Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и особенности землепользования в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.
Управление земельными ресурсами
Землепользование – это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.
Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.
Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.
Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:
- Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
- Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
- Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
- Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
- Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.
Законодательное регулирование использования земель
Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.
Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:
- Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
- Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.
Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.
Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:
- общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
- отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.
Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.
Что это такое: общее понятие
Владение – это реальное обладание земельным участком, осуществляемое путем его межевания и ограждения, а также учета в хозяйстве, и подтверждаемое регистрацией права собственности.
Однако в некоторых случаях фактически владеть земельным участком может не собственник: когда земля находится в залоге, аренде или доверительном управлении.
В большинстве случаев владение подразумевает пользование, но не дает права распоряжения.
Пользованием называется извлечение из земли полезных свойств или дохода через свободное хозяйствование, сбор урожая, добычу полезных ископаемых и т.д., а также уход за участком и защита его от разрушения, загрязнения и заражения вредителями, вмененная в обязанность как собственникам, так и не собственникам земель (ст. 42 ЗК РФ). Больше информации о том, что такое пользование земельным участком, о сущности, получении и реализации этого права рассказано здесь.
Право распоряжения – это легитимное полномочие определять юридическую судьбу участка: изменять его категориальную принадлежность, состав собственников, владельцев и пользователей, а также сам порядок пользования участком; дарение земли, сдача ее в аренду или продажа и т.д.
Понятие права землепользования
В условиях современной земельной реформы право землепользования получает второе рождение. Введение новых форм собственности на землю не могло оставить неизменным институт права землепользования, который к моменту реформ был достаточно высоко развит. Земельное право доперестроечного периода, сохраняя право собственности на землю за государством, предусматривало возможность передачи земельных участков гражданам и организациям на праве бессрочного и временного пользования, уделяло значительное внимание широкому обеспечению права свободного доступа каждого к землям для удовлетворения различного рода личных потребностей, установив право общего пользования. Все эти виды землепользования интегрировались в реформируемое земельное законодательство.
Вместе с тем прежний уровень регулирования отношений землепользования не соответствует в полной мере меняющимся условиям. Установление права частной собственности потребовало адекватного, решения вопроса о доступе граждан-несобственников к землям. В связи с этим введено право публичного и частного сервитутов. Реанимирована аренда земельных участков, которая была распространена в России сразу в послереволюционный период и запрещена впоследствии. Восстановлен и значительно расширен применяемый короткое время в прошлом принцип платности землепользования., Таким образом, в отличие от права собственности, разработка которого по многим направлениям начиналась фактически с нуля, реформирование права землепользования происходит преимущественно на основе использования накопленного в прежней истории национального опыта регулирования этих отношений.
Что такое распоряжение земельным наделом
Вступая в любые земельные правоотношения, граждане должны знать, какими правами и обязанностями они будут наделены, и за какие деяния их могут привлечь к ответственности.
Между полномочиями собственника и пользователя есть существенная разница. На возникновение субъективных прав и обязанностей влияет категория земель и множество других факторов.
В соответствии с нормами земельного законодательства, распоряжение земельным участком – это право, позволяющее владельцу пользоваться наделом, извлекать из него полезные свойства, управлять им как имущественным объектом.
Распоряжаясь землей, собственник может заключать сделки:
- продавать;
- дарить;
- менять;
- передавать в наследство;
- использовать в качестве залога;
- сдавать в аренду.
Землевладелец земельного участка – это лицо, уполномоченное заключать любые имущественные сделки и распоряжаться территорией участка по своему усмотрению. Этим землевладение отличается от землепользования. Последний институт имеет не менее важное значение, поэтому мы детально рассмотрим его в следующем разделе.
Правом свободно распоряжаться угодьями закон наделяет только владельцев – субъектов права собственности. Незаконное владение земельным участком является правонарушением, за совершение которого законодательством предусмотрено привлечение к ответственности.
Предмет, объект, субъекты земельного права
Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.
Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).
Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.
Землепользование – это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:
- Рациональной организации территорий;
- Свободного хозяйствования;
- Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
- Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;
Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.
Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:
- Сельскохозяйственного назначения.
- Территория населенных пунктов.
- Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
- Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
- Лесного фонда.
- Водного фонда.
- Земли запаса.
Основные формы землепользования
Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.
К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:
- Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
- Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
- Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
- Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
- Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.
Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.
Основные понятия в землепользовании. Совершенствование системы землевладений и землепользовании
Источник: Веселовская Л.Ф. Землеустройство: Учебник. М.:ЮРКНИГА, 2004. – 256с.
Межхозяйственное (территориальное) землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводится с целью приведения размещения, размеров и состава их землевладениями землепользования в соответствие с задачами сельского хозяйства и рационального использования земли.
В зависимости от зоны расположения и специализации сельскохозяйственные предприятия имеют в своем составе разные виды угодий и в различном сочетании, но может также почти целиком состоять из пашни, кормовых угодий и многолетних насаждений.
Новые землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий образуются в следующих случаях:
— при освоении массивов новых земель (целинных, орошаемых, осушаемых);
— в результате укрупнения (объединения) хозяйств;
— в результате разукрупнения (разделения) хозяйств;
— при значительной реорганизации группы землевладений и землепользовании с изменением их числа, размеров и расположения;
— при образовании на землях сельскохозяйственных предприятий хозяйств других форм.
Землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий характеризуются местоположением, площадью, составом, количеством и соотношением угодий, расположением отдельных их частей относительно усадеб, взаимным расположением частей, конфигурацией и компактностью, расположением границ.
Для того чтобы вновь организуемые или улучшаемые землевладения и землепользования были рациональными, они должны быть организованы на основе следующих принципов:
— размещение каждого землевладения и землепользования в соответствии с социально-экономическими интересами сельского хозяйства, а также во взаимосвязи и с учетом интересов всех объектов, расположенных на данной территории;
— рациональные (оптимальные) размеры землевладений и землепользований, соответствующие зональным условиям специализации хозяйств;
— целесообразные виды и соотношения в составе землевладений и землепользований, соответствующие специализации хозяйства и позволяющие эффективно использовать землю;
— компактность землевладения и землепользования, удобство и приспособленность на конфигурации для организации производства;
— правильное расположение внутри землевладения и землепользования хозяйственных центров и удобная связь их с угодьями, между собой и с внешними экономическими и административными центрами;
— правильные внешние границы объектов, удобные для внутрихозяйственной организации территории и обеспечивающие возможность правильного использования и охраны земель.
Основные понятия в землепользовании. Совершенствование системы землевладений и землепользовании
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ
Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан составляют организационно-территориальную основу ведения производственной деятельности и природопользования в административном районе.
Совершенствование системы землевладений и землепользовании заключается в следующем:
— реорганизация существующей системы землевладений и землепользовании в целях образования новых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;
— устранение недостатков землевладений и землепользовании;
— образование новых землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.
Особенно актуально совершенствование организации территории в тех районах, где земельная реформа проводится без единой научно обоснованной программы.