- Наследование

Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.

Процедура свободной таможенной зоны и её применение

Таможенная процедура свободная таможенная зона имеет свои характерные особенности, заключающиеся в том, что к импортированной продукции, попадающей непосредственно под нее, применимы меры нетарифного регулирования, а также предусмотренные платежи, как для товаров, размещенных вне зоны Таможенного Союза (ТС). Но, в тоже время, необходимо принять во внимание, что свободная таможенная зона Таможенный союз непосредственно также выступает составным элементом ТС, а может быть определена в качестве территории осуществления таможенного контроля.

Свободная таможенная зона, выступающая в роли таможенной процедуры, имеет следующую суть:

  1. Продукция, которая находится непосредственно в рамках границ свободной таможенной зоны, освобождена от платежей таможни и мероприятий нетарифного регулирования к продукции, производимой вне ее, а также от ограничений, применяемых к товарам ТС.

  2. Продукция, к которой применим режим свободной таможенной зоны, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.

  3. На территории свободных таможенных зон осуществляют деятельность в качестве резидентов юрлица и ИП, регистрация которых осуществлялась госорганами стран участниц ТС с соблюдением правовых законодательных актов конкретного государства, при условии включении в специальный реестр особых зон.

На основании 9-й статьи ФЗ 166 от 22.07.05 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» для включения в данный реестр сформированы следующие требования для предприятий:

  • Необходимым условием является наличие регистрации в муниципальных органах региона расположения свободной экономической зоны;

  • Необходимо наличие договора о на осуществление коммерческой деятельности в свободной экономической зоны со структурами, управляющими такой зоной.

Таможенная процедура свободная экономическая зона может иметь и другие разновидности, предусмотренные Соглашением. Это Портовая и Логистическая свободные экономические зоны. Для правового поля РФ такие термины пока еще относительно мало распространенные понятия.

Портовая свободная (специальная особая) экономическая зона – формируется в морском/речном или воздушном порту, которые предназначены для осуществления международных транспортировок, а также на прилегающих к подобным объектам территориях. В тоже время, под процедуру свободных экономических зон не могут попадать составляющие элементы портов и аэропортов, на территории которых размещены объекты решающие задачи по пассажирским перевозкам.

Логистическая свободная (специальная особая) экономическая зона – может быть сформирована в пределах территории страны свободной таможенной зоны вблизи ж/д или автомобильных пропускных пунктов таможни ТС. Особенности подлобных разновидностей свободных экономических зон заключаются в процедуре прохождения контроля. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в этом случае не требует декларирования (при этом, декларирование применяется для продукции, которая не имеет отношения к логистическим и портовым группам). Чтобы осуществить помещение продукции по процедуру такой зоны таможни следует оформить контракт на складские услуги и сопутствующие разгрузочно-погрузочные операции. Свободная таможенная зона свободный склад применима исключительно для операций, которые имеют отношение к поступлению продукцию в пределы таможенной зоны ТС.

Поскольку портовые\логистические свободные экономические зоны расположены на таможенных границах ТС, при перемещении продукции размещенной на территории особых экономических зон в пределы ТС следует осуществить ее декларирование и поместить под соответствующую процедуру таможни.

Если продукция находится в особой таможенной зоне, которая не имеет отношения к портовым\логистическим экономическим зонам, допускается совершение любых операций при условии, если:

  • Если такое входит в действующий договор на проведения операций в пределах свободной экономической зоны;

  • Если проводимые мероприятия имеют отношения к складированию, обработке и хранению грузов, либо с оформлением соглашений по их отчуждению.

Свободный склад и свободная таможенная зона

Понятие свободный склад предполагает формирования свободной таможенной зоны, отличающей узко-специализированным профилем. В основном сейчас такая форма особых зон нашла применение в области автопрома, но по прогнозам экспертов данный вид свободной таможенной зоны будет востребован для масштабных проектов в большинстве экономических отраслей.

Правительством РФ в конце апреля 1998 года принято постановление «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», а также Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада. Основываясь на материалах данного постановления, можно вывести следующее толкование термина «свободный склад» — это определенное производство, периметр которого надежно огражден, а также приняты все меры по исключению вывоза продукции за границы свободной таможенной зоны без специального контроля со стороны таможни.

Свободный склад учреждается на основании постановлений Правительства РФ. Одним из оснований для такого решения является представление договора по внедрению крупных инвестиционных проектов на срок от пяти до семи лет. Импортируемая продукция, необходимая для производства продукции попадает на территорию свободной таможенной зоны без взыскания платежей таможни и налогов в пределах свободного склада, где происходит выпуск готовых товаров.

Прекращение режима свободной таможенной зоны в отношении свободного склада применятся для внутреннего потребления выпускаемой продукции без выплат различных платежей, на условиях соблюдения квот по количеству продукции, которые устанавливаются на основе решений Правительства РФ и требований государства происхождения товаров необходимых для производства продукции на территории свободной таможенной зоны.

Перечень ОЭЗ, созданных на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ

Перечень особых экономических зон, созданных на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

Промышленно-производственные особые экономические зоны:

– на территории Грязинского района Липецкой области (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 782; увеличена за счет земельного участка, расположенного на территории Елецкого муниципального района Липецкой области, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2015 N 697);

– на территории Елабужского района Республики Татарстан (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 784);

– на территории муниципального района Ставропольский Самарской области (создана Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 621);

– на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области (создана Постановлением Правительства РФ от 16.12.2010 N 1032; увеличена за счет земельных участков, расположенных на территориях муниципальных образований Сысертский городской округ и “город Екатеринбург” Свердловской области, Постановлением Правительства РФ от 18.08.2018 N 963);

– “Моглино” на территории Псковского района Псковской области (создана Постановлением Правительства РФ от 19.07.2012 N 729);

– “Людиново” на территории муниципального района “Город Людиново и Людиновский район” Калужской области (создана Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1450; увеличена за счет земельных участков, расположенных на территории муниципального района “Боровский район” Калужской области, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2015 N 367);

– на территории муниципального образования “Наримановский район” Астраханской области (создана Постановлением Правительства РФ от 18.11.2014 N 1214);

– “Ступино Квадрат” на территории Ступинского муниципального района Московской области (создана Постановлением Правительства РФ от 08.08.2015 N 826);

– “Узловая” на территории муниципального образования Узловский район Тульской области (создана Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 302);

– “Центр” на территории муниципального образования Новоусманский муниципальный район Воронежской области (создана Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1774).

Технико-внедренческие особые экономические зоны:

– на территории г. Москвы (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 779; увеличена за счет земельных участков, расположенных на территориях муниципальных округов Старое Крюково, Силино и Печатники в г. Москве, Постановлением Правительства РФ от 25.04.2017 N 489);

– на территории г. Санкт-Петербурга (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 780);

– на территории г. Дубны (Московская область) (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 781);

– на территории г. Томска (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 783);

– “Иннополис” на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан (создана Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1131);

– “Исток” на территории городского округа Фрязино Московской области (создана Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1538).

Территории опережающего социально-экономического развития, на которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТОСЭР, созданные на территориях моногородов (таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется)

ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО

Иные ТОСЭР

ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО

Название ТОСЭР Нормативно-правовой акт
Железногорск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 114
Заречный Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 785
Лесной(таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется) Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 131
Новоуральск Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 130
Озерск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 113
Саров Постановление Правительства РФ от 20.04.2017 N 481
Северск Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 132
Снежинск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 115

Особенности, преимущества и цели свободной экономической зоны

Основной целью создания особых экономических зон является стимулирование экономического развитие региона и государства в целом. Параллельно с этим в ОЭЗ формируются следующие факторы:

  • привлекается больше прямых иностранных инвестиций;
  • создаются новые рабочие места;
  • минимизируются затраты, связанные с таможенными пошлинами;
  • производство становится наиболее приближенным к потребителю;
  • развитие экономического потенциала региона.

В связи с этим, формируется определенный перечень преимуществ для бизнеса в особых экономических зонах:

  • минимизируется влияние бюрократии;
  • большой рынок;
  • особый таможенный режим;
  • более доступные рынки сбыта;
  • покупка земли по льготной стоимости;
  • льготная аренда земли и помещений;
  • отсутствие таможенных пошлин, либо льготы на них;
  • много рабочей силы;
  • налоговые льготы.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай)

    – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

Объединение в таможенные союзы

Для проведения более эффективной таможенной политики две или более страны образуют таможенный союз. Объединение отменяет таможенные налоги при торговых отношениях между договорившимися государствами. Таможенные территории союзных стран объединяются в общую свободную зону. Все таможенные сборы, налоги и пошлины стандартизируются и принимаются едиными платежами для всех союзных государств.

Организация партнеров осуществляет беспрепятственную транспортировку грузов по любому участку общей таможенной территории. В капиталистических государствах таможенный союз устанавливает, регулирует размер тарифов на провозку грузов и проявляет дискриминацию к тем странам, которые не состоят в объединении таможенного союза. Внутри совместной таможенной зоны участники объединения упраздняют все барьеры для передвижения грузов, а по отношению к другим странам проводится политика монополизма. Это проявляется в ужесточении таможенных формальностей, условий сертификации, налога на импорт, сборов компенсации и др.

Страны, входящие в союз, утверждают Комиссию, как действующий орган по урегулированию границ территорий, ограничений, экономических санкций, антидемпинговых мер, защитных положений. Комиссия и страны таможенного союза, входящие в коалицию, формируют договорно-правовые вопросы, устанавливают таможенные тарифы, коды, статусы.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;

  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

  • эффекты формирования и отклонения торговли;

  • условия осуществления торговых операций;

  • распределение прибыли;

  • конкурентное уменьшение уровня цен.

К динамическим относят:

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;

  • инновационные технические и экономические преобразования;

  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности

  • преобразование структуры национальной экономики;

  • более высокая занятость населения;

  • более высокая интенсивность роста экономики;

  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;

  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

  • более высокий уровень управления и планирования;

  • увеличение объема прямых инвестиций.

«Эффект домино» — заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);

  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;

  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.

  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.

  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Читайте также:  В ПФР рассказали, когда можно получить все пенсионные накопления разом

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

  • отличие в техусловий и нормативов;

  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

При формирования свободных таможенных зон на территории эксперты не предвидели возникшие в последствии сложности. На этапах замедленного развития возникали вопросы по обеспечению государственных интересов. Специалисты утверждают, что формирование реального общего рынка возможно только на условиях стандартизации правовых нормативов по общим направлениям и различным сферам экономики.

На практике достаточно сложно добиться единого мнения по широкому кругу вопросов. Для достижения взаимных договоренностей необходимо внедрение новейших управленческих подходов и укрепление позиций межнациональных интересов.

  • Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее

Для создания общего рынка следует обеспечить эффективное решение шести – семи наиболее крупных задач.

Первые две задачи необходимо решить на первых стадиях интеграционных процессов. Происходит отмена таможенных сборов между странами свободной таможенной зоны, формируется принцип единой политики торговли с третьими странами. Решение таких задач создает условия для формирования общего рынка.

Третья задача – заключается в унификации политики относительно развития некоторых секторов экономики, которые определяютс�� исходя из дальнейших задач интеграции, возможного социального резонанса и перспективы удовлетворения потребительских интересов. Именно поэтому при переходе к общему рынку в Евросоюзе в качестве приоритетных сфер были определены аграрный сектор и транспорт.

Свободный склад и свободная таможенная зона

Понятие свободный склад предполагает формирования свободной таможенной зоны, отличающей узко-специализированным профилем. В основном сейчас такая форма особых зон нашла применение в области автопрома, но по прогнозам экспертов данный вид свободной таможенной зоны будет востребован для масштабных проектов в большинстве экономических отраслей.

Правительством РФ в конце апреля 1998 года принято постановление «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», а также Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада. Основываясь на материалах данного постановления, можно вывести следующее толкование термина «свободный склад» — это определенное производство, периметр которого надежно огражден, а также приняты все меры по исключению вывоза продукции за границы свободной таможенной зоны без специального контроля со стороны таможни.

Свободный склад учреждается на основании постановлений Правительства РФ. Одним из оснований для такого решения является представление договора по внедрению крупных инвестиционных проектов на срок от пяти до семи лет. Импортируемая продукция, необходимая для производства продукции попадает на территорию свободной таможенной зоны без взыскания платежей таможни и налогов в пределах свободного склада, где происходит выпуск готовых товаров.

Прекращение режима свободной таможенной зоны в отношении свободного склада применятся для внутреннего потребления выпускаемой продукции без выплат различных платежей, на условиях соблюдения квот по количеству продукции, которые устанавливаются на основе решений Правительства РФ и требований государства происхождения товаров необходимых для производства продукции на территории свободной таможенной зоны.

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;

  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

  • эффекты формирования и отклонения торговли;

  • условия осуществления торговых операций;

  • распределение прибыли;

  • конкурентное уменьшение уровня цен.

К динамическим относят:

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;

  • инновационные технические и экономические преобразования;

  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности

  • преобразование структуры национальной экономики;

  • более высокая занятость населения;

  • более высокая интенсивность роста экономики;

  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;

  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

  • более высокий уровень управления и планирования;

  • увеличение объема прямых инвестиций.

«Эффект домино» — заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);

  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;

  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.

  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.

  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Читайте также:  Что такое ДДУ и на что обращать внимание при покупке квартиры у застройщика

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

  • отличие в техусловий и нормативов;

  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

Операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах

Законодательство допускает совершение с товарами, помещаемыми под указанные таможенные режимы, производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи товаров. В зависимости от характера товаров, помещаемых под данные таможенные режимы, могут применяться отдельные запреты и ограничения. В отношении свободных таможенных зон такие запреты может устанавливать только Правительство РФ, в отношении свободных складов — ГТК России совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития.

Таможенные органы могут регулировать вопросы осуществления производственных и иных коммерческих операций с товарами, помещенными в свободных таможенных зонах и на свободных складах, применительно к каждому конкретному случаю. В соответствии с частью 3 статьи 79 Таможенного кодекса РФ они могут запретить совершение таких операций лицам, нарушающим таможенное и иное российское законодательство, а также отказать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.

Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны в обязательном порядке отражаться в учетных документах (ст. 82 Таможенного кодекса РФ).

Использование режима свободного склада для привлечения инвестиций в отечественную автомобильную промышленность

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» было объявлено о государственной поддержке крупномасштабных проектов создания и развития производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, в том числе реализуемых при участии иностранных инвесторов, которые отвечают следующим критериям:

  • суммарный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет не менее 1500 млн. руб. в течение пяти лет, что фиксируется в инвестиционном соглашении, заключаемом инвестором с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ . При этом в случае участия иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию проекта, его доля должна составлять не менее 150 млн. руб.;

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413 (п. 2) таким органом стало Минэкономики России. Ему было предоставлено право заключать соответствующие инвестиционные соглашения, определяя в них обязательства инвестора по объемам инвестиций и объемам выпуска продукции по годам реализации инвестиционных проектов, а также возможность участия государства в уставном капитале коммерческих организаций, осуществляющих крупномасштабные инвестиционные проекты в автомобильной промышленности.

  • доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации по истечении пяти лет с начала реализации проекта и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% себестоимости конечной продукции.

Одной из форм государственной поддержки является установление особых правил применения таможенного режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках реализации упомянутых инвестиционных проектов.

Основы правового регулирования порядка применения режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках специальных инвестиционных проектов, установлены названным Указом Президента Российской Федерации и сводятся к следующему.

  1. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные в рамках специальных инвестиционных проектов, в пределах установленных квот при вывозе таких товаров с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации считаются происходящими из Российской Федерации. Эти квоты ежегодно определяются Правительством РФ, которое исходит из объемов фактических инвестиций в реализацию данных проектов, а также из объемов выпуска средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость конечной продукции.
  2. При нарушении норм Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 и положений соответствующих инвестиционных соглашений особенности таможенного режима свободного склада не подлежат применению с момента обнаружения указанных нарушений.
  3. Срок применения особенностей таможенного режима свободного склада к средствам автомобильного транспорта и автомобильным компонентам, производимым в рамках одного проекта, не должен превышать срока реализации этого проекта, но не может быть более семи лет.
  4. Правительство РФ разрабатывает порядок определения:
  • происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135;
  • доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции;
  • количественных ограничений для применения особенностей таможенного режима свободного склада, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135.
  1. ГТК России выдает российским коммерческим организациям (в том числе с иностранными инвестициями), осуществляющим реализацию проектов, лицензии на учреждение свободных складов на основании решений Правительства РФ.
  2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся российские коммерческие организации, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, рекомендуется предоставлять этим организациям в пределах своей компетенции дополнительные льготы и гарантии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 принято Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413, которым были утверждены:

  • Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада;
  • Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации;
  • Порядок определения количественных ограничений для применения особенностей правового регулирования таможенного режима свободного склада и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции.

В соответствии с действующими правилами средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, что подтверждается сертификатом происхождения товара, не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации в пределах квот (в натуральном и стоимостном выражении), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. При реализации на территории Российской Федерации указанные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты подлежат обложению налогами в порядке, установленном российским законодательством. При вывозе таких товаров в количестве, превышающем установленные квоты, обложению таможенными платежами подлежат комплектующие иностранного происхождения, использованные для их изготовления, по ставкам на эти комплектующие, действующим на момент их помещения под таможенный режим свободного склада.

Оформление свободной таможенной зоны

  1. Копия свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации в 1 экземпляре.
  2. Копия свидетельства о регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск» в 1 экземпляре.
  3. Технико-экономическое обоснование необходимости определения пределов СТЗ в 1-ом (одном) экземпляре.
  4. Краткое описание инвестиционного проекта, содержащее: информацию о резиденте СЭЗ «Минск», (учетный номер плательщика, полное наименование, дата регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск», юридический адрес предприятия), информацию о деятельности, которую предполагается осуществлять в определяемых пределах СТЗ, в соответствии с инвестиционным проектом (в одном экземпляре и на внешнем носителе).
  5. Перечень товаров, классифицируемых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), которые будут использоваться для осуществления деятельности, указанной в кратком описании инвестиционного проекта, и помещаться под соответствующую таможенную процедуру (далее – перечень товаров) в 3-х (в трёх) экземплярах. При этом в перечень товаров должен быть оформлен в указанном виде.
  6. № п/п Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товара Обоснование необходимости помещения под таможенную процедуру СТЗ
    1 2 3 4

    Понятие реимпорта продукции

    Реимпорт – это специальная таможенная процедура, при которой продукция, отправленная с таможенной зоны России, снова ввозится на свободную территорию. Для того чтобы не производилась уплата налогов, пошлин, не применялись экономические меры воздействия, эти два события происходят в определенные сроки. Другими словами, режим реимпорта существует для возврата товара на таможенную Российскую территорию после того, как она была ранее вывезена. Помимо этого, режим подразумевает возврат оплаченных раньше налогов и пошлин.

    Для определения товаров в группу реимпорта соблюдается ряд условий. При вывозе с таможни товары находятся в свободном обращении или получены после переработки импортных товаров. Реимпорт осуществляется, если продукция заявляется к помещению в режим в трехлетний срок после завоза при отправлении с территории свободной зоны. Для строительного и промышленного оборудования территориальная Федеральная служба продлевает это время по запросу заинтересованного лица.

    Условием для помещения в режим реимпорта является сохранение первоначального состояния продукции, исключение составляет естественное уменьшение количества. При этом свободная таможенная зона допускает эти изменения, если соблюдаются нормальные условия перевозки, транспортировки и эксплуатации. За товары оплачивается все положенные суммы налогов, таможенных сборов, субсидий и других пошлин.

    Услуги оформления процедуры «Свободная таможенная зона»

    Наша оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

    Предоставляем услуги участникам ВЭД:

  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Документы и информация для таможенного оформления товаров под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *