- Трудовое право

Выплаты физлицам в 2022 году: налогообложение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты физлицам в 2022 году: налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

Подоходный налог с граждан

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам. Налоги взимаются для обеспечения государственных расходов, покрытия общественно полезных потребностей.

В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Одним из основных налогов в налоговой системе любого государства является подоходный налог с граждан, плательщиками которого являются физические лица.

Обложению подоходным налогом с физических лиц подлежат доходы, полученные:

— гражданами Республики Беларусь и постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства — от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики;

— иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не относятся к постоянно проживающим на территории Республики Беларусь -от источников в Республике Беларусь.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности, в том числе заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей; доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам; доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей в уставном фонде, паев в имуществе белорусских и иностранных организаций; образующиеся в результате оплаты за счет средств субъектов хозяйствования стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях, а также другие доходы, указанные в законодательстве.

Налогообложению не подлежат следующие доходы:

— пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком);

— все виды получаемых пенсий, назначаемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

— суммы материальной помощи, оказываемой:

в связи с чрезвычайной ситуацией;

организациями и (или) индивидуальными предпринимателями по месту основной работы (службы, учебы) умершего работника (военнослужащего, обучающегося), в том числе пенсионера, ранее работавшего (служившего) в этих организациях и (или) у этих индивидуальных предпринимателей, лицам, состоящим с умершим работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства;

— стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 705 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода;

— доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) ими на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном таким лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела;

— доходы плательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 5 555 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные;

— не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы) – в размере, не превышающем 1 678 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода,

иных организаций и индивидуальных предпринимателей – в размере, не превышающем 111 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

Кто имеет право на налоговые вычеты?

  • граждане с низким налогооблагаемым доходом: меньше 709 руб в месяц. Налоговый вычет составит 117 руб;
  • родители ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (в том числе жену в декретном отпуске, обучающихся детей старше 18 лет) – налоговый вычет 34 руб;
  • родители двоих и более детей до 18 лет – налоговый вычет 65 руб;
  • одинокие родители детей до 18 лет – 65 руб на каждого ребенка;
  • Пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, ветераны, инвалиды, участники ВОВ, Герои СССР, Беларуси и проч. – налоговые вычеты в размере 165 руб;
  • ИП без места основной работы с доходом меньше 2126 рублей за квартал – налоговый вычет 117 руб;
  • Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые купили или построили дом или квартиру. Сумма вычета равна стоимости покупки/строительства или сумме кредита, который нужно погасить.

Теперь рассмотрим вторую ситуацию: когда наниматель договорился с работником на ЗП «чистыми» — в размере, к примеру, тех же 400 у.е. Т.е. сотрудник рассчитывает получить в конце месяца на руки именно 400 у.е.

В этом случае все налоги наниматель платит сверх оговоренной ЗП. Важно понимать сумму ЗП к начислению, так как от нее считаются налоги.

Сумма ЗП к начислению — это ЗП на руки + подоходный налог 13% + налог ФСЗН 1%

Если предположить, что ЗП к начислению = 100%, тогда ЗП на руки – 86% (100% – 13% – 1%).

Таким образом, мы получаем вот такую пропорцию:

400 (ЗП на руки) – 86%

Х (ЗП к начислению) –100%

Отсюда формула для расчета суммы ЗП к начислению по учету. В нашем случае: 400×100 / 86 = 465 у.е.

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

«По объему налогов мы близки к уровню Швеции»

— Многие жалуются на уровень медицины, образования, качество дорог. Может, нам нужно платить еще больше налогов, чтобы все это улучшить?

— Белорусы и так платят очень много налогов, около верхнего порога допустимого, — отмечает Владимир Ковалкин. — Есть такой показатель — количество собранных налогов и пошлин по отношению к ВВП. Нормальным считается показатель от 20 до 40%. Меньше 20% — мало, так как государство не сможет нормально финансироваться, больше 40% — много, потому что люди перестают платить налоги. Белорусы платят порядка 37-39% ВВП, а иногда доходило и до 42%. Поэтому платить больше налогов однозначно не нужно. Скорее, нужно более эффективно тратить эти деньги, оптимизировать каждый сектор, проводить реформы.

— Если мы откажемся от государственных субсидий на ту же коммуналку или транспорт, бюджету станет проще?

— Стоимость коммуналки однозначно можно и нужно поднимать, но при этом необходимо вводить механизмы социальной защиты. Человек, потерявший работу и не имеющий дохода, не сможет оплачивать полную коммуналку. Соответственно, нужно увеличивать и пособие по безработице, чтобы на него можно было оплатить коммуналку и купить что-нибудь поесть. С другими дотируемыми отраслями ситуация не такая однозначная. Например, в Таллинне весь общественный транспорт сделали бесплатным, чтобы убрать автомобили из города и улучшить экологию. Нужно понимать, к каким целям мы движемся, и строить политику исходя из этих целей, а не наоборот.

Штраф за неуплату налога или госпошлины

Несвоевременное внесение обязательных сборов грозит физическим, юридическим лицам административным наказанием. Штраф составляет 40% от задолженности, размер которого не превышает 10 базовых величин. При повторном нарушении закона сумма увеличивается от 100 до 200 величин. Индивидуальные предприниматели обязаны выплатить штраф в размере 40% от налога, но не менее 2 БВ.

Налоговая система Республики Беларусь регламентируется НК РБ. Согласно нормативно-правовому акту, граждане, трудящиеся на территории страны, обязаны ежемесячно делать взносы для формирования государственного бюджета. В РБ установлены республиканские и местные налоги, размер которых зависит от заработной платы, условий труда, района проживания. Для социально незащищенной категории населения предусмотрены льготные условия денежных выплат.



При расчете ПН, подлежащего уплате в бюджет, физические лица вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Например:

  • 730 000 руб. при доходе, сумма которого менее 4 420 000 рублей за месяц.
  • 210 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка.
  • 410 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, или же попечителю.
  • 410 000 руб. для родителей 2-х и более детей, или детей инвалидов.
  • 1 030 000 рублей (для категории граждан, указанных в п.1 статьи 164 НК).

Расчет подоходного налога в 2018 году

Расчет подоходного налога подразумевает выявление суммы налогов, которыми облагаются доходы граждан в пользу государственной казны. Эта сумма уплачивается в бюджет и рассчитывается, как определенный процент от общего объема доходов лица. Различные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога определены законодательством.

Читайте также:  Пенсионный возраст воинам-афганцам в России

Основным документом, на который опираются при расчете подоходного налога, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь. На сегодняшний день на территории страны применяются следующие ставки подоходного налога:

  • 13 % — на доходы, которые поступают в виде дивидендов;
  • 16% — на доходы, которые поступают от нотариальной, адвокатской или предпринимательской деятельности;
  • 9% — для ИП и физических лиц, которые работают в сфере высоких технологий;
  • 13% — для физических лиц на все прочие виды доходов;
  • Фиксированные суммы налога устанавливаются и на доходы, которые поступают от сдачи недвижимости в аренду (при условии, что доходы не превышают 6116 р. в год) – размер этих сумм определяется областным или столичным городским Советом депутатов.

Для расчета подоходного налога все доходы от каждого источника складываются в единую налогооблагаемую базу, и та в дальнейшем становится основой для расчетов и выплат.

Основная масса плательщиков подоходного налога – это наемные работники различных предприятий. У них нет необходимости производить расчет подоходного налога или осуществлять его уплату самостоятельно. Эта работа, как правило, совершается бухгалтерами, работающими в компании. ИП и физлица, которые получают доход из разных источников, должны подавать декларацию о доходах самостоятельно.

Главная сложность при расчете подоходного налога состоит в том, чтобы правильно применить все одобренные законодательством вычеты из базы налогообложения. К таким вычетам относятся:

  • Суммы, уплаченные за путевки для оздоровления детей, который приобретаются за счет средств организации или ИП (в размере 776 р. на каждого ребёнка до совершеннолетия);
  • Доходы, получаемые от физических лиц из всех источников, общая сумма которых не должна превышать 6116 р.;
  • Помощь инвалидам и сиротам, которая в сумме не превышает размер в 12223 р. — за весь календарный год;
  • Доходы, которые не попадают под категорию оплаты труда – призы, подарки или материальная помощь не превышающая 1847 р. (122 р. из прочих источников).

Так же, при расчете подоходного налога, важно учесть все вычеты, на которые имеет право каждый плательщик:

  • Если сумма налогооблагаемого дохода составляет менее 620 р. в месяц, сумма налогового вычета определяется в 102 р.;
  • 30 р. вычета идет на каждого ребенка до 18 лет и на каждого иждивенца (57 р. – для опекунов, попечителей, приемных родителей, вдовы или вдовца);
  • 57 р. составляет вычет для родителей, которые имеют двоих и более детей или же детей-инвалидов.

При расчете подоходного налога вычет на сумму в 144 р. полагается следующим лицам:

  • Участникам ВОВ;
  • Инвалидам 1-й и 2-й группы, детям-инвалидам и инвалидам с детства;
  • Ликвидаторам и прочим лицам, пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС;
  • Льготникам, подпадающим под закон «О ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • Героям СССР, Героям Беларуси, Героям Отечества, Героям Социалистического Труда, Героям Трудовой Славы, Полным кавалерам ордена Славы.

Матвей идёт к мечте: мальчику из Лунинца нужна помощь, чтобы научиться ходить

Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.

Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:

  • Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
  • Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).

В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).

К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.

При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).

Стандартные налоговые вычеты в 2021 году

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Расчет подоходного налога

В основном, этот вид льгот касается работников, на чьем попечении находятся несовершеннолетние дети или студенты очной формы обучения (до 24 лет). За каждого ребенка из этой категории полагается вычесть из суммы дохода по 1400 рублей, а если детей больше 2, то каждый последующий отпрыск на иждивении сэкономит на НДФЛ по 3000 руб. Такую же сумму – 3 тыс. руб. – полагается вычитать на ребенка-инвалида 1 или 2 группы. Опекуны, усыновители или попечители имеют те же права, что и родная семья. Права должны быть подтверждены документально.

Читайте также:  Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц

Эти льготы не вычитаются при вычислении НДФЛ при выплате зарплаты. Для них предусмотрена процедура возврата части уплаченного налога. Для этого нужно подать налоговую декларацию, приложив к ней копии соответствующих документальных подтверждений. Срок для подачи требования о возврате части НДФЛ по социальным льготам – 3 года со дня совершения траты (п.7 ст. 78 НК РФ).

Налоговым периодом для ОСН является календарный год, отчётными периодами – квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Налоговая декларация подаётся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом (квартал) и уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом (квартал).

Для исчисления подоходного налога важно, как ты определяешь свою выручку. Индивидуальный предприниматель устанавливает своим решением на весь налоговый период принцип определения выручки: по оплате или по отгрузке.

Если по оплате, то должно совпасть 2 момента – отгрузка и оплата. Если по отгрузке, то значение имеет именно момент отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Как исчислять подоходный, написано ранее, но помни том, что если расходы превышают доходы, то ты можешь их учитывать только в сумме доходов. То есть если расходы превышают доходы, то сумма превышения не переносится на следующий период и в налоговой декларации сумма расходов указывается в размере доходов.

Чек-лист пунктов, на которые нужно обратить внимание в первую очередь:

– расходы. Запиши в тетрадь всё, что покупаешь, какими услугами пользуешься для своей деяельности.

– документы. Пересмотри свои документы, и, если ты не уверена, что они правильно составлены, подготовь новые формы в соответствии с требованиями к ПУД.

– книги учёта. Скорее всего, они понадобятся тебе не все. Почитай инструкцию по заполнению и, лучше всего, веди их в электронной форме, а в конце года распечатывай.

– налогобложение. Если ты не можешь разобраться сама, обратись за консультацией к эксперткам. Они тебе объяснят, как вести учёт самостоятельно.

Какие доходы надо декларировать

Декларацию надо представить в определенных законодательством случаях (п. 1 ст. 219 НК), в частности в перечисленных ниже.

1. Вы получили от физлиц подарки (в том числе и деньгами) или бесплатно получили недвижимость по договору ренты (подп. 1.4 п. 1 ст. 219 НК). При этом их общая сумма более:

  • 7003 бел. руб. — для прошлого, 2020 года (строка 2 приложения 9 к Указу от 31.12.2019 N 503 «О налогообложении» (далее — Указ N 503), абз. 2 п. 16 Указа N 503);
  • 7521 бел. руб. — на текущий момент (п. 22 ст. 208 НК).

Пример

В 2020 году друзья, знакомые и родственники подарили вам подарки на общую сумму 10000 бел. руб.
Из них от близких родственников вы получили деньги на сумму 2000 бел. руб. Доходы от близких родственников и свояков по общему правилу не облагаются налогом (подп. 2.1 п. 2 ст. 196 НК).
С подарков от других физлиц на общую сумму до 7003 бел. руб. налог платить вам не нужно (строка 2 приложения 9 к Указу N 503).
Следовательно, вы обязаны подать декларацию и уплатить налог с 997 бел. руб. (10000 — 2000 — 7003).

На заметку

Если вы получили денежные переводы из-за рубежа, то тут также действует правило «7003-х рублей»: сумма перевода – 7003 рубля = налоговая база для подоходного налога 13%. Декларацию подавать нужно.

Если вы уверенны, что сумма вашего дохода от подобных перечислений не превышает 7003 рубля за 2020-й год, декларацию подавать не нужно.

2. К вашим доходам ранее применялся имущественный налоговый вычет для нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК). При этом (подп. 1.7 п. 1 ст. 219 НК):

  • вам вернули взносы при строительстве жилья;
  • вам погасили жилищные облигации или вернули их стоимость;
  • вы взяли жилье в лизинг с последующим выкупом, но так и не выкупили его.

В указанных случаях налог уплачивается из соответствующих сумм, по которым был предоставлен налоговый вычет.

3. За последние 5 лет вы реализовали (продали, обменяли и пр.) больше одной (одного) (абз. 2 ч. 1 п. 44 ст. 208 НК):

  • квартиры;
  • жилого дома (в том числе с хозпостройками);
  • дачи;
  • садового домика;
  • гаража;
  • машино-места;
  • земельного участка;
  • объекта незавершенного строительства на земельных участках, предоставленных для определенных целей (садоводство, строительство дома, дачи и пр.)

Подобной реализацией считается также продажа (мена и пр.) доли в указанных видах имущества. Для каждого из этих видов имущества (квартиры, дома, гаражи и пр.) пятилетний срок отсчитывается отдельно. И начинается он с даты последней продажи (мены и пр.). Подать декларацию нужно вне зависимости от того, кому продано это имущество: физлицу или организации. Также декларация подается при реализации в прошедшем году физлицу любого другого вида недвижимости (офиса, торгового помещения и пр.), даже когда это первая продажа за последние 5 лет. При реализации такой недвижимости организации-резиденту РБ та самостоятельно удерживает и уплачивает ваш налог (п. 1 и 2 ст. 216 НК).

Налоги, уплачиваемые работниками в ПВТ

Работники ПВТ, как и работники организаций, не входящих в ПВТ, оплачивают подоходный налог. Ранее ставка подоходного налога с заработной платы была меньше общей ставки, обязательной для всех работников, и равнялась 9%. В настоящее время этот налог исчисляется в размере 13%.

Работники ПВТ обязаны уплачивать и подоходный налог по договорам подряда, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Часто возникает вопрос, как рассчитать налог на заработную плату работникам, если организация вошла в ПВТ в середине месяца. Так, если, например, организация стала резидентом ПВТ 5-го числа, то заработная плата с 01 до 5 число месяца будет облагаться налогом по ставке 13%, а в период с 6-го по 30 (31) число месяца — по ставке 9%.

Рассчитаем подоходный налог на заработную плату для работника резидента ПВТ на следующем примере. Так, например, заработная плата работника равняется 2 228,2 белорусских рублей в месяц. С 1 по 5 ноября ставка налога 13%, т.е. налог будет равен 67,7 рублей (536,14 рублей — полученную за этот период заработную плату умножаем на 13%). Налог на заработную плату с 6 по 30 ноября равен 152,28 рублей (1692,06 × 9%).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *