- Алименты

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Нужно ли платить утилизационный сбор за мотоцикл?

Ответ специалиста по ВЭД: Согласно ставок и перечню транспортных средств, которые при ввозе налагается утильсбор утвержденных в Приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 16.11.2020 № 647). Утилизационный сбор не уплачивается в отношении ввозимых мотоциклов, тракторов, погрузчиков, бульдозеров. Так же утильсбор не уплачивается при ввозе на территорию РБ прицепов и полуприцепов, в том числе прицепов категории 04, а также специальных и специализированных прицепов и полуприцепов данной категории, с даты выпуска которых прошло не больше 3-х лет.

Вопрос: Можно ли поставить авто на учет и оплатить утильсбор после регистрации в ГАИ?

Ответ специалиста по ВЭД: К сожалению, нет. Если вы ввозите автомобиль, то до постановки его на учет в ГАИ необходимо заплатить утильсбор и оформить в таможне документ уплаты. Документ заполняется в специальной программе с формированием электронной копии для предоставления в таможню. За легковые авто ввозимые физическими лицами для личного пользования с государств Таможенного союза ЕАЭС утилизационный сбор уплачивается до осуществления регистрационного учета в МРЭО ГАИ Беларуси, за машины, которые ввозятся физ. лицами из государств, не входящих в состав ЕАЭС, уплата утиль сбора осуществляется до постановки на таможенную процедуру выпуска.

Когда утильсбор должны уплатить юридические лица и индивидуальные предприниматели, смотрите здесь.

Вопрос: Может ли за меня сбор за утилизацию автомобиля оплатить другой человек?

Ответ специалиста по ВЭД: Утильсбор должен быть уплачен владельцем транспортного средства с указанием данных паспорта или лицом, осуществляющим ввоз транспортного средства по доверенности. При наличии нотариально заверенной доверенности на право приобретения транспортного средства, представления интересов владельца автомобиля в таможенных органах, с правом подписи всех необходимых документов и правом оплаты таможенных и иных платежей, утилизационный сбор может оплатить доверенное лицо.

Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);

3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;

4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;

2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.

Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);

3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;

4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;

5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;

6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

Читайте также:  Оформить льготы ветеранам труда в 2022 году

Как рассчитать налог?

Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет — 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.

Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:

№ п/п Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства
До 3х лет От 3х до 7 лет Старше 7 лет
1 ТС с электродвигателем:
— М1 544,5 816,7 816,7
— М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) 4900,5 8167,5 8167,5
2 ТС М1 с ДВС:
— не более 1000 куб. см. 1652,2 5771,7 8657,6
— от 1000 до 2000 куб.см. 6115,2 8995,1 13492,7
— от 2000 до 3000 куб. см. 9652,7 17554,7 26332,1
— от 3000 до 3500 куб. см. 8898,6 31036,5 46554,8
более 3500 куб.см. 15253,7 38125,9 57188,9
3 ТС М2, М3 с ДВС:
— не более 2500 куб. см. 4900,5 8167,5 12251,3
— от 2500 до 5000 куб.см. 9801,0 24502,5 36753,8
— от 5000 до 10000 куб. см. 13068,0 35937,0 53905,5
более 10000 куб.см. 16335,0 42471,0 63706,5
4 Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой:
— до 2,5 т. 4083,7 7187,4 10781,1
— от 2,5 до 3,5 т. 6534,0 10209,4 15314,1
— от 3,5 до 5 т. 8167,5 13068,0 19602,0
— от 5 до 8 т. 8984,2 37243,8 55865,7
— от 8 до 12 т. 10944,4 56437,5 84656,3
— от 12 до 20 т. 12006,3 82165,0 123247,5
— от 20 до 30 т. 12600,0 86300,0 129450,0
— от 30 до 50 т. 23685,7 96376,5 144564,8
5 Самосвалы массой:
— от 50 до 80 т. 111078,0 253029,1 379543,7
— от 80 до 350 т. 204187,5 261360,0 392040,0
— от 350 т. 302197,5 326700,0 490050,0
6 Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. 38640,0 57960,0

Кому придется раскошелиться?

Серьезное подорожание ожидает машины, ввозимые юридическими лицами. Приобретать их у дилеров станет существенно дороже. Например, за автомобиль с объемом двигателя от 2000 до 3000 куб. см. нужно будет уплатить 9 652,7 р утилизационного сбора вместо прежних 2 787,8 р. Естественно, возросшие затраты будут включены в розничную стоимость машины.

Эксперты прогнозируют спад активности покупателей в этом секторе авторынка Беларуси. Некоторые считают, что подобная ситуация благотворно скажется на соседствующих с Беларусью регионах России. Считается, что произойдет перенаправление потока покупателей с дилерских центров в нашей стране на аналогичные российские автосалоны. После чего при ввозе покупки в Беларусь владелец при таможенном оформлении автомобиля будет уплачивать утилизационный сбор как физическое лицо по старым ставкам – 544,5 р.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

Читайте также:  Правила въезда и нахождения в Лаосе

Подорожание — до 5 тысяч евро

Напомним, что для автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см размер утильсбора составляет 1 652,2 рубля. Но новые модели с таким объемом двигателя в Беларусь не привозят. А вот категория «свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см» — весьма популярная. Малолитражные турбомоторы нынче в почете и у производителей, и у покупателей. Для таких машин ставка выросла с 1459,3 рубля до 6115,2 рубля. При средней цене таких машин 20−30 тысяч евро такое увеличение весьма чувствительно. В эти ставки укладывается и большинство двухлитровых моделей. Ведь реальный объем двигателя всегда чуть меньше. Например, у популярного седана Audi A4 объем двигателя составляет 1984 куб. см.

При объеме двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см ставка составит уже 9 652,7 рубля вместо прежних 2 787,8 рубля. При этом при объеме двигателя от 3 до 3,5 литра ставка меньше — 8 898,6 руля. И больше всех заплатят любители многолитровых моторов. За удовольствие ездить на автомобиле с мотором 3,5 литра и более размер утильсбора теперь составляет 15 257,3 рубля. Хотя что это значит для покупателя, например, Bentley или Maserati?

Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?

  • произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
  • ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
  • ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Какие ставки утилизационного сбора действуют в 2021 году?

Рассчитать конечную сумму утильсбора можно по простой формуле. Размер ставки умножается на коэффициент следующих параметров транспортного средства:

  • Возраст
  • Категория
  • Назначение
  • Объём двигателя

По такой схеме производят оплату юридические лица. Для обычных граждан действует только один критерий – год выпуска авто:

  • До 3 лет
  • От 3 до 7 лет
  • От 7 лет

Если автомобиль моложе 3 лет, то сумма к оплате насчитывается ниже, чем за ТС более раннего года выпуска.

С 1 января 2021 года сформировались следующие ставки утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств

Ставки утилизационного сбора в отношении возраста авто (Br)

До 3 лет

От 3 до 7 лет

От 7 лет

1.Категория M1, повышенной проходимости M1G, специальные и специализированные ТС:

1.1. с электродвигателем (за исключением гибридных ТС и указанных в п. 1.3 и 1.4)

1.2. с рабочим объёмом двигателя, с гибридной силовой установкой (за исключением ТС, указанных в п. 1.3 и 1.4):

до 1000 куб.см

от 1000 до 2000 куб.см

от 2000 до 3000 куб.см

от 3000 до 3500 куб.см

от 3500 куб.см

1.3. ввозимые ТС для личного пользования (независимо от объёма двигателя)

1.4. ввозимые с территории стран-членов ЕЭС (независимо от объёма двигателя, за исключением ТС на таможенном контроле)

544,5

1652,2

6115,2

9652,7

8898,6

15253,7

544,5

544,5

816,7

5771,7

8995,1

17554,7

31036,5

38125,9

816,7

816,7

816,7

8657,6

13492,7

26332,1

46554,8

57188,9

1225,1

1225,1

2. Категория N1, N2, N3, повышенной проходимости N 1G, N2G, N3G, специальные и специализированные ТС массой:

до 2,5 т

от 2,5 до 3,5 т

от 3,5 до 5 т

от 5 до 8 т

от 8 до 12 т

от 12 до 20 т

от 20 до 30 т

от 30 до 50 т

4083,7

6534,0

8167,5

8984,2

10944,4

12006,3

12600,0

23685,7

7187,4

10209,4

13068,0

37243,8

56437,5

82165,0

86300,0

96376,5

10781,1

15314,1

19602,0

55865,7

84656,3

123247,5

129450,0

144564,8

3. Категория M2, М3, повышенной проходимости M2G, M3G специальные и специализированные ТС указанных категорий:

с электродвигателями (за исключением ТС с гибридной силовой установкой)

с рабочим объёмом двигателя (в том числе с гибридной силовой установкой)

до 2500 куб.см

от 2500 до 5000 куб.см

от 5000 до 10000 куб.см

от 10000 куб.см

4900,5

4900,5

9801,0

13068,0

16335,0

8167,5

8167,5

24502,5

35937,0

42471,0

8167,5

12251,3

36753,8

53905,5

63706,5

4. Самосвалы, эксплуатируемые в условиях бездорожья массой:

от 50 до 80 т

от 80 до 350 т

от 350 т

111078,0

204187,5

302197,5

253029,1

261360,0

326700,0

379543,7

392040,0

490050,0

5. Прицепы и полуприцепы категории О4, включая:

специальные и специализированные полуприцепы массой от 10 т

специальные и специализированные прицепы массой от 10 т

38640,0

38640,0

57960,0

57960,0

Последний случай. Владимир

В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».

В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:

Читайте также:  В России вводят «сухой закон» из-за мобилизации – список регионов

«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».

Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.

Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу „вы неправильно понимаете данный пункт указа“. Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».

Повышение утилизационного сбора в 2020 году

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Утилизационный сбор — это плата за утилизацию товара. Он оплачивается при покупке товара, либо непосредственно перед его утилизацией.

Когда платить Утилизационный сбор.

Утильсбор в Беларуси оплачивается при ввозе автомобиля в страну, в том числе и из стран-участниц Евразийского экономического союза.
Вырученные таким образом средства, поступают в бюджет Государства и направляются на утилизацию неэксплуатируемых транспортных средств.
В нашей стране утилизационный сбор был введен в марте 2014 года указом №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Данный сбор должен быть уплачен за каждое ввезенное авто. Оплачивать его обязаны как физические, так и юридические лица.

Когда Утилизационный сбор не платят.

От уплаты утилизационного сбора освобождаются беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также сотрудники международных организаций и некоторые иностранные подданные.

Исключение так же составляют автомобили произведенные в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатель, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования.

Как рассчитывается Утилизационный сбор.

Величина платежа зависит от объема двигателя, от категории и возраста автомобиля, а также его назначения.
Ниже приведена таблица в которой приведены суммы утилизационного сбора в BYN (белорусский рубль) для автомобилей категории М1, включая специализированные транспортные средства М1G.

Категория автомобиля Размер утилизационного сбора в зависимости от возраста машины
До 3 лет Более 3 лет
Ввезенные для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 495 742,5
Ввезенные с территории стран Евразийского таможенного союза, не считая автомобили, находящие под таможенным контролем, вне зависимости от объема двигателя 495 742,5
С электродвигателями, не считая автомобили с гибридной силовой установкой 851,4 5247
С объемом двигателя до 1000 см3 851,4 5247
С объемом двигателя больше 1000 см3 , но меньше 2000 см3 1326,6 8177,4
С объемом двигателя больше 2000 см3, но меньше 3000 см3 2533,4 15958,8
С объемом двигателя больше 3000 см3 , но меньше 3500 см3 3435,3 28215
С объемом двигателя более 3500 см3 5445 34659,9

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Для физических лиц:
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 0,17 0,26
Для юридических лиц:
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *