- Жилищное право

Проект бюджета: одна загадка и несколько подарков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект бюджета: одна загадка и несколько подарков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основные характеристики федерального бюджета на 2023 г. определенны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 149 трлн 949 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5% (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.) Характеристики на 2024-2025 гг. определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 159 трлн 714 млрд рублей и 170 трлн 598 млрд рублей (и уровня инфляции, не превышающего 4%).

Позиция профильного комитета

Государственные внутренние заимствования, как и ранее, будут выступать основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. В заключении на документ комитет Госдумы по бюджету отмечал, что в условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах. Однако в сложившихся условиях планирование объемов государственных заимствований будет осуществляться с учетом уменьшившихся возможностей российского рынка по абсорбированию первичного предложения долга в силу ряда причин, в частности, вследствие выпадения спроса со стороны нерезидентов.

Кроме того, комитет Госдумы отмечал, что скорость заимствований может превосходить скорость роста экономики, что приведет к риску в наличии спроса на такой объем заимствований в течение 2022 г. «Совокупность обозначенных выше факторов указывает на необходимость рассмотрения мер по улучшению привлекательности российского долга в целях обеспечения возможности заимствований на запланированном уровне», — считает думский комитет.

Для покрытия дефицита будут также использоваться средства ФНБ: в 2023 г. на эти цели запланировано выделить 1 трлн 961 млрд руб., в 2024 г. — 644 млрд руб. В 2025 г., после истечения переходного периода и полного возврата к действию бюджетного правила, направлять средства ФНБ на финансирование дефицита не планируется.

Проект (не)возможного

Федеральный бюджет на 2023 г. и последующие годы должен быть ориентирован на исполнение обязательств не только в сфере социального обеспечения и национальной безопасности, но и в сфере развития экономики, что создаст основу для восстановления роста доходов населения, расширения налоговой базы, повышения привлекательности России как места ведения бизнеса и т.д.
В этой связи проект федерального бюджета нуждается в существенных корректировках в части сохранения объема финансирования большинства государственных программ и национальных проектов, направленных на стимулирование развития экономики, а также отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес как минимум на ближайшие 2-3 года. Требуется также изменение подходов к исполнению федерального бюджета, предполагающего своевременное исполнение бюджетных назначений в части расходов, а для приоритетных программ — и ускоренное финансирование статей расходов.

Читайте также:  Онлайн заполнение договора купли-продажи автомобиля, мотоцикла и других ТС

При этом наличие дефицита федерального бюджета не должно рассматриваться как препятствие к реализации «экономических» программ и предоставления стимулов для развития экономики, поскольку низкий уровень государственного долга РФ позволяет обеспечить долговое финансирование необходимых расходов. Кроме того, значительный потенциал имеется по задействованию возможностей Банка России для финансирования ключевых задач развития экономики, таких как улучшение инфраструктурной обеспеченности регионов страны (например, через расширение Ломбардного списка и реализацию программ выкупа активов).

Зачем нужен федеральный бюджет

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).

Доходы федерального бюджета

Чтобы сформировать бюджет, в казну должны поступать средства. Главным источником формирования денежных средств является внутренний валовой продукт. Львиную долю доходов госбюджета составляет нефтегазовая промышленность. Также источником поступления денег в бюджет является НДС на товары, которые продаются на территории РФ. Как известно, НДС составляет от 18 до 20%. Также источником дохода являются акцизы на производимые товары. Повышение нормативов акцизов на крепкий алкоголь способствует наполнению бюджета. Кроме акцизов на алкоголь и табачные изделия существует акцизы на нефтепродукты. Источником формирования доходов госбюджета является налог на прибыль при ввозе импорта в страну. Также начисляется НДС, который поступает в бюджет государства от импорта. Сюда можно причислить акцизы на ввозимые товары и ввозные таможенные пошлины.

Читайте также:  Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Дефицит и профицит бюджета

При принятии закона о бюджете на следующий год расчёты могут показывать дефицит или профицит бюджета. Дефицит показывает недостаток средств в бюджете, который нужно будет покрывать путём привлечения финансовых ресурсов за счёт государственных займов. Также дефицит уменьшается, когда уменьшаются остатки ликвидных финансовых средств государства. Профицит бюджета — это когда поступили деньги, потом их потратили по всем статьям, и ещё осталось.

Для финансирования бюджетного дефицита используются как внутренние, так и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относятся: разница между полученными и погашенными средствами от размещения государственных займов, от валютных операций, от кредитов международных финансовых организаций, от учета средств в течение финансового года. Внешнее финансирование заключается в разнице между полученными и погашенными кредитами РФ в иностранной валюте и прочее.

Межбюджетные трансферты и субсидии

Документом предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объеме: в 2021 году — 2,849 трлн рублей, в 2022 году — 2,763 трлн рублей, в 2023 году — 2,881 трлн рублей, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2021-2022 годах 717,9 млрд рублей ежегодно, в 2023 году — 731,2 млрд рублей. Субсидии на реализацию региональных проектов «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» в 2021 году — 10,1 млрд рублей, в 2022 году — 6,9 млрд рублей, в 2023 году — 4,8 млрд рублей.

Субсидии на реализацию программы «Земский доктор» в 2021 году составят 6 млрд рублей, в 2022 году — 6 млрд рублей, в 2023 году — 5,9 млрд рублей, субсидии на реализацию программы «Земский учитель» составят в 2021 году — 1,1 млрд рублей, в 2022 году — 1,1 млрд рублей, в 2023 году — 1 млрд рублей.

Субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями составят 2,3 млрд рублей ежегодно в течение в 2021-2023 годов, субсидии на новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов) в 2021 году составят 9,6 млрд рублей, в 2022 году — 14,6 млрд рублей, в 2023 году — 15,9 млрд рублей.

Реализация госпрограмм

По поводу реализации различного формата госпрограмм, в бюджете прописано сорок четыре таких инициативы. К примеру, на реализацию программы по развитию здравоохранения будет выделено почти восемьсот пятьдесят миллиардов рублей в следующем году, практически семьсот девяносто миллиардов через два года и немного больше через три года. На программу по развитию образования планируют потратить двести четырнадцать миллиардов в следующем году, двести двадцать через год и сто семьдесят три миллиарда через два года. Запланирована реализация программы по социальной поддержке наших соотечественников, где суммы будут выделяться в районе полутора триллиона рублей на протяжении последующих трех лет. Не забыли чиновники и о работе над государственной программой по развитию сельского хозяйства. На данную программу будут выделять около трехсот миллиардов рублей также в три этапа на протяжении трех бюджетных лет.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

Помимо этого в проекте бюджета выделены средства для реализации двадцати программ целевого назначения, на которые запланировано выделение денежных средств в размере трехсот семидесяти миллиардов рублей. При этом данная сумма может быть скорректирована при рассмотрении проекта во втором чтении.

Основываясь на анализе финансовых аналитиков, ближайшие годы российский бюджет будет профицитным. Достигать данный эффект будут путем увеличения налоговых сборов, которые помогут наполнить госказну и превысить объемы запланированных расходов. Остаточные денежные средства будут потрачены на закупку иностранной валюты, которая скорее всего будет потрачена на погашение государственного долга, либо станет валютным резервом нашей страны. В следующем году профицит будет наибольшим и составит восемьсот восемьдесят миллиардов.

Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости.

В 2020 году будет также увеличено финансирование государственных средств массовой информации на 3 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. При этом отметим, что крупнейшие госвещатели (ВГТРК и «Первый канал») уже не первый год являются убыточными. Например, в 2018 году у «Первого канала» убытки составили 6,8 млрд. руб.

По мнению экспертов, реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году и улучшения макроэкономических показателей. Граждане страны при этом также не ощутят на себе никаких улучшений. Хоть планируемое инфляционное значение ожидается на уровне 3%, реальная же инфляция останется по-прежнему очень высокой (примерно 10-15%).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *