- Судебная практика

Крутой поворот: российский рынок грузовиков избежал кризиса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крутой поворот: российский рынок грузовиков избежал кризиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российские производители грузовой техники начали нести убытки от западных санкций задолго до осложнения геополитической ситуации в 2022 году. Первый удар приняла на себя «Группа ГАЗ», которая два года назад потеряла ведущего поставщика комплектующих для производства «Газель Next», напоминает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

Неофициальный импорт станет привычным делом

Долгие годы «серые» дилеры играли в России на вторых ролях: импортировать машины по неофициальным каналам было просто нерентабельно из-за курса рубля и заградительных пошлин. Но теперь ситуация изменилась — обрыв поставок и дефицит привели к лавинообразному росту цен у официальных продавцов, зато ослабление доллара и евро сделало приобретение машины за рубежом снова выгодным.

Автомобили теперь везут отовсюду — из Европы и Японии, из Кореи и Америки, шерстят рынки соседних государств вроде Белоруссии, Грузии и Казахстана. При этом такие же модели, как у российских официальных дилеров, зачастую оказываются намного дешевле. Да, «серые» варианты лишены заводской гарантии, но здесь надо вернуться к предыдущей мысли: если все пойдет так, как идет, гарантия в 2023 году останется только у «Лады» и «китайцев».

Сейчас сложно предположить, какую долю рынка займет неофициальный импорт, но он точно станет нормой жизни — хотя бы потому, что спрос на привычные марки автомобилей никогда не сойдет на нет, а купить их по «белым» каналам будет невозможно. Причем через границы будут ехать как новые, так и подержанные экземпляры, а наладить поставки постараются в первую очередь те дилеры, которые все это время работали с официальными представительствами тех же марок — просто потому, что разбираются в продукте, умеют его обслуживать и продавать, да и выживать как-то надо.

Почему растут цены на грузовики?

Обычно к числу причин, по которым растут цены на грузовые автомобили, относятся в основном инфляция и ежегодное обновление модельного ряда, а также повышение стоимости каких-либо расходников или компонентов.

Но с тех пор, как в мировую экономику вмешался коронавирус, ситуация стала другой. По мнению большинства экспертов, определяющее влияние на стоимость транспорта оказали именно последствия пандемии — такие как дефицит электронных компонентов, логистические перебои и рост цен на сырьё (прежде всего, сталь, резину и пластик), а также снижение платёжеспособности клиента.

В 2022 году причиной для роста цен на грузовики может стать и другой фактор: ажиотаж потребителей. Примеры подобного в России фиксировались множество раз — начиная от ставшей уже хрестоматийной вроде гречки в романах Ильфа и Петрова и заканчивая достаточно дорогой техникой, в том числе и автомобильной.

Рынок коммерческих автомобилей в 2021 году: снижение, но не обвал

Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.

Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт
Марка 2020 2019 %
КАМАЗ 27 768 27 610 0,6
ГАЗ 6 820 8 867 –23,1
Scania 4 924 5 621 –12,4
Volvo 4 486 5 655 –20,7
Урал 4 067 3 196 27,3
MAN 3 833 5 015 –23,6
МАЗ 3 729 3 847 –3,1
Mercedes 3 381 4 132 –18,2
Isuzu 2 632 3 077 –14,5
DAF 1 698 2 584 –34,3
Shacman 1 698 1 391 22,1
Hyundai 1 232 1 168 5,5
НефАЗ 1 112 1 040 6,9
Hino 1 093 1 199 –8,8
САЗ 933 964 –3,2
IVECO 853 1 313 –35,0
Renault 846 1 218 –30,5
Jac 698 502 39,0
Faw 688 394 74,6
Fuso 686 510 34,5
Howo 470 464 1,3
Ford 447 288 55,2
Foton 232 199 16,6
XCMG 126 83 51,8
Daewoo 84 65 29,2
Другие 244 243 0,4
Всего 74 780 80 645 –7,3

Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.

Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники

Согласно данным «Авито Авто», рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2022 г. составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8 и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.

Читайте также:  Памятка кадровика. Заполняем листок временной нетрудоспособности

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. К IV кварталу 2022 г. вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2 и 16,2% соответственно.
Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2022 г.

Вид техники I кв. 2022 г., % II кв. 2022 г., % III кв. 2022г., % IV кв. 2022 г., %
Все виды +24,0 +6,1 +6,0 +12,8
Грузовики +27,3 +8,2 +4,6 +8,4
Легкий коммерческий транспорт +29,4 +8,7 +14,5 +22,7
Погрузчики (всех типов) +35,5 +2,9 +1,5 +22,5
Прицепы +15,1 +14,1 +12,6 +17,2
Тягачи +15,6 -9,9 +1,6 +16,2

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Авто в «Авито Авто», в 2022 г. ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2022 г., и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Статистика грузоперевозок в 2021 году

Объемы грузовых перевозок восстанавливались ускоренными темпами вслед за повышением конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и бумом электронной коммерции. В первой половине 2021 года наибольший рост показали воздушные и автомобильные перевозки, к концу года ситуация стабилизировалась со следующими итогами.

Железнодорожные грузоперевозки заняли долю рынка около 15%, причем благодаря запуску ускоренных маршрутов в направлении Юго-Восточная Азия–Европа транзит контейнеров из Китая в страны ЕС вырос на 60%, в Белоруссию — на 50%, а в целом без учета Китая ж/д грузооборот на плече Азия–Европа увеличился почти в восемь раз. Из-за резкого роста тарифов на морской фрахт идет перераспределение грузопотоков в сторону ж/д транспорта.

Чего ожидать российским автолюбителям?

Эксперты предполагают, что к концу 2022 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.

Ожидается, что в 2023 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.

Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2022 год. Далее следует поэтапное подорожание.

А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2023 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2020 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2020 г., тыс. шт.

Как считает директор департамента продаж Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Читайте также:  Вычеты по НДФЛ на детей в 2020 году: таблица

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

Анализ вторичного рынка грузовых автомобилей

Лидером вторичного рынка грузовиков, как и прежде, стал «КАМАЗ» с 71,5 тыс. сделок купли-продажи, что составляет 25,8% от общего объема. Правда годом ранее этот показатель был выше на 1%. Второе место занимает отечественный «ГАЗ» с 27,7 тыс. грузовиков (+ 1%). Тройку лидеров замыкает белорусский «МАЗ», его показатели составили 25,4 тыс. единиц (+ 0,5%). В ТОП-5 вошли: российский «ЗИЛ» с 16,4 тыс. перепроданных грузовых машин, что на 15% меньше, чем в 2016 году, а также шведский Volvo с 15 тыс. продаж (- 3%). Самой популярной моделью на рынке подержанной техники является «КАМАЗ 65115»: 9,1 тыс. сделок (- 7%). На втором месте оказался Volvo FH с 8,3 тыс. машин (-0,5%). Третья и четвертая позиции тоже остались за камским автозаводом с его грузовиками «КАМАЗ 55111» и «КАМАЗ 5320» — 6,6 тыс. и 6,5 тыс. единиц соответственно. Замыкает рейтинг самых востребованных брендов «ГАЗ 3309» с 5,9 тыс. перепроданных экземпляров (-0,5%). Стоит упомянуть, что средний возраст грузового парка в РФ – 19 лет, тогда как в Европе или США этот показатель не выше 5-7 лет.

Так, легковые подросли гораздо выше ожиданий — на 13 процентов вместо 5-7. Это, конечно, в целом неплохо. А вот продажи коммерческой техники не порадовали.

«Мы следили за динамикой продаж коммерческих автомобилей в течение года, и уже летом поняли, что наши прогнозы не состоятся. Результаты, которые получились в итоге, оказались ниже самых пессимистичных прогнозов», — сообщил ведущий эксперт аналитического агентства «Автостат» Виктор Пушкарев.

Но прежде чем назвать эти результаты, заметим, что у разных экспертных сообществ цифры разнятся, причем конкретно. Все зависит от методики подсчета: производство, продажи, регистрация в ГИБДД. Сами понимаете: не все, что произведено в РФ, здесь же продано или зарегистрировано. Регистрация авто в госавтоинспекции вовсе не значит, что ТС произведено или куплено в России. Ну и так далее. Люфт применительно к легковушкам может составлять несколько десятков тысяч! У коммерческих, конечно, меньше. Не совпадают цифры даже у разных экспертов одной и той же компании! Например, на конференции «Автостата» ForAuto-2019 в двух презентациях данные по крупнотоннажникам разошлись на один процент, а по автобусам — аж на три процента. При том что количество в штуках и там и там было одинаковым. Ибо статистика — вещь действительно лукавая.

Итак, по словам Виктора Пушкарева, легкие грузовички приросли по итогам 2020 года на три процента, средние — на семь, тяжелые — на два и автобусы — 11 процентов. Что касается лидеров сегментов, то ТОП-5 в принципе остался без изменений и сюрпризов. В сегменте малотоннажных (LCV) — это ГАЗ, УАЗ, «Лада», Ford и Mersedes-Benz: второй и пятый пали в объемах. В группе среднетоннажных (MCV) рулят ГАЗ, Isuzu, КамАЗ (упал на три процента), Hyundai и Hino (вырос на 38 процентов). Сегмент тяжеловесов (HCV) возглавляют КамАЗ (минус два процента), Scania, Volvo, MAN и Mersedes-Benz (минус 14 процентов).

«Мы еще в конце 2020 года прогнозировали рост легкового сегмента в 2020 году на уровне 9-11 процентов, — сообщил «РГ» начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. — Высокие темпы роста авторынка в начале года были обусловлены эффектом низкой базы и реализацией отложенного спроса. Во второй половине прошедшего года на рост продаж легковых и легких коммерческих авто влияли ожидания повышения ставки НДС, рост ключевой ставки Банка России и колебания курса рубля. В совокупности они ускорили выход на рынок покупателей, планировавших приобрести автомобиль только в 2019 году. Снижение темпов роста продаж на рынке коммерческой автотехники также было ожидаемым — поскольку в 2020 году рынок резко вырос, перетянув часть спроса будущих периодов. Кроме того, на снижение оказали влияние повышение утилизационного сбора и колебания курса рубля».

Объемы продаж коммерческих автомобилей в прошлом году оказались ниже самых пессимистичных прогнозов

А теперь посмотрим, заметили ли этот небольшой рост непосредственные участники рынка? По словам гендиректора дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексея Гопкало, 2020 год ознаменовался рядом положительных событий, которые поспособствовали увеличению продаж в целом. Это реализация социальных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», зафиксированное впервые с 2004 года снижение стоимости ОСАГО, увеличенный в 4-м квартале спрос в преддверии повышения ставки НДС. Положительная динамика спроса как новых авто, так и автомобилей с пробегом наблюдалась в течение всего года.

«Драйверами роста авторынка в 2020 году оставались отложенный спрос на автомобили и ожидание подорожания, — считает директор по развитию Владимир Мирошников. — Цены на автомобили постепенно повышались в течение всего года, сделали очередной скачок в связи с повышением НДС в начале 2019-го и сейчас сохраняют тенденцию к росту».

Читайте также:  Особенности увольнения предпенсионеров и ответственность за него

И надо сказать, что по результатам 2020 года компания РОЛЬФ добилась лучших результатов в работе всех ключевых бизнес-направлений за свою 27-летнюю историю развития. В течение года реализовано 96,7 тысячи новых автомобилей. Динамика роста продаж в компании достигла 15 процентов по равнению с результатами 2017 года, что несколько выше общих темпов роста российского авторынка. Весомый вклад в копилку результатов внес департамент корпоративных продаж: корпоративным клиентам компании было реализовано 25,6 тысячи новых автомобилей, что на 14 процентов лучше показателей предыдущего года.

А вот перевозчикам прошлый год не принес особых радостей. По словам директора по транспортным операциям FM Logistic Маргариты Табуновой, год 2018-й, так же как и предыдущий, характеризовался относительной стагнацией. Ретейлеры и компании-производители находились в поиске новых способов оптимизации затрат, в логистике в том числе. Рынок продолжает быть более требовательным к перевозчикам — обеспечение прозрачности перевозки с помощью применения технологии track&trace, работы в системе грузоотправителя, развития IT-инфраструктуры и диджитализации. Активный рост цен на топливо, начавшийся весной 2020 года, напрямую отразился на себестоимости перевозок. Прогнозы на 2020 год довольно пессимистичны: стоимость грузоперевозок, как и топлива, продолжает расти.

У автопроизводителей взгляд на итоги-2018 иные.

Стоимость зерен на данный момент высока, но потенциально может расти и дальше — из-за инертности поставок в Россию, роста цен на кофейных биржах, увеличения издержек фермеров на фоне инфляции. Изменение цен, вероятно, замедлит темпы роста российского рынка, но уменьшения числа людей, регулярно пьющих кофе, мы пока не фиксируем, и, признаться, не ждем. Все последние годы потребление кофе в России росло, и есть надежда, что этот тренд продолжится.

При этом нельзя исключать, что инфляция и снижение доходов населения могут повлиять на потребление кофе вне дома или снизить требования к его качеству. С другой стороны, кофе — это часть культуры, источник дофамина, и вряд ли многие захотят отказаться от доступной радости, являющейся, к тому же, напоминанием о западном образе жизни.

Вероятно, постепенно рынок стабилизируется: долю ушедших западных брендов, таких как «Paulig», «Tchibo», «Lavazza», займут местные производства. Часть игроков могут консолидироваться, не исключено появление новых проектов. А уход из страны Starbucks и McDonalds может открыть для местных кофеен новые возможности — причем как для локальных, так и для сетевых.

Повышенный спрос на коммерческие автомобили в текущем году привел к появлению такого, казалось бы, чуждого для рыночной экономики явления, как дефицит. Так же, как в сегменте легковых автомобилей, на складах дилеров сейчас остро не хватает грузовиков. Это относится особенно к иностранным маркам: на нехватку авто жалуются дилеры Scania, Volvo, MAN, Mercedes. Срок ожидания поставок автомобилей зачастую внушительный, он превышает отсрочки с легковыми машинами, достигая периода от нескольких месяцев до года и более. «На сегодняшний день срок ожидания коммерческого автомобиля составляет не менее двух месяцев, а среди наиболее популярных моделей заказы принимаются на год вперед. Так, в грузовом сегменте заказы на автомобили брендов Volvo, Mercedes-Benz и Scania расписаны на несколько месяцев»,— говорит генеральный директор по продажам коммерческого транспорта автодилера «АвтоСпецЦентр Котляковка» Илья Молчанов.

«Спрос на рынке превышает предложения, сейчас у нас уже закрыты заказы на второй квартал 2022 года,— продолжает директор по продажам Scania в России Леонид Ткачик.— Пандемия нанесла сильнейший удар по отрасли автомобилестроения, вызвав резкое сокращение спроса, приостановку производств, нарушение привычных связей между производителями, поставщиками и потребителями. Острой проблемой остается дефицит полупроводниковых компонентов и микросхем, ограничивающий производственные возможности отрасли. Восстановление автопрома будет во многом зависеть от стабилизации ситуации на рынке автоэлектроники и преодоления глобальных сбоев в производственных цепочках».

«Мы видим сейчас высокий спрос на автомобили со стороны самых разных заказчиков, традиционно среди наших клиентов пользуются повышенным спросом самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4,— говорит директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России Андрей Попов.— Такая ситуация вызвана дефицитом техники, сейчас вся она поставляется на заказ, срок ожидания в среднем составляет два-три месяца, когда на стоке появляется машина — это большая редкость».

Рынок новых грузовых автомобилей

Среди региональных рынков новой грузовой техники лидером по финансовым результатам стала Московская область, где по итогам четырех месяцев 2021 г. продажи в денежном выражении составили 19,1 млрд руб. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также вошли в тройку лидеров, составила 15,5 млрд руб. и 15,1 млрд руб. соответственно.

В девяти регионах из ТОР-10 сохранилась положительная динамика финансовой емкости. Это обусловлено увеличением средневзвешенной цены и продаж новых грузовиков в данных регионах. В Ханты-Мансийском автономном округе сокращение спроса и средневзвешенной цены привело к отрицательной динамике финансовых результатов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *