- Гражданские споры

Глава 3. Неисправности тормозной системы и методы их устранения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 3. Неисправности тормозной системы и методы их устранения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К неисправностям тормозов, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: недостаточная эффективность торможения, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов, увеличенный свободный или рабочий ход педали, неполное растормаживание колес, сильный нагрев дисков и тормозных барабанов, увеличение усилия прелагаемого к тормозной педали, занос или увод автомобиля при торможении, скрип или вибрация тормозных механизмов колес, самопроизвольное торможение при работающем двигателе.

Неисправности тормозной системы

Недостаточная эффективность торможения исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям.

Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении. Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов.

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля

Периодические осмотры помогают своевременно выявлять дефекты. Осмотр проводят на подъёмнике, смотровой яме или эстакаде. Предварительно контролируется уровень и состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Помутнение жидкости свидетельствует о наличии воды и вредных примесей. Такую жидкость требуется заменить. Проверку срабатывания сигнализации о низком уровне проверяют нажатием на поплавок – при исправной работе загорается контрольная лампа стояночного тормоза.

Стояночный тормоз проверяют на ровной площадке. Рычаг снимают с фиксации, поднимают на 3–4 щелчка. Переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Толкают машину. Если колёса крутятся, требуется регулирование натяжения тросов или их замена.

Под капотом осматривают главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубки и шланги. Детали тормозных механизмов осматривают после поочерёдного снятия колёс и частичной разборки и замеров. При толщине фрикционных накладок менее 1,5 мм колодки подлежат замене. Дефекты диска и барабана устраняются проточкой или заменой. Потёки, потения на цилиндрах, шлангах, трубках недопустимы. Трубки со следами коррозии и шланги с трещинами заменяются. Тормозные цилиндры восстанавливаются заменой уплотнительных манжет и пыльников, а при наличии механических повреждений узел меняется полностью.

Утечка тормозной жидкости

DOT может вытекать из системы через разрыв тормозных шлангов, например. Обнаружить утечку можно под днищем, на тормозных или колёсных дисках, или непосредственно под педалью. О понижении уровня в бачке скажут индикаторы на приборной панели: жёлтый предупредит о падении уровня «тормозухи» в бачке ниже нормы и необходимости долить, красный Brake говорит об аварийном уровне: ехать нельзя.

Последние сомнения развеет инспекция расширительного бачка с «тормозухой»: жидкости должно быть по уровню между отметками min и max.

Даже если утечка DOT некритична, не спешите расслабляться: постоянно низкий уровень тормозной жидкости в бачке может говорить о том, что колодки серьёзно изношены. Не замените вовремя — деформируется тормозной диск.

Жидкость из бачка постепенно убывает, а колодки и диски в порядке? Где-то в системе есть утечка: осматривайте шланги на целостность, не откладывая: с низким уровнем DOT тормозная система теряет герметичность, тормоза могут отказать.

Неисправности тормозной системы с гидравлическим приводом, их причины, признаки и способы устранения

Учебный вопрос № 5

Возможные неисправности тормозного управления автомобиля с гидравлическим приводом приведены в таблице 1. (СЛАЙДЫ № 28-32)

Таблица 1 – Перечень возможных неисправностей тормозного управления

Наименование неисправностей Вероятная причина Метод устранения
Увеличенный ход педали тор-моза (педаль проваливается Увеличенные зазоры между колодками и барабанами Отрегулировать зазоры между колодками и тормозными барабанами, пользуясь только регулировочными эксцентриками. При большом износе накладок (до головок клепок осталось 0,5 мм) заменить их новыми. При установке новых колодок или после замены накладок регулировку производить как регулировочными эксцентриками, так и эксцентриками опорных пальцев
Попадание воздуха в тормозную систему из-за: — отсутствия жидкости в бачках главного цилиндра; — течи тормозной жидкости в соединениях трубопроводов, цилиндрах, разрушения трубопроводов, шлангов и т. д. Залить жидкостью Устранить течь жидкости, заменив, при необходимости, поврежденные детали. После устранения причины попадания воздуха в систему тормоза прокачать
Нерастормаживание («заедание») РТС Отсутствует свободный ход педали тормоза Засорение компенсационных отверстий главного цилиндра Отрегулируйте свободный ход педали тормоза Прочистить компенсационные отверстия и сменить тормозную жидкость, если она загрязнилась
Заедание внутренней манжеты главного цилиндра или поршней главного или колесных цилиндров из-за: — загрязнения или коррозии в результате длительной эксплуатации автомобиля без промывки системы или при разрушении защитных колпаков — набухания уплотнительных колец и манжет в результате попадания минерального масла, какой-либо другой жидкости нефтяного происхождения или по другим причинам Поломка оттяжной пружины педали тормоза Слить тормозную жидкость, разобрать главный и колесные цилиндры; прочистить, промыть и смазать касторовым маслом их детали; сменить поврежденные кольца, манжеты и защитные чехлы и заполнить систему жидкостью, предусмотренной таблицей смазки Заменить поломанную пружину
Нерастормаживание («заедание») одного тормозного механизма Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормозного механизма Заедание поршней в колесных цилиндрах из-за загрязнения или их коррозии или набухания уплотнительных колец Заменить стяжную пружину
Разобрать цилиндр, прочистить, промыть и смазать касторовым маслом его детали, сменить повреждение кольца и защитные чехлы. При необходимости промыть тормозную систему
Заедание колодок на эксцентриках опорных пальцев Засорение или смятие трубопровода, препятствующие возврату тормозной жидкости из колесного цилиндра Зачистить и смазать опорные поверхности, при этом смазка не должна попадать на тормозные накладки Прочистить или засорить смятый трубопровод
Занос автомобиля при торможении Замасливание тормозных накладок одного из тормозных механизмов Ослабление крепления щита одного из тормозов Неодинаковое давление в шинах правых и левых колес Ослабление затяжки стремянок одной из рессор Неправильная регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном Заменить накладки колодок или удалить масляные пятна на накладках, промывая их в бензине или керосине с последующей зачисткой шкуркой или металлической щеткой. Затянуть болты крепления щита тормоза Довести давление в шинах до нормы Затянуть гайки стремянок Отрегулировать зазор
Увеличенный ход рычага СТС Увеличенный зазор между колодками и барабаном Увеличенная длина привода Отрегулировать зазор. Если фрикционные накладки сильно изношены, то заменить накладки или колодки Отрегулировать длину привода
Не затормаживается СТС Заедание или коррозия деталей разжимного механизма Изношены накладки колодок. Неправильная регулировка зазора или длины тяги Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать его детали Заменить накладки колодок или удалить масляные пятна на накладках, промывая их в бензине или керосине с последующей зачисткой наждачной бумагой или металлической щеткой Отрегулировать зазор или длину тяги
Не растормаживается (нагрев тормозного барабана) СТС Ослабление или поломка стяжных пружин колодок тормозов Заедание разжимного механизма Неправильная регулировка зазора или длины тяги Заменить пружины Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать детали Отрегулировать зазор или длину тяги
Читайте также:  Собственник квартиры и «прописанный»: отличия в правовом статусе

При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

  • Знаете ли вы, с каким неисправностями можно ездить, а с какими — нет? Пройдите тест и проверьте уровень своего водительского мастерства.
  • Чтобы увеличить ресурс автомобиля, пользуйтесь присадками от SUPROTEC. Оригинальную продукцию SUPROTEC можно приобрести в фирменном магазине «За рулем».

Основные неисправности тормозной системы

Движение автомобиля с неисправными тормозами запрещено. Водитель должен следить за техническим состоянием системы и отмечать изменения в работе.

По поведению машины можно определить состояние тормозов. Характерными признаками нарушения в работе являются следующие отклонения от нормы:

  • Жесткая педаль сигнализирует о неисправности вакуумного усилителя, отсутствии разрежения в камере.
  • Посторонний шум или свист при торможении, биение колёс указывают на износ, деформацию, трещины диска или барабана.
  • Увод автомобиля в сторону говорит о неисправности рабочего цилиндра или замасливании тормозной колодки.
  • Увеличенный ход или провал педали тормоза свидетельствует о том, что система не герметична.

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Главные причины неисправности

Основные неисправности тормозной системы влияют на слаженную работу приводов и механизмов. В итоге водитель частично либо полностью теряет контроль над торможением.

Во время остановки авто нагрузка приходится на колодки и диски. Колодки способствуют замедлению колес путем прижимания к диску. В процессе этого возникает сильное трение, а значит, колодки требуют регулярной замены. Также деталь изнашивается из-за езды по неровным дорогам, при резких перепадах температур, повышенной влажности. Кроме этого, на их «старение» влияет стиль вождения водителя и условия, при которых машина эксплуатируется.

Читайте также:  Правила перевозки детей по ПДД в машине в 2022 и 2023 году

Вместе с колодками, износу подвергается тормозная жидкость. Ее роль — вбирать в себя воду из воздуха. При высокой температуре ее доля составляет 3%, в этой ситуации возникает образование пузырьков пара. Соответственно, давления при торможении становится недостаточно. Опасные ситуации на дороге не возникнут, если автолюбитель будет вовремя проверять компоненты ТС своего «железного коня».

IvanD › Блог › Устройство тормозной системы, неисправности, ремонт.

Тормозная система

предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время за счет использования тормозной силы между колесами и дорогой. Тормозная сила может создаваться колесным тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем в трансмиссии.

Для реализации указанных функций на автомобиле устанавливаются следующие виды тормозных систем:

Рабочая тормозная система

обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля.

Запасная тормозная система

используется при отказе и неисправности рабочей системы. Она выполняет аналогичные функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может быть реализована в виде специальной автономной системы или части рабочей тормозной системы (один из контуров тормозного привода).

Стояночная тормозная система

предназначена для удержания автомобиля на месте длительное время.

Тормозная система является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. На легковых и ряде грузовых автомобилей применяются различные устройства и системы, повышающие эффективность тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.

В каких случаях необходима диагностика?

Прежде чем вы решите заняться ремонтом тормозной системы самостоятельно, необходимо понять, действительно ли она неисправна. Обычно, на неудовлетворительное техническое состояние тормозов указывает один или несколько признаков:

  • Тормозной путь автомобиля заметно увеличился
  • Педаль тормоза работает некорректно – то глубоко уходит вниз, то вовсе заедает
  • Педаль тормоза нажимается, но ее движение происходит по кривой траектории
  • Тормозная система, представленная колодками, постоянно издает гул, скрипы и сильную вибрацию при торможении
  • Тормозная жидкость, прокачивающая систему, стала расходоваться слишком быстро, видны явные подтеки

Помимо приведенных выше явных признаков, встречаются и более скрытные проблемы, которые также могут возникнуть. В случае если вы сняли колеса и перед вами в открытом доступе находятся колодки, то вы можете обратить внимание на степень их износа. Явным признаком того, что система работает некорректно является неравномерный износ колодок. Также, просматривая автомобиль самостоятельно в поисках проблем, обратите внимание на шланги и тормозные трубки. Вполне возможно, что и они были повреждены.

Главные причины неисправности

Основные неисправности тормозной системы влияют на слаженную работу приводов и механизмов. В итоге водитель частично либо полностью теряет контроль над торможением.

Во время остановки авто нагрузка приходится на колодки и диски. Колодки способствуют замедлению колес путем прижимания к диску. В процессе этого возникает сильное трение, а значит, колодки требуют регулярной замены. Также деталь изнашивается из-за езды по неровным дорогам, при резких перепадах температур, повышенной влажности. Кроме этого, на их «старение» влияет стиль вождения водителя и условия, при которых машина эксплуатируется.

Вместе с колодками, износу подвергается тормозная жидкость. Ее роль — вбирать в себя воду из воздуха. При высокой температуре ее доля составляет 3%, в этой ситуации возникает образование пузырьков пара. Соответственно, давления при торможении становится недостаточно. Опасные ситуации на дороге не возникнут, если автолюбитель будет вовремя проверять компоненты ТС своего «железного коня».

Сборка и регулировка тормозов с пневматическим приводом

Для данной тормозной системы придерживаются инструкции:

Ставят валы с зажимными кулачками в защитные диски.
Занимаются установкой колодок — вставляют их опорные пальцы с эксцентричными зонами.
На головки опор-пальцев — пластины и замки-скобы.
С другой стороны нужны шайбы-пружины.
Следующем этапом закручивают гайки — так, чтобы метки пальцев-опор глядели одна на другую.
Устанавливают стяги-пружины.
Ставят барабан.
Вставляют шестерню червяка в рычаг, после чего выворачивают сам червяк. Его необходимо закрепить при помощи футорки.
Теперь вставляют стопор элемента, пружины и закручивают пробки.
Нужно привернуть на 3 болта крышку рычага, а его самого — установить на валовые шлицы кулака.
Установка опорной шайбы, а затем — шплинта, прямо в валовое отверстие.
Переходят к сборке камеры тормозной системы. Прежде всего, нужна установка штока с шайбой-опорой и парой пружин, а затем установка диафрагм и прикручивание к корпусу крышки.
На наконечник штока прикручивают гайки и вилки.
После того, как камера собрана, ее необходимо проверить на герметичность, выдерживая давление в 8-9 ат. Специалисты при этом локации соединения покрывают пенной жидкостью. Если те не герметичны, оттуда будет выходить воздух, надувая тем самым пузыри.
Ставят камеру на свое место, соединив ее вилку посредством шплинтов и пальцев с рычагом тормозной системы

Важно запомнить: для заднего тормоза — штоковые вилки соединяются с верхними рычажными отверстиями, для переднего тормоза — с нижними отверстиями.
Крепят управительный кран на раме, после чего присоединяют его рычаг к тяге тормозной педали.
В завершение — присоединение шлангов к баллонам, управительному крану и камерам тормозной системы.

Читайте также:  Выплаты неполным семьям в 2022 году: что положено и как оформить

Основные неисправности тормозной системы

Ниже представлены возможные нарушения и неисправности тормозной системы ВАЗ-2107 и 2109, а также пути их устранения:

Провал педали тормоза (увеличение хода). Причин данной поломки может быть несколько:

  • Утечка рабочей жидкости из-за нарушения герметичности системы, выработки или повреждения определенных деталей либо из-за износа уплотнительных колец.
  • Замените поврежденные элементы новыми аналогами, а работоспособные детали промойте и просушите.
  • Воздушные пробки в системе удаляются путем прокачки.
  • Износ эластичных уплотнителей ГЦТС (главного цилиндра) устраняется заменой.
  • Дефекты или разрушения шлангов ликвидируются путем монтажа новых аналогов.
  • Биение дисков, превышающее 0,25 мм, устраняется заменой новым аналогом.

Слабая эффективность тормозов при нормальном ходе педали может быть следствием таких обстоятельств, как:

  • Попадание смазки или масла на поверхность накладок, дисков, барабанов и/или колодок. Для ликвидации проблемы хорошо промойте и высушите замасленные элементы, а также устраните источник замасливания.
  • Заклинивание поршней цилиндров колес может произойти при попадании в систему воздуха, выработке определенных деталей, неисправности ВУ (вакуумного усилителя) или нарушении герметичности шланга, соединяющего коллектор с усилителем. Неисправности тормозной системы устраняются заменой поврежденных компонентов с последующей прокачкой системы.
  • Заклинивание в суппорте колодок устраняется чисткой поверхностей контактирующих элементов с последующей смазкой ШРУС-4.
  • Выработка накладок колодок или монтаж запчастей, несоответствующих данной модели тормозных механизмов. Проблема устраняется заменой новыми аналогами, рекомендованными производителем.
  • Неграмотная настройка или выход из строя регулятора давления. Неисправность устраняется путем повторной корректировки либо замены поврежденного механизма.

Визг или скрип в районе тормозных механизмов могут проявляться вследствие нижеперечисленных причин:

  • Замасливание накладок устраняется путем зачистки и промывки с устранением источника загрязнений.
  • Ослабление прочности пружины, стягивающей колодки, ликвидируется заменой новым аналогом.
  • Нарушение овальности барабанов устраняется их расточкой.
  • Попадание на поверхность накладок посторонних элементов или выработка.
  • Неравномерная выработка приводит к биению диска. Проблема устраняется шлифовкой или заменой.

Неполное или неравномерное растормаживание чаще всего происходит из-за следующих моментов:

  • Неправильная регулировка педали, отсутствует свободный ход.
  • Разбухание эластичных уплотнителей ГЦТС при попадании минеральных масел или бензина устраняется заменой новыми запчастями после предварительной промывки системы и устранения источника утечки.
  • Неправильная калибровка выступа регулировочного болта на штоке ВУ. Он должен выступать относительно поверхности крепления не больше 1,25-0,2 мм.
  • Застопоривание в одном из положений поршня ГЦТС ликвидируется разборкой и заменой поврежденных элементов.

Подтормаживание одного из колес при освобожденной педали обычно происходит при следующих обстоятельствах:

  • Ослабление или разрушение пружины стягивающей колодки колеса. Проблема устраняется заменой поврежденной запчасти новым аналогом.
  • Деформация распорной планки или тормозных щитов ликвидируется путем правки или замены.
  • Сильное загрязнение, в том числе и коррозия, корпуса цилиндра приводит к его заклиниванию. Необходимо демонтировать цилиндр, разобрать, почистить и заменить поврежденные элементы.
  • Неправильная регулировка стояночного тормоза. Проблема устраняется повторной корректировкой.

Увод машины в сторону при торможении чаще всего может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  • Заклинивание цилиндра соответствующего колеса устраняется заменой поврежденных элементов с последующей прокачкой системы.
  • Замасливание накладок, дисков, барабанов и/или колодок ликвидируется тщательной промывкой, просушкой с обязательным устранением причины или источника загрязнения.
  • Несоответствие углов установки колес и/или давления в шинах корректируется повторной регулировкой.
  • Нарушения в работе регулятора давления устраняются путем регулировки или замены.

Повышенные усилия при нажатии на педаль появляются в следующих случаях:

  • Как правило, неисправности ВУ устраняются путем его замены.
  • Разрушение шланга, соединяющего впускную трубу с ВУ. Замените вышедшую из строя запчасть.
  • Износ или разбухание эластичных уплотнителей в цилиндрах из-за попадания масла или бензина устраняется их заменой с последующей промывкой и прокачкой системы.

ABS — одна из самых надежных систем, установленных в автомобилях, однако это не означает, что она абсолютно безотказна. Интегрированная система самодиагностики следит за ее работой. Если электроника регистрирует любые отклонения от запрограммированных параметров, АБС просто выключится, и автомобиль начнет тормозить, как если бы этой системы не было в нем.

Водителю сообщают о неисправности ABS, световые индикаторы на приборной панели. Датчики скорости вращения колес чаще всего выходят из строя. Они расположены на ступицах колес, обычно рядом с тормозами. Они повреждаются от дорожной соли и химии, прилипающей к ним грязи, высокой температуры и влажности.

Часто дефекты обнаруживаются только в определенных условиях, например, после дождя или при движении по неровной поверхности. Неисправности контроллеров ABS, гидравлического насоса и системы клапанов, ответственных за распределение тормозного усилия между отдельными колесами, встречаются гораздо реже.

Симптомы неисправностей АБС:

  • загорается индикатор ABS на приборной панели
  • блокировка колес при торможении
  • мягкая педаль тормоза в случае отказа клапанов ABS


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *