Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как продлить временную регистрацию по месту пребывания?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Где можно и где нельзя зарегистрироваться
Зарегистрироваться временно можно не только в квартире или доме. Регистрация по месту пребывания возможна в различных учреждениях — студенческом общежитии, гостинице, хостеле, пансионате, турбазе, медучреждении и учреждении уголовно-исполнительной системы. Также с 1 января 2019 года россияне могут регистрироваться на дачах. При этом загородный дом должен соответствовать требованиям для постоянного проживания.
Но есть объекты недвижимости, в которых зарегистрироваться нельзя. Например, ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ МВД России от 31.12.2017 N 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2021 N 50635.
Обновлен административный регламент предоставления МВД России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства
Согласно регламенту регистрационным учетом граждан РФ занимаются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее данные функции выполняла ФМС России.
Заявителями на получение данной госуслуги являются:
— граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста;
— один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина РФ — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).
Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства
Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.
Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте
Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:
- Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
- Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
- Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
- Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
- В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
- При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.
Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.
Закон о временной регистрации по месту пребывания
Закон о временной регистрации в стране отсутствует. Административный порядок регламентируется, указанным ранее Постановлением Правительства РФ № 713.
Документ обязывает лиц, которые по месту своего пребывания находятся более 90 дней, обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на временный учет.
Бланк заявления имеет установленную форму 1, Приказом ФМС № 288 от 11.09.2012 года. В документе следует указать:
- Название органа;
- Сведение о заявителе;
- Персональные и паспортные данные;
- Информацию о месте расположения жилого помещения;
- Сведения о документе, который позволяет проживать заявителю в недвижимом объекте.
Помимо заполненного бланка следует подать:
- Паспорт;
- Документ, подтверждающий право проживания в жилом помещении.
Ответственность в случае нарушений правил
Административная ответственность по факту нарушения правил регистрации в отношении граждан закреплена в ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации:
В соответствии с ним, установлен административный штраф за нарушение в размере от 2 до 5 тыс. рублей.
В ст. 19.15.2 Кодекса предусмотрена ответственность в отношении должностных лиц, которые отвечают за регистрацию, а также владельцев жилья:
- на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.
Полномочия на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности имеют:
- Руководители территориальных отделений миграционной службы, их заместители;
- Сотрудники полиции.
Московская прописка преимущества и ответственность
Преимущества прописки в Москве очевидны. Статус москвича дает право на получение многих бонусов столичной жизни и сопутствующих им социальных льгот.
Прописка в Москве дает различные привилегии. Можно, к примеру, прикрепиться к поликлинике, оформить различные льготы, встать в военкомат на учет, увеличивает шансы получить образование, поставить на учет автомобиль, купить жилье и т.д.
Но получить регистрацию в Москве не так просто — наличие множества факторов делает эту задачу достаточно сложной:
- стоимость жилья в Москве — самая высокая по России;
- усиленный миграционный контроль и требования к прописываемым гражданам и предоставляющим жилье лицам усложняет процесс оформления прописки.
Для желающих улучшить свою жизнь и поселиться в Москве необходимо помнить, что нахождение на территории столицы без регистрации для иногородних жителей законно только в течение 90 дней, по истечении которого гражданин обязан встать на регистрационный учет.
Штраф за проживание без прописки определен ст. 19.15.1 КоАП РФ и составляет сумму от пяти до семи тысяч (подробнее тут — ).
Слабые места системы регистрации
Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания имеет ряд недоработок. Без особых трудностей стать на учёт может лишь владелец помещения. Остальные соискатели вынуждены тратить больше времени, чтобы пройти все стадии оформления регистрации.
Стандартная ситуация: добросовестный квартиросъемщик пытается уведомить подразделение миграции МВД о новом месте проживания. Однако штамп он не получит до тех пор, пока в процессе не примет личное участие собственник квартиры.
Неудивительно, что вследствие таких затруднений люди не спешат регистрироваться, не желая сталкиваться с полосой препятствий для реализации своих прав.
Регистрация для пребывания и проживания
В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация — по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.
Рассмотрев, как происходит порядок о регистрации граждан по месту жительства и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.
Положение закона о временной регистрации
Обычно во временной регистрации нуждаются новоприбывшие граждане других стран, но жители РФ также не являются исключением. Такого рода прописка может понадобиться при эмиграции по территории России, к примеру, с целью подработки, если срок пребывания на определённом месте будет длиться от 90 дней и более.
Отсутствие временной регистрации для граждан РФ, исходя из конституции, не должно ущемлять их законные права, но на практике всё происходит немного иначе. Так, без данного документа будет непросто найти в новом городе работу, снять квартиру либо получить медицинскую помощь.
Все граждане РФ должны в обязательном порядке регистрироваться по месту временного пребывания, даже если у них имеется постоянный адрес проживания в другом регионе страны. Осуществляется оформление такой прописки по определённым правилам, а сам факт регистрации имеет свои нюансы, о которых следует знать.
Закон о прописке и регистрации в 2019 году в России
Суть процедуры заключается в прописке граждан по местожительству либо местопребыванию и выписке, если они переезжают на другое место.
Она должна осуществляться по месту постоянного проживания вне зависимости от принадлежности жилой площади либо временного пребывания.
Она была отменена в 1993 году вслед за вступлением в юридическую силу Федеративного закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».
Он был издан законодателем 25 июня под номером 5242-1.
В действующий закон были введены нижеперечисленные поправки соответственно новым положениям:
Временную прописку могут осуществить лица | которые находятся в местах лишения свободы в связи исполнением наказания |
«Фиктивная регистрация» | постановка на учет, которая была осуществлена по подложным документам либо фальшивым сведениям |
За осуществление фиктивной регистрации вне зависимости от срока его действия | россияне и иностранные подданные, лица без гражданства будут привлекаться к уголовному наказанию |
Налагается административная ответственность | за допущение правонарушений относительно прописки |
С текущего года введены штрафные санкции | которые будут наложены на граждан, не осуществивших своевременно регистрацию |
Подробное разъяснение по осуществлению процедуры прописки российских граждан Федерации, дается в акте «Административный регламент ФМС».
Он был утвержден приказом № 208 в сентябре 2007 года в целом по Федеральной миграционной службе.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Срок постановки на миграционный учет в 2023 году
Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:
- Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;
С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).
- Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
- Таджикистан – 15 суток;
- Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;
Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:
- наличие трудового договора либо патента;
- прохождение обучения;
- подача документов на регистрацию на временное проживание.
Что считается местом пребывания
Местом пребывания считается место, где проживает гражданин, отличное от адреса постоянного проживания. Многие иностранцы, приезжая в Россию могут путаться в терминах, чем является временная регистрация – местом проживания или местом пребывания.
В законах нет понятия «временная регистрация», а есть учёт по месту пребывания. Слова «временная прописка» употребляется по старинке, еще с советских времён. Ведь именно в СССР активно действовал институт прописки. Ни у кого не возникало вопросов, обязательна ли она, а правоохранительные органы следили за её наличием у каждого жителя.
Современные законы переняли эти правовые механизмы из прошлого. Разве что, заменили слово «прописка» словом «регистрация», «постоянная» стала местом жительства, а «временная» — «местом пребывания». Кроме этого, процедура стала носить уведомительный, а не принудительный характер.
Нормативная база и основные понятия
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).
Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Номер документа: | 713 |
Дата принятия: | 17.07.1995 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 17.07.1995 |
Органы эмитенты: | Правительство |