- Алименты

Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

Порядок сдачи отчетности

Отчет сначала необходимо предоставить в электронном виде на веб-портал информационной системы Росприроднадзора (Модуль природопользователя). При правильной регистрации отчета на веб-портале отчёту будет присвоен идентификатор (идентификационный номер), который проставляется в шапке отчета на бумажном носителе на стр. 1, в строке «Электронный идентификатор отчета в информационной системе Росприроднадзора».

Важно: Без этого номера отчет недействителен! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем — считается не принятым!

Зафиксировать сдачу отчета на бумажном носителе можно двумя способами:

  1. Личное посещении Росприроднадзора.

  2. Отправить отчет по почте с описью вложения заказным письмом с уведомлением.

Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено:

1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;

2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

3. Комплексное экологическое разрешение;

4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);

5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);

6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);

7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).

10. Оформление паспортов на отходы.

11. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Куда сдавать отчет МСП в 2020 году

В отчете раскрываются данные об учете отходов: о количестве образованных и переданных/принятых на хранение или обезвреживание отходных масс. Информация подается в контролирующие органы по окончании отчетного года. Сведения отражают в соответствии с данными первичного учета у ИП или на предприятии. Форма МСП сдается теми субъектами хозяйствования, которые соответствуют критериям отнесения к малому и среднему бизнесу, в категорию отчитывающихся лиц входят и микропредприятия.

Отчет МСП в 2020 году подается в территориальные органы Росприроднадзора.

Срок представления отчета – не позже 15 января года, следующего за отчетным. В 2020 году, когда предприниматели и компании будут сдавать отчетность по итогам 2020 года, крайней датой сдачи будет 15.01.2020 г., перенос срока не планируется.

В зависимости от уровня подчиненности объектов, на которых формируются или размещаются отходы, могут отличаться сроки подачи формы МСП в регионах. По региональным объектам отчитываться надо в департаменты природных ресурсов соответствующего субъекта РФ, причем в сроки, которые указаны в правовых актах соответствующих регионов.

Разъяснения законодательства

С 1 января 2020 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.

Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).

Форма 2-ТП (воздух) в рамках экологической отчетности 2021

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным. утвердил новую форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту. В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было.

За несвоевременную сдачу отчетности при проверке грозит штраф (ст. 8.5 КоАП). Размер санкций для должностных лиц – от 3000 до 6000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 80 000 руб.

В связи с вступившим в силу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ произошли упразднения ряда природоохранных документов для объектов III категории.

Так, с 2019 года для объектов, имеющих III категорию НВОС, не нужно больше разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также прекращается согласование и выдача нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, проект ПДВ и НДВ для объектов 3 категории в 2021 году разрабатывать не нужно. Также для объектов 3 категории не обязателен проект ПНООЛР – за его отсутствие никакого штрафа не предполагается. А вот отчетность по отходам подавать необходимо.

Но на основании Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в новой редакции согласно ст. 15 п. 11 необходимо подавать в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Отслеживать все изменения в законодательстве и правильно применять действующие природоохранные нормы в соответствии с инструкциями и приказами на предприятии – задача квалифицированного специалиста-эколога.

Титульный лист заполняется производителем или импортером товаров.

В поле «ОКТМО отчета»

выбираются коды ОКАТО и ОКТМО.

В поле «Представляется в орган Росприроднадзора»

указывается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (либо ее территориальный орган).

Далее указываются следующие сведения о производителе или импортере товаров:

  • полное и краткое наименование юридического лица или ФИО физического лица, являющегося ИП;
  • номер контактного телефона, факса и адрес электронной почты;
  • ИНН и КПП организации (ИНН физического лица);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • коды в соответствии с ОКПО и ОКОПФ;
  • сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • юридический и фактический адрес организации или физического лица, а также коды ОКАТО и ОКТМО;
  • размер и численность, банковские реквизиты, код по ОКВЭД.

В отдельных полях делаются отметки о том, является организация или физическое лицо производителем либо импортером товаров (в т.ч. упаковки).

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным (соответственно – 22 января 2021 года для начавшейся отчетной кампании).

Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 “Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.

В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было. Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.

Экологическая отчетность 2021 по программе ПЭК

Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за деятельностью по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 утвердил форму отчетности по ПЭК. Отчётность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2021 года.

Читайте также:  Правила разворота на трамвайных путях

Приказ Минприроды России от 23.06.2020 № 383 изменил форму отчета, будьте внимательны! В частности, появились таблицы, в которых приводятся утверждённые квоты на выбросы, если таковые имеются на вашем предприятии в рамках эксперимента по квотированию. Гораздо большего количества природопользователей коснется изменение, вводящее в отчёт несколько таблиц по обращению с отходами. Ранее в отчете вообще не предоставлялась информация о движении отходов.

В октябре 2021 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2021 года № 522, в ноябре 2021 года рекомендации были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2021 года.

Мы подготовили отдельный материал о том как заполнять отчет по программе ПЭК. Рекомендуем ознакомиться!

Заполнить отчет по программе ПЭК

Технический отчет о неизменности производственного процесса: вопросы и ответы

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета. При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.

Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета также не предусмотрен законодательством.

В территориальных органах Росприроднадзора по-разному трактуют те или иные положения Порядка. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает масса вопросов по представлению технических отчетов, а самое главное — о последствиях его непредставления[1]. В данной статье мы попробуем разобраться с вопросами по порядку.

Отчет формы 2-ТП отходы: нормативка и иные важные нюансы

Отчет формы 2-ТП отходы — отраженный в табличном виде результат организованного на систематической основе учета отходов, полученных в результате производства, обработки и утилизации.

Зачем учитывать эти подлежащие удалению предметы и вещества? Ответ содержится в законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в котором выделены 2 группы принципов государственной политики в сфере обращения с отходами:

  • внутренние (как сохранить здоровье населения и биологическое разнообразие, состояние окружающей среды, достичь равновесного сочетания экологических и экономических интересов общества и др.);
  • внешние (международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере).

Указанный нормативный документ предусматривает обязанность ведения учета отходов, хранения данных этого учета и составление отчетности по ним:

  • Учету подлежат все виды отходов (образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные и др.). Порядок его ведения утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  • Хранение материалов учета отходов должно обеспечиваться в течение 5-летнего срока (п. 21 приказа № 721).

На респондентов возложена обязанность отчитываться об отходах. Отчетным документом служит форма 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденная приказом Росстата от 12.12.2019 № 766. Организовывать учет и хранить собранные данные нужно вне зависимости от того:

  • каким видом деятельности занимается юрлицо или ИП;
  • каков годовой объем образовавшихся отходов.

Отчет по отходам составляют с учетом того, что он:

  • предназначен для подачи в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчитывающегося лица;
  • сдается в указанный на самом бланке формы 2-ТП отходы срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Поскольку в 2020 году это выходной, отчитаться можно до 03.02.2020.

Отражению в отчете формы 2-ТП отходы подлежат данные по каждому виду находящихся у респондента отходов (за исключением радиоактивных).

Отчет 2 ТП отходы оформляется по строго определенным правилам. Образец заполнения и чистый бланк, куда вносятся данные для заполнения отчета, можно скачать на сайте Росприроднадзора.

По сути, она включает в себя две составляющих:

  1. Титульный лист. Эта часть содержит полную информацию об организации: отчетный период, название предприятия, ИНН, адрес, ФИО директора, контактные данные — в общем, стандартный — полный набор данных, которое должно предоставлять юридическое лицо.
  2. Основная часть. Представляет собой несколько таблиц, куда включен полный перечень отходов, образовавшихся и принятых. Здесь прописывается полный путь движения отходов, начиная от их образования и заканчивая утилизацией: куда и в каком количестве они транспортируются и как хранятся. В форме указывается полный отчет о захоронении, передаче на утилизацию, использовании или хранении отходов за конкретный отчетный период.

При этом организации нужно регулярно вести журнал учета движения отходов на предприятии: все эти данные в дальнейшем пригодятся для заполнения формы. Также нельзя забывать об учете лимитов на размещение отходов, установленных законодательством для организации.

Читайте также:  Задержка заработной платы: что делать, если задержали выплаты

Готовый отчет должен содержать данные обо всех видах отходов, которые находились в цикле работы организации. Исключение составляют радиоактивные отходы, которые подлежат отдельному строгому учету.

Показатели по разным видам отходам для сдачи отчета фиксируются по-разному:

  • Отходы IV и V классов опасности: указывается в тоннах, цифру округляют до одного знака после запятой.
  • Отходы I, II и III классов опасности: указывается в тоннах, показатель округляют до трех знаков после запятой.

Необходимо ли получать лицензию на пользование недрами с целью извлечения подземных вод из наблюдательных скважин для проведения мероприятий по контролю за загрязнением подземных вод на объектах размещения твердых бытовых отходов?

На основании ст.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, которое утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1, получать лицензию на право ведения мониторинга природной среды и контроля за режимом подземных вод не нужно. Согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, контроль за ведением мониторинга подземных вод органами государственного геологического контроля не производится.

Кто должен контролировать охрану водных объектов от загрязнения, выявлять источник загрязнения поверхностных вод, которые являются источником питьевого водоснабжения, и принимать меры реагирования по отношению к нарушителям природоохранного законодательства?

Согласно ч. 3 ст.36 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ Правительством РФ определяются критерии отнесения объектов к объектам, которые подлежат федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

На основании этих критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются перечни объектов, которые подлежат, соответственно, федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Указанные Критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 640.

Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 № 801, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для проведения комплексного экологического обследования и принятия мер реагирования следует обратиться в государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Контроль за соблюдением санитарного законодательства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (согласно п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Где можно выяснить требования к организации и благоустройству первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения?

Эти требования регулируются п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов»:

  • Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. Кроме того, она должна быть озеленена, ограждена и обеспечена охраной. У дорожек к сооружениям должно быть твердое покрытие.
  • Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки, но при надлежащем обосновании расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора в случае использования защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м в случае использования недостаточно защищенных подземных вод (п.2.2.1.1).

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. Для водозаборов из защищенных подземных вод, которые расположены на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО можно сокращать при условии гидрогеологического обоснования при согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Рассмотрение отчетности

Основные требования при сдаче Отчетности:

  • Отчет должен быть по форме (форма представлена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)
  • Отчетный период составляет один календарный год.
  • Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
  • Отчетность составляется на бумажном носителе (2 экземпляра) и на электронном носителе (1 экземпляр).
  • Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов
  • Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
  • Датой представления Отчетности считается отметка исполнительного органа о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *