- Торговое право

ОГЭ по обществознанию в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОГЭ по обществознанию в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Издание предназначено для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию.
Приводится более 400 заданий разного уровня сложности по всем темам, знание которых проверяется на ОГЭ. Ко всем заданиям приводятся ответы.
Издание окажет помощь учителям при организации тематических проверок для текущего закрепления материала, а также при подготовке учащихся к ОГЭ.

Учебное пособие написано О.В. Кишенковой — кандидатом исторических наук, экспертом Московского центра качества образования, автором многочисленных пособий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Книга поможет сформировать стойкие навыки выполнения заданий разных типов и уровней сложности по всем темам, изучаемым в основной школе.

Важно! В 2023 году критерии оценивания для ОГЭ по обществознанию не изменили. Выполнив все 24 задания, выпускники могут набрать максимум 37 ПБ (первичных баллов), из которых 17 – за блок вопросов с краткими ответами (46,9%) и еще 20 – за 8 развернутых ответов (54,1%).

Разбаловка по отдельным вопросам КИМа в 2023 году будет такой:

Максимальный ПБ Номера вопросов
1 ПБ № 2 – 4, 7 – 11, 13, 14, 16 – 20
2 ПБ № 1, 6, 15, 21, 22, 24
3 ПБ № 5, 23
4 ПБ № 12

Вариант ОБ2290102 с ответами

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? Духовная культура; физиологические потребности; этика; спрос; банк. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

2)Группа девятиклассников школы № 138 начала дополнительные занятия по истории и обществознанию для подготовки к итоговой аттестации. Субъектом данной деятельности является(-ются)

  • 1) итоговая аттестация по истории и обществознанию
  • 2) школа № 138
  • 3) дополнительные занятия
  • 4) группа девятиклассников

3)Анна и Юлия учатся на историческом факультете Педагогического университета. Три раза в неделю они занимаются фитнесом в студенческом спортивном клубе «Город будущего». Какое образование получают девушки в спортивном клубе?

  • 1) среднее профессиональное образование
  • 2) высшее образование
  • 3) дополнительное образование детей и взрослых
  • 4) дополнительное профессиональное образование

4)Верны ли следующие суждения о функциях морали? А. Мораль является регулятором социальных взаимодействий. Б. Мораль выполняет функцию социализации.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

5)Рассмотрите фотографию. Какой вид экономической деятельности осуществляют люди, изображённые на фотографии? Используя обществоведческие знания и факты социальной жизни, сформулируйте по одному правилу рационального осуществления этой деятельности для каждого из участников и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

6)Анна получила SMS-сообщение об утечке персональных данных с сайта коммерческого банка и необходимости срочно изменить пароль доступа в мобильный банк. Для этого нужно было дважды ввести новый пароль и указать данные электронной карты в ответном сообщении. В чём состоит опасность этой ситуации для личных финансов Анны? Как ей правильно поступить в такой ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

Читайте также:  Как выгодно уйти из декрета в декрет в 2022 году

7)Рыночное равновесие – это ситуация, при которой

  • 1) на рынке отсутствует конкуренция, продавец может повышать цену на товар, который продаёт только он
  • 2) все покупатели могут приобрести товары по выгодным ценам
  • 3) все продавцы могут продать свой товар по справедливой цене
  • 4) при определённой цене количество продаваемого товара равно количеству товара, которое приобретают потребители

8)Фирма «Одуванчик» приобрела участок, на котором располагалась свалка бытовых отходов, и, по сообщениям СМИ, занимается рекультивацией почвы и строительством сооружения для очистки протекающего неподалеку ручья. Примером какого фактора производства является очистное сооружение?

  • 1) информация
  • 2) земля
  • 3) капитал
  • 4) труд

9)Верны ли следующие суждения о рынке труда? А. Уровень оплаты труда связан с редкостью профессии и профессиональным опытом работника. Б. Для того, чтобы найти высокооплачиваемую работу, нужно знать, какие специальности дефицитны сейчас и будут востребованы рынком в течение длительного времени.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

10)Учитель биологии и химии Андрей Геннадьевич прошёл курсы переподготовки географического факультета и стал учителем географии. Данная ситуация – пример

  • 1) вертикальной социальной мобильности
  • 2) социальной стратификации
  • 3) горизонтальной социальной мобильности
  • 4) социального неравенства

11)Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. В основе любого социального конфликта лежат экономические причины. Б. Социальные конфликты можно разрешить с помощью компромисса.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

12)Социологи провели опрос совершеннолетних мужчин и женщин о том, какие профессии они считают самыми уважаемыми. Результаты опроса (в % от числа отвечавших, можно было дать несколько ответов) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

13)Президент государства Z возглавляет правительство. Законодательное собрание Z состоит из двух палат, одна из которых избирается в ходе всеобщего, равного, прямого голосования всеми совершеннолетними гражданами Z, а вторая формируется из представителей законодательной и исполнительной власти областей, составляющих страну Z. Суд в государстве независим и подчиняется только закону. Все органы государственной власти и должностные лица действуют на основе законодательства, ведущим принципом которого является защита прав и свобод граждан. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство

  • 1) монархическое
  • 2) демократическое
  • 3) унитарное
  • 4) тоталитарное

14)Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государство наряду с другими организациями осуществляет политическую власть в обществе. Б. Государство распространяет свою власть на определённой территории.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

16)Среди перечисленного примером правового отношения является

  • 1) поздравление одноклассника с днём рождения перед началом уроков
  • 2) решение членов семьи провести майские праздники в городе
  • 3) дарение бабушкой квартиры любимому внуку
  • 4) ссора спортсменов после поражения их футбольной команды

17)В проверочной работе Николай правильно указал отличие норм права от других видов социальных норм. Это

  • 1) возникновение одновременно с появлением общества
  • 2) возможность применения социальных санкций к нарушителю
  • 3) оценка поведения человека с позиций добра и зла
  • 4) обеспечение мерами государственного принуждения
Читайте также:  Алименты в браке без развода: какие документы нужны?

18)Верны ли следующие суждения о прокуратуре и функциях прокурора? А. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Б. Прокурор принимает решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

19)Потребности людей многообразны. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства материальных и духовных потребностей, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  • 1) являются мотивом деятельности
  • 2) обеспечивают физическое существование человека
  • 3) изменяются со временем
  • 4) удовлетворяются в процессе приобщения к сфере культуры

21)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

У подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию есть одна особенность: его выбирают не только выпускники, которые хотят связать жизнь с гуманитарными науками, но и те, кто действует по принципу «лишь бы сдать, а там разберемся».

Бывает так, что школьник определяется с тем, какие экзамены по выбору будет сдавать, буквально за несколько месяцев до итоговой аттестации. В этом случае времени на подробное изучение объемного материала нет, а главная задача учителя — дать основные знания и помочь ученику освоить главные компетенции и навыки.

Подготовиться к экзамену и сдать его на приличный балл все же реально. Педагогам, которые столкнулись с такой проблемой, советуем не паниковать, а спокойно оценить ситуацию и правильно расставить приоритеты в подготовке.

  1. Давайте задания для самостоятельного изучения.
    Одно дело — когда ученик мотивирован и готовится к сдаче ЕГЭ несколько лет. Другое — когда он решил сдавать экзамен по обществознанию «от безысходности». Несмотря на то, что профессионализм и успехи педагогов стали оценивать в том числе и по результатам ЕГЭ их учеников, задача преподавателя — обратить внимание выпускников на то, что они должны сами приложить усилия. Если школьники что-то забыли, то пусть найдут время повторить это самостоятельно
  2. Умейте ориентироваться в актуальной обстановке.
    И учить этому своих выпускников. В учебники, какими бы подробными они ни были, невозможно полностью вместить Конституцию, а также все законы и кодексы. Кроме того, в документы периодически вносят поправки, которые нельзя отразить в пособиях оперативно. Следите за информацией об изменениях в законодательной базе, экономике и социальной сфере и напоминайте о важности такого мониторинга ученикам.
  3. Следите за новостями.
    Чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию, требуется не только разбираться в законодательстве и понимать суть ключевых понятий — необходимо еще хорошо ориентироваться в современной социальной, экономической, политической и правовой повестке. У выпускников этот навык часто хромает. Подтянуть «хвосты» поможет ежедневный просмотр новостных выпусков или телепередач с правовым уклоном, а также чтение новостей, публикуемых в электронных СМИ в разделе «Общество» и «Политика».
  4. Мотивируйте учеников готовиться к урокам.
    По опыту педагогов, некоторые ученики не понимают, что уроки по обществознанию — это часть подготовки к ОГЭ или ЕГЭ, и задают вопросы из серии «А когда мы будем готовиться?». Напоминайте детям, что все пройденное и разобранное в рамках школьной программы пригодится им на экзамене.
  5. Не пытайтесь объять необъятное.
    Задания в ОГЭ и ЕГЭ всегда ориентированы на школьную программу и базовые термины, которые присутствуют во всех учебниках из федерального перечня. Формулировки иногда меняются, но составители вопросов не требуют знаний на уровень выше школьных. Поэтому стоит взять за основу учебно-методический комплекс (УМК), в котором главная информация изложена лаконично, но емко, чтобы ее освоил даже самый неподготовленный ученик, а в дополнение привлечь другие материалы.

Чем удобен УМК «Сферы» для подготовки к ГИА

Учебник отличается сжатой подачей материала: один параграф занимает один или максимум два разворота. Во-первых, это позволяет быстро усваивать материал и тратить немного времени на подготовку. Во-вторых, современным школьникам, которые в большинстве своем не очень любят читать, морально легче справиться с таким объемом.

В УМК входят:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • поурочные методические рекомендации;
  • тетрадь-тренажер (сейчас выпущены для всех классов, кроме 10-11-х).

Материал курса разбит на три больших блока:

  • знаниевый;
  • ценностно-нормативный;
  • деятельностный.

План подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нужно заранее разработать план, как готовиться к ОГЭ по обществознанию. Это поможет избежать ошибок и спланировать свое время, добиться максимального результата.

Во-первых, проще всего начать с блока «Человек и общество». В нем содержатся основы обществознания, благодаря которым готовиться к ОГЭ по обществознанию по другим тематическим блокам будет намного проще.

Во-вторых, больше всего времени уделяйте тем блокам, по которым нужно изучить больше информации: более обширные или западающие лично у вас темы.

В-третьих, практикуйте форматные задания. Для того, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию на максимальный балл, нужно изучить и отработать структуру форматных номеров. В этих заданиях важно не столько знание теории, сколько умение решать определенный тип задач.

Темы для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Чтобы начать подготовку к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить шесть основных разделов:

  1. Человек и общество — это тематический раздел, включающий все виды межличностных отношений, а также ощущения человека внутри социума. Стоит обратить внимание на темы: сущность общества, общество и природа, сферы общественной жизни, проблема личности, человеческая деятельность, межличностные отношения и конфликты.
  2. Экономика — это блок, материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию по которому включает хозяйственные отношения. Особое внимание нужно уделить разделам: сущность экономики, товары и услуги, ресурсы и потребности, собственность, экономические системы, производство и труд, рынок и торговля, предпринимательство, деньги, налоги, банки и экономические функции социальных институтов.
  3. Политика — это тематический блок, в основу которого входят управление, межгосударственные отношения, отношения между ветвями власти и власти с народом.
  4. Духовная сфера — это раздел, полностью посвященный культуре. Для подготовки к ОГЭ по обществознанию нужно изучить темы этого раздела: сущность духовной сферы, наука, образование, религия и мораль.
  5. Право — это блок, задания в котором построены на правотворчестве и правовых отношениях. Стоит обратить внимание на темы: сущность и роль права, норма права, правоотношения, правонарушения, Конституция РФ, федеративное устройство, госвласть, правоохранительные органы, права, свободы и обязанности, защита прав, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.
  6. Социальная сфера — это раздел об обществе и условиях жизни человека в обществе. Готовиться к ОГЭ по обществознанию можно, изучив темы: структура общества, семья, социальные роли, социальные ценности и нормы, девиантное поведение, социальный конфликт, межнациональные отношения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *