- Наследование

Как вести себя с агрессивным водителем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести себя с агрессивным водителем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проблема агрессивного поведения за рулем обусловлена самой человеческой природой: люди чувствуют себя в автомобиле, как в танке (а современные технологии безопасности этому способствуют) и начинают наглеть, чувствуя свою безнаказанность — эффект деиндивидуализации.

Как вести себя с агрессивным водителем: распознаем агрессора

Лучше вообще стараться избегать общения с агрессивными водителями на дороге. Сделать это, кстати, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Так, например, распознать негативно настроенного водителя можно по следующим моментам:

  • Превышение скоростного режима – если по дороге на бешеной скорости мчится машина, то в ней наверняка находится не совсем спокойный и адекватный человек. В этом случае ни в коем случае не надо пытаться догнать водителя и сделать ему замечание, это может вызвать целую бурю негодования со стороны «гонщика».
  • Резкая смена полосы движения – еще один показатель неправильного поведения.
  • Необоснованное торможение – признак того, что водитель находится в неспокойном душевном состоянии.
  • Резкое начало движения на перекрестках и светофорах.
  • Не включение при необходимости сигналов поворотов.
  • Остановка в запрещенных местах, где машина может помешать другим автомобилистам.

Как себя вести при встрече с агрессивным водителей

Каждый день мы встречаемся со стрессовыми ситуациями на работе, дома, в школе или на дороге. Скорее всего, каждый человек встречал в своей жизни нервного водителя автотранспорта.

Будь-то пешеход или человек за рулём – все страдают от некультурного поведения окружающих. Чтобы облегчить свою жизнь, необходимо соблюдать определённые правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Это поможет не только не реагировать на бестактное поведение, но и самому не стать резким и грубым.

Даже самый спокойный и полностью контролирующий себя человек может в одно мгновение стать агрессивным и нетактичным.

С увеличением количества машин на дороге, всё больше становится ситуаций, которые могут вызвать естественные чувства негодования.

Психологи утверждают, что агрессивность и хамство зарождается, в первую очередь, в подсознании человека. Основными причинами такого поведения являются:

  • Стресс или окружающая ситуация на дороге
  • Воспитание
  • Физиологические факторы.

Психология агрессивного вождения

По данным исследований каждый пятый российский водитель практикует агрессивный и скоростной стиль вождения. Эмоции гнева и ярости на дороге переживает каждый третий водитель. Агрессивное вождение и другие проявления агрессии являются существенными факторами, вносящими вклад в очень высокую смертность на российских дорогах, в значительную стоимость издержек на обеспечение дорожной безопасности и ликвидации последствий дорожной агрессии, и, в конечном итоге, в снижение общего качества жизни в стране, передвигаться по дорогам которой не только некомфортно, но и просто опасно. Агрессивные водители представляют значительную угрозу безопасности движения. В частности, около 50% смертельных случаев в ДТП связано именно с агрессивным вождением. Около 40% дорожных конфликтов приводят к применению оружия одной или несколькими сторонами.

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Читайте также:  Требования к шинам с 1 января 2015 года

Используйте регистратор

Большой популярностью сегодня пользуются разнообразные приборы регистраторы, которые позволяют записывать видео происходящего около автомобиля. Соответственно, будет записана не только причина спорной ситуации на дороге, но и сам конфликт. В последующем такие записи используются для разбора инспекторами ГИБДД, а в отдельных случаях и в суде в качестве доказательств.

Многие водители считают, что своей агрессией и силой смогут что-то доказать на дороге. Они пытаются надавить на других участников конфликта, вплоть до применения рукоприкладства. Однако наличие регистратора и записи видео действует на них отрезвляюще. Мало кто из агрессивных и некультурных водителей решиться на драку или порчу автомобиля, зная, что все его действия записываются на видео, и в последующем могут использоваться против него.

Поэтому каждому автовладельцу можем порекомендовать приобрести качественный регистратор, который поможет решить различные проблемные ситуации на дороге. Вы будете полностью уверены в своей правоте в тех или иных ситуациях, а агрессивные водители несколько раз подумают перед тем как раздувать конфликт, в особенности зная, что в последующем видео может использоваться против них.

Сложно сказать, что именно заставляет русского человека быть столь агрессивным на дороге. Но ежедневно мы сталкиваемся с такими людьми, которые очень активно пытаются вывести из себя каждого участника дорожного движения. В таких ситуациях нужно научиться жить по принципу «кесарю кесарево». Не следует стремиться всех поймать, все исправить и наладить нормальную размеренную жизнь на дороге. Все равно всегда будут оставаться «мажоры» и «золотая молодежь», для которой правила не значат ничего. И если для большинства владельцев машина является ценностью, то для них это подарок на 18-летие, который не значит ничего. Поэтому посторонитесь от таких уникумов.

Отстранение принесет явные преимущества в виде целости и сохранности вашего автомобиля, а также позволит без особых проблем избежать неприятных ситуаций. Нервы также останутся целыми, что исключено в случае конфликта. Избегайте любых неприятностей, уходите от неуравновешенных людей, но соблюдайте при этом закон. Если на вас нападают после совершения ДТП, не уезжайте с места происшествия. Просто сохраняйте спокойствие, даже если вы оказались виновником. Сообщите пострадавшему, что у вас есть страховка, которая все оплатит. А как вы обычно действуете, когда встречаете хама на дороге?

Причина первая: свои и чужие

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальном институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Читайте также:  Свидетельство о праве на наследство

Наказание для нарушителя

Доказать агрессивное вождение в подобных ситуациях трудно, но возможно. Достаточно делать подробную видеозапись процесса езды. Тогда при расследовании происшествия в ГИБДД будут все основания обвинить «учителя» в намеренном создании помехи. Тогда им будет заниматься уже уголовный розыск.

Если видеорегистратора нет, то запись можно попросить у других участников движения, которые стали свидетелями ДТП. Есть возможность получить запись у городских служб, обслуживающих камеры наружного наблюдения. Часто такие ДТП попадают в поле их зрения.

Правильная оценка ситуации позволит пострадавшим различать опасное вождение и агрессивное вождение и лучше объяснить ситуацию прибывшим на место происшествия сотрудникам ГИБДД.

За «чудака» ответить?

Сыгравшее мужское самолюбие – опасный момент при конфликтах. Может, лучше просто выдохнуть и успокоиться?

«В основе любых разногласий лежат определенные причины. Они делятся на три больших группы причин: объективные, социально-психологические и личностные. Первые базируются на столкновении интересов (например, очередность и приоритет проезда). Вторые – на неблагоприятном психологическом и социальном климате в среде автомобилистов (сложная дорожная ситуация, низкий культурный уровень водителей). Большую роль в возникновении конфликтов на дороге играет киноиндустрия (сцены агрессивного доминирования на дороге). Третьи – кроются в особенностях личности в целом. В психологии есть даже понятие «конфликтной личности», которое может включать такие характеристики, как: стремление к превосходству, чрезмерную принципиальность», – объясняет Леонид Борисович Рожков, психолог, педагог-эксперт Гильдии автошкол России.

Интересный и важный момент – по словам эксперта, стратегий реагирования на конфликтую ситуацию разработано достаточно много, но на дороге они, к сожалению, чаще всего не работают!

«В дорожном конфликте сработает только стратегии уклонения от конфликта или уступки конфликтующей стороне. Любое другое поведение приведет к необратимым последствиям. То есть, каждый водитель должен заранее продумать свое поведение в конфликтной ситуации, просчитать все выгоды и потери от его развития. Необходимо понимать, что выгода от конфликта только в моральном аспекте, а потери, как правило, будут в материальном и физическом плане. Лучше промолчать и уклониться, чем провести последующее время в отделении полиции или больнице. Ведь не зря водительская мудрость гласит «Дай дорогу дураку»», – суммирует Рожков.

Как себя вести при встрече с агрессивным водителем?

С каждым годом все больше водителей выезжают на дороги страны. И все они имеют совершенно разные стили езды, которые порой не очень способствуют установлению нормальной ситуации на автомагистрали. Практически каждый владелец транспортного средства нашей страны когда-либо сталкивался с агрессией со стороны других участников дорожного движения. И не только нашей. Проблема неадекватного поведения на дорогах — мировая заноза. Ибо чем выше уровень агрессии на автострадах, тем более вероятны различные происшествия. За рубежом именно в целях повышения всеобщей безопасности и создаются различные организации и предлагаются курсы, на которых водителей учат быть более сдержанными, внимательными и приветливыми по отношению к другим людям, особенно другим водителям. Но чаще всего достойные практические советы дают инструкторы по вождению, благодаря которым можно понять основные принципы и правила взаимодействия с агрессивным водителем.

К слову, в отдельных регионах еще до принятия закона об опасном вождении начали бороться с лихачами. Так, в Ставрополье «спецназ» ГИБДД вылавливает на дорогах тех, кто угрожает безопасности других участников движения. Сотрудники специального взвода ДПС в штатском передвигаются в общем потоке на машинах без спецмаркировки и фиксируют на камеру автохамов, грубо и намеренно нарушающих правила дорожного движения.

Информация оперативно передается по рации второй машине, которая останавливает нарушителя. Ему показывают видео и составляют протокол об административном правонарушении. В спецвзвод отбирали по конкурсу, и прошли его не все претенденты. В распоряжении «спецназа» иномарки с повышенными динамическими характеристиками, поэтому шансов уйти от наказания у нарушителей нет.

Читайте также:  Размер и правила оплаты государственной пошлины за развод в 2022 году

В ГИБДД уже решили, какой штраф за опасное вождение ожидает лихачей, а вот удастся ли нарушителям ограничиться только финансовыми издержками, пока неизвестно. В чем эксперты уверены точно, так это в том, что законопроект будет непременно принят, поэтому всем автохамам рекомендуется подумать о последствиях заранее.

Ответ эксперта

Госавтоинспекция разработала поправки в КоАП РФ, вводящие штраф за «опасное вождение» в размере 5 тыс. руб. Насколько сложно будет штрафовать агрессивных водителей, рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева .

Более двух лет назад постановлением правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 477 внесены изменения в правила дорожного движения (ПДД) и введено понятие «Опасное вождение». Пожалуй, это самое замысловатое и длинное определение термина в правилах. В пункте 2,7 ПДД написано:

«Водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Если кратко, то опасным вождением можно считать не только агрессивное поведение водителя на дороге, но и нелепые ошибки новичков и неуверенных водителей. Например, для штрафа вполне достаточно непредсказуемого перестроения из одного ряда в другой или резкого торможения в своей полосе. И с такими случаями водителям приходится сталкиваться ежедневно.

Предполагалось, что уже в 2017 году начнутся облавы на лихачей, создающих аварийные ситуации на многополосных дорогах, но ни один водитель еще не понес наказания за «опасное вождение», потому как статью с указанием размеров штрафа в КоАП РФ не прописали. Ее быстрое введение натолкнулось на множество возражений законодателей. Не ясно было, как фиксировать подобные правонарушения. Ведь отдавать трактовки «опасного вождения» на откуп инспекторам ГИБДД было рискованного из-за коррупционной составляющей. Предполагалось, что главной доказательной базой будут записи с видеорегистраторов водителей.

Ранее водителям России выписывали непонятные штрафные санкции за агрессивное вождение машины или за создание аварийной ситуации на дороге.

При необходимости инспектор ГИБДД давил на водителя и оформлял протокол. Это приравнивалось к коррупции.

После многочисленных обращений водителей в суд государство решило пересмотреть правила, которые касаются опасного вождения.

Обнаружить нарушителя, не соблюдающего правила дорожного движения, непросто:

Любой человек, который стал свидетелем или пострадавшим в результате из-за агрессивного управления, имеет право обратиться в патрульную службу с просьбой найти нарушителя и наказать его.

Конфликты на дороге: причины

Часто конфликтность дорожных ситуаций определяется уже самим фактом вождения автомобиля, ведь машина считается источником повышенной опасности. Неисправности автомобиля вызывают у большинства водителей чувство тревоги, перерастающей в раздражительность.

Многое зависит от самого водителя — его структуры личности и опыта вождения, его психоэмоционального состояния. Часто агрессивное поведение на дороге бывает вызвано такими отрицательными эмоциями, как острое разочарование или гнев.

Факторы внешней среды также влияют на психологическое состояние водителя, провоцируя создание конфликтных ситуаций. Немаловажным является наличие рядом конфликтного пассажира. Любое «выяснение отношений» может спровоцировать водителя на агрессивное вождение.

Конфликты возникают там, где появляются «пересекающиеся интересы». На дороге они часто пересекаются в самом прямом смысле слова. Основными причинами конфликтов на дороге являются конкуренция с другими водителями, а также неуважение друг друга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *