- Судебная практика

Создаем НКО: какую юридическую форму выбрать, «чтобы полюбили доноры»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создаем НКО: какую юридическую форму выбрать, «чтобы полюбили доноры»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация — имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация — имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация — осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация — проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Некоммерческая форма организаций, к которым относятся общественные организации, обладает рядом специфических особенностей, дающих ей возможность успешно действовать в условиях современной России.

Благодаря хорошо развитой системе по привлечению финансирования, возможности использования труда добровольцев и гибкой организационно-управленческой структуре, общественные организации способны достигать наибольшей эффективности и высокой степени адресности своих программ, которые, как правило, изначально отражаются в наименовании общественной организации.

Наименование общественно организации одно из самых важных аспектов при ее создании, как говорят «Как корабль назовешь так он и поплывет».

Наименование общественной организации для успешной ее деятельности должно содержать способность общественных организаций мотивировать личность к добровольческой и иной альтруистической деятельности для удовлетворения духовных потребностей граждан.

Также можно смело сказать, что наименование любой организации влияет на степень активности и влияет на многочисленные внешние и внутренние факторы, в частности, степень информированности населения, источники финансирования и социально-экономическое благополучие.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом об общественных объединениях наименование общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, характер ее деятельн6ости и территориальную сферу деятельности.

Согласно закону общественные организации выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование.

Наименование общественных организаций не может заключать в себе информацию (понятия), оскорбляющую нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Для примера мы приведем ряд наименований уже зарегистрированных нами организаций, успешно, осуществляющих свою деятельность:

  • Общественная организация содействия развитию пчеловодства «Общество пчеловодов Ззарайского района»
  • Региональная общественная организация защита прав и законных интересов граждан «Закон»
  • Московская областная общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль»
  • Межрегиональная спортивная общественная организация «Федерация гольфа»
  • Общероссийская общественная организация «Объедение врачей Российской Федерации»
  • Всероссийская общественная организация нефрологических и трансплантированных больных «Право на Жизнь»

Наименование общественной организации напрямую влияет на достижение поставленных организацией целей, вовлекая и объединяя активных лиц, для успешного взаимодействия с гражданами, организациями и с властями различных уровней.

Территориальная сфера деятельности

Общественные организации разделяются на территориальную сферу деятельности — территория Российской Федерации, в пределах которой общественная организация правомочна осуществлять свою деятельность.

Согласно Федеральному Закону об общественных объединениях в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Что бы Вы понимали, чем отличаются региональные от межрегиональных общественных организаций, и межрегиональные от общероссийских приведем ниже выдержку из Федерального закона об общественных объединениях с определениями:

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Создавая общероссийскую общественную организацию, законодательная власть дает право использовать в наименовании общероссийской общественной организации слово «Россия» или «Российская Федерация» без специального разрешения Правительства Российской Федерации.

Если говорить проще, то местная общественная организация, это организация деятельность которой осуществляется например в Щёлковском районе Московской области, а региональная общественная организация осуществляет свою деятельность уже в целом субъекте в – Московской области.

Межрегиональная общественная организация может осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов, например на территории Москвы и Московской области или более, но если в организации уже набралось более 43 отделений соответственная такая организация признается общероссийской.

Обязательное условие при создании общественных организаций, заключается в том, что территориальная сфера деятельности должна быть отражена в наименовании общественной организации.

Составление заявления на регистрацию

Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации.

Для создания и функционирования общественной организации к настоящему времени определена необходимая правовая база, которая включает в себя требования к заполнению форм при регистрации юридического лица — Приказ ФНС от 25.01.2012 N MMB-7-6-25.

Если Вы решили приступить к заполнению данной формы важно помнить следующие правила:

  • Заявление заполняется только черной ручкой или распечатывается черными чернилами на принтере
  • коды ОКВЭД указываются не менее 4 знаков
  • наименование организации пишется во всех клеточках без переносов. Если наименование не умещается на одной строке, оно переносится на другую строку. Если по окончании строки должен быть пробел, который не уместился, то он переносится на следующую строку, а текст начинаете писать со второй клеточки.
  • незаполненные листы и страницы не прикладываются
  • прочерки в пустых полях не ставятся.
Читайте также:  Льготы по транспортному налогу инвалидам 2 группы

И так все основные аспекты как правильно заполнить заявление по форме Р11001.

На титульном листе формы Р11001 указывается: наименование создаваемой организации, ее место нахождения.
Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – обязательно указывать индекс и код субъекта РФ. Остальные поля адреса заполняются только при их наличии и в соответствии с классификатором КЛАДР.

Тип адресного объекта указывается в точном соответствии с таблицами, приведенными в приложении к Приказу ФНС. А наименования «дом», «корпус», «офис» и им подобные указываются полностью без сокращений. Нужно очень внимательно отнестись к указанию адреса, особенно, если вы будете заполнять заявление Р11001 вручную или в excel/word без использования соответствующего программного обеспечения.

Особенности налогообложения

Пожертвования, вступительные и членские взносы не облагаются налогом на прибыль. Общественные объединения могут применять упрощенную систему налогообложения.

Процедура регистрации Общественного объединения состоит из следующих этапов:

Этап 1. Изучение основных условий регистрации общественного объединения.

  1. Наименование. Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: Межрегиональная общественная организация содействия реабилитации инвалидов «ВЕРА», Региональная общественная организация «Объединение работников физической культуры и спорта «Содружество».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров.

  1. Учредители. Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица- общественные объединения. Количество учредителей общественного объединения не может быть менее трех.
  2. Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование уставного капитала не предусмотрено.

    Согласно ГК РФ учредитель (учредители) для осуществления приносящей доход деятельности обязаны сформировать имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше 10000 рублей.

    Имущество НКО может формироваться за счет:

  • регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);
  • добровольных имущественных взносов и пожертвований;
  • выручки от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивидендов (доходов, процентов), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;
  • поступлений денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • других не запрещенных законом поступлений
  1. Имущественные права и ответственность учредителей (членов)

Имущество, переданное учредителями общественного объединения становится собственностью общественного объединения. При этом учредители (члены) общественного объединения не приобретают на это имущество никаких прав. Член организации также утрачивает право на уплаченные членские взносы.

  1. Органы управления.

Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены при регистрации общественного объединения общим собранием членов. Основная функция управления едина — достижение целей, поставленных при создании.

Исполнительный орган управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или ревизора.

  1. Цели и направления деятельности. Общественное объединение создается по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании вышеизложенного можно выделить основные особенности общественных объединений:

  • Считаются созданными с момента учредительного собрания
  • Могут существовать без государственной регистрации
  • Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы.

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации общественного объединения.

В обязательный перечень входят:

  1. Заявление (бланк по форме Р11001).
  2. Протокол (либо решение о создании) общего собрания учредителей будущей некоммерческой организации (потребуются 2 экземпляра).
  3. Устав (3 экземпляра).
  4. Подтверждение прав на юридический адрес: свидетельство о собственности (копия) и гарантийное письмо (или согласие собственника в случае указания домашнего адреса в качестве юридического) владельца офиса.
  5. Квитанция об уплате госпошлины.
  6. Доверенность (когда процедура поручена представителю).

Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

Предварительным рассмотрением вопроса о создании общественного объединения занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве и Московской области, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

Если все заполнено правильно, то выдается расписка и ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых документов.

Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, Минюст выдает следующие документы:

  • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации общественного объединения с указанием учетного номера в Минюсте;
  • Устав с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов — общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.
Читайте также:  Можно ли устанавливать ксенон в противотуманки?

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.

Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:

Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

Этапы создания общественного объединения

  • 1. Организация инициативной группы, которая должна проводить подготовительную работу по созданию объединения (инициаторами создания детского объединения могут быть дети, педагоги, родители).
  • 2. Проведение учредительного собрания. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решения общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом.
  • 3. Планирование работы объединения.
  • 4. Организация работы руководящего органа.
  • 5. Регистрация устава в органах юстиции (при принятии такого решения общественным объединением). Согласно ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Создание объединения, входящего в состав действующей организации.

Инициатором создания сети структурных подразделений (первичных, районных, городских организаций) может быть действующая организация (например, областная), расширяющая свою деятельность по территориальному (район, город) либо субъектному (первичные объединения в училищах, школах, вузах и т.п.) признакам. На этапе подготовки такая инициативная группа:

  • 1. Изучает устав объединения.
  • 2. Определяет статус создаваемого объединения (организация – первичная, районная, городская).
  • 3. Проясняет возможность и порядок создания структурного подразделения.
  • 4. Информирует потенциальных учредителей (членов объединения) о том объединении, структурное подразделение которого планирует создать, а также об идее его создания (важно, чтобы как можно больше людей стали участниками создания организации, так как люди лучше поддерживают то, что создают сами).
  • 5. Разрабатывает учредительные документы.
  • 6. Готовит учредительное собрание.
  • 7. После учредительного собрания подает заявление о наделении статусом структурного подразделения детского объединения.
Читайте также:  Льготы на проезд в общественном транспорте в 2022 году

Учредители и члены общественной организации

Учредителями – теми, кто создает компанию – в соответствии с Гражданским кодексом РФ могут быть только граждане (физлица). В законе прямо указано, что их должно быть не менее трех. В то же время, согласно нормам о формировании органов управления очевидно, что трех недостаточно (минимум четыре человека). Информация об учредителях вносится в ЕГРЮЛ при создании юрлица.

Членами общественной организации могут быть как физлица, так и общественные объединения (юрлица). Данная возможность предусмотрена ФЗ «Об общественных объединениях».

Учредители – это и есть впоследствии члены зарегистрированной компании. В дальнейшем в организацию могут быть приняты новые члены. При этом, имеющие членство в НКО вправе выйти по своему желанию в любое время.

Современная система ООИ в Российской Федерации

В зависимости от территориальной сферы деятельности виды общественных объединений подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Под местным общественным понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

В настоящее время в России существует значительное число организаций различного масштаба, объединяющих лиц с ограниченными возможностями. Крупнейшее объединение составили пять традиционных, ориентированных на правительство организаций — Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), организация «Чернобыль» и Ассоциация инвалидов войны в Афганистане, которые объединены в Совет общероссийских общественных организаций инвалидов (СОООИ).

Социальные инструменты деятельности ООИ в рамках развития гражданского общества

В период экономических реформ и структурных преобразований в России актуализируются вопросы, связанные с участием граждан в самоуправлении и усилением развития демократических институтов. От того, как взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга государственные институты, частное предпринимательство и волонтерские организации, во многом зависят целостность, сбалансированность и стабильность современного государства и гражданского общества.

Гражданское общество строится на принципах равных возможностей, в широком смысле учитывающих доступ к решению вопросов государственной политики и общественной жизни, активной позиции различных категорий граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями.

Мировая практика объединений инвалидов позволяет выделить организации, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни (ЦНЖ) , они появляются и в России. Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Сюда входят общественные некоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Благодаря активному привлечению самих инвалидов к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить возможность управлять своей жизнью.

Предрасполагающими факторами к зарождению Движения независимой жизни послужили процессы деинституционализации, развития социальной работы в сообществе, формирования нового социального направления реабилитации инвалидов. Обеспечение инвалидов пенсиями и пособиями, различными услугами (помощь на дому), техническими средствами реабилитации способствовало тому, что инвалиды смогли покинуть интернаты и больницы и проживать в своих семьях.

Система социальных служб, как правило, осуществляет четыре основных типа программ:

  • информирование и предоставление справочной информации. Эта программа базируется на убеждении, что доступ к информации укрепляет способность человека управлять своей жизненной ситуацией;
  • консультирование «равными» (обмен опытом): подталкивает инвалида к тому, чтобы удовлетворять свои потребности, принимая ответственность за свою жизнь. Консультантом также выступает инвалид, который делится своим опытом и навыками независимой жизни. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членами общества;
  • индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов: канадские ЦНЖ работают с отдельными людьми, чтобы помочь им осуществить их личные цели. Координатор обучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самому отстаивать свои права. В основе такого подхода лежит убеждение, что сам человек лучше знает, в каких услугах он нуждается;
  • предоставление услуг: совершенствование услуг и возможностей ЦНЖ оказывать услуги клиентам происходит путем исследований и планирования, через демонстрационные программы, использование сети контактов, посредством контроля за предоставляемыми услугами (помощь по дому и услуги персональных ассистентов, транспортные услуги, помощь инвалидам во время отсутствия (отпуска) людей, осуществляющих уход за ними, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений).

Центр дополняет другие альтернативные программы и услуги, предоставляемые государственными структурами людям с ограниченными возможностями. Для решения своих программ ЦНЖ привлекают общество через общественное образование или поддержку различных комитетов либо специальных групп. Центры оказывают помощь в трудоустройстве инвалидов, проводят консультации и тренинги по приобретению навыков в поиске работы, готовности к собеседованию, написанию резюме, предоставляют переводческие услуги глухим, обеспечивают техническими средствами, помогают в модификации жилища. В отличие от медико-социальной реабилитации, в которой основная роль отводится профессионалам, в модели независимого проживания граждане с ограниченными физическими возможностями берут на себя ответственность за развитие и управление своей жизнью, личными и общественными ресурсами. Основная цель ЦНЖ — перейти от реабилитационной модели к новой парадигме независимого проживания.

В связи с этим обратим внимание на иностранный опыт организации центров независимой жизни. Так, сейчас в США существует около 340 центров независимой жизни с более чем 224 филиалами. На финансирование 229 центров и 44 филиалов выделяется 45 млн долл. согласно главе 7 ч. C Акта о реабилитации. Один Центр независимой жизни может обслуживать жителей одного или нескольких округов. По данным Сельского института по проблемам инвалидности, один Центр независимой жизни в среднем обслуживает 5,7 округа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *