- Жилищное право

Как добиться освобождения от исполнительского сбора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться освобождения от исполнительского сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такой сбор назначается если лицо, являющееся должником, либо несвоевременно, либо вообще не погашает тот долг, который ему назначен для выплаты судом. И после того, как срок, установленный судебной инстанцией, уже истек и человек не погасил свои долги, включается в работу судебный исполнитель. Он и должен взыскивать ту сумму, которая предназначалась для погашения долга.

Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем

Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем? Полностью это сделать возможно только, если будет соответствующее решение суда и он отменит исполнительный лист. Кроме этого, сам пристав вправе отменить или изменить постановление, если оно оказалось необоснованным.

Возможно ли такое на практике?

Процедура обжалования исполнительского сбора

Любой должник может обжаловать исполнительский сбор в суде. При этом, если гражданин обратится к СПИ с жалобой, снять санкции не получится. Нужно подавать ходатайство в суд.

Важно соблюсти два основных требования:

  1. Уложиться в срок, назначенный судом для апелляции. По закону это не более 10 суток. Если срок упущен, должник может восстановить период обжалования постановления, если докажет, что у него была уважительная причина по его пропуску.
  2. В ходатайстве написать факты, определяющие неправомерность взыскания, и подтвердить их документально.

Отмена ИС, назначенного приставом, возможна, если соблюдены следующие условия:

  • задолженность по исполнительному листу взыскали до того, как завершился срок, выделенный на добровольное погашение долга;
  • должник не получил уведомление об инициировании исполнительного производства. К примеру, письмо-уведомление отправили не на тот адрес;
  • исполнительский сбор начислили в том случае, когда это не предусмотрено законом;
  • неправильно рассчитан размер исполнительского сбора;
  • должник своевременно погасил долг перед кредитором;
  • были допущены другие варианты нарушений при начислении исполнительного сбора.

Обжалование постановления

Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.

Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:

  • преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
  • нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
  • назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
  • взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
  • неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
  • неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.

Как обжаловать постановление

На обжалование постановления о наложении сбора должника дается 10 дней после решения пристава. При просрочке гражданин в исключительный случаях имеет право восстановить срок, но только при наличии уважительных причин.

Оспорить постановление пристава возможно лишь в течение 10 дней. При просрочке, граждане в исключительных случаях имеют право восстановить срок, но для этого потребуется наличие уважительных причин.

Суд рассматривает жалобу гражданина в течение 10 дней. Основаниями для положительного решения по ходатайству должника могут послужить:

  • преждевременное вынесение постановления;
  • нарушения при вынесении постановления;
  • взыскание сбора по делам, в рамках которых он не допускается;
  • неправильный расчет суммы сбора;
  • отказ пристава признать уважительность причин, из-за которых гражданин не погасил долг.

Доказательство законности действий ложится на сотрудника ФССП. Однако и ходатайствующий гражданин обязан доказать нарушение приставом правовых норм.

Как уменьшить размер сбора

При отказе суда отменить сбор, за должником останется право просить об уменьшении его размера. Подать соответствующее заявление гражданин может как при вынесении постановления, так и после его уплаты.

Первым делом гражданину необходимо получить постановление о наложении сбора. Затем — собрать доказательства, которые станут основанием для ходатайства. Все доказательство должны быть представлены в письменной форме и подкреплены справками, свидетельствами и т.д.

Стоит отметить, что оспаривание наложения сбора проходит в том суде, который рассматривал дело о задолженности. То есть если пристав исполняет постановление арбитража, то и добиваться отмены решения следует в суде данной юрисдикции. Заявление подается либо в канцелярию суда, либо почтовым отправлением.

В отличии от предыдущей ситуации, суд может рассматривать заявление должника более 10 дней. Это связано с тем, что подобные ситуация не относятся к процедурам оспаривания постановления.

Доказательство оснований для уменьшения размера сбора — головная боль ходатайствующего. При положительном решении размер сбора уменьшится не более, чем на четверть от общей суммы. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые помогут защитить права гражданина и минимизировать убытки.

Читайте также:  Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Каков размер исполнительного сбора ФССП?

Указанный сбор представляет собой ответственность должника в виде обязанности уплатить денежные средства в бюджет за неисполнение в соответствующий срок требований исполнительного документа.

Сбор составляет 7% от суммы, подлежащей взысканию с должника или стоимости имущества. Но размер соответствующего сбора не может быть:

  • ­ меньше 1 000 руб., если должником является гражданин или индивидуальный предпринимателей, и
  • ­ меньше 10 000 руб., если должником является организация.

Если должник обязан исполнить требование неимущественного характера, размер сбора при неисполнении требований в срок составит:

  • ­ 5 000 руб. для граждан и индивидуальный предпринимателей;
  • ­ 50 000 руб. для организаций.

Обжалование исполнительского сбора

При не согласии должника с постановлением о взыскании с него сбора или с его размером, он может обратиться в суд с заявлением:

  • об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, если считает, что постановление вынесено незаконно;
  • об освобождении от исполнительского сбора, если имеются соответствующие основания для освобождения;
  • об уменьшении размера исполнительского сбора, если имеются предусмотренные законом основания для уменьшения;
  • о признании незаконным соответствующего постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении его размера;
  • об оспаривании постановления о взыскании сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора.

С учетом того, кто является должником (физическое или юридическое лицо) и каким судом выдан исполнительный лист (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) соответствующее заявление подается по правилам КАС РФ или АПК РФ.

Требования могут быть заявлены по-разному. Однако, как указал в одном из своих Постановлений Пленума Верховный суд РФ, суд не связан доводами и основаниями требований об оспаривании постановления пристава, и может самостоятельно принять решение об уменьшении размера сбора либо об освобождении от него должника.

Что такое исполнительский сбор

Понятие исполнительского сбора определяется в статье 112 федерального закона №299-ФЗ. В соответствии с данной статьей исполнительский сбор судебных приставов – это взыскание денежных средств с должника, в случаях когда он не выполнил добровольно судебное постановление в установленный срок. То есть, это своего рода штраф, назначаемый приставом, за невыполнение или несвоевременное выполнение финансовых обязательств: от неоплаченного штрафа ГИБДД до неуплаченных алиментов.

В ходе исполнительного производства могут не только взиматься денежные средства, но и арестовывать счета в банке, а также движимое и недвижимое имущество. Кроме того, должнику могут запретить выезжать из страны.

Прекращается исполнительное производство только после погашения долга и дополнительных взысканий.

Обратите внимание, что взысканный с должника исполнительский сбор перечисляется не взыскателю, а в федеральный бюджет.

Обобщение судебной практики рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Одобрено постановлением Президиума
Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2009 № 10

Обобщение судебной практики рассмотрения дел

об оспаривании постановлений должностных лиц

службы судебных приставов, их действий (бездействия)

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С 01.02.2008 вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон отличается от своего предшественника рядом новелл.

Обновление законодательства об исполнительном производстве внесло существенные изменения в практику арбитражных судов по вопросам его применения, в том числе, в практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Написание настоящего обобщения обусловлено необходимостью определения единых подходов к решению вопросов, возникающих в судебно-арбитражной практике при рассмотрении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в связи с исполнением исполнительного документа в административном порядке — путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке — путем подачи заявления в суд, арбитражный суд.

В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации лицо, избравшее административный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), не лишается возможности обратиться в суд.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжаловать в административном и судебном порядке постановления, действия (бездействия) не только самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов.

Подведомственность и подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Рассмотрением дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) занимаются как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции (ст. 329 АПК РФ, ст. 441 ГПК РФ).

Подведомственность указанных дел определяется частью 3 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции, а именно, все заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.

Такие случаи перечислены в части 2 указанной статьи Закона, согласно которой заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

Читайте также:  Расчет по страховым взносам в 2023 году: обзор изменений

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (имеется ввиду ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Подведомственность заявлений, подаваемых в рамках сводного исполнительного производства, в котором исполняются решения как арбитражных, так и судов общей юрисдикции, на наш взгляд, должна определяться с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», согласно которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции. Указанные разъяснения, данные применительно к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 года, в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об исполните��ьном производстве» 2007 года (ч. 3 ст. 128).

Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дела об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подсудны арбитражному суду или суду общей юрисдикции, в районе деятельности которого они исполняют свои обязанности. Представляется, что под районом деятельности следует понимать место нахождения соответствующего подразделения судебных приставов.

Правовая природа дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и порядок их рассмотрения судом

Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.

Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах», п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов).

Из взаимосвязанных положений статьи 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов.

Соответственно, дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Следовательно, рассмотрение арбитражным судом данных дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст. 329 и ч.1 ст. 197 АПК РФ).

Что такое исполнительский сбор, с кого он взыскивается

Исполнительский сбор — это взыскание некой штрафной суммы с должника, если он добровольно не исполняет обязанности, указанные в исполнительном листе или судебном приказе (п. 1 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Взыскивают сбор должностные лица ФССП — судебные приставы-исполнители (СПИ).

Смысл исполнительского сбора — стимулирование либо принуждение должника к скорейшему добровольному исполнению.

Фактически исполнительский сбор — своего рода плата государству за необходимость применения силовых мер к должникам, не исполняющим требования в добровольном порядке.

Именно этим продиктованы все специфические особенности исполнительского сбора: автоматизм его удержания именно с должника, зачисление суммы сбора в федеральный бюджет, возможность возврата сбора в случае обнаружения судебной ошибки или правовой ошибки в ином акте, послужившем основанием для запуска исполнительных процедур.

Отмена исполнительского сбора

Уплату сбора иногда может отменить сам пристав в силу прямого указания закона (п. 5.1 ст. 112 закона № 229-ФЗ). Так, взыскание отменяется, когда исполнительное производство прекращается из-за отмены судебного акта или признания исполнительного документа недействительным, а также в некоторых других ситуациях (подп. 4, 5 п. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ). Если к этому моменту с должника уже взыскан сбор, то он подлежит возврату (п. 10 ст. 112 закона № 229-ФЗ).

Чаще отмена производится судом или старшим приставом по инициативе должника.

Если должник полагает, что постановление о взыскании сбора вынесено приставом незаконно и необоснованно, он может попытаться отменить его. Для этого необходимо обжаловать действия судебного пристава в судебном порядке или обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу ФССП (п. 6 ст. 112, п. 5 ст. 14 закона № 229-ФЗ).

Обжаловать действия СПИ по взысканию сбора имеет смысл, если в них усматриваются нарушения.

Примеры нарушений, ведущих к отмене постановления на исполнительский сбор:

  • пристав не проинформировал должника о возбуждении исполнительного производства;
  • пристав не принял во внимание, что причины пропуска добровольного срока были уважительными, и т. п.

Должник может выбрать, какой иск подать:

  • о снижении взыскиваемой суммы;
  • отсрочке (рассрочке) уплаты;
  • освобождении от сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате сбора

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С таким требованием ему следует обращаться в территориальный орган Федеральной службы судебной приставов (ответ на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).

В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.

В случае если после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником или иными лицами представляются доказательства добровольного погашения части задолженности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, данное постановление подлежит изменению в части уменьшения суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию. Постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Представленные должником документы, подтверждающие частичное исполнение требований исполнительного документа, приобщаются к материалам исполнительного производства. Об этом сказано в п. 4.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16).

В связи с этим должнику следует незамедлительно сообщить в соответствующее территориальное подразделение ФССП России о том, что им был частично исполнен судебный акт, представить платежные документы и иные доказательства для уменьшения размера предъявленной ему к уплате суммы исполнительского сбора.

Исполнительский сбор является санкцией за нарушение срока добровольного исполнения судебного акта, поэтому он не может применяться в случае, когда должник, не согласный с вынесенным против него решением, не вступившим в законную силу, предпринимает меры к его оспариванию (подал апелляционную жалобу, либо кассационную жалобу с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта, и такое ходатайство было удовлетворено, оспаривает постановление пристава о наложении исполнительского сбора и т.д.).

Реализация должником права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта не может расцениваться как виновное поведение, влекущее ответственность за неисполнение исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом.

Иное означало бы ограничение права должника на обращение в суд по вопросу применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер и нивелировало бы значение принимаемых судами судебных актов, предусматривающих применение мер защиты, испрашиваемых заявителем в установленном законом порядке и в срок, предоставленный ему для добровольного исполнения (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 14465/11 по делу № А47-10563/2010).

С должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве»).

Однако впоследствии, как только основания для приостановления исполнительного производства отпадают, должник обязан исполнить судебный акт добровольно, чтобы не платить исполнительский сбор.

Должник имеет право на возврат полностью или частично взысканного с него исполнительского сбора, если соответствующий судебный акт впоследствии был отменен вышестоящим или этим же судом (в процедурах пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), в случае излишней уплаты и т.п. Для этого он подает заявление в территориальное подразделение ФССП России, в котором указывает реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора»).

Как удерживается исполнительский сбор

Взыскание штрафа СПИ осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями ФССП о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 №0001/16.

Исполсбор в размере 7 % от суммы долга, но не менее 1 тыс. руб. – удерживается после погашения основной суммы задолженности по делопроизводству.

Госслужащий возбуждает самостоятельное ИП для взыскания сбора, одновременно прекращая дело, если в его рамках не удалось взыскать штраф.

В случаях, когда должником не предоставлены уважительные доказательства неисполнения требований, то у судебного пристава появляется право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Часто указанное постановление выносится спустя некоторое время, что не отменяет его законность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *