- Гражданские споры

Правовые и нормативно-правовые акты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые и нормативно-правовые акты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Юридическая сила нормативного правового акта

Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.

Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:

— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям

— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам

В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.

Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.

Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.

Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА

1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства

2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.

3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы

4. Еще ниже – законы

5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам

В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.

Принято считать, что действие законов разделяется на действие в пространстве, по кругу лиц и по времени. давайте рассмотрим каждый из них:

  • Действие в пространстве. Законы РФ действуют на территории государства. Под территорией государства подразумевается – сухопутное, водное и воздушное пространство, а также континентальный шельф и экономическая зона. Термин «действие законов в пространстве» непосредственно связано с понятием «государственного суверенитета».
  • Действие по кругу лиц. По общему правилу правовые акты действуют на всех лиц. Однако некоторым лицам приписывается разный объем прав – гражданам РФ, лицам без гражданства и иностранным гражданам. Так, иностранные граждане не могут в РФ занимать государственные должности.
  • Действие по времени. Законы распространяют свое действие только с момента их вступления в силу. Если иное не указано в самом акте, то они не распространяются на отношения, возникшие до принятия той или иной нормы права. Однако, если закон предусматривает привилегированное (лучшее) условие для субъекта, то он будет распространяться на отношения, возникшие до принятия НПА.

Соотношение законов и нормативных актов

Устойчивое понимание взаимосвязи права и подзаконных нормативных правовых актов имеет большое значение не только в науке общей теории права, но и в юридической практике.

При анализе признака высшей юридической силы закона в первой главе данного исследования было установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации все виды нормативных правовых актов подчиняются Конституции и федеральному закону о юридической силе.

Читайте также:  Декретный отпуск: как рассчитать, оформить и получить выплаты

Таким образом, трактовка данного аспекта показывает взаимосвязь актов с точки зрения юридической силы, показывает степень зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона.

Особенность данного аспекта в ситуации современного федеративного государства отражается в том, что иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации зачастую строится не столько на иерархии органов, их издающих, сколько на нормативно определенной позиции, касающиеся Конституции и закона. Это один из ключевых принципов формирования современной правовой системы РФ.

Другой аспект взаимосвязи закона и исполнительного нормативного акта — это определение основы для публикации и основы для принятия соответствующих актов. На основании юридически зависимого положения исполнительных актов, их подчиненности закону акт может быть принят при наличии закона, который уже вступил в силу.

Отсюда следует, что право издавать подзаконные акты определенного типа или подзаконные акты в отсутствие закона (до закона) должно быть прямо закреплено в Конституции или специальном законе, поскольку такой вопрос, несомненно, является одним из основных, из наиболее важных для государства и общества законов, рассмотренных в первой главе этой части.

Решение такого важного вопроса в актах ненормативного характера, например в актах Конституционного Суда РФ, не имеет ничего общего с принципом законности в сфере законотворчества, противоречит демократическим принципам верховенства закона.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

    Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

    Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

    Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

    Заключительные и переходные положения

    Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:

    • период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
    • силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
    • порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
    • постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
    • сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
    • издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
    • установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.

    При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.

    Начало и срок действия нормативных актов

    Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

    В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

    В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

    • на временные акты;

    • акты неопределенно длительного действия.

    Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

    Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

    Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

    Систематизация и уровни

    Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

    Систематизация происходит по следующим критериям:

    1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
    2. По времени: временные и продолженного действия.
    3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

    Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

    1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
    2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
    3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

    Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

    1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
    2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
    3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

    Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России

     В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России. Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснованным определение характерных признаков данного понятия. В статье определяется место нормативных актов в системе правовых актов Российской Федерации.

    Ключевые слова: форма права, правовые акты, система правовых актов, нормативный правовой акт.

    This article discusses a normative legal act as the most common form of law in modern Russia. Despite the fact that in scientific and legal literature there is no unambiguous definition of a normative legal act, it seems very reasonable to define characteristic features of this concept. The article defines the place of normative acts in the system of legal acts of the Russian Federation.

    Keywords: form of law, legal acts, system of legal acts, normative legal act.

    В современной жизни российского общества правотворчество занимает одно из ведущих мест, служит начальным этапом жизни права, формирует и оформляет его. В правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации как в государстве, относящемся к странам семьи континентального права, важнейшую роль играют нормативные правовые акты, которые являются основным источником российского права, при этом никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и регулятивными возможностями.

    Такое руководящее положение нормативного акта предполагает наличие глубокой теоретико-методологической базы, которая обеспечит устойчивость, систематичность и саморазвитие объекта [1].

    От признания документа нормативным правовым актом зависит решение вопроса о необходимости его опубликования, государственной регистрации, порядок обжалования. При этом важное значение имеет правильный выбор вида и формы нормативного правового акта, а также определить место будущего акта в системе нормативных актов с тем, чтобы «не допустить его противоречия действующим нормативным правовым актам» [2].

    Что входит в локальный нормативно-правовой акт ЛНА: основные признаки документации этого формата, примеры

    Как уже говорилось ранее, само определение рассматриваемого термина дано в ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в рамках регламента присутствует перечень признаков, характеризующих эту бумагу по определенным критериям:

    • определение процесса исполнения федеральных законов в структурах и подразделениях конкретной компании;
    • функционирование исключительно между работниками (сотрудниками) и работодателями;
    • отсутствие расчета на разовое применение — сертификат обладает некоторой юридической силой в течение долгого времени;
    • задействование в отношении абсолютно всех специалистов, трудящихся на благо какой-либо корпорации;
    • прием и утверждение путем получения консультаций и резолюций от представительных органов (или профсоюзов);
    • улучшение общего положения дел в кадровой сфере, расширения уровня гарантий, адресуемых персоналу.

    Представленные признаки должны присутствовать у практически любого, более или менее грамотно составленного шаблона НПА.

    Изменение и отмена ЛПА

    Понимание того, какие документы — это локальные акты, а какие нет, представляется в виде ключа к грамотной организации рабочего процесса. Нетрудно догадаться, что все поправки, вносимые в представленные бумаги, должны оформляться путем выпуска соответствующих приказов. Причем самостоятельно варьировать различные условия, прописанные в подобных бланках, работодатель не может от слова совсем. Предупреждать персонал о грядущих формациях следует не менее, чем за два месяца до их финального утверждения в рамках предприятия. Именно о таком правиле рассказывают выкладки, присутствующие в ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке выполняется и отмена всевозможных НПА, регламентировать которую можно в любой момент.

    Тема 26. Формы (источники) права

    26.1. (задание закрытого типа)
    Наиболее древний источник права — … .

    1. -: судебное решение

    3. -: правовое сознание

    26.2. (задание закрытого типа)
    Основными источниками права римские юристы признавали…

    1. +: закон и обычай

    2. -: прецедент и закон

    3. -: прецедент и обычай

    4. -: Конституцию и регламент

    26.3. (задание закрытого типа)
    Кодекс как источник права является…

    1. -: комплексным нормативно-правовым актом, принимаемым по наиболее важным вопросам общественной и политической жизни

    2. -: выражением воли народа, актом высшей власти в государстве

    3. -: институтом отрасли права

    4. +: систематизированным законом, регулирующим отдельную сферу общественных отношений в определенной отрасли

    26.4. (задание закрытого типа)
    Источники права:

    1. -: договор купли-продажи

    2. -: договор подряда

    3. -: договор мены

    4. +: коллективный договор

    26.5. (задание на соответствие)
    Установите соответствие:

    общественные отношения источники права в материальном смысле
    «Русская правда» «памятник» права
    Закон, указ источники права в юридическом смысле

    26.6. (задание закрытого типа)
    Источники права — это … .

    С какого момента нормативный акт вступает в силу

    Поскольку НПА является документом, обладающим значительной юридической силой, но меньшей чем у Конституции, он способен по своей сути затрагивать три пункта, связанных с гражданином: его права, свободу и обязанности. Кроме того, они могут устанавливать правовой статус любых организаций.

    Все НПА, которые прошли гос. регистрацию в российском Минюсте, обязательно публикуют в двух конкретных местах:

    • издание «Российская газета»;
    • журнал «Бюллетень НПА федеральных органов исполнительной власти».

    Как у всякого правила, тут есть исключение. Речь идет об актах или же об их отдельных их положениях со сведениями, о которых знать никому не стоит, как, например, гостайна.

    Если какой-либо НПА, кроме актов и отдельных их положений, сведения которых могут составлять гостайну, не прошел госрегистрацию или НПА был зарегистрирован, но был неправильно опубликован, то они не считаются вступившими в силу, а значит, они не могут делать следующее:

    • регулировать правоотношения (например, их нельзя использовать в качестве средства применения санкций по отношению к любому физическому и юридическому лицу);
    • использоваться в качестве аргумента или контраргумента при разрешении любого спора.

    НПА, как правило, вступает в полную силу в течение 10 дней с того дня, когда он прошел этап публикации на официальном уровне. Исключением из этого правила является пункт, в котором указано, что сам акт войдет в силу на других условиях.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *