- Судебная практика

«Особенности психолого-педагогического изучения подростков с ОВЗ»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Особенности психолого-педагогического изучения подростков с ОВЗ»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
+ они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.

2. Андросова Г.Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004.

3. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта. 2003.

4. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исто­рических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л. //1971.

5. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1.

6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.

7. Материалы к проекту программы воспитальной работы во вспомогательной школе-интернате. Под ред М. И. Кузьмицкой. М. // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.

8. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы/ Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР // М.: Педагогика, 1985.

9. Разуван, Е.И.Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Разуван, Е.И. // Дефектология : научно-методический журнал : издается с января 1969 года : выходит раз в два месяца / ред. В.И. Лубовский. – 1989. – №3 1989.

Мы все волнуемся за наших детей и за их успешность в школе, что естественно. Но всегда ли эмоции помогают справиться со сложной ситуацией?

Задайте себе следующие вопросы:

  • Что стоит за теми мыслями, которые приходят вам в голову: ваши чувства или непререкаемые факты? К примеру: «ребенок с ОВЗ будет отвлекать весь класс и не даст моему ребенку учиться», или «мой ребенок сильно отличается от других, над ним будут смеяться, он не справиться с программой». Чего больше в этих мыслях — тревоги перед неизвестным будущим или жизненного опыта и фактов?
  • А что на самом деле нужно моему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру?
  • Помогаю ли я своему ребенку, тем, что так сильно волнуюсь и тем, что веду себя так?

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.
Читайте также:  Льготы ЖКХ для инвалидов: какие бывают и как оформить

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: таблица и график социальных выплат пенсионерам

Образовательные возможности детей с ОВЗ

Очевидно, что ребенок с тем или иным заболеванием обучается по-разному, с разной скоростью восприятия нового материала и с различным успехом. Например, слепому с рождения ребенку при всем желании невозможно объяснить с абсолютной точностью, как выглядит то или иное явление, я глухой ребенок прекрасно поймет название предмета, но будет иметь затруднения с идентификацией признаков предмета и его качеств. А потому были разработаны перечни доступных образовательных процессов в зависимости от конкретного заболевания ребенка:

Ограничение возможностей здоровья Способности особенного ребенка
1 Аутизм и нарушения психики аутической направленности (синдромы могут быть различными)

Ребенок обучаем, хотя и имеет сложности в общении с преподавателем. Здесь важно подключить к работе родителей — они с самого раннего возраста должны оказывать ребенку психологическую поддержку. С возрастом понадобится помощь психолога и терпеливые занятия с педагогом. Чем раньше начать помогать детям с расстройствами аутического характера, тем проще им будет социализироваться и найти свое место в жизни. Пускай от некоторых проблем избавиться вряд ли получится (как правило, речь идет о сложностях с общением и неспособности к эмпатии), в ~20% случаев удается полностью убрать симптоматику заболевания.

2

Умственная отсталость, задержка психического развития Степень нарушения может быть различной — от легкой и незначительной до тяжелой, не позволяющей обучаться в принципе.

Если речь идет о легкой степени (например, медленное развитие речевых способностей), поможет своевременное оказание помощи психологом и педагогом — ребенок в итоге научится всему необходимому, будет сам решать бытовые вопросы и даже выполнять несложные трудовые обязанности.

Дети со средней степенью умственной или психической отсталости нуждаются в постоянном контроле во внеучебное время и в адаптированных коррекционных программах обучения.

3 Замедленное развитие речи (без умственных отклонений)

В данном случае одни специалисты рекомендуют обучаться вместе со здоровыми детьми, другие настаивают на индивидуальном обучении — все зависит от эмоционального состояния ребенка и желания родителей.

Если выбор делается в пользу обычной общеобразовательной школы, в свободное от уроков время назначаются встречи со специалистами — логопедами, дефектологами и психологами.

4

Проблемы со зрением (слепые, слабовидящие) Во-первых, назначается больше уроков физкультуры — у детей с нарушениями зрения выявляются проблемы с координацией, причины совершенно понятны.

Во-вторых, на занятиях должен присутствовать логопед — он поможет ребенку соотнести изучаемые слова с обозначаемыми предметами. Чтобы помочь детям развить речь, нужно научить их представлять, как выглядит тот или иной предмет, при помощи более развитых осязания и слуха.

5 Нарушения слуха

Здесь медики и педагоги достигли довольно хороших результатов — привлекая к занятиям в коррекционной школе психолога, сурдолога и дефектолога, удается добиться того, чтобы ребенок понимал и усваивал устную речь. Основной проблемой может стать исправление искаженного произношения неправильно услышанных и интерпретированных слов.

Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ (сопровождение)

Важно! Решение о том, какой тип обучения выбрать для особенного ребенка (специальное образование, инклюзивное обучение или занятия на дому), принимает родитель. Специалисты не рекомендуют организовывать домашнее обучение без серьезных на то причин, поскольку такое получение образования не развивает социальные и бытовые навыки у ребенка. А при выборе коррекционной или обычной школы ориентироваться стоит на фактическое состояние ребенка — физическое, психическое и эмоциональное.

Что понимается под словом “сопровождение”, если мы говорим о работе с ребенком, имеющим нарушения здоровья. Здесь речь идет о психолого-педагогической работе, включающей в себя:

  • индивидуальное общение с ребенком до определения его состояния и готовности получать образование в той или иной учебной группе (на данном этапе проводятся всевозможные тесты, анкетирования, наблюдения за поведением ребенка, диагностика его заболевания);
  • разработка персонального плана обучения для проведения работ по коррекции имеющихся аномалий в комфортной для психики ребенка обстановке;
  • проведение учебных занятий, привитие определенных навыков;
  • осуществление плановой диагностики результатов обучения;
  • консультирование родителей по поводу грамотного общения с ребенком.

Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе

Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, встает ряд вопросов. В каком образовательном учреждении должен обучаться такой школьник? Возможно ли его совместное обучение с детьми без ограничений по здоровью? Каковы обязанности администрации школы и педагогов по отношению к таким детям.

Разумеется, при обучении таких учеников есть определенные нюансы. В первую очередь, работа с детьми с ОВЗ в школе ведется по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам) для младших классов, а именно:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средних и старших классах дети, имеющие ОВЗ, проходят образовательную программу по общим стандартам. Обучение проводится с учетом ряда нормативных актов.

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Составляются индивидуально для каждого ученика с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Составляется на конкретный уровень программы.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Составляется на основе персональных особенностей ученика и рассчитан на обучение на дому.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Составляется для школьника, имеющего глубокую умственную отсталость, и неспособного справиться с программой, соответствующей его возрасту.
Читайте также:  Банкротство физических лиц в 2022 году

План работы по инклюзивному образованию в школе

Материальное обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями регулируется рядом федеральных, региональных, местных нормативно-правовых актов. Основным из них является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Обеспечение, согласно ему, возлагается на подрядчиков, независимых от администрации образовательного учреждения.

Основные требования для работы с детьми с ОВЗ в школе в соответствии с ФГОС следующие.

  • Более широкие двери и отсутствие в проемах порогов.
  • Монтаж перил по внутренним стенам.
  • Наличие разметки и средств визуального ориентирования.
  • Монтаж пандусов.
  • Специальные условия при оснащении учебных помещений, гардероба, спортзала, медкабинетов, санузлов.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

28.03.2019

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю соци��льных ориентиров:

· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;

· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *