- Судебная практика

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид уголовного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объёмы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учётом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах. В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест (п. 8 Положения).

Основания и порядок направления граждан на общественные работы

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учёте в органах службы занятости свыше шести месяцев (п. 2 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1).

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1).

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1).

Финансирование общественных работ производится за счёт средств работодателей, у которых проводятся эти работы. В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка (п. 5 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1).

С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей. Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя. В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.

Общественные работы: наказание

УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы. Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания. Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Если повестку вручили лично в руки

Чаще всего повестку вручают сотрудники военкомата или полиции. Но также ее могут вручить по месту работы (учебы) руководитель или другое должностное лицо (работник) организации. Как мы уже упоминали выше, повестка должна быть вручена лично в руки и оформлена по всем правилам. Важно! Внимательно ознакомьтесь с документами перед их подписанием.

Сотрудник, прибывший с повесткой, должен представиться с указанием звания, а также пояснить, какой документ он принес, кроме того, он должен озвучить сроки явки в военкомат. После этого вы проверяете свои данные, указанные в повестке, и можете подписывать бумагу.

Если повестку принесли и вручили лично вам, соблюдая все требования, отказаться от нее нельзя — неподписание повестки может трактоваться как уклонение от военной службы с соответствующим привлечением к административной или уголовной ответственности. Ваши родственники, знакомые, любой человек, оказавшийся в квартире, не может за вас расписаться и, соответственно, принять повестку.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247, от 01.02.2005 N 49, от 11.01.2007 N 4, от 25.03.2013 N 257)

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации общественных работ.

ММинистерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего Положения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 25.03.2013 N 257)

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разработать региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ и формирование на их базе системы организации временных рабочих мест.

3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 г. N 314 «Об организации общественных работ».

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты по вопросам организации общественных работ в соответствие с Положением, утвержденным настоящим Постановлением. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.01.2007 N 4, от 25.03.2013 N 257)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 1997 г. N 875

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Можно ли закрыть ИП находясь в другом городе?

Общественные работы — это работы, которые, обусловлены общественной потребностью в их проведении, не требующие, как правило, предварительной профессиональной подготовки людей к способствующие временному обеспечению занятости и заработ­ков населения. Такие работы представляют собой форму дополни­тельной социальной поддержки граждан, ищущих работу

Общественные работы организуются органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов службы занятости населения.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, за­регистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.

Преимущественное право на участие в таких работах имеют безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы заня­тости свыше шести месяцев.

Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан определяются «Положением об организации общественных работ», которое утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. (с изменени­ями от 12 ноября 1999 г.).

Понятие и порядок привлечения к сверхурочным работам.

Работодатель имеет право в порядке, установленном Трудовым кодексом, привлекать работника к работе за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени:

для сверхурочной работы (ст. 99 ТК).

Согласно статье 99 ТК, сверхурочная работа — работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Работа может быть признана сверхурочной только в том случае, если она выполнена работником по инициативе работодателя.

Работа признается сверхурочной независимо от того, входила она в круг обязанностей работника в соответствии с трудовым договором или работник выполнял другую порученную работодателем работу.

Не считается сверхурочной работа по совместительству, а также работа сверх установленной продолжительности рабочего дня, выполняемая работником с ненормированным рабочим днем, если она компенсируется ему ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском.

В том случае, когда отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени работнику с ненормированным рабочим днем, как представляется, должна компенсироваться как сверхурочная работа.

Привлечение работника к сверхурочной работе допускается:

с письменного согласия работника;

без согласия работника;

с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющегося работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии, либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии и эпизоотии) в иных условиях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Читайте также:  Пенсионное обеспечение чернобыльцев

Как видно из перечисления этих случаев, они все относятся к непредвиденным, экстремальным ситуациям, требующим быстрого вмешательства и разрешения.

Кто может претендовать на получение социального рабочего места?

Социальные рабочие места могут получить безработные, но предпочтение отдадут социально уязвимым категориям населения:

  1. Воспитанникам детских деревень и выпускникам детских домов, школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей (от 16 до 23 лет).
  2. Людям предпенсионного возраста (за два года до пенсии).
  3. Инвалидам.
  4. Освобождённым из мест лишения свободы и (или) прошедшим принудительное лечение.
  5. Состоящим на учёте службы пробации.
  6. Одиноким, многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей.
  7. Казахстанцам, ухаживающим за детьми до семи лет, ребёнком-инвалидом, инвалидами I и II групп.
  8. Оралманам.
  9. Людям, пострадавшим в результате акта терроризма или участвовавшим в его пресечении.

«Направление безработных на социальные рабочие места допускается только с их согласия. При направлении на социальные рабочие места учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработных», – уточнили в центре занятости Алматы.

Жительница Алматы Жулдыз Абдикаримова – одна из тех, кто устроился на социальное рабочее место. Раньше она работала администратором в хостеле, но после смены руководства весь коллектив остался без работы. Самостоятельные поиски работы не дали результатов, поэтому женщина обратилась в центр занятости.

«Мне нашли работу в кафе официантом. Сейчас у меня хороший график и оплата достойная. Я всё успеваю. Но это временное рабочее место, всю жизнь официантом я работать не буду», – рассказала Жулдыз Абдикаримова.

Ключевые пункты в контракте

Как и в любом другом трудовом договоре, в срочном соглашении на выполнение общественных работ должны оговариваться основные условия осуществления деятельности. К ним, в частности, относят описание места их проведения, непосредственной трудовой функции, а также периода, в течение которого гражданин будет занят. В случае отсутствия согласованности по перечисленным условиям трудовой договор не будет считаться заключенным. Если же условия удовлетворяют обе стороны, они могут оговорить и дополнительные пункты соглашения. Например, контракт может предусматривать испытательный срок. При неудовлетворительном его результате договор может быть прекращен по ст. 71 ТК.

Вместе с тем представляется, что установление испытательного срока является нецелесообразным. Как правило, общественные работы назначаются на короткий период. Если же деятельность является сезонной, испытательный срок не может быть больше 2 недель. Оплата труда лиц, осуществляющих общественные работы, производится по общим правилам, установленным в законодательстве. Вознаграждение граждане получают за фактически выполненную деятельность. При этом его размер не может быть меньше МРОТ. Наниматель не вправе изменять ключевые условия контракта без согласия работника.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *