- Гражданские споры

Что отражать в учетной политике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что отражать в учетной политике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учет МПЗ: ФСБУ 5/2019

ФСБУ 5/2019 нужно применять с 2021 года вместо ПБУ 5/01. Новый стандарт регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.

Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков.

О том, кому разрешено вести упрощенный бухучет, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).

Выбытие МПЗ может осуществляться:

Как применять на практике ФСБУ 5/2020 и какие нюансы учесть при внесении изменений в учетную политику на 2021 год, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Учет основных средств: ФСБУ 6/2020 (после 01.01.2022)

Сейчас учет ОС регламентирует ПБУ 6/01. С 01.01.2022 оно утратит силу, его заменят два новых ФСБУ: 6/2020 по ОС и 26/2020 по капвложениям.

Что в связи с этим нужно будет поменять в учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть комментарии можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

Согласно ФСБУ 6/2020 срок полезного использования (СПИ) объектов зависит:

При этом объекты можно учитывать в составе МПЗ по стоимости, устанавливаемой налогоплательщиком самостоятельно.

Первоначальная стоимость — это сумма капитальных вложений в объект. В них включают:

Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации. Амортизация рассчитывается:

ВНИМАНИЕ! Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом. Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.

При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года компании обязаны проводить проверку на предмет обесценения основных средств согласно ФСБУ 6/2020. Таким образом, в бухгалтерской отчетности активы не смогут быть учтены по завышенной стоимости.

Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.

Особенности применения ПБУ 6/01 изучайте в этой статье.

Дополнительные возможности

Для ведения бухгалтерского учета организации, применяющие УСВБУ, могут сократить количество синтетических счетов в принимаемом ими рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться (разд. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н) для учета:

  • производственных запасов — счет 10 «Материалы» вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10, 11 «Животные на выращивании и откорме»;
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), — счет 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»;
  • готовой продукции и товаров — счет 41 «Товары» вместо счетов 41 и 43 «Готовая продукция»;
  • денежных средств в банках — счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 51, 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»;
  • дебиторской и кредиторской задолженности — счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76, 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
  • капитала — счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»;
  • финансовых результатов — счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета.

Для систематизации и накопления информации организации, применяющие УСВБУ, могут принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Так, п. 6.1 ПБУ 1/2008 позволяет микропредприятиям и некоммерческим организациям, применяющим УСВБУ, при формировании учетной политики предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (разд. 4.1 Типовых рекомендаций).

Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (разд. 4.2 Типовых рекомендаций).

Читайте также:  Как еще можно назвать уборщика помещений

Формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, но это не означает невозможность их дальнейшего использования.

Исходя из этого для ведения бухгалтерского учета могут использоваться:

  • формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно (каждый первичный учетный документ при этом должен содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), либо
  • формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Вариант форм первичных документов, используемых экономическим субъектом в бухгалтерском учете, закрепляется в его учетной политике.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством РФ, федеральными стандартами.

Напомним, что объектами бухгалтерского учета согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (п. 12), «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (п. 18) (утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N N 32н и 33н соответственно), «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 19) позволяют организациям, применяющим УСВБУ, использовать кассовый метод учета доходов и расходов. Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) в этом случае признается после поступления денежных средств и иной формы оплаты, а расходы — после погашения соответствующей задолженности.

Данные субъекты в силу п. 9 ПБУ 10/99 могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Упомянутые экономические субъекты могут не применять следующие Положения по бухгалтерскому учету:

  • «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н) (п. 2.1 ПБУ 2/2008);
  • «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) (утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н) (п. 3 ПБУ 11/2008);
  • «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) (п. 3.1 ПБУ 16/02);
  • «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) (п. 2 ПБУ 18/02).

Неприменение упомянутыми организациями:

  • ПБУ 2/2008 — позволяет признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов;
  • ПБУ 8/2010 — не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.);
  • ПБУ 18/02 — предоставляет возможность:
    • отражать только суммы налога на прибыль отчетного периода, без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
    • не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты в бухгалтерской отчетности.

Организации, применяющие УСВБУ, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н) для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Напомним, что для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются (п. 19 ПБУ 19/02):

  • на финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном Положением порядке, и
  • финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02). Следовательно, все финансовые вложения указанные субъекты могут отражать по первоначальной стоимости.

Упомянутые субъекты могут не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008) позволяет все тем же упомянутым организациям признавать все расходы по займам прочими расходами (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Расходы по займам в общем случае признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (абз. 1 и 2 п. 7 ПБУ 15/2008).

Инвестиционным же активом признается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, которые причитаются к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива.

Как видим, рассматриваемые субъекты могут не включать расходы по займам в стоимость инвестиционного актива, а учитывать их в прочих расходах.

Организации, применяющие УСВБУ, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (абз. 6 п. 9 ПБУ 22/2010). Указанный же п. 14 устанавливает порядок исправления несущественных ошибок предшествующего отче��ного периода, которые выявлены после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год. Такие ошибки исправляются записями по счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором они выявлены. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления таких ошибок, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Таким образом, все ошибки, выявленные после даты утверждения бухгалтерской отчетности, данные организации могут исправлять в соответствии с правилами исправления несущественных ошибок.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) позволяет организациям, применяющим УСВБУ:

  • принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика (п. 13.1);
  • признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, а также другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов (п. 13.2).

Микропредприятия нормой упомянутого п. 13.2 ПБУ 5/01 могут воспользоваться без приведенного условия.

Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) для организаций, применяющих УСВБУ, установлен ряд преференций. Среди них возможность:

  • определения первоначальной стоимости объекта основных средств (п. 8.1):
    • при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств;
  • начисления амортизации (п. 19):
    • единовременно по всем основным средствам по состоянию на 31 декабря отчетного года в размере годовой суммы либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией;
    • единовременно по объектам производственного и хозяйственного инвентаря в размере первоначальной их стоимости при принятии их к бухгалтерскому учету;
  • не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (п. 15).

Возможность непроведения переоценки нематериальных активов для целей бухгалтерского учета организациями, применяющими УСВБУ, установлена и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) (п. 17).

Помимо этого, ПБУ 14/2007 позволяет данным организациям:

  • признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1);
  • не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 22).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н) предоставляет возможность организациям, применяющим УСВБУ, списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14).

Читайте также:  Сравнения ГОСТ Р 12.2.143-2009 и ГОСТ 34428-2018 в части планов эвакуации

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет все тем же организациям составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 6). Требования же по составу бухгалтерской отчетности по упрощенной системе приведены в п. 6 Приказа Минфина России N 66н:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств позволено включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств предлагается приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации, применяющие УСВБУ, самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности. При этом они могут использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, приведенные в Приложении 5 к Приказу N 66н.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет данным организациям приводить в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11).

Указанные организации могут раскрывать в бухгалтерской от��етности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций. Так:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н) предоставляет возможность не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2),
  • а Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) — не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 3.1).

При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты организации, применяющей УСВБУ, следует исходить из требования рациональности.

Выше говорилось:

  • о возможности нераскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, а также
  • о возможности отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Если организация, применяющая УСВБУ, сочтет нужным применять вышеприведенные положения, которые позволят ей облегчить ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности, то данному субъекту необходимо внести соответствующие положения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Помимо выбора формы бухгалтерского учета, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, способов оценки активов и обязательств упомянутым п. 4 ПБУ 1/2008 предлагается совместно с учетной политикой утвердить:

  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за объектами бухгалтерского учета, —

Бухгалтерские изменения с 1 января 2022 года (таблица)

За прошедшие несколько лет прослеживается четкая тенденция. Изменения в бухгалтерском и налоговом учете вводятся, чтобы привести российские законы в соответствие со стандартами международного права.

При обновлениях сохраняется принцип государственного контроля над юридическими лицами. Он необходим для проверки достоверности бухучета и правильности налогообложения.

С 1 января становится обязательным соблюдение нескольких ФСБУ, принятых в 2018 и 2020 году. Нововведения затрагивают оформление аренды и лизинга, контроль амортизации ОС и затрат на ремонт, стандарты ведения документооборота.

Стороны получили два способа учитывать доходы и расходы при аренде имущества. Но каждый из вариантов доступен при выполнении условий, перечисленных в стандарте.

Как составить учётную политику на 2021 год

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

  1. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
  2. Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
  3. Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
  4. Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
  5. Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.

» data-prop.id=»2308″>

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

Составляем учетную политику бухгалтерского учета на 2021 год

Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:

  • В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
  • Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
  • Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
  • Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.

Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Читайте также:  Минприроды планирует повысить ставки платы за НВОС на 6%

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2021 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Что такое учетная политика организации

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:

  • в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п. 9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться;
  • в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»; см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).

Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по новым правилам

  • в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. «Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете»).

Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.

Создание учетной политики в организации

В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).

Что входит в учетную политику:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учет основных средств в учетной политике

Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.

1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.

В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.

2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).

3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)

4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).

5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).

6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).

7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.

8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».

Учетная политика затрат на производство

Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:

1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.

2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».

3) Оценка незавершенного производства: по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.

4) Если есть вспомогательное производство, то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).

Зачем и как делать общедоступной

С 2019 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *