- Алименты

Вторая волна эмиграции из России началась: куда сегодня едут россияне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вторая волна эмиграции из России началась: куда сегодня едут россияне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Турции действует одна из самых быстрых и доступных иммиграционных программ. ВНЖ страны можно оформить за покупку недвижимости на любую сумму. Безусловное преимущество: в недвижимость можно вписать любого необходимого заявителя (не только родственника) ― и он тоже получит иммиграционный статус. Процесс занимает всего 1−2 месяца.

Несмотря на то, что страна отменила программу Golden visa за инвестиции, россияне все еще могут эмигрировать в Испанию, подтвердив свою финансовую независимость при условии, что у клиентов есть счет в другой стране и средства на нем. Такой вариант ВНЖ дает возможность круглогодичного проживания и уверенность, что в страну можно въехать даже в условиях закрытых границ.

ВНЖ Испании открывает безвизовый въезд во все страны Шенгенского соглашения, доступ к европейской медицине и образованию, а также возможность через 10 лет получить европейское гражданство (при нахождении в стране не менее 183 дней в году). ВНЖ на основании финансовой независимости не дает права работать в стране по найму.

В программе помимо самого инвестора участвуют супруг или супруга, а также дети до 21 года.

Наличные.

Вы можете взять с собой только $10 000, конечно, если вы еще успеете снять деньги. 10 000 — это на одного человека, включая детей. Возможно, вам придется декларировать ценные вещи при въезде в ЕС, поскольку вы можете ввезти в ЕС без декларации ценные вещи на сумму 10 000 евро. Здесь считаются не только наличные деньги, но и золото, техника и предметы искусства. Не исключено, что ноутбук может быть признан ценным.

Центральный банк также ограничил снятие иностранной валюты с депозитов и банковских счетов с 9 марта по 9 сентября 2022 года.

В течение этих шести месяцев вы можете снять со своего счета не более 10 000 долларов наличными. Сверх этой суммы банк будет выдавать еще в рублях по официальному курсу Центрального банка.

Кроме того, Центральный банк запретил банкам продавать наличную иностранную валюту. Покупка возможна только по безналичному расчету. Но снять ее можно только в рублях по официальному курсу Центрального банка.

Невозможно будет перевести иностранную валюту на зарубежный счет для снятия за границей.

«Предмет запрета гласит следующее: запретить резидентам «внесение иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставляемых иностранными поставщиками платежных услуг».

Банковские карты.

10 марта российские карты платежных систем Visa и Mastercard перестали работать за рубежом. Получать рубли на российские карты и выводить их за границу стало очень сложно.

Поуехавших сделают понаехавшими

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.

Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.

На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.

Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.

Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.

А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: кому, на сколько и когда повысят пенсию

«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.

Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.

Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.

Президент также отметил, что в числе приоритетов остается сохранение и популяризация русского языка и меры поддержки его преподавателей. Российский лидер рассказал о поставках методической, учебной и художественной литературы в общеобразовательные учреждения других стран, а также о поддержке победителей олимпиад по русскому языку.

  1. Общие положения
  2. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
  3. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.
  4. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
  5. Условия формирования и реализации миграционной политики
  6. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств -участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.
  7. В 2012 – 2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
  8. На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.
  9. В 2012 – 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3 – 4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.
  10. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.
  11. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.
  12. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 – 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
  13. В 2012 – 2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:

Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.

Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.

Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.

Факторы привлекательности стран, в которые планируется эмиграция

Чтобы выбрать самый подходящий вариант переезда, нужно прежде всего сделать для себя четкий выбор, опираясь на свой менталитет, профессиональную подготовку, возраст, ожидания и потребности. Обычно, факторами привлекательности стран выступают следующие данные:

  • Развитая экономика и высокий уровень оплаты труда. Данный фактор является для многих причиной покинуть Россию с ее невысоким уровнем вознаграждения персоналу. Поэтому развитые государства Европы, США, Канада, Австралия, нефтедобывающие Объединенные Арабские Эмираты являются предпочтительными.
  • Высокий уровень социальной защищенности и наличие социальных программ. Здесь выделяются Норвегия, Швеция, Швейцария, Канада. Однако и стать их гражданином является делом непростым.
  • Климатические условия. Предпочтительнее климатические условия Южной и Западной Европы (Испания, Португалия. Италия), а также Австралии и Новой Зеландии с их уникальной природой и пейзажами. По этому параметру сложной является эмиграция в ОАЭ с жарким климатом и Канаду с ее пасмурной погодой и населением, постоянно принимающим антидепрессанты.
  • Быстрота и удобство получения вида на жительство. Здесь выделяются такие страны, как Чехия и Болгария, где и язык ближе к нашему, а также Черногория и Испания. Правда, в Черногории за последнее время ухудшилось отношение к русским, поэтому она стала менее популярной. Но это касается Европы, а есть еще Латинская Америка с Чили, Аргентиной и Уругваем. Но трудно сравнить их криминогенную обстановку с ситуацией в спокойной и благополучной Евразии. Зато попасть туда легче.
  • Наличие университетов для обучения и последующего переезда. Здесь вне конкуренции страны западноевропейские (Германия, Великобритания, Франция с их самыми престижными ВУЗами, предоставляющими бесплатные гранты и дающие льготное платное обучение для иностранцев в том числе), но и США и Канада тоже находятся в списке эмиграции для учащейся молодежи.
  • Наличие пенсионных программ. Данный фактор привлекателен для лиц старшего возраста. Есть варианты таких программ в экзотической Панаме, где пенсионерам полагаются большие льготы. Популярно и перемещение в Болгарию, где можно вполне прилично жить на российскую пенсию, получая ее в любом банке. При этом гражданство можно не получать, вполне хватит вида на жительство.
  • Дешевизна проживания. Довольно часто применяется эмиграция в страны, где есть дешевые товары и недорогие продукты питания. К ним относятся Китайская Народная Республика, которая популярна для переезда привычных к ее климатическим условиям граждан востока нашей страны, а также Таиланд и Филиппины, где есть возможности для комфортного проживания по недорогим ценам. Многие эмигрируют по той же причине в Египет, приобретая там недвижимость, но следует учитывать крайне жаркий климат данного региона в летнее время и соизмерять свои возможности с этим фактором.

Для себя, при решении вопроса эмиграции, нужно решить, какой фактор привлекательности является превалирующим. Если это перспективы работы в условиях высокоразвитой экономики и будущее профессиональное совершенствование — это один подход, если ориентированность на простоту получения вида на жительство — другой, если речь идет о возможности проживать в стране, где все недорого, и можно заработать себе на достойную жизнь — третий.

Миграционная ситуация в РФ

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Читайте также:  Врач рассказал, через какое время после простуды можно привиться от COVID-19

Почему уезжают россияне

Последний отток российских граждан, начало которому было положено в 2012 году, многие связывают с третьим президентским сроком, когда стало понятно, что особых изменений в стране ожидать не приходится.

С началом событий в Украине, которые повлекли за собой различного рода экономические санкции со стороны Западных стран, а также отсутствие доступа к иностранным капиталам, данный процесс активизировался с удвоенной силой.

В целом можно сказать, что большую часть граждан сегодня не устраивает:

  • политическая ситуация в государстве;
  • отсутствие возможности влиять на процессы, происходящие в стране;
  • постоянно растущие цены на коммунальные услуги;
  • низкий уровень социального обеспечения;
  • невозможность развиваться в профессиональном плане.

Все это заставляет наших соотечественников отправляться за моря, чтобы удовлетворить главные человеческие инстинкты – востребованность и защищенность.

Учебный проект «Проблемы миграции в современной России и пути их решения»

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры — неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Год Миграционный прирост (из сёл в города) (тыс. человек) Миграционный прирост (из городов в сёла) (тыс. человек)
1990 73,9 -73,9
1991 -183,4 183,4
1992 -460,6 460,6
1993 -70,4 70,4
1994 -20,2 20,2
1995 -1,7 1,7
1996 -57,5 57,5
1997 -43,7 43,7
1998 32,4 -32,4
1999 -199,6 199,6
2000 -38,1 38,1
2001 -15,7 15,7
2002 -27 27
2003 -23,7 23,7
2004 -693,9 693,9
2005 -204,1 204,1
2006 -52,4 52,4
2007 52 -52
2008 -113,2 113,2
2009 -87,1 87,1
2010 17,4 -17,4
2011 -62,6 62,6
2012 -87,3 87,3
2013 -67 67
2014
2015 -10,4 10,4
2016 4,9 -4,9
2017 76,9 -76,9
2018 44,8 -44,8

Литература[править / править код]

  • Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • Этнология и политика. Научная публицистика
  • Демоскоп. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее
  • Демоскоп. Внутренняя миграция и рынок труда
  • Демоскоп. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета
  • Демоскоп. И. А. Алешковский. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика
  • Демоскоп. Независимая газета. Безлюдные пространства
  • Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее (Опубликовано в: Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008 / -М.: UNDP, 2009. с. 80-96. Автор главы Н. В. Мкртчян)

По времени Преображенский оценивает вторую волну примерно в год с момента нападения России на Украину. В ней будет много ученых и бизнесменов, последние сейчас активно ищут каналы для перевода за рубеж своих компаний, отмечает он.

«Тот же Казахстан создает специальную программу под релокацию бизнесов из России, то есть президент Токаев, как и я, считает, что это только начало большого исхода, и Казахстан стремится извлечь из этого выгоду», — говорит Преображенский.

37-летний Владимир, чья компания делает программное обеспечение для ресторанов, несколько последних месяцев занимался поиском страны, куда можно перевести свой бизнес, и оформлением документов. Рассматривались страны с доступом к капиталу, включая Францию, Великобританию, Испанию и Кипр. В итоге Владимир вместе с женой и ребенком-школьником, а также четыре его сотрудника с семьями переезжают в Париж.

«Думаю, через год или два [в России] все будет очень плохо», — сказал Владимир CNBC. Об отъезде он задумывался и раньше, видя, как в России «исчезают политика и свобода», но Украина стала последней каплей.

Сообщалось, что сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож обсуждает с руководством компании возможность вывести за рубеж часть сервисов и развивать их на международной арене. Для этого он обращался к властям Израиля с просьбой облегчить получение рабочих виз и ВНЖ для сотрудников «Яндекса».

Одна из тенденций в рамках эмиграционной волны, судя по разговорам с теми, с кем пообщалась The Moscow Times, — отъезд за границу мужа с целью обустроиться и затем вывезти семью с детьми. То есть Россия не только лишится профессиональных специалистов, но и в более долгосрочной перспективе ее демографический потенциал заметно ухудшится. Причем уезжают не только из крупных городов: один из собеседников переехал в Западную Европу из городка в Челябинской области.

Баталова объясняет:

Миграция работает таким образом: когда поток начинается и люди начинают узнавать, как сделать те или иные вещи: найти квартиру, попросить убежища, устроиться на работу или начать бизнес, — это подталкивает к отъезду все новых людей. Это становится самоподпитывающимся циклом.

Судя по опросу The Moscow Times своих читателей, треть из тех, кто сейчас живет в России, в ближайшие годы планирует уехать. В Европе (страны ЕС, Великобритания, Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия) хотят жить 20% (сейчас живет 8%), в Америке число читателей газеты в результате переезда может увеличиться с нынешних 2% до 7%, в Армении, Грузии, Турции — с 3% до 5% (возможно, цифра 3% уже включает часть уехавших), в странах бывшей Югославии (у россиян популярны Сербия и Черногория) — с 1% до 2%, в Израиле — с 1% до 4%.

Комментирует Анатолий Несмиян:

Предполагается, что на фоне «не-войны» может уехать около 2 миллионов человек, причем это люди, которые в интеллектуальном и профессиональном плане являются «выше среднего» по стране.

Россия переходит на венесуэльский сценарий, когда режим снижает нагрузку на социальную систему тремя основными путями: уменьшением прямых расходов, то есть, сокращением объемов социальной помощи (компенсируя системное сокращение соцрасходов разовыми и бессистемными подачками), ухудшением качества социальной работы (падение уровня здравоохранения, образования уже ни у кого не вызывает вопросов), а также сокращением численности населения, во всяком случае, коренного. Причем из страны выдавливаются социально устроенные и активные люди. Остаются те, кто готов безропотно снижать стандарты своей жизни. Именно это вполне устраивает режим.

Конечно, до венесуэльских стандартов нам еще далековато: при Мадуро из страны бежала четверть населения. Четверть населения для России — это более 30 млн человек. Но надо же с чего-то начинать. Кого-то убило здравоохранение, кого-то похоронили ужасающие условия жизни, кто-то лег в украинской степи, кто-то собрал чемодан и уехал из страны.

Режим устраивает любой вариант, главное — уменьшить число бесполезного и потенциально опасного населения. Никакого проекта развития страны нет и уже не предвидится, а потому собственное население вызывает отвращение кремлевских самим фактом своего бесполезного существования.

Показатели миграции в россии за 2021 год

Если говорить о тенденциях, то на данный момент численность населения в РФ падает. Согласно оперативным данным государственной службы статистики, уменьшение числа жителей страны началось в 2017 году и к 2020 году темпы снижения лишь увеличиваются. Нельзя сказать, что до этого наблюдались высокие темпы роста числа граждан. Так в период с 2012 по 2016 года наблюдался небольшой прирост менее 50 тысяч человек каждый год. Суммарный прирост за эти годы не сопоставим с потерями за 11 месяцев 2020 года.

Годы

Все население, млн. человек

2001

146,3

2002

145,2

2003

145,0

2004

144,3

2005

143,8

2006

143,2

2007

142,8

2008

142,8

2009

142,7

2010

142,9

2011

142,9

2012

143,0

2013

143,3

2014

143,7

2015

146,3

2016

146,5

2017

146,8

2018

146,9

2019

146,8

2020

146,7

Эксперты: убыль населения России в 2020–2021 годах составит 1,3 млн человек

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.

За день до заявления Силуанова премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку главу Росстата Александра Суринова. Это увольнение связали с тем, что наверху были недовольны низкими показателями развития экономики, которые демонстрировали в ведомстве. Так, глава Минэкономразвития Максим Орешкин «постоянно требовал быть более оптимистичными», а глава Росстата Суринов «как профессионал и ученый, все-таки старался не заплывать за буйки здравого смысла». Новый же руководитель «наверняка будет более оптимистичным» и «будет показывать только ту статистику, какая требуется», говорили информированные источники.

В качестве примера неудовлетворительной работы Росстата Силуанов привел «важнейший» показатель реальных располагаемых доходов населения, который, согласно данным Росстата, снижается с 2021 года. «Как он считается, знает, наверное, только Росстат», — сказал Силуанов, отметив, что данные относительно реальных зарплат считаются «более-менее понятно и достоверно», тогда как качество счета реальных доходов «ужасное». Это связано в том числе и с методами сбора информации: так, Росстат вручную собирает информацию по стоимости продуктов, которые входят в потребительскую корзину, чего быть не должно.

Статистика эмиграции из России

В 2017 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Иностранцы, которые приезжают в Российскую Федерацию с целью найти работу, должны указывать это в графе о намерениях приезда. В противном случае они не смогут потом получить официальную должность. Действует такая поправка и относительно безвизового режима. Если гражданин указывает целью приезда туризм, то в получение разрешения на трудовую деятельность или патента ему будет оказано.

Также по приезду в Россию на регистрацию дается 15 дней. В этот срок нужно успеть встать на учет. Изначально этот период должен был составлять неделю, но ее явно было бы недостаточно при таком наплыве мигрантов. Но если человек не успеет зарегистрироваться, то его пребывание в стране является незаконным.

Коснулись перемены и патентов. Напомним, что без такого документа устроиться на официальную работу мигранту невозможно. Однако теперь, для участников безвизового режима стирается грань между таким документом для юридического и физического лица. Достаточно одной общей бумаги для всех видов деятельности. Также размер обязательного взноса при получении теперь назначают региональные власти.

Таким образом, в разных регионах стоимость может отличаться. Но статистика показывает, что в основном, они возросли примерно на 1000-2000 рублей. Раньше для некоторых категорий граждан можно было получить разрешение на работу на три года. Теперь абсолютно для всех этот срок равняется году, после чего нужно переоформление.

Решили власти бороться и с тем, что некоторые иностранцы, которые планируют трудиться в России, банально не могут говорить на русском. Поэтому теперь все граждане сдают экзамены по языку, истории и основам права. Экзамены проходят в виде тестов, и действительно бывали случаи, когда из-за низкой оценки человеку не давали разрешение на работу. Чтобы их сдать, нужно уплатить пошлину (3500 рублей).

Также работники-иностранцы должны выплачивать из своих зарплат 1.8% на страхование. Это гарантирует не только обеспечение медицинской помощи, но и возможность стать на учет в Центр занятости и получать компенсацию за потерю работы. Чтобы оформить ее, необходимо делать взносы минимум 6 месяцев. Если у будущего работника нет медицинского полиса, то его не имеют права брать на работу. Полис оформляется минимум на один год.

Иностранцы, которые закончили любое русское учебное заведение (не только институт, но и колледж), имеют право получить работу в упрощенном режиме. Не требуется в данном случае и опыт работы, а срок получения гражданства может составлять всего 9 месяцев. Таким образом, миграционные пути получают больше систематизации, ведь поток граждан только будет увеличиваться в будущих годах.

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

Количество тех, кто приезжает в страну, всегда строго контролируется. Согласно статистике, еще пару лет назад ежегодно оформлялось не менее 10 миллионов паспортов гражданина РФ. А в прошлом году эта цифра достигла 16 миллионов.

  1. Мигранты могут быть возвратные или безвозвратные. То есть вы можете приехать на время в другую страну или переехать туда на постоянное жительство.
  2. Сезонные или маятниковые. К сезонным относятся туристы. Маятниковые – это те, которые приезжают регулярно, например, те, кто ездит работать вахтовым методом.
  3. Иммигранты или эмигранты. Ну, это понятно, те, кто приезжает в страну, и те, кто из нее уезжает.
  4. Добровольные, принудительные, вынужденные.

Миграционная ситуация, как правило, изменчива. Были периоды, когда в России было больше иммигрантов, но сейчас прогноз на увеличение количества эмигрантов.

Как правило, это зависит от экономической составляющей.

  1. Безопасность. Много иммигрантов из стран, где происходят военные конфликты или высокий уровень преступности.
  2. Качество медицины. Приезжают люди из стран с более низким уровнем развития медицины.
  3. Образование.

    Не секрет, что в РФ хорошее соотношение цены и качества образования.

  4. Поиск работы. Множество людей приезжают из-за высокого уровня безработицы в своей стране.
  5. Жилищный вопрос. Есть страны, где весьма проблематично получить или купить жилье.
  6. Питание.

    Во многих странах люди элементарно голодают из-за высоких цен на продукты и низкого уровня заработной платы.

Но не будем забывать, что многие люди эмигрируют из РФ по этим же причинам в страны, где все эти пункты в гораздо лучшем состоянии.

На данный момент наблюдается спад иммиграции в Россию по сравнению, например, с 2013-2014 гг.

Если говорить о России, здесь уровень недоверия к приезжим очень высок. Особенно высоко недоверие к цыганам, китайцам и иммигрантов из Средней Азии. В последние годы также возросло негативное отношение к выходцам с Кавказа. Местами, конечно, это продиктовано самим поведением иммигрантов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *