- Трудовое право

Понятие и условия назначения трудовой пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и условия назначения трудовой пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на нее возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим страховой стаж определенной продолжительности. В-третьих, она назначается пожизненно.

Понятие трудовой пенсии по старости

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, если федеральным законом или международным договором РФ не предусмотрено иное.

Понятие трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на такую пенсию возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим стаж определенной продолжительности (страховой, специальный). В-третьих, она назначается пожизненно.

Понятие трудовой пенсии закреплено в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

оценка пенсионных прав застрахованных лиц

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц

Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.

Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.

Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признаются лица, которые имели гражданство РФ на день вступления Федерального закона «О гражданстве РФ» в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., и которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Приобретается гражданство РФ в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» по трем основаниям:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство;

3) в результате восстановления в гражданстве.

По иным основаниям гражданство РФ может быть приобретено только в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» либо в соответствии с международными договорами. Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство РФ:

1) если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ;

2) если один из родителей имеет гражданство РФ, а второй является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

3) если один из родителей является гражданином РФ, а второй – иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ или если в ином случае ребенок останется без гражданства;

4) если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

5) если ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны и в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявятся.

Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О гражданстве в РФ» в общем и упрощенном порядке. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение трудовой пенсии наравне с гражданами РФ. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим Законом признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ.

Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ:

1) лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) лица, работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5) лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждиве��ии.

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Читайте также:  Россиянам могут запретить собирать грибы и ягоды без уплаты налога

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по инвалидности;

3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы. По истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы государственная пенсия может быть назначена этим военнослужащим только в том случае, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения ими военной службы.

Основаниями для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, являются:

1) нетрудоспособность члена семьи – государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается только нетрудоспособным членам их семей;

2) гибель или смерть военнослужащего. Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих только при наличии обоих оснований.

Пенсия назначается:

1) в случае гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы;

2) в случае гибели военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы;

3) в случае смерти военнослужащего по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

По установленному законом правилу лицо теряет право на пенсию по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения им преступления. То же правило распространяется на лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Если смерть или инвалидность кормильца наступили вследствие совершенного им преступления, то нетрудоспособным членам его семьи вместо пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца назначается социальная пенсия.

Установленная пенсия за выслугу лет, назначается и выплачивается военнослужащим в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». В соответствии с законом право на пенсионное обеспечение приобретает основная часть всех категорий военнослужащих.

Статья 1 вышеназванного Закона устанавливает перечень лиц и их семей, имеющих право на пенсионное обеспечение. К ним относятся: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службупо контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в:

1) Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

3) Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации;

4) внутренних и железнодорожных войсках;

5) федеральных органах правительственной связи и информации;

6) войсках гражданской обороны;

7) органах федеральной службы безопасности;

8) органах внешней разведки,

9) иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в:

а) Вооруженных Силах СССР;

б) органах комитета государственной безопасности СССР;

в) внутренних и железнодорожных войсках СССР;

г) других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством СССР.

Если указанные лица проживают на территории государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, то право на пенсионное обеспечение по российскому законодательству они приобретают только в том случае, если в этих государствах не предусмотрено пенсионное обеспечение на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу. На равных основаниях с военнослужащими право на пенсионное обеспечение, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» имеют:

1) лица, которые в период Великой Отечественной Войны занимали командные должности, соответствующие офицерским в советских партизанских отрядах и соединениях и их семьи;

2) бывшие военнослужащие, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи;

3) лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе;

4) женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – этой категории лиц пенсии назначаются на тех же основаниях, что и лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц» предоставляется военнослужащим:

1) имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более;

Читайте также:  Материальная выгода физического лица при получении им займов

2) по достижении предельного возраста, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, не менее 12 лет и шести месяцев из которых составляет военная служба.

Пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается военнослужащим всех категорий, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Пенсия по инвалидности назначается на тех же основаниях, что и по Закону «О государственном пенсионном обеспечении»:

1) если инвалидность наступила в период прохождения военной службы;

2) если инвалидность наступила в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если инвалидность наступила по истечении трех месяцев со дня окончания военной службы, но вследствие контузии, увечья, ранения или заболевания, полученных во время прохождения военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходившим военную службу по контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в том же порядке, в каком она назначается по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

В соответствии со статьёй 39 Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано гражданами.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии пункта 8 статьи 13 закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ: При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При назначении гражданину пенсии учитывается принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан.
То есть новые законы, улучшившие положение граждан, автоматически улучшают положение и тех граждан, которые уже вступили в определенные правоотношения, еще до принятия этого законодательного акта.

Доплата к пенсии работникам угольной промышленности производится на основании Федерального закона РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

Досрочная трудовая пенсия по старости

Ряд работников вправе обратиться в Пенсионный фонд за назначением трудовой пенсии по старости досрочно. Подтверждение такого права зачастую требует обращения в суд с исковым заявлением о назначении пенсии. Это связано с действием разных правовых норм на протяжении жизни человека. Это и правовые акты СССР до пенсионной реформы РФ.

Категории граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перечисляют статьи 30, 31, 34 Закона о страховых пенсиях. Сюда относится, в основном, работа с вредным производственным фактором:

  • тяжелые условия труда
  • работники железнодорожного транспорта
  • работающие на полевых геолого-разведочных и др. работах,
  • пилоты гражданской авиации, летно-испытательный состав

Право на досрочную пенсию имеют женщины, родившие 5 и более детей, педагоги и т.п.

С 2021 г. право на досрочную пенсию получили лица, имеющие длительный страховой стаж.

Для каждой категории закон предусматривает разные требования. Это и возраст, и специальный стаж работы, а также общий страховой стаж. Правительство РФ в постановлении от 16 июля 2014 г. № 665 утвердило Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно.

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Читайте также:  Прожиточный минимум в 2023 году составит 14 375 рублей

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.

3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);

4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).

5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).

6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.

7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.

.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014

8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.

9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.

10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.

11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //

12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.

13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.

Для чего нужна конвертация?

Валоризация прав пенсионеров – это добавка к образовавшемуся пенсионному капиталу в размере 10% от его суммы. Такая надбавка должна производиться для всех лиц, трудовой стаж, которых начался ранее 2002 года. Дополнительно за каждый год работы до 1991 года – к капиталу прибавляется 1% процент от его суммы.

Сумма валоризации не зависит от возраста гражданина, получающего выплаты. Имеет значение только стаж работы до 1991 года и величина страховой части пенсии, установленная Правительством на 01.01.2002 года.

При самостоятельной конвертации полученных пенсионных прав граждан, осуществляющих трудовую деятельность после 01.01.2002 года трудностей у пенсионеров обычно не возникает. Что касается прав, полученных до 01.01.2002 года, то не каждый сотрудник Пенсионного Фонда станет объяснять разницу в исчислениях. В этом случае лицо, осуществляющее трудовую деятельность вправе выбрать одну из двух величин для расчета размера пенсии: любой пятилетний период или среднемесячный заработок за 2000-2001 года. Разница заключается в том, что уровень дохода в этом случае может значительно отличаться, что в итоге сильно повлияет на размер пенсии.

Например, гражданин Иркутский И.И. вел трудовую деятельность с 1992 года. С 1992 по 1997 год его средняя заработная плата равнялась 6000 рублей, с 1997 по 2001 она равнялась 13 000 рублей, а средняя зарплата за период с 2000 по 2001 год – 15 000 рублей. Таким образом, при выборе периода необходимо опираться период с самой высокой заработной платой – 2000-2001 года.

Трудовая пенсия по старости

В настоящее время трудовая пенсия по старости в законах РФ называется – страховая пенсия по старости.

Что связано со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Почему изменилось название? Потому что основным условием назначения такой пенсии является наличие страхового стажа для пенсии. То есть произведенных отчислений в ПФР.

Хотя, по большому счету, если сравнивать трудовую пенсию по старости и страховую, суть не особенно изменилась. Назначение трудовой (страховой) пенсии государство связывает с необходимостью возместить утраченный заработок. По причине достижения определенного возраста, с которым связана утрата трудоспособности. Поэтому в этой публикации мы будем использовать термин трудовая пенсия по старости. Такую выплату в России, кстати, получают свыше 85 % граждан.

Право на пенсию имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане. Только те, кто проживает в России постоянно (на основании полученного в установленном порядке вида на жительство), при наличии соответствующих условий.

УЧЕТ ОБЩЕГО СТАЖА ПО ПУНКТУ 9 СТАТЬИ 30 № 173-ФЗ

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Иными словами, при определении расчетно размера в соответствии с п. 3 ст. 30 стажевой коэффициент может определяться по выбору пенсионера или из общего стажа или из специального стажа. Из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20, из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 — 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 — 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

Это интересно: Если Ребенку 18 Лет И Учится Очно В Вузе Заграницей Будет Ли Считаться Ребенко К Многодетной Семьи


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *