- Гражданские споры

Что такое профстандарт педагога и что изменится с 1 сентября 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое профстандарт педагога и что изменится с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Структура профстандарта педагога

Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.

Структура профстандарта педагога включает в себя:

  • точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
  • перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
  • подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
  • информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.

Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:

  1. рекомендации по внедрению профессионального стандарта
  2. требования к «электронной компетенции»
  3. требования для учителей, преподающих отдельные предметы
  4. психологические требования

Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.

Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Профстандарт педагога 2021 утвержденный правительством рф

Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.

Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.

Другая актуальная проблема сосредоточена на нехватке кадров, ведь часто учителя работают на 2 ставки, поэтому у них просто не хватает времени, чтобы дополнительно изучать иные предметы, оттачивая свои навыки.

Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.

С 1 января вводится профстандарт педагога , утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда.

Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профессиональный стандарт педагога — основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы.

Профессиональные стандарты ПС призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом.

Скорюкин Константин Владимирович. Бизнес-тренер, психолог, фасилитатор, коуч, лицензиат университета риторики и ораторского мастерства, руководитель школы ораторского мастерства «Спросите оратора», ведущий бизнес.

Профстандарт учителя-логопеда является первостепенным документом, который содержит в себе персональные и профессиональные компетенции педагога. Профстандарт собирает в себе все умения и знания, которыми следует владеть педагогу, и кроме того, детально обрисовывает все его трудовые полномочия.

Фундаментом профстандарта значится комплекс деятельности педагога-логопеда, который включает в себя обучение и развитие ребенка. Учитель на высшем уровне должен обладать знаниями в области своей деятельности и методическими способами донесения информации до каждого обучающегося.

Работа уборщика требует достаточно большого количества навыков и знаний. Читайте о нюансах профстандарта уборщика служебных помещений и о том, как разработать его должностную инструкцию.

Вопреки расхожим убеждениям, что уборщик — самая низкоквалифицированная профессия, эта работа требует достаточно большого количества навыков и знаний.

Читайте также:  Онлайн договор купли продажи нежилого помещения

С года началась разработка профессиональных стандартов — документов, подробно расписывающих правильное название должностей, требования к квалификации сотрудников в т.

Уважаемые коллеги! Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев. Создан документ, согласно которому сотрудники министерства образования хотят повысить заинтересованность и увеличить уровень ответственности каждого преподавателя, в частности дефектолога.

Какие изменения приносит профстандарт в работу дефектолога? Профстандарт дефектолога утвержденный правительством РФ ввел для педагогов в году новые квалификации и относительно каждой квалификации предъявляются особые требования, созданные на определенном характере сложности и результате поставленных министерством образования задач.

Профстандарт дефектолога утвержденный правительством рф. . Профстандарт дефектолога утвержденный правительством рф.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2021 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

Компетентность Пояснения
1 Глубоких знаний по предмету. Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.
2 Базовых знаний в смежных областях и других предметах. Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.
3 Компетентности в сфере IT-технологий. Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.
4 Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп. Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять.Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.
5 Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации. Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профессиональный стандарт «Педагог»

В 2013 году Приказом Министерства труда России (№544н от 18 января.) был утверждён профессиональный стандарт «Педагог». Это многоуровневый документ, поскольку учитывает специфику работы педагога на разных ступенях образования – в дошкольной организации, в начальной школе, в основной и старшей школах.

Документ в своем первозданном виде носит так называемый рамочный характер: он может дополняться, во-первых, на региональном уровне в соответствии с социокультурными, экономическими, демографическими и прочими особенностями; во-вторых, на уровне образовательных организаций в соответствии с их спецификой (инклюзивная, физкультурно-спортивная направленность, работа с одарёнными детьми и др.).

Появление данного документа вызвало много вопросов у руководителей организаций, учёных и практиков. В связи с этим Министерством труда и социальной защиты РФ было выпущено Письмо от 04.04.2016 г. №14-0/10/В-2253, в котором представленная информация выстроена в соответствии с поступившими со стороны организаций и граждан вопросами, например такими: для чего разрабатываются профессиональные стандарты; как часто они будут обновляться; будут ли в связи с утверждением стандартов отменены единые тарификационные справочники; будут ли распространяться профессиональные стандарты на негосударственные организации и др. Это информационное письмо позволило дать исчерпывающие ответы на многие волнующие вопросы.

С 1 июля 2016 года вступила в действие статья Трудового кодекса РФ (195.3), раскрывающая порядок применения профессиональных стандартов. Организации были обязаны использовать стандарты, если требования к квалификации установлены Трудовым кодексом или другими нормативно-правовыми актами. В остальных случаях стандарт носит рекомендательный характер, и работодатель может вносить изменения в документы своей организации (локальные акты, штатное расписание, должностные инструкции и др.), руководствуясь при этом Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Важной в этих правилах является информация о том, что, если работник по каким-либо параметрам не соответствует новому профессиональному стандарту, его увольнение недопустимо. В соответствии с законодательством к такому работнику применяется внутренняя процедура аттестации на соответствие занимаемой должности. Кроме того, ему должна быть предоставлена возможность получения дополнительного образования (как правило, профессиональная переподготовка) для обеспечения соответствия стандарту.

Первоначальное знакомство с профессиональным стандартом «Педагог» специалистов разного уровня (от управленческого до исполнительского), а также последовавшее бурное обсуждение документа показали, что современная система образования не готова к полноценному внедрению документа. Этим объясняется, прежде всего, необходимость доработки стандарта, более оптимальное его выстраивание в целях ориентации на современную образовательную практику.

Исходя из сложившейся ситуации, в соответствии с Приказом Министерства труда от 15.12.2016 г. №745 «О внесении изменений в Профессиональный стандарт «Педагог» дата вступления его в силу переносится на 1 сентября 2019 года.

Безусловно, внедрение профессионального стандарта «Педагог» не изменит систему отечественного образования в одночасье. Это лишь первый шаг, «начало масштабного образовательного проекта» (Е.А. Ямбург). Полноценное внедрение стандарта станет возможным при объединении усилий большого числа специалистов высших учебных заведений, организаций дополнительного образования и профессиональной переподготовки, управленческих команд различного уровня. Не менее важным условием является наличие у современных педагогов желания освоить профессиональный стандарт, стремления к самосовершенствованию и повышению квалификации, мотивации к освоению новых компетенций.

Читайте также:  Статья 146 ТК РФ. Оплата труда в особых условиях (действующая редакция)

Руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта «Педагог» Евгений Александрович Ямбург выделил основные направления его внедрения: широкое обсуждение, апробация и внедрение. Основной целью широкого обсуждения стандарта является, по его мнению, формирование психологической готовности педагогов; апробация позволит устранить несогласованность в нормативно-правовых документах в сфере образования и смежных сферах; а внедрение приведёт к модернизации системы подготовки новых педагогических кадров и переподготовки имеющихся на сегодняшних день.

Обсуждение профессионального стандарта стартовало с момента его опубликования на сайте Министерства образования и науки России 15 февраля 2013 года, обсуждение продолжается и сегодня. С 6 июля по 20 сентября 2017 года в Интернет-пространстве работал интерактивный ресурс «стандартпедагога.рф», на котором осуществлялось общественное обсуждение проекта уровневого профессионального стандарта «Педагог», а также модели Национальной системы учительского роста (НСУР). В обсуждении приняли участие учёные (педагоги, психологи, социологи), а также практики, которых волнует вопрос введение стандарта.

Большое внимание в обсуждении уделено и профессиональному стандарту педагога дошкольного образования, поскольку дошкольный возраст специфичен и стандартам «подчинить» его очень сложно, практически невозможно. В связи с этим важно подчеркнуть, что профессиональный стандарт педагога школьных ступеней – это «стандарт результата», а стандарт педагога дошкольного образования – «стандарт условий», в соответстви�� с которыми должен выстраивать свою деятельность воспитатель и другие педагоги современной дошкольной образовательной организации.

Профстандарт педагога-психолога, утвержденный правительством РФ

Для чего разработан профессиональный стандарт для педагога-психолога? Какую характеристику имеет настоящий документ? Из каких разделов он состоит? Какие требования к работе профстандарт педагога-психолога, утвержденный правительством РФ, предъявляет к психологам? Ответы на эти вопросы вы получите в статье.

В 2018 году законодатели стали активно внедрять профстандарты для специалистов в сфере образования. Так, с 1 января текущего года вступил в силу профстандарт психолога. Какие же требования предъявляет настоящий документ к педагогам-психологам? И какая цель внедрения профессионального стандарта?

Активное внедрение профсоюзных стандартов началось в июне 2016 году. Это связано с низкой квалификацией специалистов. Но профстандарт педагога-психолога 2018, утвержденный правительством РФ носит только рекомендательный характер. Внедрение профессионального стандарта для психологов позволяет решить следующие вопросы:

  1. обеспечить необходимую профессиональную подготовку, которою должны иметь педагоги в общеобразовательных учреждениях;
  2. сообщить педагогу-психологу, какие требования к нему применяются;
  3. привлечь психологов к процессу повышения образовательного уровня в стране.
  • Профстандарт педагога-психолога начали применять с 1 января текущего года.
  • Посмотрите видео по теме:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2021г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.

Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам.

В 2021 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда).

Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.

Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Рубрика: .

Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования () Рубрика: .

Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью.

Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.

Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.

Профстандарты для педагогов в 2021 году

Предположительно, в описываемом стандарте четко пропишут требования, которым напрямую должен отвечать коллектив учителей. То есть, ради того, чтобы устроиться на работу в школу, специалисту следует грамотно планировать личное время, которое выделяется на изложение предмета. Затем научиться разбираться в информационных технологиях, рассказывая ребятам обо всех их тонкостях. Ценно изначально отмечать наклонности и таланты школьников для их потенциального развития. При работе с детками, имеющими физические отклонения, крайне важно быть толерантным.

Нельзя забывать о стабильном контакте с родителями, попутно привлекая их к обучающему процессу.

Это лишь небольшой перечень требований, но все они важны, ведь учителям доведется прикладывать по максимуму усилий, с целью успешно пройти аттестацию. Многие специалисты взволнованы, что их ждет, вдруг не смогут подтвердить личную квалификацию по новым канонам. Особенное опасение со стороны того, что педагогов за несоответствие уволят из школы.

Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.

Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.

Другая актуальная проблема сосредоточена на нехватке кадров, ведь часто учителя работают на 2 ставки, поэтому у них просто не хватает времени, чтобы дополнительно изучать иные предметы, оттачивая свои навыки.

Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2021г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Вто��ой раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Дискриминационный профстандарт отменен

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Давайте разберем какие изменения в 2020 году ждет Закон об образовании.

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 6
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП A/01.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации A/02.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП A/03.6 6.2


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *