- Наследование

Шпаргалка по административному праву.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шпаргалка по административному праву.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.

Особенности объектов административного права

Как выяснилось, объект административного права могут составлять различного рода отношения, имеющие ряд особенностей. А именно:

  • Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни. Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.
  • Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти. Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Понятие «государственное управление» и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:

1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления:

1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

2) государственное управление осуществляется непрерывно;

3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

Признаки государственного управления:

– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней;

Читайте также:  Как заработать на пенсию: зарабатываем достойную пенсию в России

– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;

• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки, в свою очередь, делятся:

• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

Читайте также:  Минимальная пенсия в 2023 году

прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

международные: международное публичное право, международное частное право;

изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

Понятие и предмет административного права

Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.

Разграничение между различными отраслями проводится в основном по предмету правового регулирования.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право — это управленческое право.

Назначение административного права — регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Тема 4. Административное право

Административное право – это отрасль права, регулирующий отношения в сфере государственного управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения, которые сопутствуют управленческой деятельности. Иногда даже административное право называют правом управленческим. Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей.

Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов. В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей РФ от имени государства. В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.

Предмет административного права

На современном этапе развития законодательства предмет административного права имеет сложную структуру и включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе:

  • внешнеорганизационной управленческой деятельности органов публичной администрации (исполнительных органов
    государственной власти и исполнительных органов местного самоуправления);
  • внутриорганизационной деятельности аппаратов всех государственных органов и администраций государственных
    предприятий, учреждений и организаций;
  • публично-сервисной деятельности органов публичной администрации;
  • реализации делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  • применения мер административного принуждения, включая меры административной ответственности;
  • реализации юрисдикции административных судов.

Административное право.

Административное право – это раздел юридической науки о системе государственного управления Административное право.

Административный спор

Административный спор – это особая форма судебного контроля за законностью административного акта. Это вид судебной процедуры, в которой оценивается законность действий участников.

Посредством административного спора государственные органы, компании и другие организации, осуществляющие государственные полномочия, принимают решения о правах или обязанностях физических, юридических лиц или других сторон в отдельных административных делах.

Предметом административного спора является законность административного акта. Существуют разные подразделения и типы административных споров, возникающие из-за разных критериев, используемых для классификации:

  • объективные и субъективные административные споры;
  • споры ограниченной и полной юрисдикции.

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

Читайте также:  Должны Ли Пенсионеры Платить Налог На Маломерное Судно

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Что не относится к объектам

Для понимания вопроса об объектах, следует понять, что относится к объектам гражданских правоотношений, а что нет. Как указано выше, к объектам гражданских прав не относятся их участники – люди или юридические лица. Однако гражданское законодательство включает ряд принципиально важно норм, связанных с неотчуждаемыми правами людей. Например, право собственности, право владеть и свободно распоряжаться своим имуществом. Указанные неотчуждаемые права к объектам гражданских прав не относятся.

К примеру, к объектам гражданских прав не относится ни одно личное неимущественное право. Такие личные неимущественные права защищаются государством. При их нарушении, обладатель права вправе потребовать материальной компенсации, а также возложения обязанности на нарушителя устранить последствия своих действий.

Более того, в зависимости от степени серьезности нарушения нематериальных прав, может быть задействовано уголовное законодательство, а также законодательство об административных правонарушениях и ответственности. При установлении вины лица в нарушении личного нематериального права, он получает возможность требовать возмещения в рамках гражданского права. как правило, в таких ситуациях речь идет о размере материальной компенсации. Например, за причиненный моральный вред.

В целях восстановления нарушенных прав, лицо подает гражданский иск и досудебную претензию к нарушителю. Следовательно, между указанными лицами возникают гражданские правоотношения. Это означает, что появляется объект данных отношений. Поскольку речь идет об иске и о возмещении, то объектом является компенсация, выраженная в конкретной денежной сумме. Таким образом, из личных неотчуждаемых нематериальных благ могут возникнуть гражданские правоотношения, которые уже будут иметь объект.

При этом надо указать, что такие права представляют собой статичные понятия. Они не развиваются и являются некими принципами, основами гражданских прав. При воздействии на них, запускаются гражданские процессы, предусмотренные законом. В ходе чего, между лицами образуются отношениями, в которых уже появляется соответствующий объект.

Таким образом, любой процесс, основанный на нормах гражданского законодательства, будет иметь свой объект. Указанное понятие объекта является одним из наиболее широких в гражданском праве. Но оно отлично сопоставляется с понятиями субъекта. Ведь если есть объект отношений, то есть и участники таких отношений. А значит, есть и субъект.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *