Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российский авторынок: официальная статистика первого полугодия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Долгие годы «серые» дилеры играли в России на вторых ролях: импортировать машины по неофициальным каналам было просто нерентабельно из-за курса рубля и заградительных пошлин. Но теперь ситуация изменилась — обрыв поставок и дефицит привели к лавинообразному росту цен у официальных продавцов, зато ослабление доллара и евро сделало приобретение машины за рубежом снова выгодным.
Чего ожидать российским автолюбителям?
Эксперты предполагают, что к концу 2022 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.
Ожидается, что в 2023 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.
Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2022 год. Далее следует поэтапное подорожание.
А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2023 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.
Ключевые показатели российского рынка в 2021 году
Производство транспортных средств за 2021 год выросло на 10% и превысило отметку в 1,5 млн единиц. По данным АО «Электронный паспорт» и Автостата, за 2021 год в России было выпущено:
-
1,352 млн легковых автомобилей, что на 7,3% больше, чем годом ранее;
-
144 тыс. легких коммерческих автомобилей, что на 38% превысило показатели прошлого года;
-
177,7 тыс. грузовых машин всех классов (в том числе шасси и автосамосвалов) — прирост составил 26,1%;
-
36,7 тыс. автобусов всех классов, включая микроавтобусы (+6,5%);
-
18,4 тыс. мотоциклов (+12,6%).
Перспективы развития российской автомобильной промышленности
Несмотря на то, что определенный сегмент рынка займут китайские бренды, некоторые эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.
Очевидно, что в связи с уходом с российского рынка большинства иностранных брендов (в первую очередь западных) продажи в марте должны были упасть. По данным Автостата, в марте 2022 российский авторынок просел на 43% по сравнению с мартом прошлого года. А согласно информации АЕБ, реализация автомобилей сократилась на 63%. Разница в 20% выходит из-за различий в данных, которые анализируются: Автостат сравнивает конечные продажи, а АЕБ – данные об отгрузке автомобилей.
По данным АЕБ, в марте в России купили 55 тыс. автомобилей (легковых и легких коммерческих) – год назад в марте было продано 149 тыс.
Табл. 1. Динамика продаж марок на российском рынке по объему за март
Марка |
Март |
||
2022 |
2021 |
% |
|
АВТОВАЗ (LADA) |
12 289 |
33 779 |
-64% |
Kia |
6 336 |
20 057 |
-68% |
Hyundai |
4 909 |
15 332 |
-68% |
Renault |
4 072 |
11 659 |
-65% |
Toyota |
3 231 |
10 278 |
-69% |
ГАЗ (LCV) |
2 886 |
4 521 |
-36% |
Skoda |
2 803 |
9 737 |
-71% |
Nissan |
2 699 |
5 705 |
-53% |
Volswagen |
2 435 |
9 442 |
-74% |
УАЗ |
2 206 |
2 733 |
-19% |
Mazda |
1 621 |
2 689 |
-40% |
Haval |
1 573 |
2 833 |
-44% |
Geely |
1 492 |
1 732 |
-14% |
Ford (LCV) |
874 |
1 409 |
-38% |
Mitsubishi |
801 |
2 230 |
-79% |
Audi |
585 |
1 625 |
-64% |
Cheryexeed |
505 |
309 |
63% |
Chery |
498 |
2 398 |
-79% |
Peugeot |
323 |
736 |
-56% |
Changan |
311 |
485 |
-36% |
Suzuki |
305 |
931 |
-67% |
Lexus |
229 |
2 491 |
-91% |
Volvo |
224 |
798 |
-72% |
Subaru |
206 |
674 |
-69% |
Porsche |
192 |
703 |
-73% |
Land Rover |
155 |
633 |
-76% |
Citroen |
155 |
371 |
-58% |
FAW |
154 |
240 |
-36% |
Isuzu |
153 |
27 |
467% |
Volkswagen (LCV) |
142 |
555 |
-74% |
Infinity |
110 |
234 |
-53% |
Genesis |
102 |
245 |
-58% |
Jeep |
98 |
121 |
-19% |
Chevrolet |
82 |
43 |
91% |
DFM |
80 |
0 |
— |
Opel |
70 |
124 |
-44% |
Honda |
42 |
139 |
-70% |
Cadillac |
37 |
302 |
-88% |
Great wall |
33 |
0 |
— |
Hino |
27 |
0 |
— |
Iveco |
27 |
40 |
-33% |
GAC |
22 |
68 |
-68% |
Fiat |
19 |
113 |
-83% |
Jaguar |
15 |
19 |
-21% |
Foton |
1 |
11 |
-91% |
Ford |
0 |
0 |
— |
Brilliance |
0 |
22 |
— |
Lifan |
0 |
76 |
— |
Zotye |
0 |
6 |
— |
Chrysler |
— |
0 |
— |
Hyundai (LCV) |
— |
1 |
— |
Итого |
55 129 |
148 676 |
-62,9% |
Глава «Автостата» Сергей Целиков на итоговой онлайн-конференции агентства констатировал, что в течение года спрос на авторынке превышал предложение: «Практически весь год автомобилей на рынке не хватало. Потребители хотели купить автомобиль, но, приходя в салон, либо видели не те цены, либо не видели возможности приобрести здесь и сейчас, либо получали возможность заказать, но с поставкой через очень длительный промежуток времени».
Модели некоторых автомобильных брендов сейчас практически невозможно приобрести. Продавцы либо предлагают покупателям остатки со складов по завышенным ценам, либо оформляют заказы со сроком поставки во второй половине 2022 года. «Большие проблемы у Volkswagen есть по ряду моделей — в частности, Skoda; есть проблемы у Toyota; есть проблемы у Hyundai-Kia, у других брендов. Более-менее нормально в премиальном сегменте: BMW, Audi, Mercedes», — отметил Целиков.
Из данных АЕБ и расчетов «Интерфакса» следует, что продажи пяти крупнейших игроков российского авторынка, на которых приходится около 70% его объема, по итогам 11 месяцев 2021 года были ниже. При этом группа Volkswagen, которая по итогам 2020 года была лидером отрасли по выручке (почти 320 млрд рублей по РСБУ против 264 млрд рублей и 257 млрд рублей у конкурентов из Toyota и «АвтоВАЗа» соответственно) снизила продажи и к 2020 году.
Продажи топ-5 игроков авторынка РФ за 11 месяцев 2021 года (тысячи штук) с динамикой к 2019-2020 годам
Бренд/марка | 11 мес. 2021г | к 2020г | к 2019г | ||
«АвтоВАЗ» | 320,795 | +6% | -1,8% | ||
Kia | 190,27 | +4,7% | -8,5% | ||
Volkswagen | 185,338 | -4,4% | -5% | ||
Hyundai | 163,16 | +10,2% | -1,8% | ||
Toyota | 105,607 | +5,1% | -4,6% |
В поисках внешних рынков
Экспорт продукции автопрома из России значительно пострадал от пандемии COVID-19 и продолжает находиться под давлением ее негативных эффектов. Стратегические планы отрасли по экспорту, утвержденные в 2017 году при правительстве Дмитрия Медведева и перевыполненные в 2019 году, из-за коронавируса теперь кажутся почти недосягаемыми в ближайшей перспективе.
Экспорт легковых автомобилей из РФ с динамикой г/г* в сравнении с целевыми показателями**
ТЫС. ШТ. | 2019 г. | 2020 г. | 10 мес. 2021 г. | ||
Факт | 109,4 (+16,7%) | 65 (-41,2%) | 73,2 (+42,3%) | ||
Прогноз | 100 (+11,1%) | 130 (+30%) | 150 (+15,4%) | ||
$ МЛН | 2019 г. | 2020 г. | 10 мес. 2021 г. | ||
Факт | 1604 (+23,6%) | 986,9 (-39%) | 1159 (+50,1%) | ||
Прогноз | 1200 (+20%) | 1400 (+16,7%) | 1700 (+21,4%) |
Развитие в уходящем году получил проект российских люксовых автомобилей Aurus, в которые Мантуров надеялся постепенно пересадить всех членов правительства. Сейчас на этих автомобилях ездят президент, премьер и вице-премьеры.
Главным инфоповодом проекта стал старт серийного выпуска машин Aurus в России. Ранее они штучно выпускались на мощностях НАМИ, в серию были запущены на заводе в Елабуге, рядом с производством СП «Соллерс Форд».
Мантуров на церемонии запуска серийного производства седана Aurus говорил, что степень локализации машины составляет 53%, а к 2023 году должна быть доведена до 80%. Министр отмечал, что в 2021 году планируется произвести 300-350 автомобилей Aurus.
Площадка Aurus в Татарстане рассчитана на производство до 5 тысяч автомобилей в год. Сейчас там выпускаются седаны Aurus Senat — машины как раз этой модели используются как служебные для президента Владимира Путина и членов кабмина. В ближайших планах проекта — запуск в производство внедорожника Komendant, планы на будущее — расширить модельный ряд минивэном Arsenal и кабриолетом на базе парадного автомобиля, выпускать электрический мотоцикл.
Путин хвалил Aurus на церемонии запуска его серийного производства. «Как вы знаете, я езжу на таких машинах, и сам за рулем неоднократно бывал. Это, действительно, достойная, качественная машина, соответствующая всем мировым стандартам», — говорил президент.
Российский автомобильный «тяжелый люкс» в уходящем году расширил дилерскую сеть: в начале октября салон Aurus открылся в комплексе «Авилон Легенда» на исторической территории «Завода имени Лихачева» (ЗИЛ), в конце того же месяцы были анонсированы планы открытия первого салона бренда в Санкт-Петербурге в 2022 году при участии дилерской группы «Автодом».
Становясь ближе к клиенту, российский тяжелый люкс не стал доступнее. Уже в начале 2021 года сообщалось, что цена базовой комплектации седана Aurus Senat выросла на 4 млн рублей, преодолев 20-миллионную отметку. К концу года Мантуров заявил о необходимости переосмыслить само понятие роскоши с поправкой на инфляцию, подняв планку стоимости облагаемых «налогом на роскошь» автомобилей с нынешних 3 млн рублей.
Хотели бы вы узнать, сколько стоил ваш автомобиль несколько лет назад или как растут цены сейчас? Мы предлагаем посмотреть статистику цен на авто в России и проанализировать динамику их роста.
Для того, чтобы просмотреть цены на нужную марку или модель автомобиля, необходимо
- — Выбрать марку
- — Выбрать модель
- — Выбрать тип двигателя
- — После каждого шага можно нажать «Показать»
- — Выбрать год выпуска
Статистика продаж авто в россии по моделям
# |
модель |
марка |
декабрь |
||
---|---|---|---|---|---|
2021 |
2020 |
YoY |
|||
1 |
Vesta |
LADA |
11 542 |
11 193 |
349 |
2 |
Rio |
Kia |
7 056 |
10 186 |
-3 130 |
3 |
Granta |
LADA |
5 940 |
14 406 |
-8 466 |
4 |
Niva |
LADA |
5 359 |
5 929 |
-570 |
5 |
Largus VP |
LADA |
4 476 |
4 860 |
-384 |
6 |
Duster |
Renault |
4 333 |
3711 |
622 |
7 |
RAV4 |
Toyota |
4 331 |
3 400 |
931 |
8 |
Camry |
Toyota |
3 366 |
2 808 |
558 |
9 |
Creta |
Hyundai |
3 081 |
7 059 |
-3 978 |
10 |
Logan |
Renault |
3 025 |
2 831 |
194 |
11 |
Rapid PA II |
Skoda |
2 663 |
3 889 |
-1 226 |
12 |
Solaris |
Hyundai |
2 643 |
5 347 |
-2 704 |
13 |
Jolion |
Haval |
2 636 |
— |
— |
14 |
Qashqai |
Nissan |
2 493 |
1 948 |
545 |
15 |
CX-5 |
Mazda |
2 412 |
2 378 |
34 |
16 |
Polo |
VW |
2 140 |
5 370 |
-3 230 |
17 |
X-Trail |
Nissan |
2 138 |
1 647 |
491 |
18 |
Outlander |
Mitsubishi |
2 059 |
1 889 |
170 |
19 |
Seltos |
Kia |
1 994 |
1 794 |
200 |
20 |
Karoq |
Skoda |
1 894 |
1 761 |
133 |
21 |
Kaptur |
Renault |
1 745 |
1 620 |
125 |
22 |
Sandero |
Renault |
1 556 |
2 427 |
-871 |
23 |
Sportage |
Kia |
1 535 |
2 488 |
-953 |
24 |
XRAY |
LADA |
1 507 |
2 038 |
-531 |
25 |
Tiggo 7 PRO |
Chery |
1 464 |
728 |
736 |