- Торговое право

Новые штрафы за нарушение правил воинского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы за нарушение правил воинского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Что необходимо сделать организациям

Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.

С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.

Предоставление информации в военные комиссариаты

Каждая организация обязана ежегодно представлять в военные комиссариаты следующие сведения в следующие сроки:

Описание сведений Форма представления Срок представления
Сведения о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (пп. “а” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “а” п. 29 Методических рекомендаций) Приложение № 9 к Методическим рекомендациям В течение 2-х недель с даты приема на работу и увольнения с работы
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (пп. “б” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “б” п. 29 Методических рекомендаций) Приложение N 10 к Методическим рекомендациям В течение 2-х недель с даты получения запроса из соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления
Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) Приложение N 11 к Методическим рекомендациям Ежегодно, до 15 сентября
Список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) Приложение N 11 к Методическим рекомендациям Ежегодно, до 1 ноября
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания (в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете (пп. “е” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “е” п. 29 Методических рекомендаций) Приложение N 2 к Порядку информирования военных комиссариатов (Приложение N 13 к Методическим рекомендациям) В течение 2-х недель

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Принят
Государственной Думой
17 апреля 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
17 апреля 2020 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2708; № 46, ст. 4434; 2004, № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 1, ст. 4; № 6, ст. 636; № 19, ст. 2066; № 31, ст. 3438; № 45, ст. 4641; 2007, № 1, ст. 25; № 7, ст. 840; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007; 2008, № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 29, ст. 3597; № 48, ст. 5711; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1176; № 18, ст. 2145; № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4193; 2011, № 19, ст. 2714; № 23, ст. 3260; № 30, ст. 4600; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7351, 7355; 2012, № 24, ст. 3068, 3082; № 53, ст. 7641; 2013, № 14, ст. 1657; № 19, ст. 2323; № 27, ст. 3477, 3478; № 30, ст. 4029, 4031, 4082; № 31, ст. 4191; № 44, ст. 5624; № 48, ст. 6159; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6986; 2014, № 14, ст. 1561; № 19, ст. 2317, 2327, 2335; № 26, ст. 3395; № 48, ст. 6636; № 52, ст. 7545; 2015, № 10, ст. 1416; № 13, ст. 1811; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4376; № 41, ст. 5629; № 45, ст. 6205, 6208; 2016, № 1, ст. 11; № 14, ст. 1907; № 15, ст. 2051; № 27, ст. 4197, 4206, 4223, 4226, 4259; № 52, ст. 7508; 2017, № 1, ст. 51; № 31, ст. 4738, 4816; № 52, ст. 7937; 2018, № 31, ст. 4826, 4851; № 53, ст. 8447; 2019, № 12, ст. 1217; № 14, ст. 1460; № 30, ст. 4122) следующие изменения:

Читайте также:  Пособия на ребенка на региональном уровне

1) часть 1 статьи 4.5 после слов «об аккредитации в национальной системе аккредитации» дополнить словами «, за нарушение в области воинского учета»;

2) в абзаце втором статьи 21.1 слова «от трехсот до одной тысячи» заменить словами «от одной тысячи до трех тысяч»;

3) в абзаце втором статьи 21.2 слова «от пятисот до одной тысячи» заменить словами «от одной тысячи до трех тысяч»;

4) в абзаце втором статьи 21.3 слова «от трехсот до одной тысячи» заменить словами «от одной тысячи до трех тысяч»;

5) в статье 21.4:

а) в абзаце втором части 1 слова «от трехсот до пятисот» заменить словами «от одной тысячи до трех тысяч»;

б) в абзаце втором части 2 слова «от трехсот до пятисот» заменить словами «от одной тысячи до трех тысяч»;

в) в абзаце втором части 3 слова «от трехсот до одной тысячи» заменить словами «от одной тысячи до пяти тысяч»;

6) в абзаце втором статьи 21.5 слова «от ста до пятисот» заменить словами «от пятисот до трех тысяч»;

7) в абзаце втором статьи 21.6 слова «от ста до пятисот» заменить словами «от пятисот до трех тысяч»;

8) в абзаце втором статьи 21.7 слова «от ста до пятисот» заменить словами «от пятисот до трех тысяч».

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей.

Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

Предприятия (компании), не занимающиеся бронированием работников, ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военкомат качестве отчета по форме Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.

Организации, где работают работники с бронью, дополнительно направляют в военкомат отчет о численности работающих и забронированных сотрудников.

Кроме того, предприятие (фирма) предоставляет в военкомат:

  • сведения о трудоустроенных или уволенных работниках, состоящих на воинском учете — на протяжении 2 недель с даты приема на работу или со дня увольнения;
  • списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, — до 01.11 каждого года.

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях теперь осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации, а именно по форме 10 (приложение 22 к Инструкции).

Карточки заполняются на основании таких документов, как:

1) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;

2) военный билет офицера запаса (военный билет; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; справка взамен военного билета) – для военнообязанных.

При этом у гражданина уточняются сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более 3 месяцев), семейном положении, а также другие необходимые для заполнения карточки сведения.

Карточки формируются и ведутся в электронном и бумажном виде. Внесение каких‑либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их допускаются только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации.

Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или заполняется в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в том числе фактического, номере телефона производятся карандашом.

Две строки реквизита «Сверка с документами воинского учета» предназначены для отметок о датах сверок карточки с данными воинского учета гражданина.

Две строки реквизита «Сверка с военным комиссариатом» предназначены для отметок о датах сверок карточки с учетными карточками военного комиссариата и (или) органа местного само­управления.

Проставляются дата тремя парами цифр, разделенных точками, в последовательности: число, месяц, год и подпись работника организации, например: «11.05.17 Иванова». Записи в строках производятся последовательно сверху вниз простым карандашом.

Снятие с воинского учета

В реквизите «Отметка о снятии с воинского учета» карточек граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, делаются записи: «20.03.2010», «По возрасту» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.

В карточках граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, делаются записи: «20.03.2010», «По состоянию здоровья» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.

Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:

  • в военном билете офицера запаса – в п. 26 и 27;

  • в военном билете – в разд. X.

Читайте также:  Какие выплаты военнослужащим положены при увольнении

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения. Согласно статье 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе. Статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Такие же меры административного наказания предусмотрены за Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ). Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Лица, обязанные состоять на воинском учете

Встать на учет должны:

  • уволенные ранее со службы или находящиеся в запасе мужчины;
  • выпускники военной кафедры, офицеры запаса;
  • лица, не служившие в армии по причине освобождения от призыва;
  • не служившие в армии по причине отсрочки по уважительной причине;
  • женщины, закончившие вуз, кафедру военного дела.

Лица, освобожденные от учета в комиссариате:

  • лица, находящиеся в местах лишения свободы;
  • женщины без специальностей военного назначения;
  • лица, проживающие вне страны на ПМЖ;
  • лица, не привлеченные к обязанностям по причине возраста или здоровья;
  • лица, находящиеся на данный момент на альтернативной или военной службе.

Новые правила и изменения в законодательстве в 2021 году

К 2021 году Министерство обороны вносит некоторые поправки в порядок призыва в армию. Закон ужесточен в отношении тех, кто пытается уклонится от прохождения службы в армии.

В основном изменения законодательства коснутся тех, кто был признан непригодным для прохождения военной службы. Если призывник был направлен на альтернативную службу, ему придется каждые полгода, в течение призывного возраста, повторно проходить медицинскую комиссию. Также на повторное освидетельствование будут направляться ограниченно годные служащие. В случае, если медицинская комиссия не сможет подтвердить статус призывника, он будет принудительно направлен на службу.

Также призывники будут разделяться на два лагеря. В первом будут пребывать призывники в запасе, без воинских званий. Отсчет срока службы для них будет начинаться с момента получения первого звания. Ко второму будут относиться служащие, не пребывающие в запасе и имеющие минимум одно звание, которые до этого считались ограниченно годными, а также все военнослужащие в звании рядового.

Читайте также:  На каком расстоянии от забора можно строить гараж: норма СНиП и закон

Ужесточилась и процедура оформления документов. Теперь призывник будет считаться поступившим на службу не с момента его фактической явки в воинскую часть, а с момента поступления и вступления в силу документа, официально подтверждающего статус военнослужащего.

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству При наличии на воинском учете менее 500 граждан
Один освобожденный работник При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан
Два освобожденных работника При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан
Один освобожденный работник На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • карточку учета организации (форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Какие условия по мобилизации для сотрудников IT компаний?

Решением Минобороны отсрочку от мобилизации предоставили специалистам отдельных высокотехнологичных отраслей и ряду организаций финансового сектора для следующих работников:

  • в аккредитованных организациях, ведущих деятельность в сфере информационных технологий и задействованных в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области IT, а также в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;
  • в организациях, являющихся российскими операторами связи и задействованных в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, включая центры обработки данных, а также средств связи и линий связи сети связи общего пользования РФ;
  • в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем или редакцией, издателем зарегистрированного средства массовой информации, или вещателем телеканала, радиоканала и задействованы в производстве и (или) распространении продукции СМИ;
  • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.

С 19 октября вступают в силу изменения в Положение о воинском учете. Теперь работодатель не обязан применять для учета форму Т-2. К использованию в работе рекомендованы новые бланки учетных документов, которые установлены МО РФ.

Однако Министерство обороны никаких документов не разработало, а в 23 пункте Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ и в Приложении 5 к ним настоятельно рекомендованы именно эти учетные формы.

Второе новшество — сотрудники организации, регистрирующие воинскую обязанность, должны проверять у принимаемых на работу наличие персональных электронных карт, если в учетных военных документах есть отметка о выдаче. А еще в перечень документов воинского учета официально добавили справку, которую выдают вместо военного билета.

Законодательство о воинском учете на предприятии

  1. Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).
  2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (пп. 6 п. 1 ст. 8).
  3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
  4. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
  5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  6. «Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п. 19).
  7. Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *