- Гражданские споры

Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Публикация первых данных об основных параметрах госбюджета-2023 озадачила и даже напугала многих объемами затрат на оборону и силовые ведомства. По этим двум направлениям Украина планирует потратить в 2023 году около ₴1 трлн — а это почти 50% всех бюджетных расходов.

Если Запад не поможет, проведем эмиссию

Во многом именно из-за беспрецедентных военных трат дефицит госбюджета на следующий год запланирован на уровне ₴1,29 трлн — 20% ВВП. При этом общие доходы государства составят около ₴1,28 трлн.

Ясность в вопрос о причинах, подтолкнувших правительство заложить такой громадный дефицит, внес премьер-министр Денис Шмыгаль. Проект госбюджета-2023 ориентирован на ленд-лиз, который Украина рассчитывает получить в следующем году от США. Кроме того, ожидается помощь государств ЕС и НАТО в вопросе финансирования и перевооружения украинских вооруженных сил.

По словам Шмыгаля, Киев ожидает, что страны Запада выделят на эти цели около $40 млрд. Поэтому в проекте госбюджета для покрытия дефицита и дополнительного финансирования экономики запланировано привлечение 1,4 трлн государственных заимствований. Главным образом, это и есть финансовая помощь США и ЕС.

Возникает вопрос — а что делать, если Соединенные Штаты и Евросоюз в следующем году не смогут предоставить Украине столь серьезные финансовые и военные вливания? Тогда НБУ придется провести масштабную эмиссию гривны для покрытия возникающего дефицита.

В этом году объем эмиссии Нацбанка уже достиг ₴300 млрд. Возможно, в 2023 году регулятору предстоит еще более серьезная «печать денег» — на ₴1 трлн. Такая необходимость возникнет, если не будет ожидаемых объемов зарубежной финансовой помощи.

В эмиссионно-инфляционном тупике имени МВФ

Правительство хочет решить очень сложную экономическую задачу — разогнать инфляцию до 30%, чтобы за счет НДС повысить доходы госбюджета и при этом избежать повышения пенсий и зарплат бюджетников. Но добиться этого непросто.

Упомянутая экономическая модель чревата обвалом покупательского спроса, ведь для многих украинцев часть товаров моментально станет недоступной роскошью из-за их дороговизны. А такая ситуация может спровоцировать падение продаж и… объемов поступления НДС.

Тем не менее у Кабмина есть шанс повысить доходы бюджетников за счет эмиссии. Такой шаг позволит удержать высокую инфляцию и спрос на товары по новым ценам. Но тогда придется либо повышать минимальную заработную плату и пенсию, либо вводить какие-то новые принципы их начисления.

Правительство тут явно зашло в тупик. А виноват в этом МВФ. Поскольку Фонд неизменно и решительно выступает против повышения минимальной зарплаты и пенсии в ближайшие годы. Эта организация настаивает на соблюдении политики жесткого урезания государственных расходов — прежде всего за счет бюджетников и пенсионеров. Но украинская власть не готова к радикальным мерам, поскольку они только озлобят население, а экономику не спасут.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Когда у нас будут европейские налоги

Планируется ли какая-то крупная налоговая реформа после войны или еще даже во время войны? Говорили о реформе 10-10-10, или она еще на столе?

Я все же надеюсь, что мы этим опасным вирусом переболели уже. Эта мутация вируса 5-10 в 10-10-10. Наши псевдоэксперты в сетях фейсбука заразились этим вирусом вероятно у известного политика из прошлого. И вирус как-то так, как в ужастиках мутировал в другую формулу, более опасный подвид. Но наконец-то видно, что мы с этой совершенно бессмысленной и крайне вредной для государства в войне дискуссией об отмене налогов, реформе 10-10-10, отмене ЕСВ и других блестящих, но абсолютно бессмысленных идей, уже покончили. Мы этим переболели и оставили в прошлом.

Сейчас мы находимся в другой парадигме – в парадигме имплементации законодательства ЕС в законодательство Украины.

У нас есть четкая модель налоговой системы. У нас есть четкие лимиты и минимумы налоговых ставок. Мы будем настаивать на том, чтобы наши ставки налоговые были минимальны в ЕС. Но все равно в пределах принятых директивами ЕС. Мы от этого никуда не денемся.

Мы будем настаивать на определенных переходных периодах, но точно мы не будем заменять европейский налог на прибыль предприятий каким-либо другим изобретением некоего псевдоэксперта. Я надеюсь, что с экспериментами и налоговой фантастикой мы уже закончили. Я также очень надеюсь, что с ней закончили некоторые наши чиновники, склонные вдохновляться соцсетями, а не учебниками по финансам или экономике. Я убежден в том, что все же они уже подчитали учебники и не будут уже этим всем играть и позориться. Потому что это вредит стране. Кое-где откровенно пахнет диверсией.

Регистрация плательщика НДС

Порядок проведения обязательной регистрации плательщика НДС предусматривает подачу заявления по месту жительства датой не позднее 10 числа следующего месяца, за превышением лимита в 1 млн. грн. Регистрация по собственному желанию предусматривает порядок подачи заявления за 20 дней до начала нового налогового периода. Если предприниматель еще до регистрации предприятия решил быть плательщиком НДС, то заявление можно подать при регистрации ФЛП или юридического лица. Оно подается в органе государственной регистрации в общем пакете документов.

При замене ставки единого налога на такую, при которой предусмотрен налог на добавленную стоимость, заявление для регистрации плательщика НДС предоставляют за 15 дней до наступления нового квартала. Когда плательщик меняет упрощенную систему на другое налогообложение, то заявление такому лицу следует подать до 10 числа следующего за переходом месяца. Когда срок припадает на выходной или праздничный день, то крайним сроком подачи заявления определяют следующий день.

Когда у налогоплательщиков есть права на электронный документооборот между ним и контролирующими органами, то заявление можно подать в электронной форме.

Заявление для регистрации подают лично руководитель или его представитель с документальным подтверждением своего статуса. Контролирующему органу выделяют три рабочих дня для внесения записи предприятия в реестр плательщиков НДС. Процедура проводится если нет оснований отказать в регистрации. Последним этапом регистрации плательщика НДС станет получение выписки из реестра плательщиков налога. Государственная фискальная служба предоставляет выписку по запросу организации в течение 2 рабочих дней. Действие выписки продолжается пока не внесены изменения.

Ставка НДС составляет 20% (базовая ставка).

14% НДС применяется для операций по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины определенных видов сельскохозяйственной продукции.

7% НДС определено для операций по:

  • поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий, внесенных в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или отвечающих требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешенных для предоставления на рынке и/или ввода в эксплуатацию и применения в Украине;
  • поставке на таможенной территории Украины и ввоза на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в рамках клинических испытаний, разрешение на проведение которых предоставлено федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения;
  • поставке услуг по показу (проведению) театральных, оперных, балетных, музыкальных, концертных, хореографических, кукольных, цирковых, звуковых, световых и других представлений, постановок, выступлений профессиональных художественных коллективов, артистических групп, актеров и артистов (исполнителей), кинематографических премьер, культурных художественных мероприятий;
  • поставке услуг по показу оригиналов музыкальных произведений, демонстрации выставочных проектов, проведению экскурсий для групп и отдельных посетителей в музеях, зоопарках и заповедниках, посещению их территорий и объектов посетителями;
  • предоставлению услуг по распространению, демонстрации, публичному оповещению и публичному показу фильмов, адаптированных в соответствии с законодательством в украиноязычные версии для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха;
  • предоставление услуг по временному размещению (проживанию) отелями и подобными средствами временного размещения.

Особо следует отметить, что операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, реэкспорта, в режиме беспошлинной торговли, в таможенном режиме свободной таможенной зоны облагаются НДС по ставке 0%.

Кроме того, ставку НДС 0% применяют при налогообложении следующих операций:

  • поставка товаров для заправки или обеспечения морских судов, воздушных судов, космических кораблей, космических ракетных носителей или спутников Земли;
  • поставка услуг по международной перевозке пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом;
  • услуги, предусматривающие работы с движимым имуществом, предварительно ввезенным на таможенную территорию Украины для выполнения таких работ и вывезенным за пределы таможенной территории Украины плательщиком, выполнявшим такие работы, или получателем-нерезидентом.
Читайте также:  Повышение тарифов ЖКХ в 2022-2023 году

Временно, до 1 января 2035, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта нового оборудования и комплектующих изделий к нему налогоплательщиком-инвестором со значительными инвестициями (более 20 млн. евро) исключительно для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями в целях выполнения специального инвестиционного договора. Оборудование должно быть новым и изготовленным не ранее чем за 3 года до даты регистрации инвестиционного проекту со значительными инвестициями, а его перечень и объемы будут определяться Кабинетом Министров Украины вместе с заключением соответствующего специального инвестиционного договора.

Объект налогообложения

Объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров и услуг на место назначения, находящееся на таможенной территории Украины, ввозу товаров на таможенную территорию Украины, вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины. Кроме того, объектом налогообложения НДС является поставка услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом.

Не являются объектом налогообложения НДС, в частности, операции по

  • выпуску (эмиссии), размещению в любые формы управления и продажи (погашения, выкупа) за средства ценных бумаг, выпущенных в обращение (эмитированных) субъектами предпринимательской деятельности;
  • передаче имущества на хранение (ответственное сбережение), в концессию, а также в лизинг (аренду), кроме передачи в финансовый лизинг;
  • предоставлению услуг по страхованию, совместному страхованию или перестрахованию лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии с законом, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховочных) брокеров и страховых агентов;
  • предоставлению услуг, связанных с переводом средств, участниками платежных систем и платежными организациями платежных систем, предоставлению услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату средств по договорам займа, депозита, вклада (в том числе пенсионного), управлению средствами и ценными бумагами (корпоративными правами и деривативами), поручению, предоставлению, управлению и уступке прав требования по финансовым кредитам финансовых учреждений, кредитным гарантиям и банковским поручительствам лицом, предоставившим такие кредиты, гарантии или поручительства;
  • предоставление банками (финансовыми учреждениями) услуг в рамках управления фондами банковского управления, фондами операций с недвижимостью, фондами финансирования строительства (в том числе за перечисление средств на финансирование строительства из фонда финансирования строительства), за осуществление платежей по ипотечным сертификатам в соответствии с законодательством;
  • ввозу на таможенную территорию Украины, вывозу за пределы таможенной территории Украины независимо от избранного таможенного режима товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро.

Освобождаются от налогообложения НДС, в частности, операции по:

  • поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством на предоставление указанных услуг, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и тому подобное;
  • предоставлению услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями.

Что еще может измениться в бюджете

Понятно, что проект — это лишь «черновой вариант» бюджета. Традиционно в него вносятся сотни поправок. В прошлые годы, после подачи проекта бюджета в Раду, активизировались лоббисты, которые выбивали под себя и интересующие их отрасли дополнительное финансирование. Будет ли так же в этот раз? Железняк не исключает, что как минимум начнутся торги за деньги соцэкономразвития и ГФРР.

Ассоциация городов Украины уже давно заявила, что нужно оставить увеличенный процент НДФЛ в местных бюджетах, а также активнее помогать из центра усилиям местных общин обустроить переселенцев.

При этом, как отметил Забловский, «торгов» будет меньше обычного.

«Проект предварительно согласован с ключевыми международными партнерами, вряд ли он будет существенно переписываться. Поэтому больших изменений не ожидается», — добавил Забловский.

С ним согласен и Пендзин. «Все эти ребята, которые сейчас побегут лоббировать свои интересы, должны держать в уме, что основная часть денег будет уходить на войну. Не исключено, что и без того рекордное финансирование армии придется еще больше увеличивать. А остальные расходы — урезать. Плюс каждая копейка трат должна быть согласована с кредиторами. В такой ситуации особого пространства для маневра я не вижу. Хотя, конечно же, будут всякие «мелкие» статьи расходов, которые попытаются протянуть под кого-то», — подытожил эксперт.

Напомним, «Страна» писала о том, что наличный курс вышел на 42,40 грн/$ после заявления Шмыгаля о долларе по 50 грн, и разбиралась, что будет с курсом дальше.

Порядок получения освобождения от НДС в 2021 году

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (и��и) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
Читайте также:  Как наказать сотрудника и остаться хорошим боссом

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Изменения в налоговом законодательстве в 2021 году

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.

Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.

Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:

  • пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
  • пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
  • маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.

Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.

Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.

В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

  • конкурсная масса;
  • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

В Украине отменяют НДС: Зеленский анонсировал налоговую реформу

Однако не НДСом единым живет государство. Если посчитать, сколько налогов мы с вами оплачиваем в копилку государства, то получится кругленькая сумма.

Нам иногда кажется, что это не такие уж и большие деньги, ведь на руки мы их не получаем — за нас их платит работодатель, поэтому и не задумываемся о размерах. Но если бы получали эту сумму на руки, а уже потом самостоятельно рассчитывались с государством, то, скорее всего, многие бы задались вопросом об эффективности использования этих средств.

Давайте прикинем приблизительный порядок цифр. По итогам мая средняя зарплата составила 13,5 тыс. грн. Когда статистическое ведомство отчитываются о средней зарплате по стране, то они называют так называемую грязную сумму, до вычета налогов. Но еще до того, как перечислить деньги людям на зарплаты, работодатель должен заплатить так называемый единый социальный взнос (ЕСВ). Согласно нынешнему законодательству ставка отчисления для всех наемных сотрудников одна и составляет 22% от фонда оплаты труда и подлежит оплате за счет работодателя. То есть для того, чтобы заплатить среднюю зарплату на уровне 13,5 тыс. грн, работодатель должен заплатить еще 2970 грн налогов. Несмотря на то что оплачивает этот взнос работодатель, это фактически ваши деньги, ведь они могли бы пойти вам на зарплату, и она составила бы 16 470 грн.

Впрочем, брать налоги только с работодателя государству кажется недостаточным, поэтому он облагает налогом и работника. Каждый из нас платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный сбор. Размер этих налогов составляет 18 и 1,5% соответственно. То есть если от 13,5 тыс. отнять эти проценты, то на руки наш среднестатистический работник получит уже 10 867 грн. Сравните эту цифру с той, которую потратил работодатель на вашу зарплату, и получается, что с момента начисления зарплаты, пока деньги шли вам на карточку, государство уже откусило от них треть. Но это далеко не все.

Читайте также:  Пособие матери-одиночке в 2022 году

Теперь вступает в силу тот самый НДС. Получив зарплату, вы пойдете в магазин за покупками. Покупая любой товар, 16,7% от его стоимости вы отдаете государству. Это пресловутый НДС, или, как он называется в других странах, налог с продажи. Он входит в цену практически всех товаров и услуг, которыми вы пользуетесь. Кто-то скажет, что НДС составляет 20%. Но это не совсем так. Его часть в конечной стоимости товара — именно 16,7%. Можете пересчитать сами, изучив чек из магазина.

Итого: от вашей «чистой» зарплаты в 10 867 грн в случае покупки всех товаров в магазинах, которые платят НДС, государство получит еще 1815 грн. К этому моменту чистых денег у вас 9052 грн. Уже почти половина оказалась в бюджете.

Но и это не все. Если вы пьете и курите, то платите государству еще больше налогов. В каждой бутылке алкоголя заложен акцизный налог. Кроме того, акцизный сбор взимается при продаже топлива. Касается он не только автолюбителей или тех, кто постоянно разъезжает на такси. В стоимость проезда в обычной маршрутке тоже входит акцизный сбор.

Есть и другие налоги, которые платят далеко не все граждане, но не упомянуть их нельзя. Почти у каждого из нас есть мобильный телефон. С каждой потраченной гривны государство собирает 7,5% в Пенсионный фонд. То есть если вы потратили на связь в этом месяце 200 грн, то государство взяло из этой суммы 15 грн.

Кроме того, со всех легально ввезенных в страну импортных товаров государство взимает импортную пошлину.

— Большинство украинских работников отдают государству около 50% своих доходов в виде налогов, — говорят эксперты проекта «Цена государства». — По итогам 2021 года работник со средней зарплатой заработает около 200 000 гривен, но распоряжаться сможет только ста тысячами гривен (8,5 тыс. в месяц). Остальное заработанное будет взыскано в виде налогов: ЕСВ, ПФДО, военного сбора, НДС, акциза и ввозной пошлины.

Еще один вопрос, который часто задают потребители: много ли украинцы платят налогов по сравнению с другими странами? Чиновники любят обвинять граждан в том, что они часто работают неофициально, а эксперты говорят, что украинская система налогообложения заставляет людей уходить в тень. Дело в том, что наши граждане платят одинаковые налоги как с минимальной зарплаты, так и с миллионных доходов членов каких-нибудь наблюдательных советов госпредприятий. В большинстве же развитых стран люди с невысокими официальными доходами платят невысокие налоги или вовсе освобождены от них.

— Например, в Великобритании предельная ставка налога на доходы составляет 45%, но ее платят только те, кто зарабатывает более 50 тысяч фунтов в год. Доходы до 50 тысяч фунтов облагаются по ставке 20%, а доходы ниже тысячи фунтов в месяц (это 37,8 тыс. грн) — вообще не облагаются налогом, — резюмируют эксперты. — Налоговая система Украины достаточно запутанная. Не в последнюю очередь власть делает это намеренно: чтобы не раздражать граждан, их убеждают в том, что налоги за них платят продавцы и работодатели.

Кредит под залог недвижимости. Срочный выкуп недвижимости

Фиксированная ставка по кредиту 1.5% в месяц

Сумма от 30 000 до 50 000 000 грн. (в любой валюте).

Срок от 1 месяца до 10 лет.

100 л. топлива в подарок каждому клиенту.

Территория Киев, Киевская область до 35 км, Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Полтава, Житомир, Ивано–Франковск, Черкассы, Черновцы, Чернигов, Сумы.

Кредит под залог недвижимости от 1,5% в месяц

Честный кредит без фиктивных акций и дополнительных условий:

— Сумма от 30 000 до 30 000 000 грн;

— Согласование в течение 10 минут;

— Выдача денег в день обращения;

— Без справки о доходах и с любой кредитной историей!

Залогом может выступить любая недвижимость.

Любые налоги необходимо оплачивать вовремя и в полном объеме. Ответственность за нарушение налогового законодательства существует вплоть до уголовной. А это грозит лишением некоторых имущественных прав. Ответственность плательщика налога НДС определяется путем проведения анализа. Выясняют: был ли умысел и есть ли вина налогового агента при оплате суммы обязательства по НДС. Такой замысел действует с 1 января 2021 года. За несвоевременную уплату НДС в бюджет начисляют штраф и пеню за дни просрочки.

Размеры штрафа следующие:

  • задержка перечисления обязательства по НДС до 30 календарных дней после крайнего срока оплаты — 5% от суммы долга по налогу;
  • задержка перечисления обязательства по НДС более 30 календарных дней после крайнего срока оплаты — 10% от суммы долга по налогу.

Кроме штрафа плательщику начисляют пеню в таком размере:

  • ставка за первые 30 дней — 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты;
  • ставка за 31-й день и далее — 1/150 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты.

Умышленное нарушение сроков уплаты обязательств по НДС грозит дополнительным штрафом по ставке 25% от суммы неуплаты НДС. Неуплата суммы налогового обязательства более 90 календарных дней грозит штрафом по ставке 50 % от суммы долга по НДС.

Повторное нарушение в течении 1095 календарных дней также влечет за собой штраф 50 % от суммы неуплаты налога. Полная или частичная неуплата налога, которая определена в результате налоговой проверки организации, тянет за собой привлечение руководителя и главного бухгалтера к ответственности: административной, налоговой и даже уголовной.

Штраф не применяется для уточняющего расчета к налоговой декларации. Условие — перечисление суммы обязательства со счета системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость на следующий банковский день после подачи уточняющего расчета. Эти условия определяет статья 124 НКУ.

Налоговый период, сроки уплаты НДС

Налоговым периодом НДС признается календарный год (ч. 1 п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 127 НК).Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика (за исключением плательщиков, оказывающих услуги электросвязи абонентам, а также выполняющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога», признаются календарный месяц или календарный квартал (ч. 2, 3 п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 127 НК).

Для плательщиков, реализующих услуги электросвязи, оказываемые абонентам, отчетным периодом по НДС признается календарный месяц (подп. 2.1 ст. 127 НК).

Для плательщиков, осуществляющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога» отчетным периодом по НДС признается календарный квартал (подп. 2.2 ст. 127 НК).

Отчетным периодом НДС по операциям по ввозу товаров с территории государств — членов ЕАЭС признается месяц, в котором отражено получение товаров в учете (п. 5 ст. 139 НК).

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Форма декларации по НДС утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 и приведена в приложении 1 к Постановлению МНС от 03.01.2019 № 2.

Плательщик заполняет и включает в декларацию по НДС только те части, разделы декларации по НДС и приложения к ней, для заполнения которых у него имеются сведения (п. 3 Инструкции № 2*)

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом(п. 2 ст. 136 НК).

Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2, далее – Инструкция № 2

Профессиональный или подоходный налог – что лучше?

Профессиональный налог выглядит выгоднее, чем подоходный: 16% против 10%. К тому же, в 10% уже включены взносы в фонд социальной защиты населения в размере 6%. Это значит, что пенсионеры, которые будут плательщиками НПД, фактически заплатят не 10%, а всего 4% — ведь они освобождены от уплаты страховых взносов. Остальные ИП по итогам года заплатят в ФСЗН не 35% от минимальной зарплаты, а 29%.

Министерство по налогам и сборам сейчас разрабатывает приложение, с помощью которого самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели смогут рассчитать и заплатить свои налоги. Анонсируется, что программа сможет учитывать как безналичные платежи, так и наличные оплаты и будет полностью готова к 1 января 2023 года.

Суммы налогов, которые будут платить предприниматели по проекту Госбюджета-2022

— в месячном размере: с 1 января 2022 года – 6500,0 грн; с 1 октября 2022 года – 6700,0 грн.
— в почасовом размере: с 1 января 2022 года – 39,26 грн; с 1 октября 2022 года – 40,46 грн.

Ставка начисления единого взноса составляет 22%.

— с 1 января 2022 года – 1430,0 грн. (6500,0 х 22%),
– с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн. (6700,0 х 22%).

— с 1 января 2022 составляет 21450,0 грн: максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 15 размеров минимальной заработной платы (6500,0 х 15 = 97500,0 грн), отсюда максимальная сумма страхового взноса 21450,0 грн. (6500,0 х 15 х 22%). То есть это максимальная сумма ЕСВ, уплачиваемая при условии, что сумма полученного застрахованным лицом дохода составит 97 500 грн в месяц и более.
– с 1 октября 2022 года максимальная сумма страхового взноса составит 22110 грн. (6700,0х15 х 22%).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *