- Жилищное право

Прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

В настоящее время налоги составляют большую часть доходов разных уровней, а также одним из основных источников денежных средств государства. В соответствии с этим, своевременность уплаты налогов и сборов напрямую влияют на экономическую безопасность государства и обеспечения жизнедеятельности в целом. Первоочередной задачей любого государства является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям.

Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период с 2015 по 2016 года (таблица 1).

Таблица 1

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в период с 2015 по 2016 года

п/п

Вид бюджета

Год, млрд. руб.

2015

2016

1.

Консолидированный бюджет

13788,3

14482,9

2.

Федеральный бюджет

6880,5

6929,1

3.

Консолидированный бюджет субъектов РФ

6907,8

7553,7

В настоящее время в Российской Федерации в целом практически закончено проведение мероприятий, направленных на формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства налоговой системы уже не отражают систему налогов и сборов, а базируются на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.

Взимание налогов и сборов может оказать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы, как для организаций, так и для физических лиц. Однако, основной задачей налогообложения является обеспечение устойчивого пополнения бюджетной системы денежными средствами. В связи с этим, с учетом необходимости обеспечения сбалансированного федерального бюджета в среднесрочной перспективе необходимо принимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета создаст благоприятные условия для снижения и стабилизации инфляции на более низком уровне, откроет дополнительное пространство для снижения равновесных реальных процентных ставок в экономике и устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходов бюджетной системы может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом в первую очередь необходимо принять меры по увеличению доходов бюджетной системы от налогообложения при добыче природных ресурсов. Действующий в настоящее время механизм взимания налогов с оборота в нефтяной отрасли привел к созданию системы многочисленных налоговых и таможенных льгот, дальнейшее разрастание которых ставит под угрозу эффективность системы налогообложения[19]. С другой стороны, есть объективная тенденция увеличения истощенности разрабатываемых запасов нефти.

Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике.

В этой связи в основу формирования федерального бюджета заложена новая конструкция бюджетных правил, направленных на изоляцию российской экономики от колебаний цены на нефть. Общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов.

В интересах обеспечения стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Данная система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на ее добычу.

Кроме того, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагается:

– продлить действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти, установленной на 2019 год, на период до 31 декабря 2020 года;

– внести изменения в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного.

Читайте также:  В Москве вступили в силу новые правила движения грузовиков более 3,5 т

Отдельным направлением налоговой политики в целях повышения доходов бюджетной системы будет являться оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей от уплаты налогов. При этом необходимым условием является технологическое обновление и модернизация производства. Цифровизация и интеграция всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных позволит кратно расширить амуницию налогового администрирования. Это с одной стороны станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками. В том числе указанные меры будут содействовать решению задачи по оптимизации форм налоговой отчетности.

В среднесрочной перспективе в законодательство о налогах и сборах планируется внесение изменений по следующим направлениям:

– мониторинг эффективности налоговых льгот;

– налог на прибыль организаций;

– налоговое стимулирование инновационной деятельности;

– налогообложение природных ресурсов;

– акцизное налогообложение;

– налоговое администрирование;

– введение налога на недвижимость;

– совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

– совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми операциями.

Предполагаемый для введения налог на недвижимость будет представлять с��бой два налога – налог на имущество и налог на землю, при этом, планируется перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, уменьшив при этом налоговые ставки.

Министерство Финансов РФ рассматривает возможность снижения налога на прибыль организаций, считая, что данный шаг будет очень эффективным, так как именно этот налог важен для ведения бизнеса.

Заявленные в Бюджетном послании Президента РФ основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год предполагают меры по внесению изменений в законодательство по налогам и сборам, которые будут способствовать снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы роста.

Также, заявленные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию, связанное с реализацией мер, направленных на легализацию капиталов и проведением действий по возвращению активов на Родину, предлагается введение изменений в законодательство РФ. Осуществление добровольного декларирования физическими лицами имущества позволит не применять в отношении них уголовного, административного, налогового, валютного законодательства.

Кроме этого Правительством представляются антикризисные меры, такие как введение льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств. Предусматривается возможность использования субъектом РФ, в отношении организаций, которые были недавно созданы, снижение ставки до 10%. Также возможно снижение до 0%, если данные средства поступают в федеральный бюджет.

Таким образом, перспективы развития прямого налогообложения заключаются в следующем:

– снижение налога на прибыль – данный шаг будет очень эффективным, так как именно этот налог важен для ведения бизнеса;

– введение налога на недвижимость, который заменит два налога – на имущество и на землю;

– внесение изменений в законодательство по налогам и сборам, которые будут способствовать снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы роста;

– оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей от уплаты налогов;

– снижение зависимости колебания нефтяных цен, которые могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения.

Структура налоговой системы

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Налоговая ответственность субъектов налогового права

Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.

Предоставляя гражданам определенные права и экономические свободы, государство со своей стороны требует от субъектов налогового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. В свою очередь налогоплательщики обязаны следовать правовым предписаниям, содержащимся в законодательстве о налогах и сборах. Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является налоговая ответственность. Следовательно, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах имеет социальное основание, состоящее в необходимости охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент правового статуса суверенитета государства. Нарушения финансовой дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают публичные интересы государства. Принудительное изъятие части собственности (в денежной форме) вызывает у налогоплательщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода либо иным неправомерным деяниям, обеспечивающим использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода.

Нарушению фискальных прав государства способствуют также высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Совокупность названных факторов создает предпосылки для совершения большого числа налоговых правонарушений и, как следствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов.

Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 HК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности.

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Налоговая ответственность по своей природе, предмету и методу регулирования является составной частью финансово- правовой ответственности и реализуется в государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой ответственности к разновидности финансово-правовой под тверждается и вхождением налогового права в финансовое в качестве его подотрасли.

Читайте также:  Со скольки лет можно покупать и употреблять энергетики?

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

— она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

— она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

— субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

— для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

— налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением HК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Нарушения норм налогового права обусловливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, вследствие реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в принуждении виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права».

Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт существования налоговой ответственности. Налоговая ответственность не связывается только с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые наступают в результате совершенного им нарушения законодательства о налогах и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответственности существуют параллельно с правовосстановительными, поскольку государству важно не только наказать нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичные имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер по обеспечению безопасности, мер пресечения, мер защиты и т. д. Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Налоговая ответственность является развитием, «продолжением» материального налогового правоотношения, которое реализуется посредством особой процессуальной формы. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах составляет часть механизма правового регулирования налоговых отношений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законодательство о налогах и сборах, государство возлагает на субъектов налогового права обязанность воздерживаться от совершения определенных действий либо, напротив, не бездействовать, а своими действиями реализовы- вать возложенные обязанности.

Следовательно, налоговая ответственность существует в рамках охранительного правового института, регулирующего общественные отношения налоговой сферы посредством установления запретов.

Юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотношения, является нарушение законодательства о налогах и сборах.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Дисциплина «Региональные и местные налоги» занимает важное место в сфере налогообложения.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В литературе приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.

Налоговый кодекс является основным нормативным документом на федеральном уровне, который состоит из двух частей и заменяет закон «Об основах налоговой системы РФ».

Налоговый кодекс устанавливает принципы построения и функций налоговой системы, порядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных и региональных налогов и других обязательных платежей.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ, уточняются законодательством субъектов РФ. К ним относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество предприятий.

Транспортный налог регулируется главой 25 НК РФ, уточняется законодательством субъектов РФ. Налогоплательщики – ЮЛ и ФЛ, собственники транспортных средств. Объектом налогообложения являются транспортные средства. Налоговая база определятся исходя из объема двигателя (мощности) и объема водоизмещения для речных и морских транспортных средств. Ставки устанавливаются в руб., дифференцированы по мощности транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу или на 1м3 водоизмещения. Льготы: гужевые повозки, самоходные транспортные средства, и указанные в главе 28 НК РФ. Порядок начисления налога ЮЛ: ЮЛ самостоятельно исчисляет и оплачивает транспортный налог в бюджет. При этом расчет ими налоговой декларации по налогу представляется в налоговые органы ежеквартально с подачей бухгалтерской отчетности, а оплата производится в момент прохождения техосмотра, но не позднее 15.11 текущего отчетного периода. Порядок начисления налога ФЛ: налоговая инспекция обязана направить ФЛ уведомление о начисленной сумме транспортного налога, на основании данных полученных из ГАИ. ФЛ оплачивает налог до 15.10, но не позже 15.11 текущего года. Налоговый период – 1 финансовый год.

Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ, уточняется законодательством субъектов РФ. Налогоплательщики – ЮЛ, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения является игорный стол, игровой автомат, касса букмекерской конторы, касса тотализатора. Налоговая база определяется по каждому налоговому объектов налогообложения по ставкам: Ставки: Игорный стол – 125.000р. Игровой автомат – 7.500р. Касса букмекерской конторы и тотализатора – 125.000р. Налоговый период – 1 календарный месяц. Срок отчетности до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Читайте также:  Как переехать в Австралию: список программ

Налог на имущество организаций является региональным налогом, регулируется главой 30 НК РФ. Налогоплательщики – предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и имеющие в собственности определенной имущество. Объект налогообложения — среднегодовая стоимость имущества предприятия. Налоговая база – определяется по расчету, по формуле определения среднегодовой стоимости предприятия (¼ С1 + С2 + С3 + ¼ С4):4

С4 – 01.01.06г.С1 – 01.04.06г.С2 – 01.07.06г.С3 – 01.10.06г.

Налоговая ставка установлена в размере 2,2%. Льготы представлены по двум основным направлениям: По виду деятельности предприятия; По виду имущества предприятия: льготы предоставляются предприятиям МЧС, аварийно-спасательным службам, бюджетным организациям, предприятиям судебно-исполнительной власти, уголовной исполнительной системы, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, музеям, хранилищам, библиотекам, организациям, осуществляющим деятельность по выпуску медицинских протезно-ортопедических аппаратов, организациям, осуществляющие деятельность в отношении космических объектов, ядерных установок и др.

Не облагается имущество, предназначенное для лечебно-оздоровительной деятельности, спортивных мероприятий и т.д., в соответствии со ст. 381 НК РФ.

Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период — квартал, полугодие, 9 мес. Срок подачи отчетности совпадает с подачей бухгалтерской отчетности, срок оплаты в течение 5 дней после подачи бухгалтерской отчетности.

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:

1) экономические:

  • справедливости;
  • эффективности (экономичности);
  • соразмерности;
  • множественности.

2) юридические:

  • нейтральности;
  • установления налогов законами;
  • отрицания обратной силы налогового закона;
  • приоритетности налогового законодательства;
  • наличия всех элементов налога в законе.

3) организационные:

  • единства налоговой системы;
  • подвижности (эластичности) налогообложения;
  • стабильности налоговой системы;
  • налогового федерализма;
  • гласности;
  • однократности обложения.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Исходя из положений предыдущего пункта, легко установить трехуровневый состав налоговой системы РФ. Она соответствует иерархии законодательных актов в РФ. Налоговая система РФ состоит из уровней: федеральный, региональный, местный и включает все виды обязательных платежей.

Ниже представлена структура налоговой системы РФ: схема включает все обязательные платежи, установленные на текущий момент в стране.

Законодательство об обязательных платежах РФ и его принципы постоянно критикуются со стороны оппозиции и представителей бизнеса за отсутствие должного структурирования и возможность двойного и даже тройного налогообложения. Государство периодически занимается реформированием законов в этой отрасли, но главная иерархия платежей в бюджет остается неизменной, так как она обусловлена государственным устройством.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения – это объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (сбора).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (сбора).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу (сбору).

Налоги выполняют следующие функции;

фискальную, распределительную, регулирующею, контрольную и поощрительную.

Фискальная функция заключается в формировании финансовых ресурсов государства.

Распределительная функция состоит в перераспределением общественных доходов между различными категориями населения.

Регулирующая функция направлена на регулирование экономических отношений через налоговые механизмы (поддержка экономических процессов; препятствие для развития экономических процессов).

Контрольная функция позволяет государству осуществлять контроль за финансово – хозяйственной деятельностью организаций, а также сопоставлять сумму доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Поощрительная функция состоит в признании государством особых заслуг граждан перед обществом.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *