- Наследование

Дистанционное обучение или очное: что лучше?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дистанционное обучение или очное: что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый курс факультеты ВУЗов набирают большое количество студентов — несколько сотен. Для удобства обучения студенты курса делятся на потоки, потоки на группы, а группы на подгруппы. Расписание составляется с учётом такого разделения. Например, лекции читаются сразу всему потоку или курсу, а занятия проводятся отдельно в каждой группе или даже подгруппе.

Сочетание очной и заочной формы. Раньше такая форма обучения называлась вечерней. Студенты посещают лекции и семинары, но в вечернее время и не каждый день. Экзамены и зачёты сдают очно, много времени уделяют самостоятельной подготовке: пишут контрольные, курсовые, рефераты, готовят доклады.

Плюсы

  • совмещение работы и учёбы;
  • возможность начать карьеру раньше ровесников;
  • взаимодействие с преподавателями и однокурсниками;
  • стоимость очно-заочной формы обычно меньше, чем очной;
  • студенты очно-заочной формы участвуют в студенческих праздниках, конкурсах, научных конференциях.

Минусы

  • отсутствие льгот по оплате проезда, стипендии и общежития;
  • нет отсрочки от армии;
  • срок обучения такой же, как на заочной форме — пять лет на бакалавриате и шесть лет на специалитете.

Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.

У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:

  1. Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
  2. Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
  3. Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
  4. Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
  5. Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
  6. Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
  7. Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
  8. Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.

К недостаткам традиционной формы обучения относятся:

  1. Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
  2. Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
  3. Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
  4. Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.

Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.

Преимущества заочной формы обучения

Заочная форма обучения менее популярна, чем очная. Тем не менее, она имеет право на существование и полезна многим. Благодаря заочной форме вы:

  • получите диплом государственного образца, который ничем не отличается от выданного на очном отделении;
  • сможете получить тот же объем знаний и заниматься по учебному плану, что и очники. При заочной форме большую часть придется осваивать самостоятельно — преподаватель лишь направляет студентов и контролирует процесс на экзаменах;
  • сэкономите массу времени. Учиться можно в оптимальном темпе и режиме, в удобное время. Посещать лекции и затем снова перечитывать их при подготовке к экзаменам не нужно. Вы не тратите время на дорогу, организационные моменты, пары;
  • сможете учиться в удобном режиме, если живете в другом городе, имеете семью, постоянную работу. Заочная форма — единственный вариант для людей, у которых уже есть финансовые и семейные обязанности;
  • сэкономите: заочное обучение дешевле, а работодатель обязан предоставлять оплачиваемый отпуск на время сессий;
  • успеете пройти стажировку и получить реальный опыт работы по профессии. Устроиться на работу заочникам намного проще, чем студентам очного отделения. К моменту окончания вуза у вас уже будет реальный опыт и больше возможностей для трудоустройства и карьерного роста.

Заочная форма обучения в школе

Школы обязаны предоставлять ученикам право на получение образования в заочной форме, но это должно быть закреплено в локальных актах конкретного образовательного учреждения.

Читайте также:  Можно ли работать и быть ИП одновременно

При заочном обучении ребенок считается учеником школы, пользуется учебниками из школьной библиотеки, пишет в классе необходимые контрольные и диагностические работы. Учителя могут проводить для него консультации. Успех (или неуспешность) ребенка отражается на школе.

Итоговые оценки выставляются на основании оценок за контрольные работы.Семья не вправе выбирать программу обучения и график ее освоения в случае заочного обучения. Необходимо следовать программе школы.

Чтобы школьника перевели на заочную форму, родители должны написать заявление и подтвердить знакомство с учебным планом, которого и предстоит придерживаться.

На что обратить внимание, выбирая форму обучения?

Для очников учеба – это основное занятие. Заочникам необходимо гармонично совмещать трудовую деятельность с получением знаний по специальности.

Обучающийся обязан:

  • освоить общие и профильные дисциплины;

  • сдать зачеты и экзамены;

  • сдать контрольные работы на проверку;

  • написать и защитить курсовые проекты;

  • выполнить выпускную квалификационную (дипломную) работу в соответствии с образовательными стандартами.

Работающий по специальности студент не освобождается от отчетов по практике.

Перед подачей документов стоит задать себе несколько вопросов:

  1. Какой уровень теоретических знаний я хочу получить?

  2. Насколько важна практика для освоения моей будущей профессии?

  3. Сколько времени я готов посвятить посещению занятий и прямому общению с преподавателями?

  4. Хватит ли денежных средств у моих родителей, чтобы содержать меня, если на бакалавра нужно учиться 4 года, на специалиста – 5 лет, а на магистра – 6?

У юношей есть еще одна причина задуматься о форме обучения. Это обязанность отслужить в армии. Очникам дается отсрочка, а воинский долг выполняется после окончания вуза до 26 лет включительно.

Переход с одной формы на другую

Перейти с очной формы на очно-заочную или заочную обычно не составляет проблем. Если в силу определенных обстоятельств необходимо сменить форму обучения, то это
можно сделать после окончания сессии.

При переходе на платную основу сложностей возникнуть не должно. Но если есть желание занять немногочисленные бюджетные места, то придется потрудиться. Чаще всего заочные группы уже сформированы, и места на бюджетной основе занимаются в первую очередь. В случае отсутствия таких мест стоит подождать до следующей сессии и оставить заявку на перевод. Некоторых студентов могут отчислить после сдачи экзаменов, и в этом случае есть шансы попасть на их место, если успеваемость отличная и нет проблем с дисциплиной.

Стоит отметить, что переход на дневную форму с других отделений осуществляется в крайне редких случаях.

Как выбрать форму обучения для ребенка

Решая, как учить свое чадо, родителям необходимо не только выяснить, какие существуют формы обучения в школе или вне школьной системы, но и взвесить все «за» и «против» выбранного ими пути.

Подумать о переходе на очно-заочное или заочное обучение имеет смысл, если:

  • ребенок отстает от сверстников или, наоборот, значительно опережает их в развитии, и общая учебная программа для него слишком тесна;
  • у школьника проблемы в общении с одноклассниками, постоянные конфликты и т. д.;
  • учебу невозможно сочетать с занятиями спортом или творчеством;
  • родителей устраивают школа и программа, но семья часто переезжает с места на место, подолгу живет за границей.

На семейное образование своих детей переводят родители, если их не устраивает школа как таковая: система обучения, программы, необходимость находиться в коллективе и т. д. Но и в этом случае ФГОСы никто не отменял: среднее образование в России обязательное, и оценивается оно по единым стандартам аттестации.

Сочетание различных форм образования допускается. Если вы перевели свое чадо на заочное обучение, но поняли, что ошиблись, всегда есть возможность вернуться в обычный класс. К сожалению, подобные эксперименты не всегда проходят бесследно. Упущенное время, утерянный контакт друзьями-одноклассниками, психологические проблемы из-за того, что «не получилось, не сумел» — безусловно, опыт, но опыт непростой. Прежде чем принять решение, честно ответьте себе: это необходимо ребенку или вашим родительским амбициям.

Следующая современная форма получения образования – это дистанционное обучение с применением современных средств связи. Проще говоря, для обучения студенту нужен персональный компьютер с выходом во всемирную сеть интернет. Вузы с дистанционной формой обучения обычно выдают студентам учебный материал в виде лекций, специальных программ, а также вебинаров.

Современное развитие высоких технологий постепенно приводит к тому, что такая форма образования все больше пользуется спросом и популярностью. В последнее время стало появляться много коммерческих и государственных вузов с дистанционной формой обучения. Больше всего привлекает абитуриентов при выборе такой системы обучения гибкий и удобный график обучения. Также почти отсутствует проблема поиска источников учебной литературы – весь учебные пособия и материал студент может получать на свою электронную почту.

Благодаря дистанционным технологиям доступными стали любые вузы с дистанционной формой обучения, находящиеся в любой точке стране и даже мира. Однако многие думают, что обучаться дистанционно – это означает, что обучение будет не очень качественным по сравнению с другими формами обучения, и знания, поученные через интернет, будут лишь поверхностными. Это далеко не так. На государственном уровне приняты постановления, уравнивающие дистанционное обучение с другими системами получения образования.

Достоинства и недостатки

Как уже говорилось выше, дистанционное образование многих устраивает удобным графиком. Можно учиться в любое время дня и ночи. Но это еще не все достоинства такой системы обучения. К ним также относятся:

  1. Совмещение обучения с основной деятельностью. Образование с применением дистанционных средств связи одинаково доступно для работающих, мам в декрете, людей с ограниченными возможностями здоровья или находящихся под арестом.
  2. Возможность осваивать знания в индивидуальном режиме, не боясь отстать от однокурсников. Например, лекцию на непонятную тему можно несколько раз пересмотреть, задать по почте вопросы преподавателю. Здесь главное это успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации.
  3. Обучение возможно осуществлять в любом месте – в квартире, офисе, уехав в отпуск или живя в сельской местности отдаленных районов. Необходим лишь выход во всемирную сеть и ваше желание.
  4. Такое обучение часто используют работодатели для повышения квалификации своих сотрудников или прохождения каких-либо курсов.
  5. Качество образования, полученного дистанционно, не уступает, а иногда превосходит традиционные системы обучения. Студент самостоятельно изучает учебный материал, а значит, лучше запоминает. Если студент еще и работает по профилю, у него есть возможность применить знания на практике.
  6. В финансовом плане дистанционная форма обучения доступнее, чем традиционная очная. Также к экономии бюджета можно отнести отсутствие необходимости платить за проживание и за проезд.
  7. Отсутствие проблемы обеспечения учащегося учебным материалом.
Читайте также:  Купить права на снегоход в Ижевске

Рассматривая минусы такого обучения, можно отметить:

  1. Многим не под силу замотивировать себя на самостоятельное изучение дисциплин. Необходима высокая самоорганизация и желание учиться.
  2. Дистанционная система хороша для индивидуального обучения, а вот коммуникативные навыки совсем не развивает и не формирует навыки работы в команде.
  3. Не предоставляется отсрочка от армии и не выплачиваются стипендия.
  4. Отсутствует возможность практических занятий. Такое обучение не подходит для многих специальностей из-за этого. Например, дистанционно не обучают на врача или педагога.
  5. Чтобы убедится, самостоятельно ли студент сдает экзамены на итоговой аттестации, его могут пригласить в вуз, так как существует проблема идентификации пользователя.

Плюсы и минусы дистанционного формата

Основное отличие дистанционного урока от традиционной формы обучения — в отсутствии живого контакта учителя с учеником. Оно же — и главный минус. Отсюда вытекают и другие проблемы:

  • страдает качество знаний;
  • от детей ожидают лучшего уровня самоорганизации, контроля, мотивации;
  • от родителей требуется больше усилий по организации обучения своих школьников;
  • необходимо оснастить и школы, и школьников необходимым техническим оборудованием;
  • психологические проблемы, связанные с резкими переменами;
  • больший объем самостоятельной работы, к которой готовы далеко не все дети;
  • отсутствие положительной конкуренции в классе;
  • снижение социального взаимодействия, что для детей чрезвычайно важно.

А каковы основные преимущества дистанционного обучения перед традиционным, чем оно лучше?

  • Конечно же, гибкость и доступность. Ребенок может заниматься из любого места и в удобное время. Нет привязки к жесткому расписанию.
  • Школьники обучаются без пропусков по болезни. Такое образование более удобно для детей с ограниченными возможностями, с особенностями развития;
  • Продуктивная индивидуальная коммуникация ребенка с учителем;
  • Отсутствие сильного влияния учителя на ученика (в случае, когда ребенок не может найти с педагогом контакт или по какой-то причине пришелся последнему не по душе);
  • Фильтрация бесполезной и, порой, вредной культурной информации, которой в школе — с лихвой.

Роль образования в обществе

Во все времена образование, как развитие и итог обучения, играло важную роль. В процессе эволюции общества за ним закрепился ряд определённых функций. В первую очередь оно складывает мировоззрение человека — некую общую картину понимания мира. Во-вторых, воспитывает нравственные качества, передаёт опыт поколений, культуру, формирует принципы поведения. В-третьих, происходит социализация человека — его вхождение в общество, функционирование и взаимодействие в нём.

Так как образование имеет высокую ценность, этому процессу отдаётся существенное внимание. Сначала родители при рождении и воспитании ребёнка задают основное базовое направление. Затем взрослый человек уже сам определяет, куда, когда, зачем и на каких условиях пойти учиться. Факторов, которые являются основополагающими и сопутствующими при осуществлении данного выбора, множество. Но один из самых первостепенных и значимых в современном мире — это финансовый. Можно платить за своё обучение, а можно просто получать его бесплатно. Всё зависит от возможностей и целей человека.

Минусы бесплатного образования

  • Низкий уровень ответственности обучающегося. Людям свойственно халатно относиться к вещам, которые достаются им бесплатно. Также и при получении образования, за которое человек не платит, его подход будет менее ответственным. Можно не стараться при учёбе, пропускать её, не проявлять инициативы. Здесь исключением является образование в ВУЗе на бюджетном месте.
  • Затраты времени. В процессе бесплатного обучения требуется потратить больше времени, нежели при его получении платным способом. Объясняется это тем, что информация преподаётся в общем виде, чаще нет чёткой структуры и выжимки. Бывает, что требуется дополнительная информация для закрепления знаний, которую следует искать в альтернативных источниках, прикладывая усилия.
  • Большие классы. При бесплатном образовании чаще всего уроки проходят с большим количеством учащихся. Разъяснить материал более детально в индивидуальном порядке каждому у преподавателя нет возможности. Соответственно, при недопонимании ученик либо ищет дополнительную информацию сам, либо оставляет всё как есть. Это влияет на общий уровень успеваемости и знаний, которыми владеют ученики. В этой ситуации возможно заниматься с преподавателем дополнительно. Однако индивидуальные занятия и факультативы необходимо в большинстве случаев оплачивать. По инициативе учителя занятия могут проходить бесплатно, но такое встречается крайне редко.
  • Платные дополнительные материалы. Как правило, при бесплатном обучении нужно приобрести ряд дополнительных материалов. Например, учебники, методические пособия, экипировку, сопутствующие предметы, необходимые для учебного процесса. Требуется оплатить формальные и неформальные взносы и т. д.
  • Авторитарный стиль общения. При бесплатном образовании стиль общения преподавателя с учениками чаще является авторитарным. Возможно, это связано с некими психологическими аспектами, когда преподаватель не обременён слишком высокой степенью ответственности при недовольстве обучаемыми качеством общения с ними.
Читайте также:  Какие изменения в бухгалтерской отчётности ожидают нас в 2023 году

Можно ли обойтись без высшего образования

Конечно, можно. Миллионы людей не учились в институте, и они живут, работают, возможно, даже неплохо зарабатывают.

Но кто же эти люди, которые, уже поработав некоторое время, вдруг срываются с места, поступают с большим трудом или платно в институт и учатся, несмотря на большую нагрузку на рабочем месте, семью и детей, требующих много внимания? Зачем им это нужно?

Ответ прост: без высшего образования невозможен карьерный рост, а с ним и рост зарплаты.

Если вы получили образование на курсах или в колледже, ваши знания носят довольно ограниченный характер, и быстро наступает предел вашей компетентности.

Если вы планируете всю жизнь заниматься одним и тем же, проблемы, возможно, и не будет. Но тем, кого манят более высокие должности и зарплаты, высшее образование необходимо.

Дело не только в том, что руководитель должен иметь диплом.

Высшее образование — это не только «корочки». Это более развитый кругозор, понимание процессов, которые происходят в мире, более высокий уровень культуры. Это не только записано на бумаге, это считывается по поведению, манерам, речи человека. Не секрет, что карьера успешнее строится не в офисе, а во время неформального общения. Не обладая достаточно высоким уровнем знаний и культуры, «своим» в высоких кругах не стать.

Перспективы, которые открываются после получения высшего образования

Наличие диплома о высшем образовании открывает многие двери.

Можно устроиться на высокооплачиваемую работу, расти в карьере и постоянно развиваться, достигать новых высот.

Но блестящие перспективы обычно у тех, кто получил действительно качественное образование.

А что делать тем, кто не может себе позволить учиться в крутом вузе из-за того, что не хватает баллов, и нет возможности платить за учебу?

Прекрасный выход из этой ситуации — учеба в Германии, которая позволяет «убить» не только двух, а гораздо больше «зайцев»:

  • в ФРГ поступить в институт и учиться в нем можно бесплатно даже иностранцам;
  • в вузах много новых востребованных направлений;
  • с немецким дипломом можно устроиться на работу в Германии;
  • не нужно в поте лица готовиться к ЕГЭ, достаточно сдать на аттестат, а все силы бросить на то, чтобы в аттестате были хорошие отметки по всем предметам, поскольку высокий средний балл важен для поступления в немецкий институт.

Сравнение очное и заочное обучение

На заочное обучение обычно поступают взрослые люди, которые получили в свое время только среднее специальное образование. Большинство из них не могут получить повышение без корочки о высшем образовании. Поэтому им приходится заново поступать в университет в более зрелом возрасте.

На очную форму обычно поступают выпускники школ. После 11 класса, когда еще нет опыта работы, сложно куда-либо устроиться без диплома. Поэтому они могут позволить себе еще 4 года потратить на получение специальности.

Учиться на очке нужно 4 года (на бакалавриате), а на за очке 4,5.

Очное отделение предполагает обязательное посещение всех пар. На заочном можно договориться с преподавателями и даже в установочную сессию не посещать лекции.

Студенты, поступающие на очное отделение понимают, что им придется не только посещать каждый день университет и сидеть на всех парах, но и заниматься домашними заданиями. Для заочников предполагаются только самостоятельные работы, которые выполняются дома.

К очным студентам преподаватели более требовательны. Во-первых, они видят в течение семестра, как кто из студентов занимается. Поэтому от более способных ожидают высоких результатов. Для заочников в большинстве существуют поблажки на экзаменах.

Таким образом, очное и заочное обучение различаются не только организацией, но и уровнем трудности при сдаче экзаменов.

Какой диплом выдают после заочки

Диплом после завершения заочного обучения выдают такой же, как и после очного. Нет никаких надписей или указателей, что студент не ходил на пары, а занимался самостоятельно дома.

Единственное, что может выдать заочное отделение – это приложение к диплому, где указаны оценки. Вместе с ними указывается количество часов, сколько студент изучал этот предмет. На заочном отделении это количество не превышает 10-15 часов. А у студент-очников может доходить до 150-300 часов по одному предмету.

Однако приложением диплома, как и самим дипломом, работодатели редко интересуются. Если работодатель и спросит, на каком отделении вы учились, то ответьте честно и объясните, что такое заочное обучение и что оно ничем не хуже очного.

Заочное обучение может иметь значение только для тех соискателей, которые поступают на государственную работу или в крупную компанию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *