- Гражданские споры

Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые правила выдачи специального разрешения на движение по дорогам машин, перевозящих опасные грузы (Приказ Минтранса от 11.04.2022 № 127). В частности, предписано, что специальное разрешение можно выдавать на срок не более одного года.

Новые поправки в КоАП РФ

В 2022 году было принято множество изменений в КоАП РФ. С 1 сентября вступает в силу уже двадцатая новая редакция Кодекса, если считать с начала этого года! Естественно, в таком изобилии найдутся нововведения, интересные всем.

Читая статью, помните, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на того, кто совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении кого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Возбуждение дела только после контакта с фигурантом

Если на организацию или ИП кто-то пожаловался, вышел материал в СМИ об имеющихся нарушениях, данные о нарушении поступили из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, то это еще не повод возбуждать дело об административном правонарушении. Сначала обязательно компетентным органом должны быть проведены проверка или иное контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом.

Эти новые правила, определенные ч. 3.1 – 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ и примечанием к ней, распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Новшества появились в КоАП РФ с 25.07.2022.

Обучение водителей с 1 сентября 2022

1 сентября 2022 года вступает в силу Приказ Минпросвещения РФ от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Читайте также:  Порядок распределения и выплат дивидендов

Этот огромный документ из 2101 страницы содержит обновленные программы обучения водителей в автошколах. Выделим наиболее значимые изменения, которые заработают с 1 сентября 2022 года:

  • перераспределение 56 часов практического вождения (было 24 часа на площадке и 32 в городе, будет 18 и 38 часов соответственно);
  • даётся возможность проводить обучение курсантов на автомагистралях (при наличии возможности);
  • вводится возможность ускоренной переподготовки для открытия доп. категорий прав (к примеру, при переобучении с мотоцикла на легковой автомобиль количество часов теории сокращено со 134 до 50);
  • вводится курс «Электронные системы помощи водителю» и изучение особенностей управления автомобилями «с высокой степенью автоматизации» (то есть с автопилотом или адаптивным круиз-контролем).

Система «Паутина» от ГИБДД

До конца 2021 года во всех регионах России должна была заработать система «Паутина». Это информационная система, которая объединяет программное обеспечение всех комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД разных регионов.

Дело в том, что сейчас каждый регион используют свои комплексы фиксации нарушений ПДД, программное обеспечение их также отличается. Отсутствие унификации приводит к тому, что невозможно контролировать нарушителей, которые выехали даже в соседний регион.

Запуск системы «Паутина» позволит синхронизировать контроль за нарушителями ПДД во всех регионах. «Паутина» в первую очередь будет нацелена на поиск угонщиков авто, а также водителей, покинувших место ДТП — скрыться в другом регионе им не удастся.

Автоинспекторы в режиме онлайн могут просматривать информацию с камер любого региона, «отследив» путь нарушители. Ожидается, что система поможет также выявлять нарушителей с иностранными или подложными госномерами, автомобили с прекращенной регистрацией, водителей без прав и т. д.

Помимо этого, возможности «Паутины» предполагалось также интегрировать с порталом Госуслуг — для возможности онлайн обжалования штрафов ГИБДД через личный кабинет. Напомним, процедура обжалования штрафов через Госуслуги уже заработала с 1 сентября 2021 года.

Сейчас «Паутина» работает полноценно только в Центральном федеральном округе. Во всех остальных регионах её планировали запустить до конца декабря 2021 года, однако этого не произошло. По мнению экспертов, это было связано с нехваткой отечественных серверов, на которых должна базироваться эта система.

На сегодняшний день к «Паутине» подключены 42 субъекта России, но для полноценного функционирования необходим запуск во всех регионах. Теперь назван новый срок глобального запуска системы — сентябрь 2022 года.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

Читайте также:  Положение о комиссии по проверке знаний по пожарной безопасности в доу 2021

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Cтатья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1 прим 3 прим 3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

За исключением административных правонарушений, предусмотренных в частности статьей 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 – 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 – 8.1, 9.1 – 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 – 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Внесенные в кодекс изменения с учетом актуальных экономических вызовов для отечественной экономики позволят минимизировать существенные финансовые последствия на субъектов контроля, обеспечив при этом цели административного реагирования,

отметил замруководителя Московского УФАС России Филипп Кадымов.

Один штраф за два правонарушения

Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ введены части 5 и 6 статьи 4.4. КОАП РФ (вступили в силу 6.04.2022 года), согласно которым, если два или более выявленных нарушений предусмотрены одной статьей, то штраф назначается один:

Читайте также:  Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения

5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

6. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи.

ДТП с электросамокатом

Наказание зависит от тяжести нарушения и категории участника движения. За легкую и среднюю степень вреда назначается административная ответственности, за тяжкую – уголовная.

Степень вреда потерпевшему Пешеход Водитель мопеда
Легкая Считается административным нарушением
Статья 12.20 Кодекса об административном правонарушении РФ устанавливает штраф до 1 500 рублей Лишение прав до 2 лет либо штраф до 5 000 рублей, согласно пункту 12.24 КоАП
Средняя Относится к административному правонарушению
Наказание, аналогичное тому, что назначается при нанесении здоровью пострадавшего легкого вреда Штраф от 10 000 до 20 000 рублей или изъятие водительского удостоверения на 1,5 – 2 года
Тяжелая, в том числе приведшая к смерти Уголовная ответственность. Мера наказания и срок зависит от обстоятельств

Когда вступит в силу?

Самым главным заблуждением, с которым можно столкнуться на сайтах Интернета, является информация, что в законную силу новый КоАП вступает 1 января 2021 года.

Уверяем вас, что это очередной ничем не подтвержденный миф. На 09.02.2020 г. нет достоверной информации о том, когда конкретно данный проект обретет статус закона. Пока он выставлен на всеобщее обсуждение на Портале правовых проектов.

Чтобы любой документ, в том числе и новый Кодекс, обрел законную силу, необходима публикация его окончательной версии на сайте правовых проектов. Как только это произойдет, то только через 10 дней состоится полное обретение документом законной силы. Сегодня пока еще рано говорить об окончательной редакции КоАП РФ, поэтому все разговоры про дату присвоения ему законного статуса не имеют под собой почвы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *