процессе в качестве стороны или третьего лица. Им предоставляются процессуальные права, и они выполняют обязанности участвующих в деле лиц, предусмотренные ст. 35 и др. ГПК РФ. Как и российские граждане, они могут представлять в суд документы, выданные за границей иностранными властями.

Трудовые отношения физических лиц в международном частном праве

Трудовые отношения иностранных граждан на территории России регулируются рядом нормативно-правовых актов, содержащих нормы прямого действия. Прежде всего, основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены Законом, согласно которому иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Работодателем может быть и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Заказчиком работ (услуг) может стать и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока.

Таким образом, исходя из данного определения в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством.

Как устанавливается частью третьей Гражданского кодекса, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (статья 1196 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства Российской Федерации (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).

Ограничение правоспособности и дееспособности в МЧП. Объявление безвестно отсутствующим.

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Ст. 17.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) ст. 21.

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Ст. 1196.

1. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Ст 1197.

Вопросы ограничения и лишения дееспособности физических лиц влекут за собой значительные трудности, которые связаны с существованием различий в материальном праве отдельных государств, касающихся как оснований ограничения дееспособности ( игрок в рулетку может быть объявлен ограниченно дееспособным во Франции, Монако, Италии, Германии, но не в англосаксонском праве.

Важным имеет значение вопрос о том, что какое государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным иои недееспособным, т.е. чей суд компетентен вынести по этому поводу решение. Как правило, компетентным является учреждение страны гражданства или основного места жительства, а применимым правом выступает закон суда.

В РФ вопросы признания недееспособным регламентируются п3 ст 1197 ГК — решаются судом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *