Вы - участник социальной сети? |
На уровне обыденного сознания представляется возможным правильно отражать отдельные стороны, признаки реально существующих процессов и явлений, определять пути и способы достижения поставленных целей, принимать иные волевые решения.
Однако на этом уровне познающий субъект не может объяснить надлежащим образом причины возникновения, существования или изменения наблюдаемых им процессов и явлений, а также
Наука представляет собой неотъемлемую часть социального бытия, является совокупным результатом деятельности общества и может существовать только в форме, доступной для широкого круга специалистов, а также и иных лиц. Результаты научных исследований всегда объективируются с помощью специального научного
Эмпирическое познание отражает исследуемый объект со стороны его внешних связей, таким, каким он существует в объективной реальности, тогда как сущность исследуемого остается еще нераскрытой и непознанной. Основной формой эмпирических знаний выступают единичные либо обобщенные факты. Высший уровень
По мнению Г. Гегеля и К. Маркса, завершающая стадия теоретического познания осуществляется в процессе восхождения от абстрактного к конкретному, представляющему собой способ, «при котором мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное», как «синтез многих определений, следовательно, единство многообразного».
Более того, в рамках одной науки, как правило, существуют несколько конкурирующих между собой теорий.
Возможности исследователя в получении объективно-истинных знаний значительно увеличиваются благодаря применению специальных приемов, способов научного познания. Каждая наука имеет свой метод, т. е. совокупность
Отдельные авторы в основание науки включают также материальную действительность и практическую деятельность человека, т. е. те компоненты реального бытия, которые составляют ее объект. При этом целесообразно отличать само реальное бытие, предметно-практическую деятельность человека и систему материальных источников, сохраняющих, фиксирующих
При этом важно выделять два вида исторических исследований: историю становления и развития научных знаний, учений, теорий, а также историю становления и развития научных учреждений, организации науки как особого социального института, общественных отношений, в которые вступали ученые в процессе своей исследовательской деятельности. В частности, высказывается
Полученные в ходе исследования знания включаются в состав науки, если удовлетворяют следующим требованиям:
1) знания должны быть объективированы в форме, обеспечивающей их восприятие другими заинтересованными лицами, т. е. введены в научный оборот, доступны не только авторам исследования, но и другим специалистам для изучения и применения в дальнейшей научной,
3) знания должны содержать новизну, т. е. не быть известными никому до получения результатов исследования и их объективации. Понятие научной новизны А. И. Ракитов раскрывает следующим образом. Он полагает необходимым составить упорядоченный список единиц знания в соответствующей науке. Каждая единица содержит знания об объективном законе, результате эмпирического наблюдения, методе или поставленной проблеме. «Та или иная
Однако с позиций критического рационализма (П. Фейерабенд), каждый ученый вправе разрабатывать и пропагандировать свою собственную теорию, не обращая внимания на имеющиеся логические противоречия, несоответствие знаний основаниям науки, критику других ученых. Развитие науки, полагает П. Фейерабенд, иррационально: новые теории побеждают не потому, что они ближе к истине, точнее и глубже отражают объективную реальность, а вследствие того, что они наиболее интенсивно пропагандируются